бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профориентационные методики бесплатно рефераты

Профориентационные методики

Новосибирский Государственный Педагогический Университет

Кафедра психологии


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профориентационные методики

 

Выполнила студентка

III курса

********

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск-2002



Содержание

Содержание деятельности школьного профориентатора....................................... 3

Десять правил психолога-профконсультанта.................................................................. 4

Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации 5

Тест Кэттелла (16PF-опросник)........................................................................................................... 6

Тестовый материал.................................................................................................................................... 7

Интерпретация факторов.................................................................................................................... 14

Фактор А “Замкнутость – общительность”..................................................................................... 14

Фактор В “Интеллект”............................................................................................................................ 14

Фактор С “Эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость”..................... 15

Фактор Е “Подчиненность – доминантность”................................................................................. 15

Фактор Н “Робость – смелость”.......................................................................................................... 15

Фактор М “Практичность – развитое воображение”.................................................................. 16

Фактор О “Уверенность в себе – тревожность”............................................................................ 16

Фактор Q4 “Расслабленность – напряженность”........................................................................... 17

Опросник, выявляющий предпочтительную цель труда....................................... 18

Содержание опросника............................................................................................................................ 18

Лист ответов “Опросника, выявляющего предпочтительную цель труда”........................... 19

Опросник профессиональных предпочтений................................................................... 20

Экспериментальный материал.............................................................................................................. 20

Лист ответов.............................................................................................................................................. 21

Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению................................................................................................................................................................................... 22

Анкета-оценка готовности к профессиональному самоопределению........................................ 22

Инструкция по обработке анкеты........................................................................................................ 23

Схема индивидуальной беседы с учащимися.................................................................. 24

Дифференциально-диагностический опросник “Я предпочту”......................... 25

Лист ответов ДДО.................................................................................................................................... 26

Профессионально-диагностический опросник (ПДО)................................................ 27

Лист ответов “Профессионально-диагностического опросника”............................................ 28

Методика “Мотивы выбора профессии”................................................................................ 30

Оценка коммуникативных и организаторских способностей (КОС) в процессе первичной профконсультации................................................................................................................................. 31

Вопросник КОС........................................................................................................................................... 31

Дешифратор................................................................................................................................................ 32

Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей............................................ 32

Тест Д. Голланда по определению типа личности.......................................................... 32

Ключ к тесту Д. Голланда........................................................................................................................ 33

Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)................. 33

Любите ли Вы (нравится ли Вам, хотели бы вы)….......................................................................... 34

Лист ответов.............................................................................................................................................. 38

Обработка результатов.......................................................................................................................... 38


Содержание деятельности школьного профориентатора

Задачи:

1         Выявление склонности учащихся, направленности личности, первичных проф.намерений и их динамики

2         Определение социальных установок и помощь в их формировании

3         Определение мотивации выбора и ее структуры

4         Формирование готовности к самоанализу и самооценки, реальному уровню притязаний

5         Определение выраженности и структуры способностей

6         Определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, возможной “цены” деятельности

7         Осуществление профотбора

8         Внесение корректив в профессиональный план учащихся

9         Участие в проведении занятий с учащимися по курсу “Основы выбора профессии”


Десять правил психолога-профконсультанта

1         Знать профессиограммы специальностей, характерных для данного района

2         Во время проф. консультации обязательно иметь показания и противопоказания к профессиям, различные методики диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить и эту процедуру

3         Во время проф. консультации развивать самооценку и указывать на положительные качества личности, помогать в развитии объективного самоопределения

4         Все рекомендации давать тактично, консультацию проводить в доверительной обстановке. Необходимо направлять усилия личности с учетом условий и требований общества

5         Психолог должен быть убежден, что каждый школьник является личностью, обладающей индивидуальными интересами, способностями, с особенностями характера, которые необходимо использовать в реализации потенциальных возможностей ученика

6         Психолог может задавать вопросы, обобщая и систематизируя ответы на них; дает советы, неся ответственность за последствия

7         Психолог делает выводы на основе комплексного изучения личности оптанта (данных наблюдений, биографии, истории событий, ответов на вопросы анкет, медицинского диагноза, результатов психодиагностики)

8         При консультировании необходимо учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие

9         Консультант должен всесторонне ми исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помогать школьнику понять свои недостатки, отрицательные черты характера и в доверительной форме указывать возможности их устранения

10      Консультант, воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферу школьника, должен постоянно учитывать его психологического состояние. Его цель – понять собеседника и быть понятым им.

Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации



Фамилия, имя, отчество……………………………………………………………………

Возраст………… Школа……… Класс………. Дата………

1.        Состояние здоровья: а) здоров б) функциональное отклонение в) хроническое заболевание

       Заключение подросткового врача

2.        Информированность о мире профессий: а)полная б)недостаточная в)отсутствует

3.        Наличие профессионального плана: профессия………………………………………

                                                                    Учебное заведение……………………………..

4.    Сформированность профессионального плана: а)сформирован б)частично сформирован в)не сформирован

5.        Осознанность выбора профессии:

6.        Ведущие мотивы:

7.        Сведения из “Анкеты оптанта”:

Любимые занятия…………………………………………………………………………………...

Предпочитаемые профессии………………………………………………………………………..

Опыт работы…………………………………………………………………………………………

Успешность обучения по дисциплинам: естественным………………………………………….

                                                                     Точным…………………………………………………

                                                                      Гуманитарным………………………………………...

                                                                       Труду………………………………………………….

А)ярко выражены (в какой области деятельности?)

Б)не выражены

8.        Интересы и склонности ДДО: П-Т-Ч-З-Х – карта интересов: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29

9.        Коммуникативные и организаторские склонности:

К – 1,2,3,4,5

К – 1,2,3,4,5

10.     Выраженность профессиональных интересов и склонностей

11.     Особенности поведения:

12.     Заключение профконсультанта:

       а)оптант не нуждается в углубленной профконсультации (профплан обоснован, профплан              сформирован в процессе консультации)

       б)оптант нуждается в углубленной профконсультации

          Рекомендации профконсультанта: область деятельности, профессия………………………

          Пути профессионализации………………………………………………………………………

          Запасной вариант профессионального выбора…………………………………………………

          Домашнее задание………………...………………………………………………………………

          Противопоказанные сферы деятельности……………………………………………………….






                                                                                   Психолог-консультант…………………………

                                                                                                                                       (подпись)        













Тест Кэттелла (16PF-опросник)



Инструкция: перед вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов “правильных” или “ошибочных”. Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно.

Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в верхней части листка для ответов.

Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых Вам ответов – тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечать нужно следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу “а”, средняя – ответу “б”, а клеточка справа – ответу “в”).

В самом опроснике ничего не пишите и не подчеркивайте!

Если Вам что-нибудь неясно, спросите экспериментатора. Когда будете отвечать на вопросы, все время помните четыре следующих правила:

1.      Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит в голову. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить “среднюю”, наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ.

Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все ответы не более 30 минут.

2.      Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным, неопределенным ответам, типа “не знаю”, “нечто среднее” и т.п.

3.      Обязательно отвечайте на вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно некоторые вопросы окажутся для Вас не очень подходящими, но и в этом случае постарайтесь найти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального “ключа”, который находится у экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут просматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.

4.      Отвечайте честно и искренне. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае: а)Вы сможете лучше узнать себя; б)очень поможете нам в нашей работе – заранее благодарим Вас за помощь в отработке методики.

Просим: не переворачивайте страницу, пока не получите разрешения.








Тестовый материал

1.        Я думаю, моя память сейчас лучше, чем была раньше

А)да

Б)трудно сказать

В)нет

2.        Я бы вполне мог жить один, вдали от людей

А)да

Б)иногда

В)нет

3.        Если бы я сказал, что небо находится “внизу”, что зимой “жарко”, я должен был бы назвать преступника

А)бандитом

Б)святым

В)тучей

4.        Когда я ложусь спать, я

А)засыпаю быстро

Б)нечто среднее

В)засыпаю с трудо

5.        Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы

А)пропустить вперед большинство машин

Б)не знаю

В)обогнать все идущие впереди машины

6.        В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории

А)да

Б)иногда

В)нет

7.        Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка

А)верно

Б)трудно сказать

В)неверно

8.        Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть

А)да

Б)иногда

В)нет

9.        Я бы скорее занимался

А)фехтованием и танцами

Б)трудно сказать

В)борьбой и баскетболом

10.     Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9