бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические аспекты оппозиционного поведения бесплатно рефераты

Также немалый вклад в западные учения о политике, в частности и оппозиционной, внес психоанализ. Рассказ З. Фрейда и У. Буллита о Вудро Вильсоне – президенте США с психолого-политологической точки зрения оставил след в истории западной психологии. [67] Также Г. Лассуэлл прославился тем, что в качестве материала для анализа личностей американских политиков он использовал их медицинские карты. При этом он исходил не из того, что политики, как и другие люди, могут иметь те или иные отклонения, которые и представляют интерес для биографа. Г. Лассуэлл искал прежде всего скрытые бессознательные мотивы поступков политических деятелей и находил их в особенностях детского развития, в тех конфликтах, которые оставили в душе будущего политика психологические травмы. Власть же является тем средством, которое компенсирует указанные травмы, что и объясняет её притягательность. [61]

Но несмотря на развитие политической психологии за рубежом вне каких-либо цензурных рамок и границ, к сожалению серьёзно изучать личностные и мотивационные аспекты оппозиционности практически никто не брался. В какой-то мере касался этого вопроса Х. Хекхаузен в своих размышлениях о мотивации власти. "Феномены власти чрезвычайно сложны, основы­ваются они на повсеместно встреча­ющейся ситуации социального кон­фликта, возникающего из-за несовме­стимости целей различных людей или средств их достижения" [74]– так определяет он истоки оппозиционарности в социальном контексте. Даже определение власти он приводит следующее. "О власти речь идет тогда, когда кто-либо оказывается в состоянии побу­дить другого сделать нечто, что этот другой иначе не стал бы делать". [71] Такое определение можно проецировать и на отношения властной группировки и оппозиции. То есть сильная оппозиция вполне в состоянии сподвигнуть власть сделать нечто, что она бы не сделала без давления (примеров – масса).

Адлер отошел от своего учителя Фрейда, сделав цен­тральным объяснительным принципом своего  снискавшего  популярность учения о личности вместо сексуаль­ного влечения “волю к власти”. Сог­ласно адлеровской “индивидуальной психологии”, стремлением к совер­шенству, превосходству и социальной власти субъект пытается компенсиро­вать обусловленный своей конститу­цией дефицит власти, воспринима­емый как недостаточность своих спо­собностей (отсутствие маскулинности у женщин, различного рода телесные несовершенства, зависимость ребен­ка от взрослых) и переживаемый как комплекс неполноценности. [68]

"Прежде всего у применяющего власть субъек­та должна возникнуть мотивация воздействовать на другого человека. Ос­нования, причины и поводы появле­ния такой мотивации могут быть раз­личными и, кроме того, по-разному пониматься исследователями. В ча­стности, мотив власти как тенденция к овладению источниками власти, мо­жет быть проявлением универсально­го стремления обладать средствами удовлетворения различных потребностей и желаний" [47]- примерно такой точ­ки зрения придерживается Д. Картрайт, объясняя механизм мотива власти.

Безусловно, мотив власти играет не последнюю роль в процессе формирования мотивации оппозиционарной ориентации в политике.

Исключительно интересной кажется работа В. Райха. Она как теория является не вполне состоятельной в аспекте социальной психологии, но некоторые идеи касаемо оппозиционной ориентации больших масс людей этим автором высказываются. Свою теорию он выдвинул на примере фашизма в ту пору, когда он выступал основным противником коммунизма и капитализма как господствующих идеологий.  "В   чистом   виде   фашизм   представляет   собой   совокупность   всех иррациональных характерологических реакций обычного человека. (…) Масштаб и широта распространения  "расовых  предрассудков" свидетельствует о том, что их  источником  является  иррациональная  область человеческого характера. Расовая теория не проистекает из фашизма. Напротив, фашизм возникает  на  основе  расовой  ненависти  и  служит  ее  политически организованным выражением.  Отсюда  следует,   что   существует   немецкий, итальянский, испанский,  англосаксонский,  еврейский  и  арабский   фашизм. Расовая идеология - это чисто  биопатическое  выражение  характерологической

структуры оргастически импотентной личности. (…) Фашизм  служит

высшим выражением религиозного мистицизма,  который  принимает  определенную общественную форму. Фашизм поддерживает религиозность, которая  возникает  в результате сексуального извращения, и трансформирует  мазохистский  характер древней религии. Короче говоря,  он  переводит  религию  из  "потусторонней" области философии страдания в "посюстороннюю" область садистского убийства.

