Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей
Использование методики
Г.А. Урунтаевой (цель которой изучение музыкальности и эстетических чувств у детей)
позволило сделать выводы об уровне развития таких способностей детей, как:
-
умение слушать
музыкальное произведение;
-
эмоционально
отзываться на музыку;
-
понимать
музыкальное произведение;
-
давать
эстетическую оценку музыкальному произведению.
Обследование проводилось
с каждым ребенком индивидуально. Ему предлагалось прослушать песню «Самая
счастливая» из сюиты «Песни нашего сердца» (музыка Чичкова Ю., слова Ибряева К.
и Кондрашенко Л.), в ходе прослушивания велось наблюдение за поведением
ребенка, за его мимическим выражением лица и за движениями, которыми
сопровождалось прослушивание песни. По окончании прослушивания ребенку задавались
вопросы: о характере этой песни, о ее настроении, о ком и о чем она? Если ребенок
затруднялся с ответами, ему предлагали послушать песню еще раз. Все ответы
детей фиксировались, на основе этого проводился анализ полученных результатов.
Умение слушать музыкальное
произведение. Высокий уровень развития данной способности показали 20%
детей. Эти дети не отвлекались на посторонние предметы, слушали внимательно
песню до самого конца. Средний результат показали 40% детей. У них не хватило
усидчивости для прослушивания всей песни. Под конец они начали отвлекаться,
смотреть на себя в зеркало и т.д. Низкий результат в 40 % случаев был так же характерен
для детей, выражался в отсутствии внимания, повышенной отвлекаемости, дети
занимались посторонними делами: рассматривали свою обувь, одежду, свое
отражение в зеркале, как выяснилось, в дальнейшем не поняли песню и практически
не отвечали на вопросы.
Эмоциональная
отзывчивость на музыку. В 20% случаев дети точно уловили эмоциональный характер
песни, в процессе слушания они, как правило, улыбались, сопровождали музыку
движениями (притоптывали в такт музыки), в целом дети получали удовольствие от
процесса слушания. Средний уровень развития данной способности принадлежит 40%
детей. Отличались они от выше описанных детей менее выраженной яркостью эмоциональных
проявлений. Низкий уровень показали 40% детей, к ним относятся те дети, которые
отвлекались при прослушивании песни, не вникали в ее содержание.
Понимание и эстетическая
оценка музыкального произведения. Дети показали результаты по этим двум
способностям одинаковые, т.е. высокий уровень наблюдается как в понимании музыкального
произведения, так и в способности давать эстетическую оценку в 20 % случаев.
Такие дети легко, без какой-либо помощи смогли определить и словесно обозначить
характер музыкального произведения, дать самостоятельно эстетическую оценку. Эстетические
чувства у детей достаточно развиты, мелодия вызывает у них положительные
эмоции, привлекает. Такой же процент детей показали низкий уровень развития этих
двух способностей (20%). Словесно обозначить характер музыки затруднялись, повторяли
эпитеты, типа «веселая»; содержание песни в целом не уловлено, дети не называют
ситуацию, персонажа, выделяя лишь его действия: «… Бегает, делает венок».
Эстетическую оценку самостоятельно не дают, даже когда им оказывается помощь.
Наибольший процент детей (60%) показали средний уровень развития указанных
способностей. Словесное обозначение характера музыки давали после наводящего
вопроса, подбирали другие эпитеты «сказочная, волшебная» и т.д.
Таким образом, можно
сделать вывод, что большинство детей имеют средний уровень развития
способностей: слушать музыкальные произведения, эмоционально отзываться на
него, понимать его содержание и давать эстетическую оценку. А высокий и низкий
уровень соответствует лишь небольшому контингенту детей.
Таблица 3
Уровень развития
музыкальных способностей у детей
Способность
|
Количество
детей, %
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
Умение слушать
|
40
|
40
|
20
|
Эмоциональная отзывчивость
|
40
|
40
|
20
|
Понимание
музыкального произведения
|
20
|
60
|
20
|
Эстетическая
оценка музыкального произведения
|
20
|
60
|
20
|
Использование методики
А.С. Бурениной позволило выявить уровень музыкального и психомоторного развития
детей. Детям был предложен для прослушивания «вальс с волшебными колокольчиками»,
который стал основой музыкально-двигательного этюда, разработанного Т.В.
Нестеренко, одним из ведущих специалистов в области музыкального движения. Дети
должны выразительно воспроизвести взволнованный характер музыки вальса, интонации,
просьбы, восторг при проявлении волшебных колокольчиков и легкую грусть при их
исчезновении. В этом музыкально-двигательном этюде у детей развивается вся
система музыкальных способностей, также образное мышление и воображение,
свобода, пластичность и выразительность движений (Приложение 2).
Данная методика позволила
выявить особенности музыкальности, эмоциональности, творческих проявлений
внимания, памяти, нервных процессов, пластики, координации движений детей, а
также оценить все эти параметры.
