Профессиональное воспитание на уроках технологии
2. Период обучения в профессиональном учебном, заведении,
(овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и
навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие
профессиональных способностей):
3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация
в период прохождения производственной практики; закрепление и развитие
полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков,
приобретение опыта работы по специальности, окончательное утверждение в
избранной профессии).
Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов,
и составляет сущность процесса профессионального воспитания.
В современной исследовательской литературе также
представлено мнение, согласно которому основной целью профессионального
воспитания должно быть обеспечение соответствия индивидуальных качеств личности
общественным требованиям, предъявляемым к профессии. В основе этой идеи лежит
сформулированное Т. Парсонсом положение о том, что результат профессиональной
деятельности (ее успешность и удовлетворенность ею) зависит от степени
соотнесенности индивидуальных качеств с требованиями к профессии. Это положение
в рамках различных теорий толковалось как соответствие: направленности личности
объективным характеристикам профессии; индивидуальных особенностей личности
типам профессий; стремлений личности объективным условиям профессиональной
деятельности; личных профессиональных мотивов социальным требованиям к
профессии; типа личности типу профессиональной среды; профессиональных
альтернатив ожидаемому успеху и т.д[2].
Целью профессионального воспитания является личностное
развитие субъекта, формирование профессиональных установок, мотивов, отношений,
ценностных ориентаций, обеспечивающих непрерывное развитие, самоактуализацию и
полноценное участие в профессиональной жизни[6].
Все группы профессионального воспитания можно объединить в
три группы:
индивидуальные
групповые
массовые
Методы профессионального воспитания:
методы формирования сознания личности;
методы организации деятельности и формирования
опыта общественного поведения;
методы «стимулирования поведения и деятельности».
Также классный руководитель может использовать методы работы
с учащимися как
- наблюдение за деятельностью и развитием учащихся,
- изучение результатов их учебной и внеучебной
деятельности,
- анкетирование,
- составление психолого- педагогических характеристик учащихся.
Что касается форм работы, то это могут быть:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классный час по профориентации;
- встречи со специалистами;
- профессиографические исследования;
- родительские собрания по профориентационной тематике и
т.д.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит
пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь
коллектив школы.
1.3. Профессиональное просвещение
Важным компонентом системы профессиональной ориентации
учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений
о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в
кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим
качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда[2].
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и
общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина,
принципы планирования, структура предприятия и т.п.
Работа по профпросвещению включает в себя:
·
профинформацию
·
профпропаганду
·
профагитацию.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе.
Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе.
Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации,
родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их
значимости иногда могут быть даны, весьма искажено, вследствие чего возможно
создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы
недоброжелательности к другим.
«В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом,
стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями
экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать
новое. Решить эту задачу, призвана та часть профпросвещения, которую называют
профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя
сводить только к пропаганде профессий.
Планировать работу по профессиональному просвещению в
школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в
соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого
подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на
формирование сознательного отношения к выбору профессии.
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные
результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом.
Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток,
нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников
может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный
принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь
его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно
выразить так[9]:
·
Профпросвещение предполагает формирование
целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны,
его отраслях, предприятиях, профессиях;
·
В процессе проведения работы по профессиональному
просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей
народного хозяйства данного экономического района,
сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных
учебных заведений;
·
Профессиональное просвещение молодежи должно
основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
·
Ознакомление с миром профессий следует тесно
увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи
и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по
профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту,
полу.
Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а
основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий,
лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и
т.д.
Значительное место в работе по профпросвещению занимают
беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или
представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать
возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих
самих учащихся[3].
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно
проводить по такому плану:
1.
Общие сведения о профессии:
Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где
применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития
профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
2.
Производственное содержание профессии:
Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее
перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и
характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации
труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии,
моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3.
Условия работы и требования профессии к человеку:
Санитарно-гигиенические условия труда; требования к
возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности,
специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям
человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия:
влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические
условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4.
Система подготовки к профессии:
Пути получения профессии, курсы,
техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой
деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и
навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по
данной профессии.
1.4. Изучение школьников в целях профориентации
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная
профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших
составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить
характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности,
склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные
намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние
здоровья.
Рассмотрим подробнее те стороны
личностных характеристик, которые имеют значение для профессиональной работы[11].
Ценностные ориентации. Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на
усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными
потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия
“ценностные ориентации” следует искать в системе взаимоотношений между
потребностями личности и общественными ценностями.
Удовлетворение таких потребностей, как потребность в
профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе
практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная
профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают
возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях
личности можно определить следующим образом: потребности активизируют
соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном
направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные
ценности.
Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые
наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной
деятельности человека можно выделить следующие ценности:
·
Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной
среде;
·
Авторитет в трудовом коллективе;
·
Признание родных, знакомых, друзей;
·
Самосовершенствование и самовыражение – интересная
работа;
·
Применение своих знаний, умений, способностей;
·
Творческий характер труда;
·
Материально-практические, утилитарные ценности - хороший
заработок;
·
Должность, удовлетворяющая личность, перспектива
продвижения по службе.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в
свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности[3].
По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть
групп:
·
Общая мотивировка;
·
Романтика профессий;
·
Мотивы познавательного характера;
·
Мотивы, в которых подчеркивается общественная
значимость профессии;
·
Ссылка на пример;
·
Немотивированный выбор.
По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
·
Мотив, четко и аргументировано обосновывающий
целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
·
Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
·
Мотивация неуверенная, неаргументированная;
·
Никак неаргументированная мотивация.
Выявление мотивов выбора профессии
позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и
насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает
возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.
Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре
личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно
определить следующим образом: потребности – интересы – объективные ценности –
мотивы – цели – выбор.
Предварительная профдиагностика предполагает выявление
таких качеств человека, как склонности.
Склонности – “это
побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к
объекту”.
Как правило, на занятия, к которым
учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с
желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой
деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной
деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость
усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких
результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях
профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями
школьной программы, но и определенными профессиями.
Способности – это
такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность
приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний,
умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и
прочности овладения способами и приемами деятельности.
По отношению к знаниям, умениям и
навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли
приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий,
например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована
его трудовая деятельность и т. д.
Такой подход к данному вопросу дает ученым и исследователям
возможность изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на
основе которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или
иные профессиональные способности.
Эти материальные, заложенные в организме человека ученые
называют задатками. На их развитие большое влияние оказывает окружающая среда[10].
Кроме способностей, к индивидуальным
психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти
свойства консервативны и устойчивы.
Итак, мы рассмотрели группы психологических характеристик
личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях.
Учет особенностей темперамента (быстрота и точность
реакции, правильность ориентировки в экстремальных условиях) в
профориентационной работе с учащимися имеет большое значение для выявления
наиболее оптимальных вариантов выбора “человек – дело”, для определения
наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как
исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.
Изучение особенностей характера школьника в целях
профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические
особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя
определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора,
командира производственного процесса в различных областях физического и
умственного труда.
Глава 2. Разработка
методики профессионального воспитания учащихся на уроках технологии на примере
раздела «Кулинария» в 11 классах
Мы
видим следующую цель уроков технологии - самоопределение, развитие и
самореализация учащегося в его практической (профессиональной) деятельности,
которая с помощью специальных методик (работа с мастером, групповая и
индивидуальная рефлексия, личный интерес) тесно связана с индивидуально
организуемой учебной деятельностью” и самообразованием.
Что
же мы подразумеваем под ключевым для нас понятием профессиональное
самоопределение?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|