Программа государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке
Личностно ориентированное образование представляет собой
интеграцию обучения, воспитания и развития. Поэтому технологии должны
быть направлены на достижение этих трех составляющих, обеспечивающих
становление личности.
Виды личностно ориентированных технологий:
ü
Диалогические методы
обучения (групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций,
диалогические лекции)
ü
Игровые технологии
(дидактические, деловые, ролевые игры)
ü
Тренинговые технологии
(тренинг рефлексивности, профессионально-поведенческий тренинг)
ü
Интегративные личностно
ориентированные технологии (диагностирующий семинар-тренинг, проектирование
сценариев профессионального роста, виртуальная реструктуризация
профессиональной жизни)
ü
Проектирование
учебно-пространственной среды
ü
Мониторинг
профессионального развития обучаемых
ü
Педагогическая интеракция
субъектов образования
Психологические особенности
личности педагога
профессиональной школы
Ниже приведена обобщенная
форма профессионально психологического профиля педагога.
1. Социально-психологическая
направленность
Тип педагогической центрации:
• конформная,
• эгоцентрическая,
• гуманистическая,
• авторитарная,
• на интересах родителей,
• методическая.
2.Профессиональная
компетентность
2.1.Педагогическая компетентность.
2.2.Психологическая
компетентность.
2.3. Социально-коммуникативная
компетентность:
• социально-коммуникативная
адаптивность,
• стремление к согласию,
• нетерпимость к неопределенности,
• избегание неудач,
• фрустрационная толерантность.
3.Педагогически значимые качества
3.1 .Логическое мышление.
3.2.Творческий потенциал.
3.3. Эмпатия:
• сопереживание,
• действенная эмпатия.
3.4.Субъективный контроль:
• интернальность,
• экстернальность.
3.5. Социальный интеллект.
4.Педагогически нежелательные
качества
4.1.Ригидность.
4.2. Авторитарность.
4.3. Демонстративность.
4.4. Педантичность.
Рассмотрим особенности социально-психологической
направленности педагогов.
Устойчивое побуждение к
деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя,
применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной
направленности личности. Это сложное, интегративное качество. Составляющими
профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и
мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные
ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности
и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются
отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности,
желание совершенствовать свою подготовку.
Важной характеристикой
социально-психологической направленности педагога является тип педагогической
центрации. Центрация - это избирательная направленность педагога на pазные стороны педагогического процесса. Выделяются 6 типов
центрации:
• конформная - центрация на
интересах, мнениях своих коллег;
• эгоцентрическая - центрация на
интересах, потребностях своего Я,
• гуманистическая - центрация на
интересах детей.
• центрация на интересах,
требованиях администрации;
• центрация на интересах родителей.
• методическая, или
познавательная, - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.
Второй подструктурой личности
педагога является профессиональная компетентность – интегративное
качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков,
обобщенных способов решения типовых задач. Формирование профессиональной
компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником
являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность
характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все
новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой
компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации
профессиональному развитию.
Третьим компонентом личности
педагога являются профессионалъно важные качества: социальный
интеллект, эмоциональная отзывчивость, реальный педагогический гуманизм,
социально-профессиональная ответственность, способность к волевому
воздействию, сверхнормативная профессиональная активность, коммуникативность
Четвертая подструктура личности
педагога - профессионально значимые психофизиологические свойства: ригидность,
доминантность, эмоциональная устойчивость.
Продуктивным способом
актуализации профессионально педагогического потенциала и реализации личностно
ориентированного образования может стать развитие у педагогов ключевых
квалификаций - это сложные интегративные образования, представляющие собой
констелляции профессионально значимых знаний, умении навыков, свойств и
качеств. Эти квалификации определяют профессионализм и мастерство педагогов,
инновационный характер их деятельности и позволяют преодолеть профессионально
обусловленные деформации и кризисы личности.
• социально-профессиональная направленность:
гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении и
самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью;
• профессиональная компетентность:
психологическая компетентность и социально-коммуникативная адаптивность;
• профессионально важные качества:
социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая
рефлексия, эмпатия;
• психофизиологические свойства:
эмоциональная устойчивость и экстравертированность.
