Проектирование урока теоретического обучения в ПУ
Проектирование урока теоретического обучения в ПУ
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
ГОУ
ВПО Череповецкий Государственный Университет
Институт
Педагогики и Психологии
кафедра:
профессионального образования
Курсовая
работа по дисциплине: Методика профессионального обучения
Тема:
Проектирование урока теоретического обучения в ПУ
Выполнил
студент:
группы 4 ПО - 42
Слизнёв Д.И.
Проверил:
к.п.н., доцент
Николаев В.В.
Череповец
2007
Содержание
Введение
Глава Ι. Теоретические основы
проектирования урока
теоретического обучения в ПУ
§1. Педагогическое проектирование
1.1.Понятие педагогического
проектирования
1.2.Объекты и процедуры
проектирования
1.3.Общий алгоритм педагогического
проектирования
§2. Урок теоретического обучения
1.1.Понятие урока теоретического
обучения
1.2.Структура и типы урока теоретического обучения
1.3.Фронтальная, групповая и
индивидуальная работа с учащимися на уроке
Вывод по Ι главе
Глава ΙΙ. Проектирование
урока материаловедения по теме:
« Инструментальные стали»
§1. Основные этапы проектирования
§2. Разработка плана-конспекта урока
§3. Рекомендации преподавателям
Вывод по ΙΙ главе
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время
педагогу уже нельзя опираться на имеющиеся знания и опыт, необходимо его
педагогическое творчество.
Педагогическое
творчество может выражаться в создании новых и совершенствовании существующих
форм, методов и средств обучения.
Особую
возможность для этого раскрывает теория педагогического проектирования.
Формирование
умений проектировать уроки является важной задачей при подготовке педагога
профессионального обучения.
Понятию
педагогического проектирования посвящено ряд работ различных авторов, которые
будут рассмотрены нами в данной курсовой работе.
Одним из авторов
работающих над этим вопросом была В.С. Безрукова, которая под педагогическим
проектированием понимает предварительную разработку основных деталей
предстоящей деятельности учащихся и педагогов [3].
Педагогическое проектирование связано с разработкой
эффективной деятельности педагога и учащихся, оно сводит к минимуму
однообразную работу преподавателя и оставляет больше места для творчества.
В работе Безруковой педагогическое проектирование
предполагает ряд этапов, определяющих научно обоснованный подход к решению
педагогических проблем: моделирование, проектирование и конструирование [3].
Рассмотрим ещё один подход,
к педагогическому проектированию описанный профессором А.П. Тряпициной.
Проектирование как один из
аспектов творчества человека - это создание образа будущего, предполагаемого
явления. Педагогическое проектирование, как отмечает Тряпицина, можно
рассматривать одним из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее
решение конкретных педагогических задач на основе данных фундаментальных
теорий. Отсюда возникает необходимость знания основных теорий, лежащих в основе
проектирования (теория усвоения знаний, теория мотивации учения, теория
развивающего обучения и др.) [10, с. 14].
В принципе теоретические
основы педагогического проектирования рассмотрены в работах различных авторов
достаточно хорошо, но недостаточно практических разработок, это как раз и
является большой проблемой.
Преподаватель, владея технологией проектирования,
осмысленно может разрабатывать каждый компонент технологии обучения, а значит,
может рассчитывать и на эффективность формируемых у учащихся профессиональных
знаний [9, с. 72].
Темой нашей курсовой работы является проектирование урока теоретического
обучения в ПУ.
Целью нашей курсовой работы является изучение
особенностей проектирования урока теоретического обучения.
Объектом нашего исследования являются теоретические
основы проектирование урока теоретического обучения.
Предметом исследования являются особенности
проектирования урока по материаловедению в ПУ.
Гипотеза - предположим, что проектирование позволяет
повысить эффективность проведения уроков.
Цель исследования и выдвинутая нами гипотеза позволяют
сформулировать конкретные задачи:
1.
Изучение литературы по проектированию
учебного процесса с целью выделить основные теоретические положения вопроса.
2.
Выявление особенностей проектирования уроков
теоретического обучения.
3.
Проектирование урока материаловедения по
теме: «Инструментальные стали».
Глава
Ι. Теоретические основы проектирования урока теоретического обучения в ПУ
§1.
Педагогическое проектирование
1.1. Понятие
педагогического проектирования
В настоящее время в
педагогической литературе и в высказываниях
педагогов-практиков термин «проектирование» употребляется довольно часто. Оно связывается с разработкой конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов и др. [2, с. 205].
