Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка
Построение
педагогического процесса предполагает преимущественное использование
наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений,
экскурсий, элементарных опытов и экспериментирования, игровых проблемных
ситуаций и пр.
Содержательные
связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать
образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач.
Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у
них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям,
связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими
практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в
разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях
животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.
Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную
и практическую сферы личности ребенка.
Реализация
программы «Детство» в полной мере возможна лишь при условии тесного
взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои
усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание
благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги),
организация клубов общения способствуют установлению доверительных отношений с
родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического
процесса.
Программа «Детство», на
основе которой строится педагогический процесс в МДОУ «Детский сад № 165»,
является комплексной образовательной программой. Она является программой
обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающей единый процесс
социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих
потребностей, возможностей и способностей. Программа предлагает насыщенное
образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам
современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, программа
предусматривает для органичного вхождения ребенка в современный мир широкое
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным
искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией,
математикой, игрой и трудом. Базой для реализации программы является
осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка,
формирования основ двигательной и гигиенической культуры.
2.5 Результаты диагностики уровня усвоения программы
детьми в МДОУ «Детский сад № 165»
Согласно
положениям Письма Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О
практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного
образования»[22], разработанное в целях
осуществления координации и контроля проведения аттестации дошкольных
образовательных учреждений, оказания методической помощи специалистам в области
дошкольного образования, а также защиты ребенка от негативных последствий
непрофессионального использования методов диагностики детей дошкольного
возраста, использование диагностики является в общем позитивным моментом
образовательного процесса.
Диагностика
развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование,
призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним
педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что
все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных
возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для
этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука
безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут
проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой
мере способствует их проявлению. Поэтому, определяя индивидуальные особенности
ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его
«склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.
Эта
специфика не позволяет считать результаты диагностики устойчивыми и
определяющими судьбу ребенка любое достижение ребенка дошкольного возраста на
каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для
выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. В Письме
отмечается, что возможность использования психолого-педагогической диагностики
на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с
целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе не
вызывает сомнения. Результаты такого диагностирования могут использоваться
педагогом в ходе планирования его деятельности, при постановке и реализации
педагогических задач.
Задачей
педагогической диагностики, проведенной в рамках данного исследования, является
выявление уровня усвоения программы детьми всех групп, выявление направлений
педагогической деятельности, результаты которой неудовлетворительны (выявление
низкого уровня освоения программы дошкольниками). Исследование проводилось в
декабре 2008 года, силами профессионального психолога детского сада № 165 с
помощью наблюдения за детьми в процессе деятельности и специально организованных
занятий в соответствии Программой. В ходе исследования применялись критерии
определения уровня усвоения программы, разработанные составителями Программы
«Детство». Авторы Программы разработали для каждой возрастной группы отдельные
критерии усвоения программы, касающиеся овладения основ двигательной культуры;
открытия для себя мира природы; мира художественной литературы,
изобразительного искусства и музыки; знаний математики.
Приведем
ниже в качестве примера критерии определения уровня усвоения программы,
разработанные для младшего дошкольного возраста (критерии для других возрастов
см. в Приложении 4):
-
Овладение основами двигательной культуры:
Низкий
уровень усвоения программы. Движения ребенка - импульсивные, напряженные,
скованные, плохо скоординированные; реакция на сигнал замедленная, темп
выполнения большинства упражнений медленный. В играх и упражнениях мала
активность, интерес сниженный, часто требуется помощь воспитателя, необходим
показ упражнений.
Средний.
Движения ребенка приобретают произвольность, согласованность, менее скованны и
напряженны, наблюдается перекрестная координация в движениях рук и ног (ходьбе,
беге, лазании), которая проявляется эпизодически. Ребенок улавливает общую
структуру и темп движения, реагирует на сигнал; в подвижных играх активен,
эмоционален, иногда нуждается в помощи воспитателя.
Высокий.