Фашистская ментальность - это ментальность "маленького  человека",

порабощенного, стремящегося к власти и в то же время протестующего. Не случайно, что все фашистские диктаторы происходят из реакционной среды "маленьких людей". Магнат-промышленник и милитарист-феодал  используют  этот социальный факт для своих целей  после его выявления  в  контексте  общего подавления   жизненных   импульсов.   В   форме   фашизма   механистическая, авторитарная цивилизация извлекает из подавленного "маленького человека" то, что в течение многих веков  она  насаждала  в  порабощенном  человечестве  с помощью мистицизма, милитаризма  и  автоматизма.  Этот  "маленький  человек" досконально изучил поведение "большого человека" и поэтому воспроизводит его в искаженном и гротескном виде. Фашизм  -  это  сержант  колоссальной  армии нашей глубоко больной, промышленно  развитой  цивилизации  Высокая  политика превратилась  перед  "маленьким  человеком"  в   балаганное   представление". – вот как определяет оппозиционарность (сужая её до фашизма) В. Райх.

Также представляет интерес обширное исследование Дж. Шарпа. Он воспринимает оппозицию как двигатель прогресса и авангард политической культуры. В странах, где господствует диктатура (а именно оппозиции в таких странах посвящена его работа) именно оппозиция спасает людей от угнетения. [73].

Таким образом, в зарубежной психологии преобладает подход к оппозиционному поведению как к патологии. Эту гипотезу мы не стали брать во внимание, так как современный отечественный подход исключает эту точку зрения. Тем не менее некоторые из постулатов вышеописанных авторов  повлияли на контекст исследования.


§3. Методы исследования психологических аспектов

оппозиционного поведения.


Изучив литературу относительно предметов и объектов нашего изучения, мы обратились к источникам, содержащим психологические методики, которые могли бы измерить интересующие нас величины.

Методика подбиралась исходя из множества параметров.  [79]

Подходящие под все эти параметры методики представлены в таблице №1.

Таблица 1.

Методики изучения мотивационных основ и личностных особенностей человека.

Название методики

На что направлена

Автор, год.

Источник

1

Выявление механизмов управления группой.

Применение социально-психологических механизмов дистанцирования и диапазона свободы в ситуации управления.

Ю. В. Синягин, И. В. Калинин

 [16]

2

Измерение мотивации достижения и избегания неудач

Измерение мотивации достижения и избегания неудач

Р.С.Немов

[64]

3

Индекс надежды

Личностный опросник, предназначен для диагностики мотивационной сферы личности, её отношения к будущему (16 желаний)

С. Стаатс, М. Стассен  1986

 [83]

4

Калифорнийский психологический опросник (CPI)

Оценка личностных характеристик.

(480 утверждений)

Х. Гоух  1956.

 [87]

5

Лидер

Обладание персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру в детском коллективе.

 

 [86]

6

Методика диагностики установок.

Диагностика установок в мотивационно-потребностной сфере

О.Ф.Потемкина

 [36]

7

Методика распределения времени

Исследование мотивационной сферы личности, её устремлений и интересов (список дел)

С. Я. Рубинштейн  1979

[50]

8

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI)

Построение личностного профиля. (550 ? / 71 ?)

С. Хатуэй, Дж. Маккинли  1940

 [32]

9

Определение стиля руководства трудовым коллективом

Ориентация на межличностные отношения или задачу.

 

[58]

10

Определение стиля руководства трудовым коллективом.

На выявление коллегиального, директивного или попустительского компонента в руководстве.

 

[86]

11

Опросник нарушений психической дезадаптации.

Предварительная диагностика адаптационных нарушений. (208 ?)

