бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Программа государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке бесплатно рефераты

Программа государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

ПСИХОЛОГИЯ


Тема 1. Личность, ее структура и проявления

            Понятия о личности. Многозначность понятия «личность» в современной психологии. Основные компоненты структуры личности. Биологическое и социальное в структуре личности.

            Естественная природа и социальная сущность человека как личности.

Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Активность личности. Потребности как источник активности. Виды потребностей и их классификация. Специфика человеческих потребностей.

Мотивация как проявление потребностей личности. Понятие о мотивах поведения. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов. Влечения, желания и отношения личности. Цели личности и произвольная регуляция деятельности человека.

Понятие об интересах. Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатели уровня развития личности.

Убеждения и их становление.

Установки и стереотипные формы поведения.

Понятие о направленности личности и формах ее проявления. Роль направленности в развитии личности.

Методы исследования личности.


Тема 2.  Личность в системе межличностных отношений

Понятие о группах. Виды групп: условные и реальные; официальные и неофициальные; референтные и нейтральные. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив. Характеристика коллектива.

Межличностные отношения в группах: непосредственные и опосредованные содержанием целей совместной деятельности.

Феномены межличностных отношений:  восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация, коллективистическое самоопределение. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Социально-психологический климат в группе.

Лидерство в малых группах, его признаки, функции, виды. Психологические качества лидера. Классификация стилей лидерства.

Межличностные конфликты. Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов. Способы поведения в конфликте.

Методы исследования межличностных отношений в группах.

 

Тема 3. Общение и речевая деятельность

Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Роль общения в развитии человека. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Виды и формы общения. Вербальные и невербальные средства общения.

Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Речь и язык.

Виды речи: устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение.  Экспрессивные возможности устной речи. Коммуникативная и речевая культура педагога.


Тема 4.  Общая характеристика деятельности

            Понятие о деятельности. Активность и деятельность.

Структура деятельности. Мотивы и цели деятельности. Внешняя и внут­ренняя деятельность. Процессы интериоризации и экстериоризации. Действие как единица человеческой деятельности. Целенаправленный характер действия. Понятие об ориентировочной основе дей­ствия..

Способы (операции) выполнения действий. Преобразование действия в операции. Относительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие. Умственные операции.

Освоение деятельности. Автоматизированные компоненты деятельности. Формирование навыков, их виды. Взаимодействие навыков.

Основные виды деятельности. Специфика человеческой деятельности и ее атрибуты. Игровая деятельность и ее психологические особенности. Роль иг­ры в развитии человека.

Учение, научение, обучение. Структура учебной деятельности. Психоло­гические особенности учебной деятельности.

Труд и деятельность. Психологические признаки труда. Профессиональ­ная деятельность как условие формирования личности. 


Тема 5. Познавательная деятельность личности. Внимание, память и мышление как формы познавательной деятельности

Понятие о внимании. Внимание как психический феномен. Основные характеристики внимания: направленность, сосредоточенность, активность.

Виды внимания. Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Особенности произвольного и послепроизвольного внимания, условия их возникновения.

Основные свойства внимания: устойчивость, объем, переключение, распределение и концентрация. Рассеянность и способы ее преодоления. Учет и оценка различных видов и свойств внимания в познавательной деятельности.

Понятие о памяти. Виды памяти: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая. Произвольная и непроизвольная память. Механическая и смысловая память. Кратковременная и  долговременная память. Оперативная память.  Процессы  и механизмы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Индивидуальные различия в процессах памяти. Роль памяти в познавательной деятельности человека, приемы и способы развития памяти.

Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Социальная природа мышления. Мышление и предметно-практическая деятельность. Мышление и речь.

 Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мышление как процесс. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, абстрагирование и др.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Индивидуальные особенности мышления.


Тема 6. Волевая регуляция деятельности

Понятие о воле. Воля как процесс сознательного  регулирования поведения и деятельности. Целенаправленный характер волевой активности. Волевые действия и волевая регуляция. Функции воли.

Структура волевого акта. Мотивация волевого действия и оформления цели. Борьба мотивов. Принятие решения. Волевое усилие. Выполнение принятого решения.  Волевые свойства личности, их структура, этапы и закономерности формирования.


Тема 7. Индивидуально-психологические свойства личности темперамент способности, характер

Понятие о темпераменте. Психические свойства, формирующие темперамент: эмоциональная возбудимость, реактивность, активность, экстраверсия - интроверсия, пластичность – регидность и др. Типы темпераментов (сангвистический, холерический, флегматический, меланхолический) и их психологическая характеристика. Проблема изменчивости темперамента. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности.

