Профориентационные методики
Профориентационные методики
Новосибирский Государственный Педагогический
Университет
Кафедра психологии
Профориентационные методики
Выполнила
студентка
III курса
********
Новосибирск-2002
Содержание
Содержание деятельности школьного
профориентатора....................................... 3
Десять правил психолога-профконсультанта.................................................................. 4
Карта первичной индивидуально-психологической
профконсультации 5
Тест Кэттелла (16PF-опросник)........................................................................................................... 6
Тестовый материал.................................................................................................................................... 7
Интерпретация факторов.................................................................................................................... 14
Фактор А “Замкнутость – общительность”..................................................................................... 14
Фактор В “Интеллект”............................................................................................................................ 14
Фактор С “Эмоциональная неустойчивость –
эмоциональная устойчивость”..................... 15
Фактор Е “Подчиненность – доминантность”................................................................................. 15
Фактор Н “Робость – смелость”.......................................................................................................... 15
Фактор М “Практичность – развитое воображение”.................................................................. 16
Фактор О “Уверенность в себе – тревожность”............................................................................ 16
Фактор Q4 “Расслабленность –
напряженность”........................................................................... 17
Опросник, выявляющий предпочтительную цель труда....................................... 18
Содержание опросника............................................................................................................................ 18
Лист ответов “Опросника, выявляющего
предпочтительную цель труда”........................... 19
Опросник профессиональных предпочтений................................................................... 20
Экспериментальный материал.............................................................................................................. 20
Лист ответов.............................................................................................................................................. 21
Квалиметрический метод оценки готовности
учащихся к профессиональному самоопределению................................................................................................................................................................................... 22
Анкета-оценка готовности к профессиональному
самоопределению........................................ 22
Инструкция по обработке анкеты........................................................................................................ 23
Схема индивидуальной беседы с учащимися.................................................................. 24
Дифференциально-диагностический опросник “Я
предпочту”......................... 25
Лист ответов ДДО.................................................................................................................................... 26
Профессионально-диагностический опросник (ПДО)................................................ 27
Лист ответов “Профессионально-диагностического
опросника”............................................ 28
Методика “Мотивы выбора профессии”................................................................................ 30
Оценка коммуникативных и организаторских
способностей (КОС) в процессе первичной профконсультации................................................................................................................................. 31
Вопросник КОС........................................................................................................................................... 31
Дешифратор................................................................................................................................................ 32
Шкала оценок коммуникативных и организаторских
склонностей............................................ 32
Тест Д. Голланда по определению типа личности.......................................................... 32
Ключ к тесту Д. Голланда........................................................................................................................ 33
Карта интересов (модифицированная методика А.Е.
Голомштока)................. 33
Любите ли Вы (нравится ли Вам, хотели бы вы)….......................................................................... 34
Лист ответов.............................................................................................................................................. 38
Обработка результатов.......................................................................................................................... 38
Задачи:
1
Выявление склонности учащихся, направленности
личности, первичных проф.намерений и их динамики
2
Определение социальных установок и помощь в их
формировании
3
Определение мотивации выбора и ее структуры
4
Формирование готовности к самоанализу и самооценки,
реальному уровню притязаний
5
Определение выраженности и структуры способностей
6
Определение уровня развития различных сторон
личности, динамики и вариативности проявлений, возможной “цены” деятельности
7
Осуществление профотбора
8
Внесение корректив в профессиональный план учащихся
9
Участие в проведении занятий с учащимися по курсу
“Основы выбора профессии”
1
Знать профессиограммы специальностей, характерных
для данного района
2
Во время проф. консультации обязательно иметь
показания и противопоказания к профессиям, различные методики диагностирования,
чтобы в необходимых случаях выполнить и эту процедуру
3
Во время проф. консультации развивать самооценку и
указывать на положительные качества личности, помогать в развитии объективного
самоопределения
4
Все рекомендации давать тактично, консультацию
проводить в доверительной обстановке. Необходимо направлять усилия личности с
учетом условий и требований общества
5
Психолог должен быть убежден, что каждый школьник
является личностью, обладающей индивидуальными интересами, способностями, с
особенностями характера, которые необходимо использовать в реализации
потенциальных возможностей ученика
6
Психолог может задавать вопросы, обобщая и
систематизируя ответы на них; дает советы, неся ответственность за последствия
7
Психолог делает выводы на основе комплексного
изучения личности оптанта (данных наблюдений, биографии, истории событий,
ответов на вопросы анкет, медицинского диагноза, результатов психодиагностики)
8
При консультировании необходимо учитывать в большей
степени последние данные о личности, чем предыдущие
9
Консультант должен всесторонне ми исчерпывающе
проводить необходимые эксперименты, помогать школьнику понять свои недостатки,
отрицательные черты характера и в доверительной форме указывать возможности их
устранения
10
Консультант, воздействуя на интеллектуальную и
эмоциональную сферу школьника, должен постоянно учитывать его психологического
состояние. Его цель – понять собеседника и быть понятым им.