• действенный педагогический гуманизм —
присоединение к эмоциональному состоянию учащихся, сопереживание и оказание
помощи в преодолении негативных эмоций и субъективных трудностей;
• поливалентная
профессионально-технологическая компетентность - социально-экономические и
правовые знания, общепрофессиональные знания и умения в области измерения,
диагностики, информатики, гигиены и охраны труда;
• социально-коммуникативная компетентность —
знания, умения и способности, обеспечивающие личностно ориентированное общение
и педагогическую фасилитацию;
• социальный интеллект - способность,
определяющая продуктивность взаимодействия с учащимися, а также регулирующая
познавательные процессы, связанные с отражением социально-психологических отношений;
• сверхнормативная
профессионально-педагогическая активность - готовность и потребность в инновационной
деятельности, проявление творческой инициативы, превышение нормативных профессиональных
функций и должностных обязанностей;
• социально-психологическая толерантность -
терпимость к
подростковому образу жизни и поведению, этническим особенностям; эмоциональная
устойчивость и самообладание;
• педагогическая рефлексия — качество,
позволяющее анализировать собственные поступки, знать самого себя и понимать
как учащиеся отражают личностные реакции и когнитивные представления педагога;
• организованность - способность организовать
свою деятельность, профессионально-образовательный процесс и учебную
деятельность учащихся; выражается также в самостоятельности, требовательности и
волевом самоконтроле;
• социальная ответственность - способность к
осуществлению самоконтроля и контроля за взаимодействием с учащимися
прогнозирование и коррекция профессионального становления учащихся;
• сенсомоторные способности –
психофизиологические свойства, обеспечивающие продуктивное (качественное и
производительное) выполнение производственно-технологических действий и
операций (особо значимых для мастеров производственного обучения).
Ключевые компетенции - это процедурные знания и умения (знания в
действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных
профессионально-педагогических ситуациях. Они не являются личностными характеристиками
субъектов деятельности и в этом их принципиальное отличие от ключевых
квалификаций. Как социально-профессиональные образования высокого уровня
обобщенности они могут быть определены путем анализа целевых (социально-профессиональных)
функций педагога.
Реализация воспитательной функции
обусловливает необходимость социально-культурной компетенции, включающей
культуру устной и письменной речи, знание иностранных языков, социальную информированность
и компетентное отношение к средствам массовой информации.
Обучающая функция детерминирует когнитивно-дидактическую
компетенцию, предполагающую знание познавательных способностей учащихся,
особенностей целеполагания и проектирования содержания и технологии личностно
ориентированного обучения.
Развивающая функция порождает психолого-педагогическую
компетенцию, включающую знание психологии личности и учебной деятельности
учащихся, особенностей их профессионального становления, опыт решения
проблемных педагогических ситуаций.
Производственно-технологическая
функция обусловливает специальную компетенцию - знания о производственных
объектах, технологических процессах и производственных действиях.
Эти ключевые компетенции являются
важными предпосылками реализации личностно ориентированного профессионального
образования. Очевидно, что технологии их формирования целесообразно реализовывать
в рамках личностно ориентированного обучения.
Отклоняющееся
поведение школьников
и
учащихся профшколы
Поведение – интегративный
внешний показатель внутреннего мира человека, системы его установок, мотивов,
отношений. Поступок – единица поведения. Это действие личности,
социальное значение которого ею самой понято, т.е. это действие осмысленное.
Поступок - основной предмет воспитательных бесед, педагогических усилий,
взаимных обсуждений педагога и учащегося. Обсуждается, как правило, нормативная
сущность поступка, т.е. мера его соответствия действующим в обществе моральным
и правовым нормам.
С этих позиций поступок,
нарушающий моральные нормы (нормы справедливого и должного в человеческих
отношениях), квалифицируется как проступок, подлежащий порицанию, осуждению,
наказанию педагогическому, но не правовому, юридическому. К проступкам в
педагогической практике обычно относят нарушения правил и режима учебного
заведения (прогулы, опоздания, нарушения дисциплины в классе, отказ выполнять
требования), конфликтные формы поведения (грубость, сквернословие драки, ссоры,
вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя, нарко - и
токсиковеществ), а также поступки, аморальные по своей сути (ложь,
незначительная порча общественного имущества, отказ от общественных и трудовых
дел). Поведение учащегося, в котором достаточно часто встречаются подобные
проступки, определяется как отклоняющееся поведение.
