Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в ...
Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в ...
Дипломная работа на тему:
Психологические особенности
отношения
мальчиков и девочек
младшего школьного возраста к
родителям
в полных и неполных семьях
Москва 2007
Содержание:
Введение………………….………………………………………………………..3
Глава I Проблематика отношения
к детям в полных и неполных семьях
§ 1 Семья и её влияние на
формирование личности ребёнка…………………..7
§ 2 Особенности отношения и
поведения мамы и папы……………………...16
Материнство………………………………………………………...............17
Отцовство…………………………………………………………………...21
§ 3 Полная и неполная
семья……………………………………………………25
§ 4 Психологические особенности
мальчиков и девочек……………………..29
§ 5 Влияние полной и неполной семьи
на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек младшего
школьного возраста…………..31
Выводы…………………………………………………………………………...41
Глава II Экспериментальное исследование
отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях
§ 1 Задачи, гипотезы и объект
исследования…………………………………..42
§ 2 Методики исследования и анализ
результатов..………………..………….43
Выводы…………………………………………………………………………...50
Заключение…………………………………………………………….................52
Литература....………………………………………………………..…………...54
Приложение 1 Протоколы методики
«Круги»
Приложение 2 Протоколы методики
«Рисунок семьи»
Приложение 3 Протоколы методики
«Семья животных»
Введение
Семья – это ячейка общества. Именно в
семье закладывается фундамент будущего – дети, именно там мужчина и женщина
решают, иметь ли детей, в каком количестве и каким образом их воспитывать.
Существует и другой вариант появления детей на свет – не в семье, а у
матери-одиночки.
Развитие, формирование личности
каждого ребенка зависит от влияния окружающей его среды. Очень часто это
влияние в детские годы играет решающую роль во всей дальнейшей судьбе человека.
Дети наряду с физическими потребностями обладают потребностями психического
характера, удовлетворение которых очень важно для общего развития.
Семья является одним из самых важных
и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия
воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное
обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют
жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного
воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная
атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается,
преломляясь в структуре личности.
Особенности взаимодействия ребенка с
родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений
привязанности оказывают влияние как на протяжении всего периода детства, так и
в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с
другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.
Психические потребности ребенка лучше
всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не
только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также
естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает
предпосылки для его социализации. Ребенок учится реагировать на постоянно
изменяющиеся социальные ситуации. С помощью матери и других членов семьи, у
которых ребенок находит опору, он завязывает новые отношения, занимает
определенные роли и позиции. Его уверенность, так же как и здоровая
самоуверенность, вытекающая из крепкого единства чувств в семье, облегчает
социальную адаптацию в детстве, способствует последующему взрослению и
возмужанию. Различные трудности, возникающие у взрослого человека в социальной
сфере, в значительной степени обусловлены тем, что эти люди в детские годы жили
в конфликтующей, холодной атмосфере или подвергались в семье разным, порой
противоречивым, методам воспитания [17].
Безусловно, что в развитии ребенка
дают себя знать и генетические, то есть наследственные, особенности,
заимствованные от кровных родителей. Однако от воспитания ребенка, особенно в
самом раннем возрасте, во многом зависят привычки и навыки взрослого человека,
его умение трудиться, любить, доброжелательно относиться к людям.
Каждому ребенку в первую очередь
нужна мать или человек, полностью ее заменяющий. Потребность ребенка постоянно
испытывать положительное чувство к одному и тому же человеку, как правило,
удовлетворяет мать. Ребенок нуждается также в окружающей среде, которую он
постепенно познает, начинает понимать и ориентироваться в ней. В самом раннем
возрасте этой средой для ребенка является семья. Со временем его окружение
растет, однако очень важно для человека то чувство сопричастности с близкими
людьми, которое формирует семья. Для нормального формирования личности ребенку
необходимо окружение таких людей, которые бы принимали его как личность, с
которыми бы он жил одними интересами [26].
