бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка бесплатно рефераты

Методики проверки всегда должны соответствовать задаче. Для выяснения усвоения знаний, например, проводится беседа с детьми. Но она не должна быть лишь вербальной. Дошкольник может лучше проявить себя, если беседовать по картинке, игрушке, если беседа проходит в естественной обстановке, как бы непроизвольно. Все это важно для фактического, а не формального выяснения картины развития детей и оценки эффективности педагогической работы.

Таким образом, планирование работы включает в себя два взаимосвязанных блока: систематизированные мероприятия, направленные на решение воспитательно-образовательных задач и поэтапная проверка уровня развития детей по определенным направлениям.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие) включают все основные направления развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребенка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путем использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Анализ образовательных программ дошкольных учреждений полно представлен в работе Т.И. Ерофеевой[14]. Охарактеризуем комплексные программы дошкольного образования:

1) Программа воспитания и обучения в детском саду (Под ред. М.А. Васильевой). Главная задача - охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе. Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с из возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Программа воспитания и обучения составлена по возрастным группам (ранний возраст, младший школьный, средний возраст и старший дошкольный возраст).

2) Программа « Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой. Цель программы – сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Программа включает 7 важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка:

- физическая культура (самый важный предмет - красный цвет),

- игра (положенная в основу программы – оранжевый цвет),

- изобразительная деятельность, ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусством – желтый цвет),

- конструирование (развитие воображения) – зеленый цвет),

- занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний – голубой цвет),

- занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет,)

- математика (фиолетовый цвет).

3) Программ «Из детства – в отрочество». Программа для родителей и воспитателей направлена на укрепление здоровья и развитие детей 4-7 лет, большое внимание уделено преемственности детского сада и школы. Имеет гриф Министерства образования РФ и рекомендована к использованию в дошкольных образовательных учреждениях. Программа разработана авторским коллективом под руководством Т.Н. Дороновой. В основе лежит важнейший стратегический принцип современной системы образования - его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией трех социальных институтов образования - семьи, детского сада и школы. Программа помогает решать задачи в условиях семьи и детского сада по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие».

4) Программа «Детство». Программа «Детство» разработана в 1995г.коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.Герцена. Программа «Детство» является комплексной образовательной программой. Она создавалась авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.

5) Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» «Детский сад 2100». Программа «Детский сад 2100» рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет. Является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100». Реализует преемственность между дошкольным и начальным образованием. Это отражено в концептуальных основах комплекта в Образовательной системе «Школа 2100». Это отвечает требованиям создания и сохранения у ребенка целостной картины мира. Программа «Школа-2100» (детский сад-2100) основана на идее непрерывного образования и по существу предполагает реализацию целей, принципов, перспектив развития содержания и технологии российского образования на ближайшие 10 лет. Общая цель программы: подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему развитию.

6) Программа «Развитие». Разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л.А. Венгера. Основная цель программы – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста и художественных способностей детей дошкольного возраста. В основу программы положены 2 теоретических положения:

- о самоценности дошкольного периода развития (ребенок не «опекаемый», а «созидатель»),

- развитие способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентированные в окружающем с помощью специфических для дошкольников задач.

7) Программа «Одаренный ребенок». Вариант программы «Развитие», для детей 6-7 г. жизни, обладающих высокими умственными способностями. Целями программы являются: ознакомление с пространственными отношениями; развитие элементов логического мышления; развитие речи и ознакомление с художественной литературой; развитие элементарных математических представлений; подготовка к обучению грамоте; конструирование; подготовка к сюжетно-ролевой игре; ознакомление с природой; ознакомление с элементарными физическими явлениями; знакомство с изобразительным искусством.

8) Программа «Истоки». Цель программы – разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Символ «Источник» означает, что ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры. В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие четыре компонента:

- характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности (обозначены знаком «солнышко»),

- задачи развития (цветок),

- показатели развития (яблоко),

- базисные характеристики личности ( « детское личико»).

9) Программа «Преемственность» под редакцией Н.А.Федосовой. Дошкольный компонент данной программы содержит вариативные подходы к организации работы по подготовке детей к школе, включая пропедевтические курсы на базе ДОУ с кратковременным пребыванием детей, учреждения «Начальная школа - детский сад», ОУ, а также в условиях семьи.

