бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические аспекты оппозиционного поведения бесплатно рефераты

Что касается личностных особенностей и мотивационной сферы оппозиционеров, то в этом направлении мной проводились исследования, которые позволили выявить интересные данные. Выявились статистически значимые различия (исследование 2007 года). Подтвердилась гипотеза о том, что субъекту оппозиционной направленности в большей степени, чем деятелю прокремлёвских организаций, свойственен радикализм как личностный фактор по Раймонду Кеттелу. То есть оппозиционная молодёжь более радикальна (гибка) и менее консервативна (ригидна), что в понимании Р. Кеттела расшифровывается как: "интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление пересмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям".  [87]

Также, значительно выше оказался уровень мотивации одобрения у кремлёвской молодёжи, нежели у оппозиции. То есть молодым людям, избравшим политику поддержки режима, более свойственна высокая "степень зависимости от благоприятных оценок со стороны других людей,  ранимость и чувствительность к средовым и межличностным влияниям".   [87]

В исследовании 2007-го года принимала участие в основном либеральная и демократическая протестная молодёжь, которая, как вариант, имеет несколько характерные личностные особенности. Поэтому стоит отметить, что исследования личности проводились мной и на молодёжи с националистическими взглядами в 2006 году.  По результатам этого исследования личностными особенностями членов РНЕ и групп скинхедов является ориентация на общественную жизнь как на ценность. Показатели по этой шкале намного превышают показатели студентов.

То есть, можно сделать вывод, что человек, идущий в протестное движение, в первую очередь ценит общественную жизнь, жаждет перемен и прогресса и не особо обращает внимание на то, как на это реагирует общество.

Существует также и такая немаловажная вещь как влияние социальной среды на выбор политической платформы.

"В. Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни  у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти  чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее  образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет политически активен"   [79].

Не малую роль играет и общая экономическая ситуация, психологический климат в стране и в городе. Уже признанным фактом является зависимость уровня экстремизма и радикализма от уровня жизни населения, социальной напряжённости.

Таким образом, социально-психологические корреляции молодёжного протестного движения можно представить в виде совокупности особенностей возраста, определённого уровня выраженности некоторых личностных черт, уровня образованности и эрудиции и влияния макросоциальной ситуации на одного конкретного человека.

В целом же, состояние молодёжных протестных движений и молодёжной политики в целом, на мой взгляд, можно оценить как кризисное. И разрешиться проблема может очень неожиданно и не обязательно с позитивными последствиями. В связи с этим, я считаю очевидным необходимость развивать культуру молодёжных движений и совершенствовать такие институты социализации как политические организации».

Таким образом, объединив 2 этапа исследования, мы можем прийти к выводу, что:

1.                 Субъекты оппозиционного поведения имеют специфические личностные характеристики (высокий уровень радикализма, зависимость от группы)

2.                 Субъекты оппозиционного поведения имеют специфический уровень мотивации одобрения и установок в мотивационно - потребностной сфере (низкий уровень мотивации одобрения, высокий уровень установок на труд, процесс, свободу и альтруизм в мотивационно – потребностной сфере)

3.                 Субъекты оппозиционного поведения не имеют значимых различий с аполитичными респондентами в стратегиях политического менеджмента.

Таким образом, в основной массе выдвинутые нами гипотезы подтвердились. Исходя из полученных результатов, на наш взгляд, можно разрабатывать практические программы по профилактике и борьбе с экстремизмом. Исходя из знаний особенностей личности оппозиционера можно также совершенствовать тактики ведения переговоров и споров с ними. Исходя из этих результатов можно разрабатывать тактики взаимодействия с агрессивно-настроенными политическими организациями и многие другие прикладные аспекты работы с политической оппозиции.


Заключение.


В данной дипломной работе мы рассмотрели вопрос психологических аспектов оппозиционного поведения. Выбор именно этой темы обусловлен низким уровнем разработанности проблемы на фоне всё более возрастающей её актуальности. В виду почти полного отсутствия экспериментальных исследований оппозиции в русле психологии, мы решили восполнить пробел и обозначить целью нашего исследования именно психологические аспекты такого явления как оппозиционное поведение.

Изучив имеющийся теоретический материал, обобщив и проанализировав его мы пришли к нескольким предположениям, которые и оформили в качестве гипотез. Подобрав самые подходящие методики (тест на психологические установки в мотивационно – потребностной сфере О. Ф. Потёмкиной, методика на изучение диапазона свободы в отношениях между руководителем и подчинённым Ю. В. Синягина и И. В. Калинина) мы составили текст опросника для дальнейшего проведения исследования.

