бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профориентационные методики бесплатно рефераты

1. Нет     2. Не знаю             3. Да.     

12.     Уверены ли Вы, что в будущем будете работать по избранной профессии?

1. Уверен              2. Не уверен

13.     Как Вы думаете, изменится ли Ваш выбор профессии ко времени окончания школы?

1. Изменится        2. Трудно сказать                3. Не изменится


Инструкция по обработке анкеты

Анкета очень проста в использовании, что делает доступной работу с ней каждому классному руководителю, учителю-предметнику, преподавателю, мастеру производственного обучения. Для заполнения анкеты учащимся требуется всего лишь лист бумаги, на котором они проставляют порядковый номер вопроса и номер выбранного ответа из нескольких предложенных. Допускается отвечать не на все вопросы анкеты. Качественный показатель готовности к профессиональному самоопределению вычисляется следующим образом. Так как количество ответов на каждый вопрос различно, т.е. различно число градаций, возникает задача перевода разнобалльных систем оценок в единую пятибалльную шкалу. Этот переход осуществляется по правилу Т=5*М/N, где Т – преобразованная оценка; N – число возможных ответов на конкретный вопрос; М – номер конкретного ответа (где М меняется от 1 до N).

Преобразованная оценка Т на каждые 13 вопросов умножается на весомость К данного качества, выраженного определенным вопросом. Весомости вопросов анкеты:

К1=20%

К8=5%

К2=5%

К9=5%

К3=20%

К10=5%

К4=5%

К11=5%

К5=5%

К12=5%

К6=10%

К13=5%

К7=5%


Общая сумма весомостей равна 100%. Количественный результат каждого из 13 ответов Р равен произведению Т на К:

Р1=Т1*К1

Р8=Т8*К8

Р2=Т2*К2

Р9=Т9*К9

Р3=Т3*К3

Р10=Т10*К10

Р4=Т4*К4

Р11=Т11*К11

Р5=Т5*К5

Р12=Т12*К12

Р6=Т6*К6

Р13=Т13*К13

Р7=Т7*К7



Необходимо обратить внимание на то, что если школьник не смог дать ответ на какой-то из вопросов, преобразованная оценка Т на этот вопрос будет рассчитываться с учетом того, что М=1. Это соответствует минимальному количественному показателю.

Общий балл анкеты равен сумме всех тринадцати количественных показателей F:

F= F1+ F2+ F3+ F4+ F5+ F6+ F7+ F8+ F9+ F10+ F11+ F12+ F13

При наличии в школе компьютера обработка результатов анкеты может быть произведена с его помощью, что значительно облегчает работу профконсультанта. Составление рабочей расчетной программы для ЭВМ могут произвести  сами учащиеся под руководством учителя (преподавателя) информатики и вычислительной техники.

Количественный результат может быть использован как один из показателей, характеризующих личность учащегося в профориентационных целях.


Схема индивидуальной беседы с учащимися

1.       Профессиональные намерения учащегося

1.1  Что собирается делать после окончания 9-го класса:

А) учиться в 10-м классе, ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения);

Б) работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности).

1.2     Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?

1.3     Знает ли о требованиях избираемой профессии к человеку?

1.4     Что советуют делать родители после окончания 9-го класса?

Согласен ли учащийся с их мнением?

2.       Интересы

1.1 Какие учебные интересы преобладают (“любимые” и “нелюбимые” предметы)?

1.2 Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение спец. литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?

1.3 Какие развивает интересы, связанные с выбором профессии?

1.5     Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?

3.       Склонности

1.1     Какие склонности называет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

1.2     Есть ли склонности, связанные с выбором профессии (“проба сил”)?

1.3     Какие развивает склонности, связанные с выбором профессии?

1.4     Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?

4.       Способности

1.1     Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?

1.2     Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного усвоения избираемой профессии?

1.3     Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?

1.4     Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?

1.5     Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли с их мнением?

1.6     Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей?

5.       Личные качества

1.1     Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

1.2     Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?

1.3     Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?

1.4     Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?

6.       Готовность к выбранному профессиональному пути

1.1     Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности?

1.2     По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

1.3     Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать?

1.4     В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

7.       Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути

1.1     Литература для чтения

1.2     Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов

1.3     Тема доклада в классе об избранной профессии

1.4     Встреча со специалистом

1.5     Советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств

1.6     Дата первичной профконсультации


Дифференциально-диагностический опросник “Я предпочту”

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?

1-а

Ухаживать за животными

1-б

Обслуживать машины, при боры (следить, регулировать)

2-а

Помогать больным людям, лечить их

2-б

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3-а

следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3-б

Следить за состоянием, развитием растений

4-а

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл,  пластмассу и т.п.)

4-б

Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5-а

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5-б

Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6-а

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6-б

Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7-а

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7-б

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8-а

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

8-б

Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов

9-а

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9-б

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10-а

лечить животных

10-б

Выполнять расчеты, вычисления

11-а

Выводить новые сорта растений

11-б

Консультировать, проектировать новые виды промышленных изделий

12-а

Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12-б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13-а

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13-б

Наблюдать и изучать жизнь микробов

14-а

Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14-б

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15-а

Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15-б

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16-а

Делать лабораторные анализы в больнице

16-б

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17-а

Красить или расписывать помещения, поверхность изделий

17-б

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18-а

Организовывать культпоходы сверстников или младших (экскурсии, турпоходы и т.п.)

18-б

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19-а

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19-б

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20-а

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20-б

Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)


Лист ответов ДДО

Фамилия, имя ученика ………………………………………………………………………………..

Класс………………Школа……………………Дата…………………………………………………

Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Художественный образ

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

14б

17а

20а

19а

18а

20б

18б

∑+=

∑+=

∑+=

∑+=

∑+=

∑-=

∑-=

∑-=

∑-=

∑-=

П∑=

Т∑=

Ч∑=-

ЗС∑=

ХО∑=



Профессионально-диагностический опросник (ПДО)

Данный опросник разработан на основе дифференциально-диагностического опросника (ДДО) проф. Е. А. Климова. Так же как и в ДДО, в каждом вопросе “Что бы Вы предпочли из двух возможностей?” представлены попарно сгруппированные виды деятельности N (А) и N (Б), где N – номер вопроса. В отличие от  ДДО в этом опроснике предлагаемые виды деятельности взяты в равном количестве по всем (трем) целям труда, в то время как в ДДО значительно преобладают виды деятельности, относящиеся к преобразующей цели труда (29 из 40).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


 © 2010 Все права защищены.