10) Программа «Кроха». Цель программы - комплексное развитие воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет. Программа состоит из четырех глав:

- «Мы ждем тебя, малыш! (предродовая педагогика),

- «Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенностей психического развития ребенка от рождения до 3-х лет),

- «Гуленька» (развитие и воспитание детей первого года жизни),

- «Я сам» (развитие и воспитание детей второго и третьего года жизни).

11) Программа «Детский сад – дом радости» под. ред. Н.М. Крыловой.

Основная цель данной педагогической системы – содействие всестороннему воспитанию и развитию индивидуальности каждого участника педагогического процесса через умелую организацию всей жизни и деятельности ребенка и его наставников, построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, преодолении межпредметной и междеятельностной раздробленности различных направлений воспитательно - образовательной работы с детьми, систематизации и интеграции различных научных знаний и передового педагогического опыта. Специфика данной программы заключается в том, что впервые воспитатели получили новую форму организации труда- план-сценарий, определяющий с 6.00 до 20.00 часов методику работы как с группой, так и с подгруппой, а главное, с каждым из воспитанником группы по всем направлениям педагогического процесса.

12) Программа «Золотой ключик» под ред. Кравцова Г.Г. Программа представляет новую модель начального образования детей в возрасте от трех до десяти лет, которая предусматривает такую организацию жизни в группах, при которой дети разного возраста (дошкольного и младшего школьного) живут и воспитываются вместе. Цель программы – достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие, эмоциональное благополучие и счастливую жизнь каждого ребенка.

Охарактеризуем кратко некоторые парциальные программы дошкольного образования:

1) Программа « Я, ты, мы» под ред. О.Л. Князевой. Программа актуальна для всех видов дошкольных учреждений, дополняет любую программу дошкольного образования. Она направлена на формирование эмоциональной сферы и на развитие социальной компетентности ребенка. В программу входят следующие разделы: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».

2) Программа по изобразительной деятельности в детском саду под ред. Г.С. Швайко. Цель программы – развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи программы:

- развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности;

- развивать познавательную активность детей;

- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

3) Программа «Ступеньки к школе» под ред. М. Безруких. Комплект "Ступеньки к школе" позволяет в полной мере реализовать идеи Л.С. Выготского о том, что “только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет за собой, и обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться.” Программа позволяет реализовать следующие принципы организации занятий с дошкольниками: адекватность требований и нагрузок; постепенность (пошаговость) и систематичность формирования познавательных функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным; индивидуализация темпа – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материалов предыдущего этапа; повторяемость (цикличность), дающая возможность формировать и закреплять механизмы реализации функций.

Отметим общие характеристики программ:

1. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты, поэтому необходима работа по развитию речи и моторики, зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, организации деятельности, запаса сведений, знаний и т.п.

2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

3. Соответствие возрастным и функциональным способностям. Индивидуальная программа может быть разработана с учетом особенностей развития каждого ребенка.

1.4 Перспективы развития системы дошкольного образования

Охарактеризуем тенденции развития дошкольного образования России, его перспективы, опираясь на данные, опубликованные в работе Л.А. Парамоновой[15].

Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось число семей социального риска, матерей-одиночек и безработных женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, семей, доходы, которых значительно ниже прожиточного минимума, семей беженцев и переселенцев. Семья переживает в России тяжелейший кризис: растет число внутрисемейных конфликтов, разводов, резко сократилась рождаемость. Возникает опасная тенденция переориентации семьи с функций воспитания на простое выживание. В результате чего происходит неправильная социализация живущих в таких семьях детей: у них не формируется представление о ценности семейной жизни, возникает индивидуалистическая, пассивная или агрессивная жизненная позиция, что в скором будущем может привести к социальному взрыву.

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %)[16]. Основными причинами отказа от детского сада является неплатежеспособность родителей и, реже, состояние здоровья ребенка. Вместе с тем дети даже в обеспеченных семьях, не посещающие детские сады, как правило, не получают должного воспитания, воспитательные функции перекладываются на телевизор, компьютер.

Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т.е. осуществлялась их адресная поддержка. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена.

Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. В силу этого необходимы усилия государства и общества, направленные на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей хотя бы с 4-5 лет с целью их полноценного развития, а не “натаскивания” к школе.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. В дошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11