В результате тестирования группа испытуемых составила 82 человека из которых 38 являлись представителями радикальной непарламентской оппозиции, субъектами оппозиционного поведения, ещё 44 человека являлись аполитичными респондентами, не принадлежащие ни к одной из общественных или политических организаций и не ведущих общественно-политической деятельности.

Данные, собранные в результате тестирования были внесены в электронные таблицы и статистически обработаны. Данные, полученные после обработки были проанализированы и подвержены интерпретации.

В конечном итоге подтвердилась основная часть гипотез.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что цели нашего исследования мы достигли. Смогли также выполнить все поставленные задачи. Исходя из этого можно считать исследование успешно завершённым.

В дальнейшем, исследование этой темы целесообразно было бы продолжить так как полученные данные, на наш взгляд, имеют научную и практическую значимость. Можно расширить рамки исследования и проводить исследования как в социологическом и политологическом ключах.  Наиболее интересным и результативным, на наш взгляд, было бы продолжение исследования мотивационной и личностных особенностей субъектов оппозиции. Результативным бы было, на наш взгляд, также изучить ценностную сферу и целеполагание оппозиционера. Интересным бы был и научный биографический анализ. Примеров художественного анализа биографий оппозиционеров был не раз продемонстрирован  [54] [42], необходимо только углубить его до истинно научного.

На практике, как мы думаем, целесообразно использовать получившиеся данные при работе спецслужб и структур МВД направленной на профилактику и превенцию экстремизма. В сфере политики целесообразно учитывать полученные нами данные в процессе переговоров или принятия мер во взаимодействии с оппозицией. Также в научном плане было бы интересно использование полученных нами данных с целью осознания роли и места оппозиции в жизни общества и психологии масс, глубокого раскрытия феномена политической оппозиции в системе демократизирующейся России, роли оппозиции в развитии гражданского общества и становлении правового государства и мн. др.

В целом же, наша работа «проливает свет» на такое яркое явление нашей жизни как политическая оппозиция и представляет интерес.
Список литературы.


1.                 Аванеcов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Изд-во «Наука», 1982. - 197 с.

2.                 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. c. 43 – 48

3.                 Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.

4.                 Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. - М.: МГУ, 1978. - 269 с.

5.                 Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с

6.                 Безрукова Е.Ю., Бухтиярова И.В., Синягин Ю.В. Психологические технологии в формировании управленческой команды: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд.-во РАГС, 2003. - 131 с.

7.                 Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Совершенство, 1999. – 155 с.

8.                 Берн Э. ЛИДЕР И ГРУППА. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург: Издательство «Литур», 2002. – 320 с

9.                 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2004. с. 108 – 147.

10.             Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Наука, 1994. - 255 с.

11.             Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. - СПб. : Михайлов, 2001. - 252 с.

12.             Гарр Т. Р. Почему люди бунтуют? – Изд-во «Питер», сер. «Мастера социологии», 2004. – 464 с.

13.             Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов на Дону.: Феникс, 1996. 344 с.

14.             Грачев М.Н. Политическая коммуникация // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов, Сер.: Политология. - 1999. - № 1. - с. 24 - 39 

15.             Деркач А. А. Акмеология. СПб.: 2003. с. 53 - 61

16.             Деркач А. А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. М.: РАГС. 1999. с. 67 - 99

17.             Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 1. Методолого–прикладные основы акмеологических исследований. – М., 2000. с. 15 - 56

18.             Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. – М., 2000. с. 28 - 51

19.             Дилигентский Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996. - 234 с.

20.             Егорова – Гантман Е. В. и др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. М., 1993. с. 34 - 89

21.             Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 576 с.

22.             Каптерев С. Е. Использование современных избирательных технологий в региональном политическом процессе. // Дисс.канд. политолог. наук., - Н. Новгород, 1999. с. 111 - 126

23.             Касьянова К. О русском национальном характере. - М., Институт национальной модели экономики, 1994. – 321 с.

24.             Князев А.М. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ. Часть 1. Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 184 с.

25.             Князев А.М. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ. Часть 2. Экспериментальное исследование формирования гражданственности. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2007.  с. 213

26.             Коваленко В. В., Пирогов А. И., Рыжов О. А. Политическая конфликтология: учебное пособие для студентов ВУЗов, сер. “Серебряная сова”. М.: Ижица, 2002. - 400 с. 

27.             Ковлер А.И. Избирательная кампания: орг. и методы работы с избирателями. - М. 1995. с. 53

28.              Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение. Учебное пособие. М.: Изд–во РАГС, 2000. с. 87 - 95

29.             Куликов Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - Спб., Речь, 2002. - 184 с.

30.             Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. - 390 с.