В.С. Безрукова
под термином педагогическое проектирование - понимает предварительную
разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов [14, с. 238].
По мнению А.П. Тряпициной проектирование - это создание
образа будущего, предполагаемого явления [10, с. 14].
Педагогическое проектирование
способствует созданию более технологичных педагогических
объектов, включая и педагогические процессы.
Как в области техники,
технологично спроектированный педагогический процесс должен быть доступен и
понятен педагогам-практикам, удобен для использования,
то есть достаточно подробно разработан. Отметим,
что в развитие традиционного понятия под педагогической технологией следует понимать тщательно разработанную теорию обучения или воспитания, в основу которой положена одна или несколько закономерностей формирования каких-либо качеств личности, а также идеи, базирующиеся на этих закономерностях или их следствиях, поэтапно ведущие к положительному результату. В настоящее время широко используются технология проблемного обучения, технология поэтапного
формирования умственных действий, компьютерная технология обучения, технология концентрированного обучения, технология модульного
обучения и другие. Любая педагогическая технология может лежать в основе проектирования педагогического процесса.
Использование
педагогического проектирования сводит к минимуму
рутинную работу преподавателя и оставляет больше места для конструктивного
творческого поиска [2, с. 206].
Известно, что в настоящее
время техника и технология быстро морально устаревают. По аналогии с
производственной деятельностью можно сказать, что за время
профессиональной жизни педагога происходит смена
двух-трех технологий обучения и воспитания. Так, еще недавно
персональный компьютер считался одним из новейших и уникальных
средств обучения, и не каждый преподаватель умел обращаться с ним, в настоящее же время компьютерная технология обучения является естественной и широко распространенной. Преподаватели профессиональных учебных заведений стремятся использовать имеющиеся и создавать свои педагогические программные средства [2,
с. 206].
Таким образом, мы рассмотрели некоторые подходы к понятию
педагогического проектировании и можно сделать вывод, на основе рассмотренных
определений, что под педагогическим проектированием понимается деятельность
преподавателя по планированию и подробной разработке предстоящей деятельности, в
нашем случае урока теоретического обучения, по дисциплине материаловедение.
В практической части нашей курсовой работы мы составим модель
технологии обучения, пройдя ряд этапов проектирования, а итогом нашего
проектирования будет подробный план-конспект урока по теме «Инструментальные
стали».
1.2. Объекты
и процедуры проектирования
Педагогическое
проектирование связано с разработкой эффективной деятельности, как педагогов,
так и учащихся. Посредством
грамотно разработанных педагогических процессов, технологий и других объектов педагог способствует развитию и саморазвитию личности
учащихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов,
обеспечивает необходимые
психолого-педагогические условия. Тем самым он создает своеобразный проект индивидуального
развития личности в условиях принятой педагогической системы [2, с. 206].
Существует большое количество различных теорий обучения и
воспитания, роль которых возрастает. Стало возможным существование и использование в реальных условиях различных
педагогических теорий.
Существуют «авторские школы», основанные на уникальных теориях обучения и
воспитания, индивидуальных технологиях развития личностей учащихся, своеобразных методиках
преподавания [2, с. 206].
Многие преподаватели и
мастера производственного обучения понимают, что без этого
невозможна современная организация реального учебно-воспитательного
процесса. Более того, педагогическая теория рассматривается как инструмент в
руках проектировщика педагогических систем [2, с. 207].
Практика показывает, что
связь в учебно-воспитательном процессе между теорией и практикой
осуществляется через педагогическое проектирование по следующей
цепочке: ПТ - ППР - ПП, где ПТ - это педагогическая теория,
ППР - педагогическое проектирование, ПП - педагогическая практика. При этом
следует отметить, что педагогическая теория в
процессе проектирования может выполнять двоякую роль. Она
может быть использована как своеобразная модель
новой технологии, но может быть только источником ее формирования (использоваться как идея). Кроме того, следует иметь в виду, что, разрабатывая и осуществляя реальный педагогический процесс, преподаватель привносит в него свой индивидуальный подход, решая образовательно-воспитательные проблемы для конкретного коллектива учащихся [2, с. 207].
Рассмотрим один из подходов
к педагогическому проектированию разработанный профессором В.С. Безруковой.
В.С. Безрукова под педагогическим
проектированием понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей
деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование предполагает
ряд этапов, определяющих научно-обоснованный подход к решению педагогических
проблем: моделирование, проектирование и конструирование [3].
Педагогическое моделирование в нашем случае предполагает разработку
общей идеи, создание модели технологии обучения и основных путей ее реализации
[9, с. 7].
