Программа государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке
Тема 2. Группа. Межличностные отношения в группе
Понятие о социальной группе. Классификация групп
Группа -
ограниченная в
размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных
признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и
т.д.)
Рассмотрим одну из наиболее распространенных
классификаций групп.
По размеру
Большая группа (условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на
основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)
Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная
общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например,
коллектив вуза, предприятия и т.д.)
Малая группа – (от двух до нескольких десятков человек)
относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов,
объединенных общими целями и задачами.
По общественному статусу
Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически
фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда
объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд.
Формальные группы всегда имеют определенную
нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно
закрепленные права и обязанности ее членов.
Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая
юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе
интересов, дружбы и симпатий.
Группы неформальные могут выступать как
изолированные общности или складываться внутри формальных групп.
По непосредственности взаимосвязей
Условная группа – объединенная по определенному признаку (характер деятельности,
пол, возраст и т.д.)
Реальная группа – это
объединение, где люди связанны реальными контактами (например, группа однокурсников).
По личностной значимости
Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой
индивид соотносит себя и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется
в своем поведении и самооценке.
Нереферентная группа – это группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для
человека.
Антиреферентная группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет,
осуждает и отвергает.
По уровню развития
Низкий уровень
Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность
как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной
опосредовать отношения ее участников.
Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее
совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации,
опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового
общения.
В зависимости от общественной направленности
опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.
Просоциальнальные ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные
ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в
процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в
совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей
им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования.
Например, студенческая группа в начале процесса обучения.
Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых
имеют негативный, иногда антиобщественный характер. Например, группа агрессивно
настроенных подростков. Эти группы, в условиях антиобщественно направленной
организации и руководства, легко превращаются в асоциальные корпорации.
Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся
замкнутостью и максимальной централизацией. Например, промышленные корпорации.
Корпорация асоциальная (антиобщественная) – это группа, противопоставляющая себя другим
социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов.
Межличностные отношения в корпорациях опосредуются асоциальными, а зачастую
антисоциальными ценностными ориентациями. Например, группа рэкетиров или мафия.
Высокий уровень
Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей,
достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня
развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся
высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством,
коллективистической идентификацией и т.д.
Особенности зрелого коллектива
Ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь
коллектива насыщена социально-полезной, совершенствующей деятельностью
Каждый член коллектива видит перспективы движений и
проявляет личную заинтересованность в его развитии.
Товарищеское равноправие его членов, каждый
член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности.
Личность защищена коллективом и ответственна перед ним.
Группа и ее структурная организация
Проблема группы, как важнейшей формы
социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения –
одна из центральных в психологии.
Малая социальная группа – это немногочисленная по составу группа, члены
которой объедены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном
контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы
как целого.
Основные параметры, с помощью которых возможен
социально-психологический анализ группы – это характеристики собственно группы
и характеристики, определяющие положения человека в группе.
К характеристике группы относятся ее
композиция, структура и групповые процессы.
К характеристикам, определяющим положения
человека в группе, относятся система групповых ожиданий, статусов и ролей
членов группы.
Композиция группы, или ее состав – это совокупность характеристик членов
группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность
группы, ее возрастной или половой состав, национальность и т.д.
Структура малой группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые
выполняют ее отдельные члены, а также с точки зрения межличностных отношений в
ней.
Структура
социальной власти в малой группе
Группа представляет собой чрезвычайно сложный
организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях
и требует особых усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий,
объединения индивидуальных активностей в единое целое.
Структура социальной власти в малой группе – это система взаиморасположений членов
группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная
власть в группе может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее
изучены феномены лидерства и руководства.
Руководство – процесс управления группой, осуществляемый
руководителем или посредником между социальной властью и членами общности на
основе правовых полномочий и норм, данных ему[2].
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления
коллективом и организации его деятельности.
Руководитель группы должен обладать рядом качеств,
среди которых первостепенными являются высокая деловая активность, гибкость
мышления, адаптируемость к изменяющимся условиям, коммуникативная культура и
т.п.
Основным инструментом психологического влияния
руководителя на группу является его авторитет.
Стиль руководства (управления) коллективом – это интегральная характеристика индивидуальных
особенностей личности руководителя, а также чаще всего применяемых ею способов
и средств управленческой деятельности, которые характеризуют способности и
особенности решения управленческих задач.
В научной литературе описан широкий спектр стилей
управления современного руководителя. Наибольшее распространение получили такие
стили, как авторитарный (доминирующий), демократический (коллегиальный) и
либеральный (попустительский).
Стили руководства
Авторитарный. Характеризуется единоличным принятием всех решений,
субъективной оценкой результатов деятельности, устранением подчиненных от участия
в решении вопросов и подавлением их инициативы и творчества. За счет постоянного
контроля обеспечиваются приемлемые результаты работы. Неудовлетворенность людей
своей работой, положением в коллективе, неблагоприятным психологическим
климатом ведет к постоянным стрессам, влияющим на психологическое и физическое
здоровье.
