Программа государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке
Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое
или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление
каждой из сторон и, таким образом, познание друг друга. Длительный срок общения
создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и
дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо
для возникновения конфронтации, противопоставления, т.е. психологической
несовместимости.
Среди видов общения можно выделить также деловое и
личностное, инструментальное и целевое.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную
деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его
содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают
их внутренний мир.
Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических
проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и
интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо
внутреннего конфликта и т.д.).
Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью,
не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную
цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Целевое общение – это общение, которое само по себе служит средством
удовлетворения специфической потребности – потребности в общении.
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное
и невербальное.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного
условия предполагает освоение языка.
Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного
языка в качестве средства общения. Это общение при помощи мимики, жестов и
пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.
.
Понятие о речи
Язык – это система знаков и символов. Речь – это
процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который
обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на
необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.
Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности
людей форма общения, опосредованная языком.
Речевая деятельность человека теснейшим образом
связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического
развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с
помощью речи становятся произвольными, управляемыми.
Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит
отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной
реальности и отношения к ней.
Психологическая характеристика речи
Функции речи
Воздействия. Заключается в способности человека посредством
речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
Сообщения. Состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством
слов, фраз.
Выражения. Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря
речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с
другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют
возможности общения.
Обозначения. Состоит в способности человека посредством слова давать
предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия
Виды речи
Соответственно множеству своих функций речь является
полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях
представлена в разных формах и видах .
Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов,
письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Она бывает устной и письменной.
Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств,
воспринимаемых на слух.
Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно
длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение
одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны последовательность
и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически
правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке
такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения,
и часто письменно фиксируется план речи.
Монологическая речь имеет большую композиционную
сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения
грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того,
что хочет сказать произносящий монолог.
Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной
степени все ее участники.
Диалогическая речь – психологически наиболее простая и
естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или
нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются
говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения,
пояснения.
Письменная речь – это речь посредством
письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому
кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного
анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли,
анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Пользование письменной речью создает необходимость
добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики
и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.
Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая
процесс мышления конкретного человека.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс
превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь –
это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы
поведения, планирование деятельности и управление ею.
Выделяют такие свойства речи, как содержательность,
понятность, выразительность, действенность.
Свойства
речи
Содержательность. Количество выраженных в речи мыслей, чувств и
стремлений, их значительность и соответствие действительности
Понятность. Синтаксически правильное построение
предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического
ударения.
Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство языковых
средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной
и, наоборот, вялой, бедной.
Действенность. Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на
мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение
Тема 3. Деятельность
Психологическая
характеристика деятельности
Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность,
порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего
мира и самого себя.
Деятельность – это процесс активного отношения
человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом
поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение
общественного опыта. Отличительными чертами человеческой деятельности являются
ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность.
Структура
деятельности
Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и
приемы, цель и результат
Мотивы – это те внутренние цели, которые связаны с
потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом
деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми
различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.
Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности,
определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при
ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и
состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.
Цели –
наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение
и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности –
это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную
цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению
потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве
условия достижения конечной цели.
Цели могут быть близкими и далекими, личными и
общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую
роль в общественной жизни играет его деятельность.
операции
Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности,
направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
Сложное внешнее действие для своей реализации может
потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом.
Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.
Всякая деятельность включает в себя внутренний и
внешний компоненты.
По своему происхождению внутренняя (умственная,
психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально
совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек
приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего
действия во внутренний план называется интериоризацией.
Овладение внутренней деятельностью приводит к тому,
что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение
желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми
символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на
основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия
вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.
Деятельность осуществляется в виде системы действий.
Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как
процесс, направленный на достижение цели). Выделяют практические (предметные) и
умственные действия.
Освоение
деятельности. Навыки и умения
При осуществлении деятельности человек вступает во
взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит
преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации,
достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия
определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками
субъекта деятельности.
Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных
действий – операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения
и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Это
слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций. Выделяют
простые и сложные навыки.
Виды навыков
Простые. Несложные приемы и действия, совершаемые
автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания.
Сложные. Усвоенные автоматизированные двигательные,
перцептивные и интеллектуальные сложные действия, выполняемые точно, легко и
быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность
деятельности человека.
а) двигательный. Автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью
движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
б) перцептивный.
Автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого,
неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
в) интеллектуальный. Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся
ранее проблемы.
Навыки образуются в результате упражнений, т.е.
целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения
изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Навык
возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его
роль заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов
действия и переключении его на цели и условия действия.
Этапы формирования навыка
Аналитический. Вычленение
отдельных элементов действия и овладение ими.
Синтетический. Объединение
элементов в целостное действие.
Автоматизация. Упражнение с целью придания действию
плавности, нужной скорости.
Успешность овладения навыком зависит не только от
количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.
Поскольку в структуру действий и различных видов
деятельности входит множество навыков, они обычно взаимодействуют друг с
другом, образуя сложные системы. Характер их взаимодействия может быть
различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно
отрицательного влияния..
Для сохранения навыка им следует систематически
пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или
почти полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения
становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают
выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления
сознательного контроля.
Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий,
обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Умения образуются в результате координации навыков,
их объединения в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным
контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление
умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.
Одно из основных качеств умений заключается в том, что
человек в состоянии изменять их структуру (навыки, операции и действия,
входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом
неизменный конечный результат.
Умения опираются на активную интеллектуальную
деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный
интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в
умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности,
возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия различных
решений.
Большое значение в формировании всех типов умений и
навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков,
совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на
этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без
постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются,
теряют свои качества.
Основные
виды деятельности
Возникновение и развитие различных видов деятельности
человека представляет собой сложный и длительный процесс. Выделяют три
генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного
пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по
конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям
мотивации.
Игра – форма человеческой деятельности в условных
ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта,
фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.
Выделяют несколько типов игр.
Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр:
предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.
Типы игр
Индивидуальные. Игрой занят один человек.
Групповые. В игру включены несколько индивидов.
Предметные. Связаны с включением в
игровую деятельность человека каких-либо предметов.
Сюжетные. Разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных
деталях и т.д.
Учение – это вид деятельности, целью которого является
приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Основная цель учения – подготовка к будущей
самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение
обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом.
Учение складывается из следующих компонентов:
·
усвоения информации о
свойствах окружающих предметов и явлений (знания);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|