бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка бесплатно рефераты

Построение педагогического процесса предполагает преиму­щественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и пр.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Реализация программы «Детство» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги), организация клубов общения способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Программа «Детство», на основе которой строится педагогический процесс в МДОУ «Детский сад № 165», является комплексной образовательной программой. Она является программой обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающей единый процесс социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, программа предусматривает для органичного вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.


2.5 Результаты диагностики уровня усвоения программы детьми в МДОУ «Детский сад № 165»

Согласно положениям Письма Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»[22], разработанное в целях осуществления координации и контроля проведения аттестации дошкольных образовательных учреждений, оказания методической помощи специалистам в области дошкольного образования, а также защиты ребенка от негативных последствий непрофессионального использования методов диагностики детей дошкольного возраста, использование диагностики является в общем позитивным моментом образовательного процесса.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики устойчивыми и определяющими судьбу ребенка любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. В Письме отмечается, что возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе не вызывает сомнения. Результаты такого диагностирования могут использоваться педагогом в ходе планирования его деятельности, при постановке и реализации педагогических задач.

Задачей педагогической диагностики, проведенной в рамках данного исследования, является выявление уровня усвоения программы детьми всех групп, выявление направлений педагогической деятельности, результаты которой неудовлетворительны (выявление низкого уровня освоения программы дошкольниками). Исследование проводилось в декабре 2008 года, силами профессионального психолога детского сада № 165 с помощью наблюдения за детьми в процессе деятельности и специально организованных занятий в соответствии Программой. В ходе исследования применялись критерии определения уровня усвоения программы, разработанные составителями Программы «Детство». Авторы Программы разработали для каждой возрастной группы отдельные критерии усвоения программы, касающиеся овладения основ двигательной культуры; открытия для себя мира природы; мира художественной литературы, изобразительного искусства и музыки; знаний математики.

Приведем ниже в качестве примера критерии определения уровня усвоения программы, разработанные для младшего дошкольного возраста (критерии для других возрастов см. в Приложении 4):

- Овладение основами двигательной культуры:

Низкий уровень усвоения программы. Движения ребенка - импульсивные, напряженные, скованные, плохо скоординированные; реакция на сигнал замедленная, темп выполнения большинства упражнений медленный. В играх и упражнениях мала активность, интерес сниженный, часто требуется помощь воспитателя, необходим показ упражнений.

Средний. Движения ребенка приобретают произвольность, согласованность, менее скованны и напряженны, наблюдается перекрестная координация в движениях рук и ног (ходьбе, беге, лазании), которая проявляется эпизодически. Ребенок улавливает общую структуру и темп движения, реагирует на сигнал; в подвижных играх активен, эмоционален, иногда нуждается в помощи воспитателя.

Высокий. Большинство осваиваемых движений выполняется ребенком активно, наблюдается согласованность в движениях рук и ног (в ходьбе и беге); ребенок хорошо реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним; выдерживает заданный темп, проявляет положительное эмоциональное отношение к двигательной деятельности, самостоятельно воспроизводит ранее освоенные движения.

- Ребенок открывает мир природы:

Низкий. По предложению воспитателя ребенок показывает отдельные объекты природы, но называет лишь некоторые. Конкретные признаки не выделяет. Отношение к объектам природы неустойчивое.

Средний. В ответ на просьбу взрослого ребенок показывает объект природы, но называет его не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства. Эпизодически проявляет интерес к красоте объектов, удивление, радость.

Высокий. В ответ на просьбу ребенок показывает и называет объекты, отдельные их части, признаки и свойства. Совместно со взрослым выполняет отдельные обследовательские действия; некоторые из них, освоенные ранее, использует самостоятельно. Охотно принимает участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными и растениями. Проявляет интерес и радость при встрече с привлекательными объектами. Под влиянием взрослого проявляет сочувствие, сопереживание.

- Развиваем речь детей:

Низкий. Ребенок лучше понимает речь, связанную с наглядностью, требует повторения обращенной к нему речи. Отвечает в общении преимущественно жестом, использует упрощенные слова и слова-заменители. В речевой контакт вступает с трудом.

Средний. Ребенок легко понимает речь. Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова-заменители. Охотно вступает в речевые контакты с воспитателем и близкими людьми.

Высокий. Ребенок понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно их оформляет. Активен в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативен в речевых контактах.

- Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки:

Низкий. Ребенок иногда отказывается от предложения слушать сказку, книгу. Быстро отвлекается при слушании, слабо запоминает содержание произведения. Не проявляет выраженного удовольствия от восприятия книги, участия в играх с текстовым сопровождением.

