Психологические аспекты оппозиционного поведения
Что
касается личностных особенностей и мотивационной сферы оппозиционеров, то в
этом направлении мной проводились исследования, которые позволили выявить
интересные данные. Выявились статистически значимые различия (исследование 2007
года). Подтвердилась гипотеза о том, что субъекту оппозиционной направленности в
большей степени, чем деятелю прокремлёвских организаций, свойственен радикализм
как личностный фактор по Раймонду Кеттелу. То есть оппозиционная молодёжь более
радикальна (гибка) и менее консервативна (ригидна), что в понимании Р. Кеттела
расшифровывается как: "интеллектуальные интересы и сомнения по поводу
фундаментальных проблем, скептицизм, стремление пересмотреть существующие
принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям". [87]
Также,
значительно выше оказался уровень мотивации одобрения у кремлёвской молодёжи,
нежели у оппозиции. То есть молодым людям, избравшим политику поддержки режима,
более свойственна высокая "степень зависимости от благоприятных оценок со
стороны других людей, ранимость и чувствительность к средовым и межличностным
влияниям". [87]
В
исследовании 2007-го года принимала участие в основном либеральная и
демократическая протестная молодёжь, которая, как вариант, имеет несколько
характерные личностные особенности. Поэтому стоит отметить, что исследования
личности проводились мной и на молодёжи с националистическими взглядами в 2006
году. По результатам этого исследования личностными особенностями членов РНЕ и
групп скинхедов является ориентация на общественную жизнь как на ценность.
Показатели по этой шкале намного превышают показатели студентов.
То
есть, можно сделать вывод, что человек, идущий в протестное движение, в первую
очередь ценит общественную жизнь, жаждет перемен и прогресса и не особо
обращает внимание на то, как на это реагирует общество.
Существует
также и такая немаловажная вещь как влияние социальной среды на выбор
политической платформы.
"В.
Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по
четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство
обязанности участвовать в политической жизни у более образованного гражданина
сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что
может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической
власти чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и
тем более вовлечен в нее образование определяет большую вероятность того, что
гражданин будет политически активен" [79].
Не
малую роль играет и общая экономическая ситуация, психологический климат в
стране и в городе. Уже признанным фактом является зависимость уровня
экстремизма и радикализма от уровня жизни населения, социальной напряжённости.
Таким
образом, социально-психологические корреляции молодёжного протестного движения
можно представить в виде совокупности особенностей возраста, определённого
уровня выраженности некоторых личностных черт, уровня образованности и эрудиции
и влияния макросоциальной ситуации на одного конкретного человека.
В
целом же, состояние молодёжных протестных движений и молодёжной политики в
целом, на мой взгляд, можно оценить как кризисное. И разрешиться проблема может
очень неожиданно и не обязательно с позитивными последствиями. В связи с этим,
я считаю очевидным необходимость развивать культуру молодёжных движений и
совершенствовать такие институты социализации как политические организации».
Таким
образом, объединив 2 этапа исследования, мы можем прийти к выводу, что:
1.
Субъекты оппозиционного поведения имеют специфические личностные
характеристики (высокий уровень радикализма, зависимость от группы)
2.
Субъекты оппозиционного поведения имеют специфический уровень
мотивации одобрения и установок в мотивационно - потребностной сфере (низкий
уровень мотивации одобрения, высокий уровень установок на труд, процесс,
свободу и альтруизм в мотивационно – потребностной сфере)
3.
Субъекты оппозиционного поведения не имеют значимых различий с
аполитичными респондентами в стратегиях политического менеджмента.
Таким
образом, в основной массе выдвинутые нами гипотезы подтвердились. Исходя из
полученных результатов, на наш взгляд, можно разрабатывать практические
программы по профилактике и борьбе с экстремизмом. Исходя из знаний
особенностей личности оппозиционера можно также совершенствовать тактики
ведения переговоров и споров с ними. Исходя из этих результатов можно
разрабатывать тактики взаимодействия с агрессивно-настроенными политическими
организациями и многие другие прикладные аспекты работы с политической
оппозиции.
