Проект мероприятий и апробация введения новых образовательных программ в МДОУ № 165 г. Новокузнецка
Приказ
Минобразования РФ от 26.06.2000 № 1908 "Об утверждении Положения о порядке
аттестации педагогических и руководящих работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений"[20]
регламентирует порядок проведения аттестации педагогических и руководящих
работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования.
Целью
аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма,
продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой
инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в условиях
рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.
Задачами
аттестации являются: целенаправленное, непрерывное повышение профессионального
уровня педагогических и руководящих работников; установление соответствия между
качеством и оплатой труда; управление качеством образования для создания
оптимальных условий развития личности.
Аттестация
педагогов проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и
качества учебно-воспитательного процесса.
Аттестация
проводится по желанию педагогов. Педагогическим работникам, не изъявившим
желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряды по единой
тарифной сетке, зарплата устанавливается в зависимости от образования и стажа.
Педагогические
работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в соответствующую
аттестационную комиссию: для получения II квалификационной категории – в
школьную аттестационную комиссию, для получения I квалификационной категории –
в районную аттестационную комиссию, для получения высшей квалификационной
категории – в областную аттестационную комиссию.
Присвоение
званий происходит на основе документальных материалов: стаж работы,
характеристика, документ об окончании курсов повышения квалификации, анализа
педагогической деятельности и результатов работы.
Квалификационная
категория педагогических работников является существенным фактором при
установлении оплаты труда педагогу. Она присваивается педагогу по итогам
аттестации сроком на 5 лет и является подтверждением соответствия уровня
профессиональной компетентности педагога квалификационным требованиям. Право на
аттестацию и последующее присвоение квалификационной категории предоставляется
педагогическим работникам, имеющим помимо соответствующего образования стаж
педагогической деятельности. Для аттестации по II квалификационной категории
необходим стаж не менее 1 года, для аттестации по I категории - не менее 2 лет,
для аттестации по высшей квалификационной категории - не менее 3 лет.
I
квалификационная категория подтверждается показателями:
-
квалификация: знания и умения, превышающие требования стандартов
педагогического или другого профессионального образования, в области технологий
индивидуализации образовательного процесса, современных методов
психолого-педагогической диагностики; владение в совершенстве базовым
компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным
дисциплинам; объемом теоретических знаний, позволяющим педагогу вести
преподавание на высоком уровне;
-
профессионализм: умение учитывать психологические особенности обучающихся
(воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного
процесса; способность решать педагогические задачи с различными по уровню
развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями
обучающихся (воспитанников), в том числе путем применения в практической
деятельности современных педагогических технологий, элементов технологий
педагогики развития личности, методик анализа учебно-методической работы по
предмету;
-
продуктивность: обеспечение уровня подготовки обучающихся (кроме воспитанников
дошкольных образовательных учреждений), являющегося высоким по профилю в
муниципальной системе образования (районе, городе).
II
квалификационная категория подтверждается показателями:
-
квалификация: знания и умения, превышающие требования стандартов
педагогического или другого профессионального образования в области основ
теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; знание преподаваемого
предмета; знание и применение методик обучения и воспитания;
-
профессионализм: умение создавать комфортный микроклимат в образовательной
процессе, применение в практической деятельности широкого набора методов,
приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность
образовательного процесса, элементарных методов и средств педагогической
диагностики; знание основных форм дифференциации контингента обучающихся
(воспитанников), основные методы формирования и развития познавательной и
коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников);
-
продуктивность: практическая работа, способствующая сохранению контингента
обучающихся (воспитанников), с которыми непосредственно взаимодействует
педагог; обеспечение уровня подготовки обучающихся (кроме воспитанников
дошкольных образовательных учреждений), соответствующего требованиям
государственных образовательных стандартов и рассматриваемого как высокий в
данном образовательном учреждении.
Высшая
квалификационная категория педагогического работника подтверждается следующими
показателями:
-
квалификация: освоение новейших достижений педагогической науки и практики,
профильной области знаний, творческое решение практических задач;
-
профессионализм: умение осуществлять оптимальный отбор методов, средств и форм
обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывать, апробировать и
успешно применять педагогические технологии или их элементы, которые могут быть
рекомендованы к распространению; создание условий для реализации креативных
(творческих) возможностей обучающихся (воспитанников); применение в практической
деятельности исследовательских и опытно - экспериментальных методов обучения и
воспитания, методик управления и прогнозирования педагогического процесса,
приемов планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников);
-
продуктивность: обеспечение уровня подготовки обучающихся (воспитанников),
являющегося высоким по профилю в системе образования субъекта Российской
Федерации, федерального ведомственного органа управления образованием.
Требования
квалификации по 7-11 разрядам оплаты таковы:
7 разряд
- среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу
работы;
8 разряд
- высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу
работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от
2 до 5 лет. Педагогическим работникам, окончившим не более трех лет назад с
отличием высшие учебные заведения (независимо от формы обучения), разряды
оплаты труда устанавливаются по следующей для каждого из них стажевой группе;
9 разряд
- высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5
лет или среднее профобразование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
10
разряд - высшее профобразование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или
среднее профобразование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
11
разряд - высшее профобразование и стаж работы свыше 10 лет или среднее
профобразование и стаж педагогической работы свыше 20 лет.