На этапе моделирования
происходит разработка обобщенного образца, модели как общей
идеи создания нового педагогического объекта, и намечаются
основные пути ее достижения. И если в технике модель - это
образец, служащий эталоном для серийного или массового воспроизведения, то педагогическая модель - это какая-либо идея организации, осуществления и развития педагогического объекта, реализация, которой может осуществляться по-разному. К педагогическим моделям относятся концепции развития учебных заведений и ученических объединений, уставы и положения учебных заведений, педагогические теории и
индивидуальные концепции, отражающие взгляды педагога и так далее [2, с. 207].
Педагогическое проектирование - дальнейшая разработка
созданной модели и доведение ее до уровня практического использования [9, с. 8].
На этапе проектирования
создается проект, то есть осуществляется конкретизация
разработанной модели для определенных педагогических
условий, здесь возникает возможность ее практического применения. Педагогический проект содержит данные для последующей детальной разработки педагогического объекта. К педагогическим проектам относятся учебные планы и учебные программы, квалификационные характеристики, методические рекомендации, планы внеучебной воспитательной работы и так далее [2,
с. 208].
Педагогическое конструирование - завершающий этап проектирования урока [9, с. 8].
На этапе конструирования проект детализируется до
базовых компонентов объектов, в том числе до
конкретных действий реальных участников педагогических процессов, находя свое
воплощение в различных конструктах. И хотя в технике нет понятия конструкт,
а есть конструкторская документация, тем не менее, оно введено в педагогику. Педагогический конструкт содержит конкретные
данные и создает возможность представить и корректировать любой педагогический объект. К
педагогическим конструктам относятся:
планы и конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий, графики контроля
выполнения заданий, графики перемещения
учащихся по рабочим местам, дидактические материалы, расписание и так далее [2, с. 208].
Перечисленные выше объекты
педагогического проектирования тесно связаны между собой, так как
педагогические процессы осуществляются в рамках определенных педагогических
систем, а педагогические ситуации возникают в рамках
конкретных педагогических процессов [2, с. 208].
Рассмотрим ещё один подход,
к педагогическому проектированию описанный профессором А.П. Тряпициной.
Проектирование как один из
аспектов творчества человека - это создание образа будущего, предполагаемого
явления. Педагогическое проектирование, как отмечает А.П. Тряпицина, можно
рассматривать одним из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее
решение конкретных педагогических задач на основе данных фундаментальных
теорий. Отсюда возникает необходимость знания основных теорий, лежащих в основе
проектирования (теория усвоения знаний, теория мотивации учения, теория
развивающего обучения и др.) [10, с. 14].
Логика
деятельности педагогического проектирования:
1)
Определение замысла начинается с анализа
ситуации, выявление противоречий, определения проблем для решения, их
согласования. Для выявления противоречия нужна специальная работа. Данная
процедура может быть представлена в виде шести операций:
а)
Реконструировать «эталонную» (нормативную,
желаемую) ситуацию, то есть описать ситуацию с учётом требований (инструкции,
приказы, стандарты, рекомендации и т.п.), потребностей общества и желаний
самого автора проекта и его представления о должном [10, с. 14].
б)
Составить модель «эталонной» (нормативной,
желаемой) ситуации.
в)
Выявить и проанализировать разрыв между
«эталонной» и реальной ситуациями.
г)
Оценить реальную педагогическую ситуацию с
позиции «эталонной».
д)
Найти обобщённые причины несоответствий,
противоречий и разрывов между реальной и «эталонной».
е)
Сформулировать на основе анализа этих причин
проблему, направленную на изменение, совершенствование, улучшение,
корректировку существующей педагогической реальности обосновать выбранную
проблему, которая, по мнению автора, может считаться основной в конкретной
ситуации.
2)
Формулировка идей, системы ценностных
установок для разработки проекта, создание схемы или образа - эскиза проекта,
выдвижение гипотез, определение целей проектирования в конкретных критериях,
прогнозирование, разработка и оценка вариантов решения, выбор наиболее
эффективных, определение системы методов проектирования, то есть формулировка
концепции проекта [10, с. 15].
3)
Разработка обобщённых моделей действий, то
есть стратегическая программа управления реализации проекта.
4)
Конкретизация задач, которые необходимо
решить, определение и обоснование условий и средств для достижения целей,
разработка тактики действий и системы взаимодействия для реализации проектов.
То есть планирование реализации стратегий.
5)
Реализация проекта, на данном этапе
организуется непрерывная обратная связь, оценка процесса, доработка,
корректировка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|