бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов бесплатно рефераты

- психологическая установка, потребности, интересы, склонности, убеждения – мировоззрение личности.

В рамках телефонного консультирования в раздел профессиональных и личностных особенностей межличностного общения и коммуникации личности входят: 

-         условия жизни и высокая степень адаптации,


-          аффилиация, интерес к людям, доброжелательность, альтруизм;

-         доступность, открытость (общительность), дипломатичность, гибкость;

-         умение оказывать психологической воздействие на окружающих;

-         конгруэнтность, самоконтроль.


К познавательным способностям консультанта ТД относятся:

-         высокий интеллектуальный уровень, социальная информированность;

-         большой объем оперативной слуховой памяти;

-         способность к распределению, переключению и концентрации внимания;

-         креативность, воображение, интуиция;

-         речевые способности – грамотная речь, чувство языка, эмоциональная выразительность.

 

Важнейшей особенностью консультанта ТД является эмпатия. Эмпатия – это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир [27, с.696]. Самое раннее определение эмпатии содержится в работах З.Фрейда: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным» [З.Фрейд «Остроумие и его отношение к бессознательному», 1905]. Эмпатия в триаде Роджерса при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности. А.Бодалев, Т.Каштанова считают, что эмпатия  включает чувства и мысли, сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт-пациент» или консультант-абонент, т.е. приносит успех в телефонном консультировании.

Эмпатическое понимание зависит от доступности и богатства жизненного опыта консультанта, точности восприятия, умения настроиться, слушая абонента, на одну с ним эмоциональную волну.

Основными особенностями эмпатического понимания являются:

-         отражение;

-         рефлексивное слушание (активное слушание), невербальная экспрессивность, аудиальная чувствительность, умение выслушать, отзывчивость, проникновение, безусловное безоценочное отношение к людям;

-         «вчувствование» в другого,  принятие чувств, сочувствие, терпимость, принятие уникальности ценностей абонента, идентификация (отождествление), проникновение;

-   доброжелательность, уважение, доверие, вера в способности абонента, искренность, забота, чуткость, тактичность, теплота, и т.п.

Профессионализм – одно из высших показателей эффективности в деятельности консультанта ТД. Профессиональное искусство включает в себя, прежде всего мотивацию и активность к познавательной деятельности, психологическое или какое-либо другое высшее  образование, специальную подготовку для работы на ТД.

Профессиональную подготовку будущий консультант ТД  получает  в результате специального обучения в групповых тренингах, где проводится практическая наработка необходимых профессиональных качеств и освоение знаний подходов и техник воздействия для работы на ТД. Профессиональное психологическое образование, супервизии, постоянное повышение своей квалификации, участие в учебных и личностных тренингах, на лекциях, конференциях, семинарах дают консультанту больше шансов стать эффективным в работе, поскольку тем самым «работает» активность, расширяется опыт и кругозор, человек  познает окружающий мир и себя в этом мире снова и снова.

Ролло Мэй, описывая личность консультанта [22, с.110], отдает предпочтение ее полноте и целостности и, ссылаясь на Адлера, говорит, что «метод лечения должен быть в  самих терапевтах».

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

В данной модели нами обобщен опыт  отечественных и зарубежных психологов.

Профессиональные и личностные качества эффективного консультанта ТД сочетаются друг с другом.  Несмотря на то, что эти качества различны – одни рождаются  вместе с личностью, другие приобретаются ею,  слияние их дает  мощный толчок к успешной творческой деятельности консультанта на ТД.

В разработанной нами модели личности эффективного консультанта ТД основными являются первичные качества. К этим  качествам мы отнесли: аутентичность, самоактуализацию, жизненную активность, эмпатию и профессиональное искусство.  

В эмпирической части данного исследования мы изучим особенности активности и самоактуализации личности консультантов ТД, так как «жизненная активность и самоактуализация личности выступают важнейшими свойствами личности, определяющими ее способности развиваться, саморазвиваться. В процессе развития приобретаются новые уровни, изменяются содержание и структура активности, как свойства системы Человек». [38, с.402].


Глава 2

Эмпирическое исследование

профессиональных и личностных качеств

телефонных консультантов

2.1. Программа исследования

Цель исследования:  выявить и описать профессиональные и личностные качества, способствующие эффективной работе в качестве консультанта на Телефоне доверия.

Объект исследования – профессиональные и личностные качества консультантов Телефона доверия.                                                                                                             

Предмет исследования – профессиональные и личностные  качества консультантов ТД, находящиеся во взаимосвязи с эффективной профессиональной деятельностью.

Гипотезы исследования:

Основная гипотеза:

1. Чем выше у телефонного консультанта направленность  на самоактуализацию, тем эффективнее  его профессиональная деятельность.