Большинство осваиваемых движений выполняется ребенком активно, наблюдается
согласованность в движениях рук и ног (в ходьбе и беге); ребенок хорошо
реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним; выдерживает заданный
темп, проявляет положительное эмоциональное отношение к двигательной
деятельности, самостоятельно воспроизводит ранее освоенные движения.
-
Ребенок открывает мир природы:
Низкий.
По предложению воспитателя ребенок показывает отдельные объекты природы, но
называет лишь некоторые. Конкретные признаки не выделяет. Отношение к объектам
природы неустойчивое.
Средний.
В ответ на просьбу взрослого ребенок показывает объект природы, но называет его
не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства. Эпизодически проявляет
интерес к красоте объектов, удивление, радость.
Высокий.
В ответ на просьбу ребенок показывает и называет объекты, отдельные их части,
признаки и свойства. Совместно со взрослым выполняет отдельные обследовательские
действия; некоторые из них, освоенные ранее, использует самостоятельно. Охотно
принимает участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными и
растениями. Проявляет интерес и радость при встрече с привлекательными
объектами. Под влиянием взрослого проявляет сочувствие, сопереживание.
-
Развиваем речь детей:
Низкий.
Ребенок лучше понимает речь, связанную с наглядностью, требует повторения
обращенной к нему речи. Отвечает в общении преимущественно жестом, использует
упрощенные слова и слова-заменители. В речевой контакт вступает с трудом.
Средний.
Ребенок легко понимает речь. Отвечает предложениями, но затрудняется в их
оформлении, часто использует жесты, слова-заменители. Охотно вступает в речевые
контакты с воспитателем и близкими людьми.
Высокий.
Ребенок понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре,
в основном правильно их оформляет. Активен в речевом общении с воспитателем и
детьми, инициативен в речевых контактах.
-
Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки:
Низкий.
Ребенок иногда отказывается от предложения слушать сказку, книгу. Быстро
отвлекается при слушании, слабо запоминает содержание произведения. Не
проявляет выраженного удовольствия от восприятия книги, участия в играх с
текстовым сопровождением.
Средний.
Ребенок откликается на предложение послушать чтение или рассказывание, но еще
недостаточно сосредоточен при восприятии произведений. Запоминает отдельные
строчки и слова стихов, песенок, охотно повторяет их, когда взрослый произносит
текст. Отклик на прослушанное выражен неярко.
Высокий.
Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать книгу, участвовать в игре.
Сам просит взрослого прочесть стихи, сказку. Легко включается в восприятие.
Внимательно слушает, отвечает на вопросы по содержанию произведения, выполняет
соответственно тексту игровые действия. Знает содержание прослушанных
произведений, узнает на иллюстрациях эпизоды и героев знакомых книг. Ярко
выражает эмоциональное отношение к прочитанному: смеется, радуется, плачет,
активно участвует в разыгрывании песенок, потешек, в хороводных играх.
-
Изобразительное искусство и художественная деятельность детей:
Низкий.
Ребенок проявляет интерес к наиболее ярким свойствам предметов и явлений,
желание общаться с ними. Эмоционально откликается на проявления эстетического,
но только по побуждению взрослого. При назывании взрослым образов в рисунках,
иллюстрациях, скульптуре, предметах быта, игрушках узнает их, радуется.
Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке
и побуждению взрослого.
Средний.
Ребенок проявляет интерес к восприятию предметов, произведений искусства,
желание рассматривать их. Эмоционально откликается на красивое. Выделяет
отдельные признаки предметов, которые делают их красивыми: яркие цвета,
основные формы. Узнает знакомые образы в рисунке, иллюстрациях, скульптуре,
прикладном искусстве. Умеет пользоваться некоторыми изобразительными
инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение
деталями при напоминании взрослого.
Высокий.