Средний. Ребенок откликается на предложение послушать чтение или рассказывание, но еще недостаточно сосредоточен при восприятии произведений. Запоминает отдельные строчки и слова стихов, песенок, охотно повторяет их, когда взрослый произносит текст. Отклик на прослушанное выражен неярко.

Высокий. Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать книгу, участвовать в игре. Сам просит взрослого прочесть стихи, сказку. Легко включается в восприятие. Внимательно слушает, отвечает на вопросы по содержанию произведения, выполняет соответственно тексту игровые действия. Знает содержание прослушанных произведений, узнает на иллюстрациях эпизоды и героев знакомых книг. Ярко выражает эмоциональное отношение к прочитанному: смеется, радуется, плачет, активно участвует в разыгрывании песенок, потешек, в хороводных играх.

- Изобразительное искусство и художественная деятельность детей:

Низкий. Ребенок проявляет интерес к наиболее ярким свойствам предметов и явлений, желание общаться с ними. Эмоционально откликается на проявления эстетического, но только по побуждению взрослого. При назывании взрослым образов в рисунках, иллюстрациях, скульптуре, предметах быта, игрушках узнает их, радуется. Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и побуждению взрослого.

Средний. Ребенок проявляет интерес к восприятию предметов, произведений искусства, желание рассматривать их. Эмоционально откликается на красивое. Выделяет отдельные признаки предметов, которые делают их красивыми: яркие цвета, основные формы. Узнает знакомые образы в рисунке, иллюстрациях, скульптуре, прикладном искусстве. Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого.

Высокий. Ребенок проявляет активный интерес к восприятию эстетических свойств предметов и явлений, желание рассматривать их и действовать с ними. Наблюдается эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости в мимике, движениях, словах. Ребенок способен дать оценку, используя слова, характеризующие образ («веселый», «хороший», «теплый», «мягкий» и др.). Называет основные сенсорные признаки предметов, узнает яркие эмоциональные состояния, их внешнее выражение. Проявляет интерес к изобразительной деятельности: понимает, что значит нарисовать, слепить, построить, выполнить аппликацию. Знает отдельные изобразительные материалы, их свойства, владеет техническими и формообразующими движениями. Проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета, дополнении образа деталями.

- Первые шаги в математику:

Низкий. Ребенок воспринимает различия предметов по форме, количеству, размерные отношения лишь в совместной во взрослым игре. Затрудняется в выполнении действия «дай такую же»; не соотносит предметы по форме.

Средний. Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов в совместных играх. Объединяет предметы одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие.

Высокий. Ребенок самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер предметов, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливает соответствие (на 3-4 предметах).

Критерии определения уровня усвоения программы, сформулированные авторами Программы для дошкольников иных возрастов, приведены в Приложении.

В результате проведенного исследования уровня усвоения программы детьми от 3 до 7 лет были получены результаты, представленные в таблицах 4 - 8.

Таблица 4. – Уровень усвоения программы детьми третьего года жизни

Критерии усвоения программы

Уровень усвоения программы, число детей в % к общему числу

Высокий

Средний

Низкий

1. Двигательная культура

14

86

0

2. Ребенок открывает мир природы

18

78

4

3. Развитие речи

5

74

21

4. Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства, музыки

11

83

6

5. Первые шаги в математику

0

72

28


Из таблицы 4 видно, что низкий уровень усвоения программы детьми третьего года жизни проявляется по математике (28%), и развитию речи (21%).


Таблица 5.

– Уровень усвоения программы детьми четвертого года жизни

Критерии усвоения программы

Уровень усвоения программы, число детей в % к общему числу

Высокий

Средний

Низкий

1. Двигательная культура

38

62

0

2. Игровая деятельность

26

74

0

3.Ребенок входит в мир социальных отношений

17

77

6

4. Ребенок изучает предметный мир

25

73

2

5. Труд взрослых

16

84

0

6. Самообслуживание и детский труд

37

62

1

7. Ребенок осваивает мир природы

15

79

6

8. Развитие речи

9

80

11

9. Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства, музыки

21

79

0

10. Первые шаги в математику

19

75

6


Из таблицы 5 видно, что низкий уровень усвоения программы детьми четвертого года жизни проявляется по развитию речи (11%).

Таблица 6. – Уровень усвоения программы детьми пятого года жизни

Критерии усвоения программы

Уровень усвоения программы, число детей в % к общему числу

Высокий

Средний

Низкий

1. Двигательная культура

11

89

0

2. Игровая деятельность

31

69

0

3.Ребенок входит в мир социальных отношений

16

83

1

4. Ребенок изучает предметный мир

19

90

0

5. Труд взрослых

25

75

0

6. Самообслуживание и детский труд

37

63

0

7. Ребенок осваивает мир природы

17

80

3

8. Развитие речи

6

83

11

9. Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства, музыки

8

92

0

10. Первые шаги в математику

5

92

3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11