Фамилия, имя,
отчество……………………………………………………………………
Возраст………… Школа……… Класс………. Дата………
1.
Состояние здоровья: а) здоров б) функциональное
отклонение в) хроническое заболевание
Заключение подросткового врача
2.
Информированность о мире профессий: а)полная
б)недостаточная в)отсутствует
3.
Наличие профессионального плана:
профессия………………………………………
Учебное заведение……………………………..
4. Сформированность профессионального
плана: а)сформирован б)частично сформирован в)не сформирован
5.
Осознанность выбора профессии:
6.
Ведущие мотивы:
7.
Сведения из “Анкеты оптанта”:
Любимые
занятия…………………………………………………………………………………...
Предпочитаемые
профессии………………………………………………………………………..
Опыт
работы…………………………………………………………………………………………
Успешность обучения
по дисциплинам: естественным………………………………………….
Точным…………………………………………………
Гуманитарным………………………………………...
Труду………………………………………………….
А)ярко выражены (в
какой области деятельности?)
Б)не выражены
8.
Интересы и склонности ДДО: П-Т-Ч-З-Х – карта
интересов:
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29
9.
Коммуникативные и организаторские склонности:
К – 1,2,3,4,5
К – 1,2,3,4,5
10. Выраженность профессиональных интересов и склонностей
11. Особенности поведения:
12. Заключение профконсультанта:
а)оптант не нуждается в углубленной
профконсультации (профплан обоснован, профплан сформирован в
процессе консультации)
б)оптант нуждается в углубленной
профконсультации
Рекомендации профконсультанта:
область деятельности, профессия………………………
Пути
профессионализации………………………………………………………………………
Запасной вариант профессионального
выбора…………………………………………………
Домашнее
задание………………...………………………………………………………………
Противопоказанные сферы
деятельности……………………………………………………….
Психолог-консультант…………………………
(подпись)
Инструкция: перед вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства
Вашей личности. Здесь не может быть ответов “правильных” или “ошибочных”. Люди
различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и
точно.
Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в верхней части листка для
ответов.
Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых
Вам ответов – тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам,
Вашему мнению о себе. Отвечать нужно следующим образом: в соответствующей
клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка
соответствует ответу “а”, средняя – ответу “б”, а клеточка справа – ответу
“в”).
В самом опроснике ничего не пишите и не подчеркивайте!
Если Вам что-нибудь неясно, спросите экспериментатора. Когда будете
отвечать на вопросы, все время помните четыре следующих правила:
1.
Не нужно много времени
тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит в
голову. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам
хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить “среднюю”,
наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе
этого выбирайте ответ.
Отвечать надо как можно точнее, но не слишком
медленно, приблизительно 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все
ответы не более 30 минут.
2.
Старайтесь не прибегать
слишком часто к промежуточным, неопределенным ответам, типа “не знаю”, “нечто
среднее” и т.п.
3.
Обязательно отвечайте на
вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно некоторые вопросы окажутся для
Вас не очень подходящими, но и в этом случае постарайтесь найти наилучший
ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но Вы
можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут быть
расшифрованы только с помощью специального “ключа”, который находится у
экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут
просматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.
4.
Отвечайте честно и искренне.
Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны
соответствовать действительности. В этом случае: а)Вы сможете лучше узнать
себя; б)очень поможете нам в нашей работе – заранее благодарим Вас за помощь в
отработке методики.
Просим: не переворачивайте страницу, пока не получите разрешения.
1.
Я думаю, моя память сейчас лучше, чем была раньше
А)да
Б)трудно сказать
В)нет
2.
Я бы вполне мог жить один, вдали от людей
А)да
Б)иногда
В)нет
3.
Если бы я сказал, что небо находится “внизу”, что
зимой “жарко”, я должен был бы назвать преступника
А)бандитом
Б)святым
В)тучей
4.
Когда я ложусь спать, я
А)засыпаю быстро
Б)нечто среднее
В)засыпаю с трудо
5.
Если бы я вел машину по дороге, где много других
автомобилей, я предпочел бы
А)пропустить вперед
большинство машин
Б)не знаю
В)обогнать все
идущие впереди машины
6.
В компании я предоставляю другим шутить и
рассказывать всякие истории
А)да
Б)иногда
В)нет
7.
Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не
было беспорядка
А)верно
Б)трудно сказать
В)неверно
8.
Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях,
несомненно, рады меня видеть
А)да
Б)иногда
В)нет
9.
Я бы скорее занимался
А)фехтованием и
танцами
Б)трудно сказать
В)борьбой и баскетболом
10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что
они потом рассказывают об этом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|