Таким образом, семейное воспитание,
как всякий организованный процесс предусматривает определенную
целеустремленность, постановку конкретных задач. Главную цель воспитания детей
в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе
духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение
этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в
настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного
труднее, так как все ложится на плечи одного из родителей, матери или отца. В
каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из
родителей [7].
Изучением проблемы воспитания в
неполных семьях занимаются И. Дементьева, Н. Зубарева, М. А. Костенко,
Л.Г. Лунякова и другие [7, 8, 9, 12, 24, 28]. Одним из основных критериев
эффективности семейного воспитания И. Дементьева считает идентификацию детей с
родителями, также она затрагивает вопрос об образовании и профессиональной
ориентации детей развода, психологические особенности личности таких детей [7, 8,
9]. М. А. Костенко преимущественно рассматривает неполные отцовские семьи.
Я в своем исследовании хочу затронуть
тему воспитания детей преимущественно в неполных семьях, т.к. обстановка в них
усложнена отсутствием одного из родителей, что накладывает свой отпечаток на
формирование целостной личности ребенка. Я попытаюсь выяснить, может ли один из
родителей дать ребенку полноценное воспитание, заменив обоих, при этом
сформировав правильное поведение и наделив теми качествами, которые присущи
данному полу ребенка.
Гипотезой моего исследования
выступает предположение о том, что дети из полных и неполных семей
воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и
девочек к родителям.
Предметом исследования является эмоциональное
отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.
Объект – 11 детей, из которых 2 из
неполных семей.
Для достижения поставленной цели необходимо
реализовать следующие задачи:
- раскрыть влияние стилей
родительского отношения на формирование личности ребенка;
- изучить особенности характера детей
из неполных семей;
- охарактеризовать условия,
способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей;
- раскрыть методы психологической
помощи неполной семье в воспитании детей;
В процессе исследования мною были
использованы следующие методы: анализ научной литературы, анализ документации о
составе семьи, методики «Рисунок семьи», «Семья животных», «Круги»,
статистические методы обработки полученных данных.
Базой исследования выступила школа №
1007 г. Москвы, 1 класс «А». Исследование проводилось в феврале 2007 года.
Глава I Проблематика отношения
к детям в полных и неполных семьях
§
1 Семья и её влияние на формирование личности ребёнка
Слово «семья» имеет несколько
значений:
1. Группа близких родственников (муж,
жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. // перен. Группа, организация
людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.
2. перен. Род, поколение.
3. Группа животных, птиц, состоящая
из самца, одной или нескольких самок и детенышей. // Общество пчел, состоящее
из рабочих пчел, матки и трутней. // Группа растений одного вида, растущих
рядом (часто имеющих общий корень, грибницу).
4. перен. Совокупность однородных,
подобных один другому предметов, явлений.
5. перен. Группа родственных языков,
объединенных общностью происхождения [32].
Из всего перечисленного, несмотря на то, что значение этого слова
охватывает разные области, тонкой нитью проходит одно – это группа чего-то или
кого-то, объединенного общей связью.
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа,
члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственность
[37].
Второе определение более полно описывает предмет и задачи семьи. А
чем является семья в современном мире? Из кого она состоит, и что она может
дать ребенку? Имеет ли значение ее состав? Существуют ли различия в воспитании
детей разными родителями? Имеет ли современная семья тесные связи, основанные
на взаимной помощи и моральной ответственности? Попробуем остановиться на этом
поподробнее.
Семья – это
особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и
важнейшую роль.
То, что ребенок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей
жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней
ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности
своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может
сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к
поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может
выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что
никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки,
дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится
столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может
потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать
семья.
Воспитание — это очень сложный
процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те,
кого воспитывают. Никогда не бывает так, чтобы один человек только давал,
наставлял, действовал, а другой — только пассивно все принимал. В
действительности дают и принимают оба, то есть все, кто участвует в
воспитательном процессе. Основа воспитания — это не только педагогическое
искусство или какая-то особая премудрость. Основа воспитания — это взаимное
доверие, симпатия, любовь воспитателя и воспитуемого [29].
