бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей бесплатно рефераты

Чувство лада (3). Определить завершенная или незавершенная мелодия – суть задания. Без ошибок определили 60% детей, а с некоторыми ошибками – 40%.

По всем трем параметрам на 20% детей больше дали безошибочные ответы (это хорошо видно на диаграмме).

В ходе коллективных заданий был установлен уровень развития следующих способностей.

Ориентация в тембрах (4). Не видя музыкальный инструмент, дети должны были назвать его, узнать по звучанию (бубен, барабан, металлофон, ксилофон). Без ошибок выполнили задание 90% детей, с затруднениями – 10%. По сравнению с первичной диагностикой результаты достаточно улучшились.

Определение средств музыкальной выразительности (5). Детям предлагалось прослушать несколько мелодий, исполненных в различных темпах. Дети должны были определить темп с помощью средств выразительности. Условными обозначениями были картинки (черепаха – медленный темп, заяц – быстрый). Без ошибок с заданием справились 70% детей, остальные 30% допускали ошибки при выполнении.

Образное видение (6). С заданиями, которые были предложены детям, без ошибок справились 70% детей, а остальные 30% не смогли их выполнить.

Ориентация в жанрах (7). Определить без ошибок жанр произведения смогли 90% детей. 10% детей допустили несколько ошибок, затруднялись в ответах.

В целом, дети стали увереннее, смелее в своих ответах, оказывали помощь тем, кто не справлялся с заданиями.

Положительную динамику мы хотели бы отобразить в диаграмме, где указали процент тех детей, которые во время обследования не допускали ошибок.



Из результатов обследования видно, что нарушенное зрение не является непреодолимой преградой для успешного овладения музыкальной деятельностью, но в то же время нельзя не согласиться с тем, что зрительный дефект ведет к изменениям в психической деятельности, что ярко выражается в особенностях внимания, памяти, речи таких детей. Но все перечисленные психические процессы второстепенны и играют не главную роль в развитии музыкальных способностей. Приоритетной является эмоциональная сфера детей с нарушенным зрением, которая, надо заметить, развита у них достаточно хорошо, доказательством этого служат результаты обследования. Так же не следует забывать и о компенсаторных возможностях детей, с помощью специальных заданий было установлено, что наряду с нарушенным вниманием, памятью дети обладают высоким уровнем развития слуховых ощущений, а именно способностью дифференцировать звуки.

Таким образом, развитие музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением зависит от компетентности педагогов, желания и возможностей родителей способствовать этому процессу.

Заключение


В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Центральным вопросом, как специальной психологии, так и специальной педагогики является проблема компенсации. Задачи специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Л.С. Выготский придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную деятельность. Исходя из этого, мы посчитали возможным рассматривать музыкальную деятельность и музыкальные способности, которые обеспечивают успешное овладение ею, как средство компенсации сенсорного дефекта.

 В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что музыка – это вид искусства, который помогает человеку познать окружающий мир, постичь сложные законы человеческого бытия, расширить кругозор, из чего следует, что она способствует умственному развитию и воспитанию ребенка.

Выявление уровня развития музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением явилось одной из задач нашего исследования. Для ее решения был подобран диагностический материал и, соответственно, проведена диагностика. Нами были использованы следующие методики: диагностика музыкальной деятельности (Урунтаева Г.А.), диагностика уровня музыкального и психомоторного развития (Буренина А.С.), диагностика музыкальных способностей (Ведрашко Е.А.). После обработки полученных результатов нами были сделаны следующие выводы: большинство детей с нарушенным зрением обладают средним уровнем развития музыкальных способностей, т.е. дети способны внимательно слушать музыкальные произведения, эмоционально отзываться на них, понимать их содержание и давать им эстетическую оценку. Более низкие результаты показали дети при оценке уровня их психомоторного развития. При выполнении предложенных заданий дети испытывали трудности следующего характера: движения детей при исполнении танцевальных этюдов под музыку не отличались плавностью мягкостью, точностью; движения не всегда отражали характер музыки и не совпадали с ритмом, а также началом и концом произведении; детям требовалось много повторений, чтобы запомнить музыку и соответствующие движения под нее; некоторые дети были не способны выразить в движениях и пластики свое восприятие и понимание музыки. Но следует также отметить, что приоритетной в развитии музыкальных способностей является эмоциональная сфера, которая, надо заметить, развита у детей с нарушенным зрением сравнительно хорошо, доказательством этого служат результаты обследования.

Анализируя полученные результаты диагностики, мы посчитали необходимым разработать и апробировать коррекционную программу, цель которой – развитие потенциальных музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением в процессе музыкально – танцевальной деятельности.

С целью анализа эффективности разработанной коррекционной программы, после ее апробации, нами была проведена повторная диагностика. С помощью диагностических методик, которые применялись и в первичном обследовании, нами был выявлен уровень развития музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением. По результатам обследования мы сделали следующие выводы: разработанная нами коррекционная программа по развитию музыкальных способностей явилось достаточно эффективной, т.к. показатели, которые продемонстрировали дети, возросли практически по всем параметрам. Количество детей, которым принадлежит высокий уровень развития музыкальных способностей, увеличилось в среднем на 20%. По завершению коррекционной работы нами была отмечена положительная динамика не только в развитии музыкальных способностей (чувство музыкального ритма, темпа и др.), но и в развитии психических функций в целом (памяти, внимания и т. д.).

