Психологические аспекты оппозиционного поведения
Также немалый
вклад в западные учения о политике, в частности и оппозиционной, внес
психоанализ. Рассказ З. Фрейда и У. Буллита о Вудро Вильсоне – президенте США с
психолого-политологической точки зрения оставил след в истории западной
психологии. [67] Также Г. Лассуэлл прославился тем, что в качестве материала
для анализа личностей американских политиков он использовал их медицинские
карты. При этом он исходил не из того, что политики, как и другие люди, могут
иметь те или иные отклонения, которые и представляют интерес для биографа. Г.
Лассуэлл искал прежде всего скрытые бессознательные мотивы поступков
политических деятелей и находил их в особенностях детского развития, в тех
конфликтах, которые оставили в душе будущего политика психологические травмы.
Власть же является тем средством, которое компенсирует указанные травмы, что и
объясняет её притягательность. [61]
Но несмотря на
развитие политической психологии за рубежом вне каких-либо цензурных рамок и
границ, к сожалению серьёзно изучать личностные и мотивационные аспекты
оппозиционности практически никто не брался. В какой-то мере касался этого вопроса
Х. Хекхаузен в своих размышлениях о мотивации власти. "Феномены власти
чрезвычайно сложны, основываются они на повсеместно встречающейся ситуации
социального конфликта, возникающего из-за несовместимости целей различных
людей или средств их достижения" [74]– так определяет он истоки
оппозиционарности в социальном контексте. Даже определение власти он приводит
следующее. "О власти речь идет тогда, когда кто-либо оказывается в
состоянии побудить другого сделать нечто, что этот другой иначе не стал бы
делать". [71] Такое определение можно проецировать и на отношения властной
группировки и оппозиции. То есть сильная оппозиция вполне в состоянии
сподвигнуть власть сделать нечто, что она бы не сделала без давления (примеров
– масса).
Адлер отошел от своего
учителя Фрейда, сделав центральным объяснительным принципом своего
снискавшего популярность учения о личности вместо сексуального влечения “волю
к власти”. Согласно адлеровской “индивидуальной психологии”, стремлением к
совершенству, превосходству и социальной власти субъект пытается компенсировать
обусловленный своей конституцией дефицит власти, воспринимаемый как
недостаточность своих способностей (отсутствие маскулинности у женщин,
различного рода телесные несовершенства, зависимость ребенка от взрослых) и
переживаемый как комплекс неполноценности. [68]
"Прежде
всего у применяющего власть субъекта должна возникнуть мотивация
воздействовать на другого человека. Основания, причины и поводы появления
такой мотивации могут быть различными и, кроме того, по-разному пониматься
исследователями. В частности, мотив власти как тенденция к овладению
источниками власти, может быть проявлением универсального стремления обладать
средствами удовлетворения различных потребностей и желаний" [47]- примерно
такой точки зрения придерживается Д. Картрайт, объясняя механизм мотива
власти.
Безусловно, мотив
власти играет не последнюю роль в процессе формирования мотивации
оппозиционарной ориентации в политике.
Исключительно
интересной кажется работа В. Райха. Она как теория является не вполне
состоятельной в аспекте социальной психологии, но некоторые идеи касаемо
оппозиционной ориентации больших масс людей этим автором высказываются. Свою
теорию он выдвинул на примере фашизма в ту пору, когда он выступал основным
противником коммунизма и капитализма как господствующих идеологий. "В
чистом виде фашизм представляет собой совокупность всех
иррациональных характерологических реакций обычного человека. (…) Масштаб и
широта распространения "расовых предрассудков" свидетельствует о
том, что их источником является иррациональная область человеческого
характера. Расовая теория не проистекает из фашизма. Напротив, фашизм
возникает на основе расовой ненависти и служит ее политически организованным
выражением. Отсюда следует, что существует немецкий, итальянский,
испанский, англосаксонский, еврейский и арабский фашизм. Расовая
идеология - это чисто биопатическое выражение характерологической
структуры
оргастически импотентной личности. (…) Фашизм служит
высшим выражением
религиозного мистицизма, который принимает определенную общественную форму.
Фашизм поддерживает религиозность, которая возникает в результате
сексуального извращения, и трансформирует мазохистский характер древней
религии. Короче говоря, он переводит религию из "потусторонней"
области философии страдания в "посюстороннюю" область садистского
убийства.
Фашистская
ментальность - это ментальность "маленького человека",
порабощенного,
стремящегося к власти и в то же время протестующего. Не случайно, что все
фашистские диктаторы происходят из реакционной среды "маленьких
людей". Магнат-промышленник и милитарист-феодал используют этот
социальный факт для своих целей после его выявления в контексте общего
подавления жизненных импульсов. В форме фашизма механистическая,
авторитарная цивилизация извлекает из подавленного "маленького
человека" то, что в течение многих веков она насаждала в порабощенном
человечестве с помощью мистицизма, милитаризма и автоматизма. Этот
"маленький человек" досконально изучил поведение "большого
человека" и поэтому воспроизводит его в искаженном и гротескном виде.
Фашизм - это сержант колоссальной армии нашей глубоко больной,
промышленно развитой цивилизации Высокая политика превратилась перед
"маленьким человеком" в балаганное представление". – вот
как определяет оппозиционарность (сужая её до фашизма) В. Райх.
Также представляет интерес обширное исследование Дж. Шарпа.
Он воспринимает оппозицию как двигатель прогресса и авангард политической
культуры. В странах, где господствует диктатура (а именно оппозиции в таких
странах посвящена его работа) именно оппозиция спасает людей от угнетения.
[73].
Таким образом, в зарубежной психологии преобладает подход к
оппозиционному поведению как к патологии. Эту гипотезу мы не стали брать во
внимание, так как современный отечественный подход исключает эту точку зрения.
Тем не менее некоторые из постулатов вышеописанных авторов повлияли на контекст
исследования.
§3. Методы
исследования психологических аспектов
оппозиционного
поведения.
Изучив литературу
относительно предметов и объектов нашего изучения, мы обратились к источникам,
содержащим психологические методики, которые могли бы измерить интересующие нас
величины.
Методика
подбиралась исходя из множества параметров. [79]
Подходящие под
все эти параметры методики представлены в таблице №1.
Таблица
1.
Методики
изучения мотивационных основ и личностных особенностей человека.
|