Понятие о характере и его специфических особенностях. Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями.

Черты характера и его целостность. Проявление характера через деятельность, отношения к  другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Условия формирование характера. Трансформация характера в течение жизни.  Акцентуации характера.

Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Способности и деятельность. Задатки как предпосылки  для развития способностей.

Структура общих и специальных способностей: теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.  Уровни развития способностей: мастерство, талант, гениальность.  Проблема одаренности в современной психологии.

Условия выявления, формирования и развития способностей.


Тема 8. Возрастные особенности становления личности

Становление личности в онтогенезе. Роль социальной ситуации развития и ведущей деятельности в становлении личности.

Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Краткая характеристика каждого возраста: младенчества, раннего детства, ранней юности, молодости, зрелости, пожилого и  старческого. Младший школьный. Подростковый. Ранняя юность. Юность. Молодость. Зрелость. Основные психологические новообразования каждого возраста.

Социальная ситуация развития подростка. Формирование личности подростка. Сознательная регуляция поведения. Развитие оценочного отношения к взрослым и сверстникам. Особенности развития характера. Самооценка и самовоспитание. Дружба. Развитие чувств, особенности их переживания и выражения.

Психологические особенности учебной деятельности. Развитие познавательных процессов. Трудовая деятельность и ее значение для развития личности подростка. Формирование профессиональных интересов. Психологические особенности и трудности выбора подростком форм продолжения учебы по окончании основной средней школы.

Социальная ситуация развития. Физическое развитие в юношеском возрасте. Формирование личности в профессиональной школе. Повышение уровня самостоятельности и взрослости.

Формирование психологической готовности к будущей профессиональной деятельности. Жизненные планы.

Психологические особенности учащихся с отклонениями в психическом развитии. Психологические особенности асоциального поведения и механизмы коррекции.



Тема 9. Профессиональное самоопределение и становление личности

Профессиональное самоопределение. Возрастные особенности профессиональных намерений. Факторы, определяющие выбор профессии: социально-экономические, социально-психологические, медико-физиологические. Индивидуальные психологические трудности выбора профессии. Динамика профессионального самоопределения.

Основы профориентации и профессиональной консультации. Профессиональная информация, выбор профессии, профессиональный отбор. Профпригодность.

Профессиональное становление. Ключевые понятия и историческая обусловленность профессионального становления личности. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека. Стадии профессионального становления. Профессионально обусловленная  структура личности. Профессиональные деформации личности.


Тема 10. Психология профессионального обучения и социально-профессионального воспитания


     Сущность процесса обучения, явления научения и свойства обучаемости, психологические условия, обеспечивающие успешность профессионального обучения. Формирование профессиональных навыков и умений. Генерализация и перенос навыков и умений. Особенности формирования умственных действий и интеллектуальных операций учащихся. Развитие ключевых квалификаций. Техническое мышление, его структура, особенности и пути формирования. Дифференцированный подход к обучению учащихся в зависимости от уровня их обученности, обучаемость и специальности.

Особенности социально-экономической ситуации и проблемы воспитания в современных условиях. Влияние профессиональных групп и коллективов на становление личности. Психотехнологии воспитания и социально и профессионально значимых качеств: корпоративности, социальной ответственности, надежности, работоспособности, коммуникативности, положительного отношения к труду и профессиональному сообществу. Личностный смысл профессионального труда.


Литература

1.      Гамезо М.В.,  Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.

2.      Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.

3.      Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. -  Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.

4.      Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

5.      Немов  Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -  Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

6.      Немов  Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.

7.      Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. -  М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.

            8.  Глуханюк Н.С.,  Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология:                

                Учебное пособие для вузов.  М.: Академический проект; Екатеринбург:  

                 Деловая книга, 2005.  368 с.

Дополнительная

1.      Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.

2.      Аверин В.А. Психология личности. Учеб. пособие. СПб., 1999.

3.      Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

4.      Божович Л.И. Динамика развития личности в онтогензе , Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996.

5.      Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная пед. академия, 1994. – 152 с.

6.      Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

7.      Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

8.      Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования  / Сост.  Рогов Е.И. - М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 1998. –448 с.

9.      Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2001. – 584 с.

10.  Сободчиков В.И., Исаев Е.И.  Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.


ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И ПРОЯВЛЕНИЯ

Общее представление о личности

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.

Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

·        развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;

·        активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;

·        наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;

·        направленностью – устойчивой системой  мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;

·        способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;

·        характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования[1].

Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

Основные подходы к изучению личности

в зарубежной психологии

В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности.

Социогенетический подход. В рамках данного подхода особенности личности объясняются исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15