Гипотеза-следствие: 

Основными качествами самоактуализации личности консультантов ТД являются:

-         способность жить настоящим;

-         независимость в поступках;

-         способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации;

-         аутентичность;

-         самоуважение, самопринятие.

Чем выше уровень выраженности данных качеств, тем эффективнее консультант ТД.

Основная гипотеза:

2. Чем активнее  телефонный консультант, тем более он эффективен в профессиональной деятельности.

Гипотеза-следствие:

Основными качествами  активности личности консультантов ТД являются:

-         высокий уровень развития интеллекта;

-         открытость к общению;

-         доброжелательность;

-         конгруэнтность;

-         самостоятельность;

-         направленность на экстраверсию.

Чем выше уровень выраженности данных качеств, тем эффективнее консультант ТД.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исследования профессиональных и личностных особенностей эффективного психолога-консультанта в отечественной и зарубежной психологии.

2.  Изучить особенности консультативной деятельности телефонного консультанта.

3. На основе теоретического анализа существующих исследований в области телефонного консультирования построить гипотетическую модель личности эффективного консультанта Телефона доверия.

4.      Провести анализ результатов, полученных в процессе исследования профессиональных и личностных качеств консультантов ТД.

Испытуемые

Исследование проводилось среди консультантов Москвы и Московской области (гг.Ивантеевка, Химки, Щелково). Испытуемые (20 человек: 19 женщин и 1 мужчина) - консультанты служб Телефонов доверия.

Анкетные данные по выборке

№ испыт.

Возраст

Пол

         Образование

Стаж работы на Телефоне довер.

1

38

ж

Высшее психологическое

7 лет

2

34

ж

Высшее психологическое

5.5 лет

3

42

ж

Высшее  психологическое

5 лет

4

28

ж

Высшее психологическое

5 лет

5

40

ж

Высшее психологическое

5 лет

6

46

ж

Высшее психологическое

4 года

7

46

ж

Высшее медицинское

4,2 года

8

36

ж

Высшее психологическое

3 года

9

48

ж

среднее спец. техническое

3 года

10

40

ж

педагогич., 4к.псих.фак-та

2 года

11

45

ж

Высшее пед, соц., психол.

2 года

12

44

ж

Высшее педагогическое

2 года

13

23

ж

2 Высш. психологическ.

2 год

14

23

ж

Высшее психологическое

1 год

15

23

ж

Н./в. психологическое

1 год

16

30

ж

Н/в. психологическое

1 год

17

22

ж

Н./в. психологическое

5 мес.

18

30

ж

Н./в. психологическое

5 мес.

19

23

м

Н./в. психологическое

1 мес.

20

28

ж

Н./в. психологическое

5 мес.

 

Консультанты ТД: психологи (с первым высшим, вторым высшим образованием, обучающиеся в вузе по специальности «практический психолог») и волонтеры (добровольные консультанты ТД, которые прошли спец.обучение по программе «Телефонное консультирование», имеют непсихологическое высшее, сред.специальное образование).

Консультанты ТД имеют стаж работы больше 1 г. или меньше 1 г.; принадлежат к разновозрастным группам.


2.2. Методологический инструментарий

 2.2.1. Используемые методики

1.16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла (16-FPQ-187-А):

·  Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: «Бахрах», 1998. -  672 с.

·  Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2000 – 560 с.


2.    Самоактуализированный тест (САТ).

·  Е.Ю.Алешина, П.Я.Гозман, Е.М.Дубовская. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спец.практикум по соц.психологии. – М.: Изд.московского университета, 1987. – 120 с.


3. Методика диагностики  оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

·  Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: «Бахрах», 1998. -  672 с.


4.Экспертная оценка эффективности

·  Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов.  Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.


5. Краткий социологический опрос в форме анкеты.


2.2.2. Процедура проведения эксперимента


1. Тест Р.Кеттелла (16PF-опросник) был использован для проверки гипотезы №1: чем активнее  телефонный консультант, тем более он эффективен в профессиональной деятельности.

С помощью данного теста необходимо выявить личностные качества, присущие активному консультанту ТД, а именно:

-   высокий интеллектуальный уровень;

-   коммуникативные и межличностные свойства: открытость к общению, конгруэнтность, способность самостоятельно принимать решения,  доброжелательность;

-   экстравертивная направленность: эмоциональная устойчивость, высокая адаптация, работоспособность, общительность.

Тест Кеттелла предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами. Опросник содержит 187 вопросов (форма А), на которые предлагается ответить обследуемым. Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «a», «b», «c»). Обработка полученных данных производилась с помощью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в 2 балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью таблиц с учетом пола и возраста. Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации внимание уделяется в первую очередь «пикам» профиля (1-3 и 8-10). Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках: интеллектуальные особенности (В,М,Q1); эмоционально-волевые особенности (C,G,I,O,Q3,Q4); Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (A,H,F,E,Q2,N,L).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13