Таким образом, предположение о том, что в процессе музыкального воспитания возможно всестороннее развитии ребенка с нарушениями зрения является достаточно правомерно. Следовательно, процесс развития музыкальных способностей у детей с дефектами зрения можно рассматривать как средство компенсации.


Список использованной литературы


1. Азаров Ю.П. Руководство по развитию талантов. – М.,2003. – с. 152

2.Ахьямова И.А. Раннее музыкальное развитие ребенка // Искусство и образование.-2005.-№2.

3. Белова Е.С. Особенности проявления творческой одаренности в старшем дошкольном возрасте // Школа здоровья.-2001.-№1.

4. Богоявленская Д.Б. Одаренность и проблема ее идентификации // Психолог, наука, образование.- 2001.-№4.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.,2002. – с. 318

6. Буренина А.С. Диагностика уровня музыкального и психомоторного уровня развития ребенка // Обруч. – 1994.-№4.

7. Ведрашко Е.А. Опус №5: зов котенка. Диагностика музыкальных способностей // Учитель года.- 2001.-№3.

8. Головина М.Н. Музыкальные встречи «В концертном зале детского сада» // Искусство в школе.- 1999.-№2 (нач. №1).

9. Горбылева И.Л. Психолого – педагогическая коррекция средствами искусства в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1997.-№6.

10. Дубровская Е.Д. Ступеньки музыкального развития // Дошкольное воспитание.-2000.-№8.

11. Забелина Л.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольников // Модернизация дошкольного образования на селе.-2004.

12. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973. – с. 159

13. Казакова С.В. Проблема воспитания умственно – активной личности в истории музыкальной педагогики // Искусство и образование.-2005.-№1.

14. Кондаленко Л.К. Проблема творческой одаренности в современном обществе // Образование.-2001.-№1.

15. Кондратьева С.Ю. Музыкальные коррекционно – игровые занятия (для дошкольников с ЗПР) // Дошкольная педагогика.-2004.-№2 (17).

16. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей / Сост. Барышева Т.А. – Ростов н/Д, 2004. – с. 415

17. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.,2004. – с. 128

18. Кулаков В.Н. Теоретические и методологические предпосылки обучения незрячих музыкантов // Дефектология. – 2002.-№3.

19. Леоферова Н.А. Развитие певческого голоса детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дидактика. – 2003. - №5.

20. Лобанова Е.К. Гармония в мире музыки // Здоровье детей. Приложение к газете «Первое сентября».-2005.-№14,15,16.

21. Малахова И.А. Первые шаги в мире звуков // Родителям о детях.-2004.-№1.

22. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей у детей. – Ярославль, 1997. – с. 213

23. Мединцев В.А. Диалогический подход в психологии музыки // Психологический журнал.-2000.-№5.

24. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Медведевой Е.А. – М.,2002. – с. 224

25. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.,2005. – с. 272

26. Неизвестных И.В. Музыкальный сундучок // Дошкольное воспитание.- 2003.-№12.

27. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. – 2001.-№4.

28. Пономарев Я.Л. Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов // Когнитивное обучение: Современное состояние и перспективы.-1997.

29. Попов А.Т. Оптимизация процесса обучения незрячих музыкантов // Дефектология.-2002.-№4.

30. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. – М., 1997. – с. 440

31. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду. Эстетическое воспитание: музыкальное воспитание младших и старших дошкольников // Дошкольное воспитание.-2003.-№11 (1-4, 6-10).

32. Радынова О.И. Первые шаги в музыку // Дошкольное воспитание – 1999.-№6.

33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – с.712

34. Развитие и диагностика способностей / Под ред. Л.Г. Алексеева. – М., 1991. – с. 181

35. Савенков Д.И. Детская одаренность: Развитие средствами искусства. – М., 1999. – с. 219

36. Савенкова А.И. Одаренные дети и творческие люди // Школьный психолог: Приложение к газете «Первое сентября».-2004.-№30.

37.Светличная Л.В. Экспериментально – психологические исследования взаимосвязи в развитии музыкальных и познавательных способностей детей 5-7 лет. – Ставрополь, 1999. – с. 36

38. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998.-№4.

39. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М., 2000. – с. 376

40. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988. – с. 175

41. Теплов Б.М. Избранные труды. Т 2. – М., 1985. – с. 359

42. Теплов Б.М. Общие и специальные элементы музыкальной одаренности // Искусство в школе. – 1996.-№4.

43. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М., 1988. – с. 539

44. Ткаченко Т.П. Звуки музыки // Дошкольное воспитание. – 2003.-№5.

45. Ткаченко Т.П. Концерты. Приобщаем детей к музыкальной культуре // Дошкольное воспитание. – 2003.-№5.

46. Удинцова С. М. Первые шаги в музыке // Дошкольное воспитание. – 1999.-№6.

47. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1997. – с. 96

48. Фокина Т.С. Программа художественно – эстетического развития дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.

49. Юдина С.Д. Психологические факторы формирования и развития музыкальных способностей. – Новосибирск, 1996. – с. 20

50. Яковлева Е.Ф. Развитие творчески одаренных детей школьного возраста // Школьный психолог. – 2001.-№10.

51. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. – М., 2003. – с. 272


Приложение 1

Упражнение «Хоровод».

Дети встают друг за другом по кругу, держась за руки. Педагог говорит:

Мы направо пойдем,

За собой всех поведем.

Под музыку дети идут вправо и с ее окончанием останавливаются. Взрослый просит всех детей повернуться налево и говорит:

Мы налево пойдем,

За собой всех поведем.

Под музыку дети идут влево и с ее окончанием останавливаются. Взрослый продолжает:

Ножки ловкие у нас –

Мы побегаем сейчас.

Затем педагог дает детям команду повернуться направо и говорит:

Мы направо поглядим,

Друг за другом побежим.

Дети бегут под музыку вправо и с ее окончанием останавливаются. После соответствующей команды и слов педагога:

Мы налево поглядим,

Друг за другом побежим,

дети бегут под музыку влево и с ее окончанием останавливаются.

Упражнение «Снежки».

Дети стоят в двух шеренгах друг напротив друга и изображают, как они лепят и бросают снежки. Когда «снежок» лепят, его перекладывают из руки в руку – при этом мышцы рук напрягаются. Когда «снежок» бросают, мышцы руки расслабляются.

Мы в снежки играем смело.

Ах, какое это дело!

Нам в снежки играть не лень,

Мы играем целый день.

Упражнение «Ноги и ножки».

Дети стоят в кругу друг за другом. Под песенку дети начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.

Большие ноги шли по дороге –

Топ, топ, топ;

топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке –

Топ, топ, топ, топ, топ;

Топ, топ, топ, топ, топ!

Игра с мячом «Снежки».

Движения детей сопровождаются текстом. Дети стоят парами напротив друг друга и выполняют движения с мячом:

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили

(перекидывают друг другу мяч).

Круглый, крепкий, очень гладкий

(один из детей катит мяч вокруг себя, присев на корточки).

И совсем, совсем не сладкий

(толкает от себя мяч к другому ребенку в паре).

Раз – подбросим, два – поймаем,

Три – уроним и … сломаем,

(второй ребенок подбрасывает и ловит мяч, ударяет его об пол, передавая мяч своему партнеру).

На слово «сломаем» ребенок, у которого оказался мяч, прячет его за спину.

Упражнение «Снеговик».

Дети изображают снеговиков: крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч), руки поставлены на пояс, тело напряжено. Когда снеговики начинают «таять», из тела уходит напряжение. Сначала у детей голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают не спеша приседать, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову – «снеговик растаял». Упражнение выполняется под слова педагога:

Вот стоит снеговик

(тело напряжено).

Он к морозам привык.

Солнце припекает –

Снеговик наш тает

(напряжение постепенно уходит).

Тает, тает – да, да, да…

Будет теплая вода.

Упражнение «Шоферы».

Дети стоят по кругу друг за другом. Произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Качу, лечу во весь опор

(легкий бег по кругу).

Я сам – шофер и сам – мотор

(в руках детей воображаемые рули, которые они «крутят» на бегу).

Нажимаю на педаль

(дети останавливаются, «нажимают» на воображаемую педаль правой ногой).

И машина мчится вдаль.

Упражнение «Поезд».

Дети становятся в колонну друг за другом по росту, кладут руки на плечи впередистоящего человека – это поезд. Педагог спрашивает каждого ребенка: «За кем ты стоишь?» и прости запомнить место своего вагончика. Под музыку дети начинают ходьбу топочущим шагом – поезд едет. Затем характер музыки меняется. Дети покидают колонну и под спокойную музыку не спеша, прогуливаются по залу в любом направлении, стараясь не задевать друг друга. По команде: «Поезд в путь!» - дети бегут и строятся в колонну, занимая каждый свое место. После этого вновь возобновляется ходьба топочущим шагом под музыку.

Упражнение «Машина».

Оборудование: кольца от большой пирамиды.

Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом перед педагогом, и держат в руках «рули». Под песню, исполняемую педагогом в медленном темпе, дети неспешно крутят у себя перед грудью «рули» - едут на машинках. С окончанием музыки движения руками прекращаются. В следующий раз педагог исполняет песню в быстром темпе, соответственно и дети крутят «руль» быстрее.

Игра «Подкиды».

Оборудование: большой мяч.

Один из детей берет в руки мяч и напевает:

Оля, Коля,

Дуб зеленый,

Ландыш белый,

Зайка серый,

Брось!

Со словом «брось» игрок со всей силы подбрасывает мяч вверх. Ребенок, который первым сумеет поймать мяч на лету, поет тот же игровой припев и опять подбрасывает мяч.

Упражнение «Колесики».

Дети стоят в кругу. В соответствии со словами педагога дети совершают движения руками.

Вы колесики крутитесь,

(дети вращают перед собой руками, как будто наматывают клубок ниток)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8