Музыкальность. Оценку
в 5 баллов, т.е. дети, продемонстрировали высокий уровень развития
музыкальности, получило 10% детей. Дети правильно передавали в движениях
образы, основными средствами выразительности изменяли движение в соответствии с
музыкальным темпом и ритмом. Исполнение движений полностью соответствовало
музыке. Средние баллы по данному параметру получили дети в 50% случаев. Для них
характерно: выражать в движениях общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального
произведения не всегда совпадают с движениями; 40% детей показали низкий
результат, т.е. получили 0-1 балл; движение таких детей не отражают характер музыки
и не совпадают с темпом ритмом, а также с началом и концом произведения.
Эмоциональность. 10%
детей показали высокий уровень развития эмоциональности; 70% - средний и 20% -
низкий. Дети, которые получили оценку 5, отличались выразительностью мимики и
пантомимики, умело передавали в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя
их музыки и содержания композиции. Дети с оценками от 0 до 4 баллов, которые в
свою очередь соответствуют низкому и среднему уровню развития музыкальности, характеризуются
не столь яркими проявлениями эмоций, у них более бедная мимика, а движения в
целом невыразительны.
Творческие проявления.
Данный параметр наиболее трудный для оценки, т.к. во многом зависит от
индивидуальности каждого ребенка и степени его обученности основным движениям.
Между тем, 40% детей обладают средним творческим потенциалом, а 20% детей –
высоким уровнем развития творчества. Последние характеризуются умением
импровизировать под незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений,
оригинальностью собственных.
40% детей показали низкий
уровень развития творчества. Такие дети не способны выражать в движениях и
пластике свое восприятие и понимание музыки, они, как правило, даже не увлечены
самим процессом движения под музыку.
Внимание. Данный
параметр был описан в результатах предыдущей методики как «умение слушать
музыку», разница состоит в том, что в этом случае от ребенка требуется способность
не отвлекаться от музыки в процессе движения, т.е. это создает для детей
некоторые трудности и, следовательно, результаты будут несколько другими.
Особенно это касается детей с нарушенным зрением, т.к. дефект обусловливает
снижение способности одновременного слухового и зрительного восприятия. Таким
образом, 40% детей получили низкие оценки (от 0 до 1 балла), дети испытывали
большие затруднения в исполнении композиции из-за рассеянности внимания.
Средние оценки показали 50% детей. Эти дети выполняли композицию с некоторыми
подсказками, 5 баллов, т.е. самый высокий уровень развития внимания показали
10% детей, они выполняли всю композицию от начала до конца самостоятельно без
подсказок.
Память. В данной ситуации
рассматривалась, как способность запомнить музыку и движения. В данном виде
деятельности проявляются разнообразные виды памяти – музыкальная, двигательная,
зрительная. Дети показали низкий уровень развития памяти в 40% случаев, им
требуется десять и более повторений, чтобы запомнить последовательность
движений. 50% детей получили средние баллы по данному параметру, этим детям
требовалось более пяти повторений для того, чтобы запомнить последовательность
движений. Дети, которым было достаточно менее пяти повторений, составили 10% от
общего числа детей.
Подвижность нервных
процессов. Соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять
движения темпу, ритму, динамике, форме – это является нормой, которая в свою
очередь, оценивается в 5 баллов. Такой результат принадлежит 10% детей, данная
способность у которых проявляется в высокой скорости двигательной реакции на
изменение музыки. Средние баллы по данному параметру получили 50% детей, эти
дети немного запаздывали, проявили медлительность в движениях, но, ориентируясь
на других детей, быстро подстраивались под темп и далее выполняли движение
верно. И соответственно низкий результат показали 40% детей. Переход от одного
движения к последующему у детей задержан, они выполняют движения как бы в своем
замедленном темпе, не ориентируются на детей, которые движения меняют с нужной
скоростью.
Пластичность, гибкость.
Координация движений. Эти два параметра во многом зависят от уровня физического
развития детей. Процентное соотношение этих двух характеристик одинаковое, 40%
детей продемонстрировали низкий уровень развития, т.е. их движения не
отличались плавностью, мягкостью, точностью исполнения. Оценку в 5 баллов по
обоим параметрам получили 20% детей. Они отличались особой гибкостью, плавностью
движений, правильностью сочетания движений рук и ног при ходьбе и т.д. Оценку
от 2 до 4 баллов получили 40% детей. Какие-то движения у них получались хорошо,
а при исполнении других они испытывали трудности.
Таким образом, можно
подвести некоторые итоги: дети с нарушенным зрением обладают средним уровнем
развития выше перечисленных параметров. Те трудности, которые они испытывали
при выполнении заданий, обусловлены в большей степени особенностями психического
развития детей, но как видно из результатов, эмоциональная сфера у них
практически не страдает, они эмоционально переживают музыку, отзываются на нее,
а это является первым признаком наличия музыкальности у детей.