Демократический. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения
проблем, учета мнения, интересов, потребностей подчиненных. Выполнение принятых
решений контролируется руководителем и сотрудниками.
Данный стиль управления является эффективным, т.к. обеспечивает высокую
продуктивность, активность сотрудников и сплоченность коллектива. Его
реализация возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологических
и коммуникативных способностях руководителя.
Либеральный.
Характеризуется, с одной
стороны, «максимумом демократий», а с другой – «минимумом контроля».
Подчиненные сами решают возникшие перед ними проблемы, не особенно считаясь с
мнением своего руководителя, поэтому результаты работы низкие.
Неудовлетворенность результатами своей деятельности, руководителем, климатом в
группе ведут к скрытым или явным конфликтам.
Лидерство – это спонтанно возникающее внутри группы
психологическое влияние одного члена группы на других.
Лидер – член группы, за которым она признает право принимать
ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная
личность, реально играющая центральную роль в организации совместной
деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидера порождают не столько личные качества
или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной
группе. Эта система межличностных
связей формируется и определяется целями группы, ее ценностями и нормами, на
основе которых выдвигается конкретный лидер группы.
Лидер – это референтное лицо в группе, установки и
ориентации которого являются исходными эталонами для всех или большинства
членов группы, за ним признается право вести за собой, быть последней
инстанцией в оценке групповых ситуаций и обстоятельств. В любой реальной группе
может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней
свои ниши, и не вступая друг с другом в серьезные противоречия.
Основные
различия между понятиями «лидер» и «руководитель»
Руководитель
|
Лидер
|
Назначается официально
|
Выбирается спонтанно в результате
межличностных отношений
|
Обладает формально регламентированными
правами и обязанностями
|
Не обладает никакими признаваемыми вне
группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные
обязанности
|
Располагает строго определенными возможностями
санкционирования (наказания и поощрения)
|
Не обладает системой санкций воздействия на
членов группы
|
Несет ответственность за состояние дел в
группе:
·
выявляет исходные
условия, в которых действует группа;
·
определяет направление
ее деятельности;
·
координирует и
корректирует действия группы;
·
решает комплексные
социальные задачи;
принимает ответственность за результаты
групповой деятельности
|
Не несет ответственность за состояние дел в
группе и за результаты ее деятельности
|
Представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы,
связанные с отношениями с другими группами
|
Ограничен в сфере своей деятельности рамками внутригрупповых отношений
|
Феномены
межличностных отношений
В группах проявляется ряд феноменов,
являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания
содержательной связности и ориентированности общности людей.
Коллективистическое самоопределение. Избирательное отношение индивида к
воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении
других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок,
убеждений, групповых норм и т.д.
Коллективистическая идентификация. Форма отношений, при которой переживания
одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную
деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на
устранение фрустрирующих воздействий.
Конформность. Подверженность
групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц,
группы. Следует различать внушаемость и конформизм.
Внушаемость – это непроизвольная податливость
человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды,
поведение, это происходит само собой, искренне).
Конформизм – это сознательная уступчивость
человека мнению большинства группы, для избежания конфликта с ней.
а) внутренняя конформность – действительное
преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия
позиции окружающих, которая оценивается человеком как более обоснованная и
объективная, чем собственная;
б) внешняя конформность – демонстративное
подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать
порицания, а возможно и более жестких санкций со стороны группы.
Нонконформизм. Стремление поступать вопреки позиции господствующего
большинства, любой ценной и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения
Ценностно-ориентационное единство. Степень совпадения
позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям,
наиболее значимым для группы в целом.
Сплоченность групповая. Степень приверженности к группе ее членов, выражающаяся
в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в
стремлении их к сохранению группового членства, в единстве ценностей и целей
участников группового общения.
Социально-психологический климат. Относительно устойчивый
эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в котором соединяются настроения
людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим
событиям.
Межличностные
конфликты
Понятие «конфликт» характеризуется
исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. В
специальной литературе можно встретить такие определения конфликта: «предельный
случай обострения противоречия», «трудноразрешимое противоречие, связанное с
эмоциональными переживаниями» и т.п.
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального
взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе
противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов,
убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.).
Конфликт – это явление межличностных и
групповых отношений. С точки зрения сущности отношений любой конфликт есть
проявление противоборства, т.е. проявление активного преследующего определенные
цели столкновения тенденций, оценок, принципов, взглядов. С точки зрения целей
конфликт есть стремление одержать победу, утвердить защищаемую идею, принцип,
поступок, личность. С точки зрения межличностных отношений конфликт
представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, конгитивность
или поведенческом уровне.
Конфликт как сложное явление характеризуется
многими параметрами, важнейшими из которых являются – его сущность, структура,
причины и динамика.
Структура конфликта.
Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные его
элементы: стороны (участники) конфликта, предмет конфликта, образ конфликтной
ситуации, мотивы конфликта, позиции конфликтующих сторон.
Структура конфликта
Стороны конфликта. Это субъекты социального взаимодействия, находящиеся
в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта. Это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации. Это отображение предмета конфликта в сознании
субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта. Это внутренние побудительные силы, подталкивающие
субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме
потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|