Если же поступок вступает в
противоречие с правовыми нормами, он квалифицируется как правонарушение, а
поведение будет в таком случае противоправным. В педагогической практике наиболее
часто встречаются такие правонарушения, как кражи, хулиганство, тяжкие
избиения, вандализм и т.д.
Отклонения в поведении — это внешняя форма проявления внутреннего состояния
личности. В большинстве случаев педагогическая запущенность характеризуется
хронической оппозицией юноши к миру взрослых, негативным отношением к
общественным делам и ценностям коллектива. Но в ряде случаев мы можем встретить
отклонения и в поведении сознательного, нравственно развитого учащегося. Это
может быть неординарный, с самостоятельным складом ума юноша, вошедший в противоречие
с рутинной педагогикой и косными традициями, царящими в данном училище. Это
может быть невротизированный юноша с астеничной, быстро истощающейся нервной
системой, в силу чего он испытывает страх перед делом, требующим усилий,
множественных и достаточно напряженных человеческих контактов, может быть
учащийся со своеобразным характером, например шизоидного типа, который
отличается замкнутостью, эмоциональной холодностью, отчужденностью от сверстников.
Он, как правило, держится в стороне от всех, поэтому понятен его отказ от
поручения, требующего активного общения. И наконец, может быть новичок с низким
уровнем адаптации, который с трудом входит в новый коллектив и, естественно,
страшится оказаться в достаточно ответственном деле один на один с коллективом.
Рассмотрим содержание и взаимосвязь
сходных и часто воспринимаемых как синонимы понятий "педагогическая
запущенность" и "трудновоспитуемость".
Педзапущенность и
трудновоспитуемость - термины, которые обозначают объективно самостоятельные и
одновременно взаимосвязанные состояния личности.
Педагогическая запущенность - это комплексное отклонение нравственных
представлений, отношений и поведения учащегося, обусловленное неблагоприятной
микросредой и недостатками учебно-воспитательного процесса. Трудновоспитуемость
– это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям,
вследствие чего затруднено педагогическое общение. Трудновоспитуемость обусловлена
разнообразными причинами: неординарностью личности, ее ярким индивидуальным
своеобразием, особенностями трудного характера, нарушениями психического здоровья,
и главное, педагогической запущенностью учащегося. Любая причина, обусловившая
трудновоспитуемость личности, делает общение с ней проблемным, часто
малорезультативным, требующим дополнительных усилий со стороны педагога,
специальных условий. Таким образом, трудновоспитуемый - это со всем не
обязательно педагогически запущенный учащийся, в то время как педагогически
запущенный учащийся - это обязательно трудный для воспитания объект.
Трудновоспитуемость и
педзапущенность - взаимопроникающие феномены. Дело в том, что иногда
трудновоспитуемость одаренного, своеобразного или невротизированного учащегося
может, в свою очередь, стать фактором зарождения или ускорения развития
педагогической запущенности. Это происходит и том случае, если
трудновоспитуемость сочетается с сопутствующими неблагоприятными обстоятельствами:
асоциальной семейной обстоятельствами, криминогенной дружеской компанией,
конфликтными отношениями с педагогами.
Каковы причины педагогической
запущенности? Наиболее распространенными причинами являются неблагоприятные
условия семейнoгo воспитания, отрицательное влияние социальной среды, недостатки и ошибки
воспитания в школе, училище.
Семьи, для которых
характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют
детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений.
Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей:
Псевдоблагополучная семья.
Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером,
безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему
остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений (держать всех в
"ежовых рукавицах"), применением физического наказания как основного
средства воспитания.
Особый
вред развитию личности ребёнка и особенно подростка наносят частые физические
наказания. Психологически этот вред заключается в следующем:
1. Родители
(отец, мать, опекун, попечитель), систематически наказывающие ребёнка,
подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не
будет уважать такого родителя, брать с него пример, вследствие этого у ребёнка,
подростка задерживается формирование "идеального" Я.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|