Заключение.
В данной
дипломной работе мы рассмотрели вопрос психологических аспектов оппозиционного
поведения. Выбор именно этой темы обусловлен низким уровнем разработанности
проблемы на фоне всё более возрастающей её актуальности. В виду почти полного
отсутствия экспериментальных исследований оппозиции в русле психологии, мы решили
восполнить пробел и обозначить целью нашего исследования именно психологические
аспекты такого явления как оппозиционное поведение.
Изучив имеющийся
теоретический материал, обобщив и проанализировав его мы пришли к нескольким
предположениям, которые и оформили в качестве гипотез. Подобрав самые
подходящие методики (тест на психологические установки в мотивационно –
потребностной сфере О. Ф. Потёмкиной, методика на изучение диапазона свободы в
отношениях между руководителем и подчинённым Ю. В. Синягина и И. В. Калинина)
мы составили текст опросника для дальнейшего проведения исследования.
В результате
тестирования группа испытуемых составила 82 человека из которых 38 являлись
представителями радикальной непарламентской оппозиции, субъектами оппозиционного
поведения, ещё 44 человека являлись аполитичными респондентами, не
принадлежащие ни к одной из общественных или политических организаций и не
ведущих общественно-политической деятельности.
Данные, собранные
в результате тестирования были внесены в электронные таблицы и статистически
обработаны. Данные, полученные после обработки были проанализированы и
подвержены интерпретации.
В конечном итоге
подтвердилась основная часть гипотез.
Таким образом, мы
можем сделать вывод о том, что цели нашего исследования мы достигли. Смогли
также выполнить все поставленные задачи. Исходя из этого можно считать
исследование успешно завершённым.
В дальнейшем,
исследование этой темы целесообразно было бы продолжить так как полученные
данные, на наш взгляд, имеют научную и практическую значимость. Можно расширить
рамки исследования и проводить исследования как в социологическом и
политологическом ключах. Наиболее интересным и результативным, на наш взгляд,
было бы продолжение исследования мотивационной и личностных особенностей
субъектов оппозиции. Результативным бы было, на наш взгляд, также изучить
ценностную сферу и целеполагание оппозиционера. Интересным бы был и научный
биографический анализ. Примеров художественного анализа биографий
оппозиционеров был не раз продемонстрирован [54] [42], необходимо только
углубить его до истинно научного.
На практике, как
мы думаем, целесообразно использовать получившиеся данные при работе спецслужб
и структур МВД направленной на профилактику и превенцию экстремизма. В сфере
политики целесообразно учитывать полученные нами данные в процессе переговоров
или принятия мер во взаимодействии с оппозицией. Также в научном плане было бы
интересно использование полученных нами данных с целью осознания роли и места
оппозиции в жизни общества и психологии масс, глубокого раскрытия феномена
политической оппозиции в системе демократизирующейся России, роли оппозиции в
развитии гражданского общества и становлении правового государства и мн. др.
В целом же, наша
работа «проливает свет» на такое яркое явление нашей жизни как политическая
оппозиция и представляет интерес.
Список
литературы.
1.
Аванеcов В. С. Тесты в социологическом
исследовании. М.: Изд-во «Наука», 1982. - 197 с.
2.
Ананьев Б. Г.
Человек как предмет познания. Л., 1968. c. 43 – 48
3.
Андреева
Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд.,
испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
4.
Андреева
Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на
Западе. Теоретические ориентации. - М.: МГУ, 1978. - 269 с.
5.
Аронсон
Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме.
- М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с
6.
Безрукова
Е.Ю., Бухтиярова И.В., Синягин Ю.В. Психологические технологии в формировании
управленческой команды: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд.-во РАГС, 2003.
- 131 с.
7.
Берн Э.
Игры, в которые играют люди. М.: Совершенство, 1999. – 155 с.
8.
Берн Э.
ЛИДЕР И ГРУППА. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург:
Издательство «Литур», 2002. – 320 с
9.
Бурлачук
Л. Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2004. с. 108 – 147.
10.
Введение
в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской,
О.В. Соловьевой. - М.: Наука, 1994. - 255 с.