12-14
разряды присваиваются учителям, успешно прошедшим аттестацию. 12 разряд обычно
соответствует 2-й присвоенной квалификационной категории, 13 разряд - первой
категории, а 14 - высшей квалификационной категории. Решение о соответствии
педагогических и руководящих работников заявленной категории выносит: высшей
категории - главная (областная) аттестационная комиссия; первой категории -
районная (городская) аттестационная комиссия; второй категории - аттестационная
комиссия учреждения образования.
Основываясь
на данных штатного расписания за последние три года (см. Приложение 3), приведем
в таблице 3 качественные показатели кадрового состава воспитателей, указав их
квалификационный разряд.
Таблица
3. – Качественные показатели воспитателей МДОУ №165
Квалификационный разряд
|
Число воспитателей, удельных вес
в % к общему числу
|
2006г
|
2007г
|
2008г
|
7
|
3
|
16%
|
2
|
10%
|
2
|
10%
|
8
|
1
|
3%
|
2
|
10%
|
3
|
14%
|
11
|
2
|
9%
|
1
|
5%
|
2
|
10%
|
12
|
9
|
51%
|
10
|
54%
|
10
|
47%
|
14
|
4
|
21%
|
4
|
21%
|
4
|
19%
|
Как
видно из таблицы 3, большая часть воспитателей детского сада имеет 12 разряд,
т.е. II квалификационную категорию, при этом их доля в общем числе
незначительно колеблется год от года (51% в 2006 году, 54% в 2007г, 47% в
2008г). На протяжении последних трех лет около 20% от числа всех педагогов
имеет высшую категорию (14 разряд). Примерно по 10% от общего числа составляют педагоги
7,8 и 11 разрядов.
Приведенные
данные свидетельствуют о том, что уровень квалификации педагогического состава
детского сада № 165 является достаточно высоким, и воспитатели в состоянии
справиться с поставленными в Учреждении педагогическими задачами.
2.4 Программа образования и воспитания
МДОУ «Детский сад № 165»
Детский
сад работает по комплексной программе «Детство». Программа «Детство»[21]
является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива
кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического
университета им. А. И. Герцена. В ее основу легли теоретические взгляды
петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития
ребенка в период дошкольного детства, требования к содержанию образовательной
программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.
Программа
«Детство» создавалась авторами как программа обогащенного развития детей
дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации, индивидуализации
личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и
способностей.
Программа
предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным
интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования,
авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир;
широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком,
экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание
становится основой для развития любознательности, познавательных способностей,
для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
Содержание
программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного
образования. Программа рассчитана на то, чтобы ребенок с детства приобщался к
истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание
произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной
музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно
программа предполагает воспитание уважения к другим народам.
Авторы
программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте,
ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка
пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела
и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Наиболее
близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности - игра,
общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная,
изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд -
занимают особое место в программе. Именно в этих видах деятельности при условии
освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное,
эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких
перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к
логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет
важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
Базой
для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и
психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической
культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников:
развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и
двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о
функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах
безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах
оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным
компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Программа
«Детство» является комплексной образовательной программой. Ее использование
требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить
педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком
на основе педагогической диагностики. В осуществлении
индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие
характеристики уровней освоения содержания программы.
Реализация
программы «Детство» требует целесообразной организации развивающей материальной
среды. Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей детей,
зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом,
чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает
особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую
коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Согласно
программе, воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами,
проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность,
способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя
деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к
проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного
выхода из различных жизненных ситуаций.
Педагогический
процесс включает также организованное обучение (занятия). В каждой возрастной
группе проводится не более двух занятий в день. В младшей и средней группах
одно из игровых занятий планируется утром, второе - после сна. В старшем
дошкольном возрасте оба занятия проводятся в утренний отрезок времени.
Примерное
распределение занятий:
-
Физическое развитие - 2 занятия в неделю;
-
Социальный мир (этикет и ситуации общения, предметный и рукотворный мир,
художественная литература, краеведение, безопасное поведение) - 6 занятий в
месяц;
-
Природный мир - 2 занятия в месяц;
- Мир
искусства и художественная деятельность 2 занятия в неделю;
- Мир
музыки - 2 занятия в неделю;
-
Речевое развитие - 1 занятие в неделю;
-
Математическое развитие —- 1 занятие в неделю.
Назначение
занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка:
в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности; в осознании
связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют
для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.
На
занятиях дети осваивают обобщения (обобщенные представления, элементарные
предметные понятия), простейшие закономерности. При этом значимо использование
разнообразных моделей и моделирования.
Обучение
детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая
субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и
творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам и имеют
интегративный характер.
Педагогический
процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой
целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически
целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога
связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием
активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей
педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность,
познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению
познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на
свободу выбора деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|