А. И. Скорик  Л. С. Свердлов 1993

 [37]

12

Опросник потребности в достижении.

Исследование особенностей мотивации достижений (23 утв.)

Ю. М. Орлов  1978

[75]

13

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

Определение типов акцентуации характера и вариантов конституциональных психопатий. (260 ?)

А. Е. Личко  1970

[86]

14

Решетка мотива достижения

Проективная методика, измерение интенсивности и экстенсивности мотива достижения. (18 картинок)

Г. Д. Шмальт  1976.

[58]

15

Список личностных предпочтений Эдвардса

Оценка мотивационных тенденций личности (225 утв.)

А. Эдвардс  1959

 [32]

16

Тест «цель в жизни»

Выявление наличия/отсутствия цели в жизни. (20 утверждений)

Дж. Крамбо  Л. Махолик 1964

[58]

17

Тест анализа мотивации (MAT)

Тест личности объективный

Р. Кеттел  Д. Чайлд  1975

[86]

18

Тест тематической апперцепции (ТАТ)

Исследование личности (31 табл.)

Х. Морган  Г. Мюррей  1935

[86]

19

Тест тематической апперцепции Х. Хекхаузена (ХТАТ)

Оценка мотивационного аспекта личности (6 картин).

Х. Хекхаузен  конец 40-х.

[58]

20

Тест юмористических фраз (ТЮФ)

Диагностика личностных особенностей, связанных с пониманием юмора и проективная методика диагностики мотивационной сферы личности.

А. Г. Шмелёв  В. С. Болдырева   1982

[]

21

Шкала Q1 (Радикализм-Консерватизм) 16 факторный опросник Р. Кеттела (16 PF)

Измерение 16 факторов личности (в данном случае одного) (10-15 ?)

Р. Кеттел  1950

[58]

22

Шкала Q2 (Конформизм - нонконформизм) 16 факторный опросник Р. Кеттела (16 PF)

Измерение 16 факторов личности (в данном случае одного) (10-15 ?)

Р. Кеттел  1950

[86]

23

Шкала оценки потребности в достижении

 

Определение потребности в достижении. (22?)

 

 [37]

24

Шкала социальной желательности Крауна-Марлоу (CMSDS)

Опросник личностный для диагностики мотивации одобрения. (19 утверждений)

Краун Д.

Марлоу Д. 1960

[58]

25

Эффективность лидерства

На практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности в педагогическом или детском коллективе.

 

[86]


Проанализировав все описанные выше методики, мы сделали вывод, что наиболее полно достаточно чётко измеряет интересующие нами параметры на 1 этапе исследования: методики № 21, 22 и 24. На 2 этапе исследования: методики № 1 и 6.


Глава II. Эмпирическое изучение психологических аспектов

оппозиционного поведения.


§1. Описание группы респондентов.


Для проверки выдвинутых нами гипотез и грамотного построения экспериментального исследования мы подобрали 2 группы респондентов. В одной из них присутствовала изучаемая нами переменная, то ест оппозиционное поведение, а в другой отсутствовала.

Таким образом, оппозиционную группу составили субъекты оппозиционного поведения, а аполитичную группу составили студенты, мало интересующиеся политикой и не осуществляющие общественно-политическую деятельность.

Наличие переменной у членов оппозиционной группы осуществлялось путём устного интервьюирования. Так как 90% группы было составлено из участников мероприятия, носящего ярко оппозиционную окраску (Демократическое совещание в Санкт-Петербурге 5 апреля 2008 года) и в связи с тем, что многие из опрашиваемых участвовали в исследовании на 1 этапе, мы предположили, что данная группа подходит под требования оппозиционной.

Аполитичная группа компоновалась из студентов старших курсов различных специальностей и факультетов Ульяновского Государственного Университета. Также, отсутствие исследуемой переменной устанавливалось путем устного интервьюирования.  Также, косвенным показателем отсутствия переменной выступал и факт отсутствия ответов на последние вопросы предлагаемой анкеты. Эти вопросы носили политический характер и напрямую обращались к опыту общественно-политической деятельности респондента в рамках какой-либо из организаций и движений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7