Проектирование урока теоретического обучения в ПУ
6)
Оценка, анализ и обобщение результатов,
определение дальнейших направлений деятельности.
7)
Оформление процесса и результатов
проектирования в конкретных продуктах педагогического творчества, документах
проекта (публикациях, сообщениях, докладах, защитах и так далее).
8)
Одновременно с разработкой и реализацией
проектов организуется экспертиза хода и результатов проектирования.
В реальности проектирование
не носит строгой линейности в этапах деятельности. Например, уточнение цели
проводится на всех этапах процесса, анализ, диагностика, прогноз, корректировка
также постоянно сопровождают деятельность педагогов [10, с. 15].
Мы рассмотрели объекты и
процедуры проектирования, выделили основные этапы проектирования, а именно
моделирование, проектирование и конструирование. Также была рассмотрена логика
деятельности педагогического проектирования, представляющая собой более
конкретизированные этапы при проектировании уроков.
В практической части нашей
курсовой работы логика деятельности по проектированию урока теоретического
будет включать некоторые из рассмотренных выше этапов.
Мы определимся с замыслом, формулировкой
идей, а именно о положительной стороне системного подхода к созданию целей,
содержания, средств, методов обучения. Разработаем модель урока теоретического
обучения, конкретизируем её, определив условия и средства достижения целей,
осуществим реализацию проекта.
Мы исключаем оценку, анализ
и обобщение результатов, экспертизу и результаты проектирования, так как
проводим работу теоретически.
1.3. Общий
алгоритм педагогического проектирования
Для выполнения
педагогического проектирования предлагается следующий алгоритм описанный С.Я.
Батышевым:
Ι.
Подготовительная работа:
1. Анализ объекта проектирования.
Прежде всего, рекомендуется
определиться с объектом педагогического проектирования, его структурой и
подструктурами, их состоянием, связями между ними. В ходе анализа следует
выяснить его сильные и слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных
и личностных требований к нему, а также выявить существующие противоречия между
компонентами объекта, между требованиями к нему и его состоянием [2, с. 208].
2. Выбор форм проектирования.
Выбор форм
зависит от того, на каком этапе проектирования разрабатывается педагогический
объект, и какое количество этапов предстоит пройти. Так, для проектирования
деятельности учебного заведения потребуется его концепция, устав,
квалификационные характеристики, учебный план и др.
3. Теоретическое
обеспечение проектирования.
Любой проект
педагогического объекта разрабатывается на основе уже существующих, поэтому
может быть полезна информация об опыте деятельности подобных объектов в других
условиях, теоретические и эмпирические данные педагогических исследований и другое,
то есть любая информация, позволяющая разработать оптимальный педагогический
проект [2, с. 208].
4. Методическое
обеспечение проектирования.
Этот этап
предусматривает создание дидактических и методических материалов, анализ
содержания педагогического объекта и другие материалы, которые помогут
эффективной реализации педагогического проекта [2, с. 209].
5.
Пространственно-временное обеспечение проектирования.
Любой
педагогический проект создается с учетом определенных временных и
пространственных рамок. Пространственное обеспечение должно предусматривать
выбор подходящего места или помещения для реализации разработанного проекта,
что помогает прогнозировать деятельность. Временное обеспечение - это
соотнесение проекта со временем по его объему, по темпу реализации, по ритму,
последовательности, что позволяет предусмотреть рациональное осуществление
педагогической и учебной деятельности [2, с. 209].
6. Материально-техническое
обеспечение проектирования.
Этап
предусматривает оснащение организационной и педагогической техникой для
осуществления самой деятельности по проектированию и последующей успешной
реализации разрабатываемого педагогического проекта.
7. Правовое
обеспечение проектирования.
Это создание или
учет юридических основ при разработке деятельности учащихся и педагогов в
рамках педагогических систем, процессов или ситуаций [2, с. 209].
ΙΙ.
Разработка проекта:
8. Выбор
системообразующего фактора.
Признаком любой
системы является наличие системообразующего фактора, через который определяются
все остальные компоненты. Этот фактор создает предпосылки для объединения всех
других компонентов в целостное единство, их целенаправленного подбора и стимулирования
развития. Для педагогических систем, как правило, системообразующим является
целевой компонент, который отражает назначение данного педагогического объекта
или определяет формируемые качества личности учащихся. Функцию
системообразующего компонента могут выполнять и другие компоненты, однако
следует помнить, что они должны быть связаны с целью [2, с. 209].
9. Установление
связей и зависимостей компонентов.
Между
компонентами системы существуют различные виды связей и зависимостей, поэтому
данная процедура является одной из основных в педагогическом проектировании [2,
с. 209].
10. Составление
документа.
Возможно
использование уже существующих форм педагогического проектирования, особенно
если проектируются педагогические объекты с заданной формой и содержанием. Но
при необходимости могут создаваться и новые документы, лучше отражающие сущность
проекта [2, с. 210].
ΙΙΙ.
Проверка качества проекта:
11. Мысленное
экспериментирование по применению проекта.
Это
«проигрывание» в уме созданного проекта, его самопроверка. Мысленно
представляются все особенности его практического действия, особенности влияния
на участников, последствия этого влияния и другие прогнозы относительно
результатов применения.
12. Экспертная
оценка проекта.
Сюда входит
проверка педагогического проекта независимыми экспертами, специалистами в
данной области, а также специалистами, заинтересованными в его реализации.
13. Корректировка
проекта.
После проведения
экспертизы и экспериментального применения проекта в него вносятся изменения,
устраняются ошибки, совершенствуются компоненты, усиливаются связи и т.д.
