Проектирование урока теоретического обучения в ПУ
5.
Урок
закрепления знаний.
6.
Комбинированный
урок.
Формы работы с
учащимися на уроке также разнообразны. Выделяют фронтальные, групповые и
индивидуальные формы работы.
Педагогическое
проектирование позволяет повысить эффективность проведения уроков. Это выражается
в том, что, проектируя урок, преподаватель продумывает все детали будущего
урока, разрабатывает содержание, методы и средства обучения, а также определяет,
какова будет его деятельность и деятельность учащихся, что позволяет более
чётко планировать будущий урок.
Глава
ΙΙ. Проектирование урока материаловедения
по
теме: « Инструментальные стали»
§1.
Основные этапы проектирования
Представим в общих чертах последовательность проектирования:
1.
На
основе обучающей цели («Обеспечить усвоение знаний о инструментальных сталях,
обобщить полученные знания») определяем таксономию учебных целей [9, с. 64]:
а)
Знание
б)
Понимание
в)
Применение
г)
Анализ
д)
Синтез
е)
Оценка
(графа 2)
2.
Понятийный
анализ и логический анализ учебного материала в соответствии с таксономией
учебных целей позволяют выявить следующие учебные элементы (графа 3):
а)
Знание:
области применения инструментальных сталей; классификация инструментальных
сталей; характеристика видов инструментальных сталей (углеродистые,
легированные); особенности термической обработки рассмотренных видов
инструментальных сталей.
б)
Понимание:
зависимость применения инструментальных сталей от их свойств; особенности видов
инструментальных сталей; зависимость свойств от термической обработки, их
изменение; пояснение процесса термической обработки.
в)
Применение:
расшифровка марок инструментальных сталей; определение свойств; определение
области применения марок инструментальных сталей.
г)
Анализ:
анализ марок инструментальных сталей с целью определения области применения.
д)
Синтез:
определение марки инструментальной стали исходя из области применения и свойств
инструмента; систематизация маркировки инструментальных сталей для лучшего
запоминания.
е)
Оценка:
оценка термической обработки изученной стали на основе сравнения с ранее
изученными; рассмотрение и оценка структуры и свойств инструментальных сталей.
3.
С
учётом структуры комбинированного урока определяем его основные этапы и их
продолжительность (графа 1):
а)
Организационная
часть (3 мин).
б)
Подготовка
к изучению нового материала (актуализация знаний) (15 мин).
в)
Объяснение
нового учебного материала (30 мин).
г)
Закрепление
учебного материала (7 мин).
д)
Самостоятельная
работа (33 мин).
е)
Домашнее
задание (2 мин) [9, с. 71].
4.
Учитывая
этапы урока и содержание учебного материала, определяем возможности мотивации
учебно-познавательной деятельности учащихся: важность повторения для усвоения
нового материала; побуждение учащихся к принятию цели урока; практическая
значимость изучаемой темы; опора на интерес; создание проблемных ситуаций;
стимулирование самостоятельной работы учащихся (контроль, подсказка, поощрение
и др.); побуждение учащихся к самостоятельному анализу и решению задач и др.
(графа 4).
5.
По
каждому учебному элементу в соответствии с этапом урока, характеристикой
учебной цели выявим способы познавательной деятельности учащихся, а затем
приёмы преподавания и учения (графы 5 и 6).
6.
Исходя
из целей, содержания, методов обучения и др. конструируются средства обучения
(графа 7). Вопросы, задания разрабатываются на основе учебной цели, содержания
и методов изучения соответствующего учебного элемента.
7.
Преподаватель
на каждом этапе формирования знаний должен отслеживать результативность
используемой технологии обучения и при необходимости вносить коррективы. По
мере реализации проекта в графе 8 по каждой учебной цели указываются результаты
обучения, уровень усвоения знаний учащихся. При необходимости проводится
коррекционная работа (графа 9)
[9, с. 72].
В заключении
после выполнения всех этапов проектирования составим таблицу 1 «Модель
технологии обучения».
Её достоинством
является возможность реализации системного подхода в построении конкретной
технологии обучения [9, с. 7].
Таблица
1
Проект
технологии обучения в условиях комбинированного урока
Тема урока: Инструментальные стали.
Обучающая цель: Обеспечить усвоение знаний
об инструментальных сталях, обобщить полученные знания.
|