Профориентационные методики
Каждый раз альтернативное утверждение,
объединяющее виды деятельности, относящиеся к каким либо двум предметам труда,
представлено тремя вопросами, каждый из которых объединяет виды деятельности,
относящиеся к одной из целей труда. А выявление разброса интересов по пяти
предметам труда происходит на трех уровнях, соответствующим трем целям труда. В
листе ответов записаны коды видов деятельности – номера вопросов с индексами А
и Б. В каждом из пяти столбцов представлены коды, относящиеся к одному из пяти
предметов труда:
Первый столбец – предмет труда
типа профессий “человек – природа” ;
Второй столбец – предмет труда
типа профессий “человек – техника”;
Третий столбец – предмет труда
типа профессий “человек – человек”;
Четвертый столбец – предмет
труда типа профессий “человек – знаковая система”;
Пятый столбец – предмет труда
типа профессий “человек – художественный образ”.
Коды видов деятельности под одним номером
находятся в одной строке листа ответов.
Опросник ПДО заполняется по следующей схеме:
отвечая на вопрос “Что бы Вы предпочли из двух возможностей?”, необходимо
отдать предпочтение либо виду деятельности (А) по отношению к (Б), либо виду деятельности
(Б) по отношению к (А). В результате суммирования плюсов по столбцам листа
ответов имеем пятикомпонентный вектор разброса интересов по предмету труда.
В=(В,В,В,В,В). Заметим, что при описанной схеме заполнение листа ответов сумма
компонентов вектора В всегда должна быть равна 30, то есть В+В+В+В+В=30.
Будем считать, что предмет труда выбран
испытуемым, если на этот предмет труда пришлось 30% или более 30% интереса,
распределенного по пяти предметам труда. Это утверждение вытекает из опытной
апробации опросника, то есть каждое из 5 чисел вектора В (компонент вектора В)
нужно сравнить с числом Х=0,3*30=9. Если В больше 9, то соответствующий предмет
труда К выбран испытуемым, если В меньше 9, предмет труда не выбран.
Профессионально-диагностический
опросник (на основе ДДО)
Что бы Вы предпочли
из двух возможностей:
|
1-й столбец (А)
|
|
2-й столбец (Б)
|
1
Изучать жизнь мира природы, наблюдать за ростом и
развитием живых организмов
|
или
|
Устанавливать
неисправности машин и механизмов
|
2
Разводить растения, домашних животных
|
Или
|
Обслуживать
машины, технику, приборы (следить, регулировать)
|
3
Выводить новые сорта растений, породы животных
|
Или
|
Конструировать,
проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, продукты
питания)
|
4
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать,
разъяснять, поощрять, наказывать
|
или
|
Разбираться в
чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
|
5
Организовывать культпоходы сверстников в театры,
в музеи, экскурсии, турпоходы
|
Или
|
Составлять
таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
|
6
Моделировать новые, значимые для личности
качества, анализировать их значение
|
Или
|
Работать над
созданием новых математических теорий
|
7
Проводить физико-химический анализ материалов
|
или
|
Уметь разбираться
в людях, определять их положительные и отрицательные качества
|
8
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
|
Или
|
Тренировать
товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных,
спортивных)
|
9
Проводить изыскания полезных ископаемых тип
|
Или
|
Создавать в
воображении тип предполагаемого героя-современника
|
10
Контролировать качество выпускаемой
машиностроительной продукции
|
или
|
Искать,
исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
|
11
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины,
одежду), строить здания
|
Или
|
Заниматься
черчением, копировать чертежи, карты
|
12
Изобретать новые марки легковых автомобилей
|
Или
|
Разрабатывать
новые алгоритмические языки для ЭВМ
|
13
Следить за качеством книжных иллюстраций,
плаката, художественных открыток
|
или
|
Следить за
состоянием, развитием растений
|
14
Ухаживать за животными, лечить их
|
Или
|
Играть на сцене,
принимать участие в концертах
|
15
Выводить новые породы кроликов
|
Или
|
Писать стихи
|
16
Следить за исправной работой радиоаппаратуры
|
или
|
Вести следствие
по уголовному делу
|
17
Обслуживать, налаживать медицинские приборы
|
Или
|
Оказывать людям
медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
|
18
Изобретать новые приспособления для обработки
материалов
|
Или
|
Разрабатывать
новую систему воспитания молодого поколения
|
19
Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых
явлениях, событиях, измеряемых объектах
|
или
|
Художественно
описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
|
20
Работать на клавишных машинах (пишущей машинке,
телетайпе, наборной машине и др.)
|
Или
|
Копировать
рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
|
21
Описывать языком математики явления окружающего
мира
|
Или
|
Передавать свое
восприятие окружающего мира языком кино
|
22
Уметь давать точные характеристики людям
|
или
|
Обсуждать
художественные книги (или пьесы, концерты)
|
23
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в
справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
|
Или
|
Художественно
оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
|
24
Разрабатывать структуру личностных качеств
человека будущего
|
Или
|
Писать творческие
сочинения по литературе
|
25
Наблюдать, изучать жизнь микроорганизмов
|
или
|
Обсуждать
научно-популярные книги, статьи
|
26
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями
леса, сада
|
Или
|
Выполнять
вычисления, расчеты
|
27
Вносить изменения в генетический код для
совершенствования заданных свойств
|
Или
|
Разрабатывать
новые искусственные языки (для общения между людьми)
|
28
Контролировать работу световой аппаратуры
|
или
|
Наблюдать,
изучать работу кружков художественной самодеятельности
|
29
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл,
пластмассу и т.п.)
|
Или
|
Красить или
расписывать стены помещений, поверхности изделий
|
30
Заниматься проектированием новых зданий
|
Или
|
Представлять в
живописи своих любимых литературных героев
|