14. Принятие
решения об использовании проекта [2, с. 210].
В этом пункте мы
рассмотрели общий алгоритм педагогического проектирования, где выделили
компоненты необходимые для создания проекта на разных его этапах, а именно на
подготовительном, этапе разработки проекта и этапе проверки качества проекта.
Для использования
при проектировании урока мы выберем данный алгоритм педагогического
проектирования.
В нашей курсовой
работе определённые пункты этого алгоритма мы не используем при разработке
урока теоретического обучения.
При осуществлении
подготовительной работы мы проходим, ряд этапов: анализ объекта; выбор форм,
зависящий от того, на каком этапе проектирования разрабатывается педагогический
проект; теоретическое обеспечение проекта, то есть, анализируем уже существующие
проекты, чтобы разработать оптимальный педагогический проект;
пространственно-временное обеспечение проектирования, определяемся с местом,
типом урока, а значит и со временем необходимым на его проведение, всё это
способствует рациональному осуществлению педагогической и учебной деятельности.
При разработке
проекта нами выполняются следующие этапы: выбор системообразующего фактора, им
является целевой компонент, который отражает назначение данного педагогического
объекта; установление связей и зависимостей компонентов, содержание
теоретического обучения выбирается во взаимосвязи с учебными целями и на их
основе, в соответствии с целями урока конструируются методы для её достижения,
на выбор средств обучения влияют методы обучения; составление документа, а
именно составление модели технологии обучения и разработка на её основе
плана-конспекта урока по теме «Инструментальные стали».
При проверке
качества проекта есть возможность в рамках курсовой работы выполнить мысленное
экспериментирование по применению проекта, то есть «проигрывание» в уме
созданного проекта, его самопроверка; корректировку проекта, если обнаружились
ошибки или появились новые идеи по улучшению и взаимосвязи материала.
§2.
Урок теоретического обучения
1.1.
Понятие
урока теоретического обучения
В данном пункте
мы рассмотрим некоторые подходы к понятию урока.
Урок - это
законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного
процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап
учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит
общее качество подготовки [12, с. 521].
Урок
рассматривается как многовариантная форма организации целенаправленного
взаимодействия (деятельности и общения) преподавателей и учащихся определённого
состава, систематически применяемая на определённом этапе
учебно-воспитательного (в определённые отрезки времени) для коллективного и
индивидуального решения задач образования, развития и воспитания [14, с. 317].
Под уроком
понимается занятие, проводимое преподавателем с группой учащихся постоянного
состава и одинакового уровня подготовки [2, с. 139].
Урок - это такая
форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно
установленного времени руководит коллективной познавательной и иной
деятельностью постоянной группы учащихся с учётом особенностей каждого из них,
используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для
того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно
в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных
способностей и духовных сил школьников [13, с. 340].
Урок остается
ведущей организационной формой обучения. Более 300 лет назад Я. А. Коменский в
книге «Великая дидактика» описал классно-урочную систему обучения. На
протяжении нескольких столетий урок видоизменялся (лекция, лабораторная работа,
семинар и т.д.), но оставался удобной формой организации учебного процесса. В
уроке взаимодействуют все компоненты структуры учебного процесса (рис. 1) [15, с. 128].
Взаимосвязь этих
структурных компонентов происходит благодаря деятельности преподавателя и
учащихся [15, с. 128].
В уроке
отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна
эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других
развивающих видов деятельности учащихся [13, с. 340].
Преимущества
урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он
имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и
индивидуальной работы; позволяет преподавателю систематически и последовательно
излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и
формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды
деятельности учащихся, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики
овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами
познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные
задачи через содержание и методы педагогической деятельности [13, с. 340].
Проведение
качественного урока является непростым делом даже для опытного преподавателя.
Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые
определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и
задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса [12, с. 521].
Среди общих
требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются
следующие:
1.
Использование
новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока
на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2.
Реализация
на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3.
Обеспечение
надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с
учётом их интересов, наклонностей и потребностей.
4.
Установление
осознаваемых учащимися межпредметных связей [12, с. 521].
5.
Связь с
ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития
учащихся.
6.
Мотивация
и активизация развития всех сфер личности.
7.
Логичность
и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8.
Эффективное
использование педагогических средств.
9.
Связь с
жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10.
Формирование
практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления
и деятельности.
11.
Формирование
умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.
12.
Тщательная
диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока [12, с. 522].
Каждый урок
направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С
учётом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических,
воспитательных и развивающих требованиях.
К дидактическим
требованиям относятся:
1.
Чёткое
определение образовательных задач каждого урока.
2.
Рационализация
информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учётом социальных и
личностных потребностей.
3.
Внедрение
новейших технологий познавательной деятельности.
4.
Рациональное
сочетание разнообразных видов, форм и методов.
5.
Творческий
подход к формированию структуры урока.
6.
Сочетание
различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью
учащихся.
7.
Обеспечение
оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.
8.
Научный
расчёт и мастерство проведения урока.
Воспитательные
требования к уроку включают:
1.
Определение
воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке,
формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей.
2.
Постановку
только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и
содержания учебной работы [12, с.
522].
3.
Воспитание
учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых
качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности,
самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, и др. [12, с. 523].
4.
Внимательное
и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта,
сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно
реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:
1.
Формирование
и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности,
интересов, творческой инициативы и активности.
2.
Изучение
и учёт уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование
«зоны ближайшего развития».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|