11.
Вершинин
М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. -
СПб. : Михайлов, 2001. - 252 с.
12.
Гарр Т.
Р. Почему люди бунтуют? – Изд-во «Питер», сер. «Мастера социологии», 2004. –
464 с.
13.
Гозман Л.
Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов на Дону.: Феникс, 1996. 344
с.
14.
Грачев
М.Н. Политическая коммуникация // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов, Сер.:
Политология. - 1999. - № 1. - с. 24 - 39
15.
Деркач А.
А. Акмеология. СПб.: 2003. с. 53 - 61
16.
Деркач А.
А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегия подбора и формирования
управленческой команды. М.: РАГС. 1999. с. 67 - 99
17.
Деркач
А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 1.
Методолого–прикладные основы акмеологических исследований. – М., 2000. с. 15 -
56
18.
Деркач
А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 2.
Акмеологические основы управленческой деятельности. – М., 2000. с. 28 - 51
19.
Дилигентский
Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996. - 234 с.
20.
Егорова –
Гантман Е. В. и др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным
политическим лидером. М., 1993. с. 34 - 89
21.
Ждан А.
Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - 5-е
изд., перераб. И доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 576 с.
22.
Каптерев
С. Е. Использование современных избирательных технологий в региональном
политическом процессе. // Дисс.канд. политолог. наук., - Н. Новгород, 1999. с.
111 - 126
23.
Касьянова
К. О русском национальном характере. - М., Институт национальной модели
экономики, 1994. – 321 с.
24.
Князев
А.М. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ. Часть 1. Воспитание человека и гражданина
как философско-педагогическая проблема. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 184 с.
25.
Князев
А.М. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ. Часть 2. Экспериментальное исследование
формирования гражданственности. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2007. с. 213
26.
Коваленко
В. В., Пирогов А. И., Рыжов О. А. Политическая конфликтология: учебное пособие
для студентов ВУЗов, сер. “Серебряная сова”. М.: Ижица, 2002. - 400 с.
27.
Ковлер
А.И. Избирательная кампания: орг. и методы работы с избирателями. - М. 1995. с.
53
28.
Кричевский
Р.Л. Социальная психология: личность и общение. Учебное пособие. М.: Изд–во РАГС,
2000. с. 87 - 95
29.
Куликов
Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. -
Спб., Речь, 2002. - 184 с.
30.
Кэмпбелл
Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях:
Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. - 390 с.
31.
Леонтьев
А. Н Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 155 с.
32.
Майерс Д.
Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 794 с.
33.
Маккензи
К. Коминтерн и мировая революция. 1919 – 1943/ Пер. c англ. Г. Г. Петровой. - М.: ЗАО
Центрполиграф, 2008. - 351 с.
34.
Малаканова
О.А. Политическая коммуникация // Политическая социология и современная
российская политика : сб. учеб. материалов. - СПб.: Европейский ун-т
С.-Петерб., 2000. с. 12 - 19
35.
Марков В.Н.
Математические методы в психологии: Учебное пособие. - М.: Изд. - во РАГС,
2003. - 97 с.
36.
Методика диагностики социально-психологических установок
личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной / Практическая психодиагностика.
Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара,
2001. с. 641 - 648.
37.
Методы
социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л.:
Изд-воЛГУ, 1977. - 175 с.
38.
Мирошниченко
А.А. Public relations в общественно-политической сфере. Провинциальная
практика, - М.: Изд-во Экспертное бюро, 1998. с. 86 - 90
39.
Московичи
С. Век толп, - М., 1996 78.Мошкин СВ. Политическая реклама: пособие для
начинающих политиков. - Екатеринбург, 1994. – 205 с.
40.
Мухина В.
С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник
для студентов ВУЗов. – 7-е издание, стереотип. М.: Издательский центр
«Академия», 2003. – 456 с.
41.
Назаретян
А.П. Психология стихийного массового поведения / Лекции.-М.: ПЕР СЭ, 2000. с.
145 - 157
42.
Немцов Б.
Е. Исповедь бунтаря. М.: Партизан, 2007. - 320 с.