Главное в
воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной
связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс
воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего
ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье
ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как
себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка,
подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не
расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые
каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от
этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Вопрос о природе родительских чувств с точки зрения обыденного
сознания выглядит простым, самоочевидным: родители главные и естественные
воспитатели ребенка, их поведение детерминируется врожденным инстинктом,
потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских
чувств — не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической
и социально-нравственной нормы.
Так что же такое
родительство? Спонтанные родительские чувства — любовь к детям, чадолюбие? Или
специфические родительские ценности, социальные установки, более или менее
осознанное отношение родителей к детям? Или социальные роли отца и матери? Или
культурные символы отцовства и материнства, воплощенные в мифах, религии и т.
п.? Или практика, стиль взаимоотношений реальных родителей и детей в данном
конкретном обществе? [22]
Родительская любовь — совершенно необходимое,
но недостаточное условие благополучного развития ребёнка. Например, излишняя
забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном
эмоциональном контакте, — приводят к пассивности, несамостоятельности,
трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в
одиночку воспитывающие ребенка и видящие в нем единственный смысл своей жизни.
Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость
становятся тормозом на пути личностного роста обоих — и подростка, и его мамы.
Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать
которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих
успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный
близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время и др. С
родителями, имеющими неадекватные ожидания, подростки обычно утрачивают былую
близость, потому что сами хотят решать, что им нужно, и бунтуют, отвергая
навязываемые извне требования. Каковы реальные
возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка?
Первые психологические и социологические исследования,
убедительно показавшие значение отца как воспитательного фактора, были
посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцовщины. Сравнивая детей,
выросших с отцами и без оных, исследователи обнаружили, что «невидимый», «некомпетентный»
и часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Во всяком случае,
его отсутствие весьма отрицательно сказывается на детях. Дети, выросшие
без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них, особенно у
мальчиков, выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические
симптомы. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со
сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебной успеваемости
и самоуважении детей, опять же особенно мальчиков. Таким мальчикам труднее
дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения,
поэтому они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляя
агрессивность, грубость, драчливость, и т. д.
У неполных семей помимо отсутствия отца имеются и другие проблемы:
материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения, от которого
немало зависят воспитательные возможности. Женщина-мать, лишенная мужской
поддержки, часто психологически травмирована, что отражается и на ее отношении
к детям. Имитируя отцовскую строгость и требуя от детей дисциплины, некоторые
одинокие матери больше заботятся о формальном послушании, успеваемости,
вежливости и т. п., нежели об эмоциональном благополучии ребенка. Другие,
напротив, прямо признают свое бессилие. Третьи чрезмерно опекают детей,
особенно единственных, пытаясь оградить их от всех действительных и воображаемых
опасностей. Хотя такое невротическое чувство кажется бескорыстным и даже
жертвенным, оно крайне эгоистично и отрицательно сказывается на ребенке.
Чрезмерно опекаемый, заласканный ребенок сплошь и рядом вырастает пассивным,
физически и морально слабым или же начинает бунтовать. Как показывают
психологические исследования, сильная зависимость от матери часто сочетается с
чувством враждебности к ней. Иногда дети идеализируют отсутствующего отца и т.
д. и т. п.
Оценивая
потенциальный уровень и реальную степень родительского влияния, нужно
учитывать множество автономных факторов и ограничивающие эффективность
родительского воспитания.
1.
Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой, как
правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда перевешивает ее влияние
отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты
социализации.
2.
Пол ребенка. Как уже было показано, родители по-разному и с
разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков
внесемейное окружение важнее, чем для девочек.
3.
Наличие других агентов социализации, как внутри семьи,
так и вне ее.
4. Специфические
особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данный
исторический период (например, как велики различия в условиях жизни и ценностных
ориентациях родительского поколения и поколения детей).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|