31.             Леонтьев А. Н Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 155 с.

32.             Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005.  – 794 с.

33.             Маккензи К. Коминтерн и мировая революция. 1919 – 1943/ Пер. c англ. Г. Г. Петровой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. - 351 с.

34.             Малаканова О.А. Политическая коммуникация // Политическая социология и современная российская политика : сб. учеб. материалов. - СПб.: Европейский ун-т С.-Петерб., 2000. с. 12 - 19 

35.             Марков В.Н. Математические методы в психологии: Учебное пособие. - М.: Изд. - во РАГС, 2003. - 97 с.

36.             Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. с. 641 - 648. 

37.             Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л.: Изд-воЛГУ, 1977. - 175 с.

38.             Мирошниченко А.А. Public relations в общественно-политической сфере. Провинциальная практика, - М.: Изд-во Экспертное бюро, 1998. с. 86 - 90

39.             Московичи С. Век толп, - М., 1996 78.Мошкин СВ. Политическая реклама: пособие для начинающих политиков. - Екатеринбург, 1994. – 205 с.

40.             Мухина В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов ВУЗов. – 7-е издание, стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.

41.             Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения / Лекции.-М.: ПЕР СЭ, 2000. с. 145 - 157

42.             Немцов Б. Е. Исповедь бунтаря. М.: Партизан, 2007. - 320 с.

43.             Олышанский Д.В. Политический PR. - СПб.: Питер, 2003. с. 90 – 237.

44.             Ольшанский Д. В. Массовые настроения в политике. М., 1995. -  224 с.

45.             Ольшанский Д.В. Основы политической психологи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. с. 51 - 88

46.             Основы политологии. Курс лекций/ под редакцией профессора В. П. Пугачёва. М.: О-во «Знание» России, 1992. – 256 с

47.             Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. с. 139 - 148

48.             Политическая психология: учебное пособие для ВУЗов / под редакцией Деркача А. А., Жукова В. И., Лаптевой Л. Г. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 858 с.

49.             Политические коммуникации : учеб. пособие при подгот. специалистов по направлению "Политология" / под ред. А.И. Соловьева. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 331 с.

50.             Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - 2-е изд. - М.: Наука, 1979. - 232 с.

51.             Психологический  словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.  НИИ общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. с.175

52.             Райх В. Психология масс и фашизм. Пер. с англ. Спб., 1997. - 380 с.

53.             Революционный невроз – М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. – 576 с.

54.             Революция сейчас!: Документальный роман. - Спб.: Амфора, 2001. - 335 с.

55.             Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интелсинтез». 1999. – 352 с.

56.             Романов С. Мошенничество в России. - М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998 . с. 78 - 79

57.             Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004. с. 201 – 222.

58.             Словарь-справочник по психодиагностике / Бурлачук Л., Морозов С. – 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003. - 528 с.

59.             Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии.-М.: Смысл. 1997. - 653 c.

60.             Соколова Е. Т. Психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

61.             Социальная психология личности / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979. - 344 с.

62.             Станкин М. И. Психология управления. Практическое пособие, изд. 2-е доп. и перераб. М.: «Бизнес-школа «Интелсинтез», 2000. – 344 с.

63.             Теплов Е. П. Политическая власть. СПб., 1993. с. 89 - 90

64.             Толочек В.А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих: Учебное пособие. - М.: Изд.-во РАГС, 2003. - 159 с.

65.             Традициии и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева.Под ред. Войскунского А.Е., А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова.М.: Смысл, 1999. - 429 c.

66.             Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. с. 55 - 56

67.             Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». Минск, 1994. с. 140 - 149

68.             Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. М.: Айрис-пресс, 2004. - 384 с.

69.             Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. с. 56 – 104.

70.             Цейтина Г.П. Фрустрирующие факторы в современной социокультурной ситуации.// Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной ситуации. Материалы научной конференции. СПб, 1994. с. 50-51.

71.             Чернявская А. Г. Психология господства и подчинения. Харвест, 1998. с. 68 - 90

72.             Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы. // Социальные исследования, 1995, № 9.

73.             Шарп Д. От диктатуры к демократии: Стратегия и тактика освобождения / Пер. с англ. Н. Козловской М.: Новое издательство, 2005. — 84 с.

74.             Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

75.             Шихирев П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы. - М., 1985. с. 15 - 123

76.             Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 2003. – 200 с.

77.             Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 1994. с. 20 - 23

78.             Ярошевский М.Г.  Краткий курс истории психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 144 c.

79.             #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">WWW.AZPS.RU

87.             www.fom.ru

88.             http://anti-thesis.1gb.ru/forum/index.php?topic=85.0 с




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7