Ребенок проявляет активный интерес к восприятию эстетических свойств предметов
и явлений, желание рассматривать их и действовать с ними. Наблюдается
эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости в мимике, движениях,
словах. Ребенок способен дать оценку, используя слова, характеризующие образ
(«веселый», «хороший», «теплый», «мягкий» и др.). Называет основные сенсорные
признаки предметов, узнает яркие эмоциональные состояния, их внешнее выражение.
Проявляет интерес к изобразительной деятельности: понимает, что значит
нарисовать, слепить, построить, выполнить аппликацию. Знает отдельные
изобразительные материалы, их свойства, владеет техническими и формообразующими
движениями. Проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета, дополнении
образа деталями.
- Первые
шаги в математику:
Низкий.
Ребенок воспринимает различия предметов по форме, количеству, размерные
отношения лишь в совместной во взрослым игре. Затрудняется в выполнении
действия «дай такую же»; не соотносит предметы по форме.
Средний.
Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов в совместных
играх. Объединяет предметы одинакового цвета, размера, формы; показывает
большие и маленькие, длинные и короткие.
Высокий.
Ребенок самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер предметов,
группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные
отношения равенства и неравенства, практически устанавливает соответствие (на
3-4 предметах).
Критерии
определения уровня усвоения программы, сформулированные авторами Программы для
дошкольников иных возрастов, приведены в Приложении.
В
результате проведенного исследования уровня усвоения программы детьми от 3 до 7
лет были получены результаты, представленные в таблицах 4 - 8.
Таблица
4. – Уровень усвоения программы детьми третьего года жизни
Критерии усвоения программы
|
Уровень усвоения программы, число
детей в % к общему числу
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
1. Двигательная культура
|
14
|
86
|
0
|
2. Ребенок открывает мир природы
|
18
|
78
|
4
|
3. Развитие речи
|
5
|
74
|
21
|
4. Ребенок в мире художественной
литературы, изобразительного искусства, музыки
|
11
|
83
|
6
|
5. Первые шаги в математику
|
0
|
72
|
28
|
Из
таблицы 4 видно, что низкий уровень усвоения программы детьми третьего года
жизни проявляется по математике (28%), и развитию речи (21%).
Таблица
5.
–
Уровень усвоения программы детьми четвертого года жизни
Критерии усвоения программы
|
Уровень усвоения программы, число
детей в % к общему числу
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
1. Двигательная культура
|
38
|
62
|
0
|
2. Игровая деятельность
|
26
|
74
|
0
|
3.Ребенок входит в мир социальных
отношений
|
17
|
77
|
6
|
4. Ребенок изучает предметный мир
|
25
|
73
|
2
|
5. Труд взрослых
|
16
|
84
|
0
|
6. Самообслуживание и детский
труд
|
37
|
62
|
1
|
7. Ребенок осваивает мир природы
|
15
|
79
|
6
|
8. Развитие речи
|
9
|
80
|
11
|
9. Ребенок в мире художественной
литературы, изобразительного искусства, музыки
|
21
|
79
|
0
|
10. Первые шаги в математику
|
19
|
75
|
6
|
Из
таблицы 5 видно, что низкий уровень усвоения программы детьми четвертого года
жизни проявляется по развитию речи (11%).
Таблица
6. – Уровень усвоения программы детьми пятого года жизни
Критерии усвоения программы
|
Уровень усвоения программы, число
детей в % к общему числу
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
1. Двигательная культура
|
11
|
89
|
0
|
2. Игровая деятельность
|
31
|
69
|
0
|
3.Ребенок входит в мир социальных
отношений
|
16
|
83
|
1
|
4. Ребенок изучает предметный мир
|
19
|
90
|
0
|
5. Труд взрослых
|
25
|
75
|
0
|
6. Самообслуживание и детский
труд
|
37
|
63
|
0
|
7. Ребенок осваивает мир природы
|
17
|
80
|
3
|
8. Развитие речи
|
6
|
83
|
11
|
9. Ребенок в мире художественной
литературы, изобразительного искусства, музыки
|
8
|
92
|
0
|
10. Первые шаги в математику
|
5
|
92
|
3
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|