Таблица 4
Уровень музыкального и
психомоторного развития детей
Параметр
|
Количество
детей, %
|
0-1 низкий
|
2-4 средний
|
5 высокий
|
Музыкальность
|
40
|
50
|
10
|
Эмоциональная сфера
|
20
|
70
|
10
|
Творческие проявления
|
40
|
40
|
20
|
Внимание
|
40
|
50
|
10
|
Память
|
40
|
50
|
10
|
Подвижность
нервных процессов
|
40
|
50
|
10
|
Пластичность, гибкость
|
40
|
40
|
20
|
Координация движений
|
40
|
40
|
20
|
Следующая методика
предполагала задания для детей как индивидуального, так и коллективного
характера. В ходе индивидуальной работы были выявлены способности: развитие
звуковысотного слуха, чувства ритма, чувство лада.
Развитие звуковысотного
слуха. Детям было предложено спеть какую-либо знакомую песню без
сопровождения музыкального инструмента. С этим заданием безошибочно справилось
50% детей, а остальные 50% спели фальшиво, несмотря на то, что им было
предложено музыкальное сопровождение.
Чувство ритма. Для
выявления уровня развития данной способности детям было предложено поиграть в
игру «Эхо». Дети должны были воспроизвести «зов» животных и птиц, которые были
исполнены в различных ритмах. После этого каждый ребенок должен был исполнять
свою любимую песню, в то время как другой ребенок аккомпанировал ему на
музыкальном инструменте (в данном случае на бубне). С этими заданиями дети
справились более успешно, выполняли их с удовольствием, интересом
Таким образом, без ошибок
справились с заданиями 60% детей и 40% детей соответственно справились менее
успешно, допускали ошибки, как в игре «Эхо», так и во втором задании.
Чувство лада. Детям
предлагалось прослушать несколько мелодий и определить: завершенные они или
незавершенные. Без ошибок определило 40% детей, а соответственно с некоторыми
ошибками – 60% детей. Причем дети отвечали не сразу, неуверенно, как будто
сомневались в правильности своих ответов, хотя перед заданием детям было объяснено:
какая мелодия завершенная, а какая нет.
После проведения индивидуальной
работы детям были предложены задания, которые они выполняли не индивидуально, а
в группе. В ходе коллективных заданий был установлен уровень развития следующих
способностей: ориентация в тембрах, определение средств музыкальной выразительности,
образное видение, ориентация в жанрах.
Ориентация в тембрах. Для
выявления этой способности за ширмой звучали различные инструменты (бубен,
барабан, металлофон, ксилофон) дети должны были определить: какой инструмент прозвучал.
60% детей справились с этим заданием без каких-либо затруднений, тонко дифференцировали
музыкальные инструменты, определяли их даже в том случае, когда звучали два инструмента
одновременно. 40% детей путали инструменты и всегда сомневались в своих
ответах, ждали подсказок.
Определение средств музыкальной
выразительности. Суть задания состояла в том, что детям предлагалось прослушать
несколько мелодий, исполненных в различных темпах. Каждый ребенок должен был
определить этот темп с помощью средств выразительности. Условными обозначениями
были картинки: черепаха – медленный темп, заяц – быстрый темп. С этим заданием справились
50% детей, они без ошибок определили темп каждой прозвучавшей мелодии.
Остальные 50% задание не выполнили.
Образное видение. Задание,
направленное на определение уровня развития этой способности, вызвало некоторое
затруднение в его выполнении. Дети должны были прослушать ряд музыкальных
произведений, после чего показать те картинки, которые соответствуют
эмоционально-образному содержанию прослушанного произведения, т.е. показать
картинку с цветами для спокойной грустной печальной мелодии и картинку с
резвящимися детьми для веселой звонкой мелодии. Без ошибок с этим справилось
50% детей, остальные 50% затруднялись в выполнении данного задания.
Ориентация в жанрах. Дети
должны были прослушать музыкальное произведение, и определить к какому жанру
оно относится: вальсу или маршу. Это задание вызвало некоторые трудности у
детей (у 40% детей). 60% детей справились с ним без ошибок.
Таблица 5
Развитие основных
музыкальных способностей
(индивидуальные задания)
Способность
|
Количество детей, %
|
без ошибок
|
с ошибками
|
Звуковысотный слух
|
50
|
50
|
Чувство ритма
|
60
|
40
|
Чувство лада
|
40
|
60
|
Таблица 6
Развитие основных
музыкальных способностей
(коллективные задания)
Способность
|
Количество детей, %
|
без ошибок
|
с ошибками
|
Ориентация в тембрах
|
60
|
40
|
Определение средств музыкальной выразительности
|
50
|
50
|
Образное видение
|
50
|
50
|
Ориентация в жанрах
|
60
|
40
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|