43.
Олышанский
Д.В. Политический PR. - СПб.: Питер, 2003. с. 90 – 237.
44.
Ольшанский
Д. В. Массовые настроения в политике. М., 1995. - 224 с.
45.
Ольшанский
Д.В. Основы политической психологи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. с. 51
- 88
46.
Основы
политологии. Курс лекций/ под редакцией профессора В. П. Пугачёва. М.: О-во
«Знание» России, 1992. – 256 с
47.
Парыгин
Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. с. 139 - 148
48.
Политическая
психология: учебное пособие для ВУЗов / под редакцией Деркача А. А., Жукова В.
И., Лаптевой Л. Г. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
- 858 с.
49.
Политические
коммуникации : учеб. пособие при подгот. специалистов по направлению
"Политология" / под ред. А.И. Соловьева. - М. : Аспект Пресс, 2004. -
331 с.
50.
Поршнев
Б.Ф. Социальная психология и история. - 2-е изд. - М.: Наука, 1979. - 232 с.
51.
Психологический
словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. НИИ общей и
педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. с.175
52.
Райх В.
Психология масс и фашизм. Пер. с англ. Спб., 1997. - 380 с.
53.
Революционный
невроз – М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. – 576 с.
54.
Революция
сейчас!: Документальный роман. - Спб.: Амфора, 2001. - 335 с.
55.
Розанова
В. А. Психология управления. Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа
«Интелсинтез». 1999. – 352 с.
56.
Романов
С. Мошенничество в России. - М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1998 . с. 78 - 79
57.
Сидоренко
Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004. с. 201
– 222.
58.
Словарь-справочник
по психодиагностике / Бурлачук Л., Морозов С. – 2-е изд., перераб. и доп. СПб.:
Питер, 2003. - 528 с.
59.
Соколова
Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии.-М.: Смысл. 1997. - 653 c.
60.
Соколова
Е. Т. Психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.
Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
61.
Социальная
психология личности / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука,
1979. - 344 с.
62.
Станкин
М. И. Психология управления. Практическое пособие, изд. 2-е доп. и перераб. М.:
«Бизнес-школа «Интелсинтез», 2000. – 344 с.
63.
Теплов Е.
П. Политическая власть. СПб., 1993. с. 89 - 90
64.
Толочек
В.А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности
государственных служащих: Учебное пособие. - М.: Изд.-во РАГС, 2003. - 159 с.
65.
Традициии
и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева.Под
ред. Войскунского А.Е., А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова.М.: Смысл, 1999. - 429 c.
66.
Франк С.
Л. Духовные основы общества. М., 1992. с. 55 - 56
67.
Фрейд З.
Психология масс и анализ человеческого «Я». Минск, 1994. с. 140 - 149
68.
Фромм Э.
Иметь или быть? Ради любви к жизни. М.: Айрис-пресс, 2004. - 384 с.
69.
Хьелл Л.,
Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. с. 56 – 104.
70.
Цейтина
Г.П. Фрустрирующие факторы в современной социокультурной ситуации.//
Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной
ситуации. Материалы научной конференции. СПб, 1994. с. 50-51.
71.
Чернявская
А. Г. Психология господства и подчинения. Харвест, 1998. с. 68 - 90
72.
Шабанова
М.А. Социальная адаптация в контексте свободы. // Социальные исследования,
1995, № 9.
73.
Шарп Д.
От диктатуры к демократии: Стратегия и тактика освобождения / Пер. с англ. Н.
Козловской М.: Новое издательство, 2005. — 84 с.
74.
Шибутани
Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
75.
Шихирев
П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы. - М., 1985. с. 15 - 123
76.
Шостром
Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 2003. – 200 с.
77.
Ядов В.А.
Социальная идентификация личности. - М., 1994. с. 20 - 23
78.
Ярошевский
М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Международная педагогическая
академия, 1995. - 144 c.
79.
#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">WWW.AZPS.RU
87.
www.fom.ru
88.
http://anti-thesis.1gb.ru/forum/index.php?topic=85.0
с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|