бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей бесплатно рефераты


Таким образом, подводя общий итог о проделанной работе, в ходе которой был выявлен уровень развития музыкальных способностей, можно констатировать следующее: дети с нарушенным зрением обладают средним уровнем развития музыкальных способностей, но в то же время некоторые из них имеют богатый музыкальный потенциал, который может быть раскрыт как с помощью родителей детей, так и с помощью специального обучения. Задача специалистов, которые работают с такими детьми, - увидеть в ребенке соответствующие задатки, и, не упуская сензитивный период, развивать их в полной мере.


2.3 Коррекционная работа по развитию музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением

В результате полученных данных мы посчитали необходимым разработать коррекционную программу для детей с нарушенным зрением. В качестве ориентира выступало положение о том, что музыкальная деятельность – это фактор эмоционального, творческого, нравственного, эстетического и умственного развития детей, а, следовательно, развитие музыкальных способностей можно рассматривать как средство компенсации. При этом также учитывались психологические особенности детей с нарушениями зрения.

Занятия музыкальной деятельностью, ритмикой и танцами благоприятно влияют на эмоциональное, творческое развитие детей, формируют музыкальный слух, музыкальную память, пластичность. Диагностика музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением выявила некоторую неуверенность в танцевальных движениях, отсутствие воображения в танцевальном творчестве, ослабленность чувства музыкального ритма. Достижения в области музыкально-ритмического воспитания зависят от правильной организации и систематичности занятий ритмикой. Поэтому появилась необходимость создания плана-программы по ритмике. Данная программа ориентирована на детей дошкольного возраста.

Основной целью программы является развитие потенциальных музыкальных способностей детей с нарушениями зрения в музыкально-танцевальной деятельности.

Задачи:

1.   Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка по средством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности;

2.   Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего «я» во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;

3.   Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникационно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений;

4.   Обеспечить удовлетворение информационно-познавательных потребностей детей в музыкальном искусстве, через участие в музыкально-художественной деятельности;

5.   Обогатить сознание детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса;

6.   Сформировать интерес к музыкальному искусству, обеспечить музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку- от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующимися мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

Методы:

1. Наглядные методы. Наглядный материал должен быть доступным, убедительным, понятным для воспринимающего. Применение наглядности расширяет возможности познания. При этом качество его значительно улучшается, если в восприятии участвует максимальное количество органов чувств. Наглядный метод предполагает воздействие на все органы чувств - слух, зрение и др. Так, применяется наглядно-слуховой метод, основанный на исполнении самим педагогом (или с помощью технических средств) музыкального произведения или отдельных его фрагментов для лучшего восприятия и запоминания детьми, а также с целью акцентирования внимания на некоторых выразительных особенностях произведения (например, изменениях темпа, ритма, т. д.). Эффективно использование разнообразной зрительной наглядности: карточек, рисунков, фотографий композиторов, музыкальных инструментов, игрушек, различных атрибутов. Наглядные методы сочетаются с другими. В частности, показ наглядных демонстрационных материалов должен подкрепляться речевым воздействием. Слово педагога, поясняющее те или иные особенности музыкального искусства, сопровождающееся наглядностью, в большей степени способствует осознанию смысла воспринимаемой музыки, адекватному восприятию.

2. Словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать ребенка, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в музыкальных произведениях, вызывая отклик, интерес к явлениям, событиям или героям, которым посвящена музыка. Среди словесных методов используются методы сообщения и закрепления знаний о музыке, о ее специфических особенностях, о средствах музыкальной выразительности, например о том, что музыка может звучать в разном темпе (быстро, медленно, очень быстро, очень медленно), в разных регистрах (высоком, среднем, низком) и т. д. С этой целью применяются беседа о музыке, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы и др. Рассказ, объяснение помогают педагогу донести до детей новую информацию. Рассказ, беседа должны по возможности сочетаться с наглядностью, то есть показом иллюстраций, звучанием музыкальных фрагментов. Словесные методы широко применяются в работе с детьми, у которых нарушено зрение. Так, например, пояснения, уточнения помогают детям лучше осознать содержание и выразительные особенности музыкального произведения, так как они дают им информацию об окружающем мире, словесно характеризуя эмоциональные отношения.

3. Практические методы. Они эффективны в случае освоения детьми способов музыкальных действий, например навыков пения, движения под музыку, приемов игры на музыкальных инструментах и др. Упражнения являются основным методом закрепления полученных знаний и выработки определенных умений и навыков, связанных с различными видами музыкальной деятельности. Они очень разнообразны и могут решать самые разные задачи. Существует целая система разнообразных ритмических упражнений, цель которых – развитие движений под музыку. Известно, что дошкольники, слушая энергичную, ритмичную музыку, воспринимает ее общее настроение в связи с определенным характером движения. Разнообразные двигательные упражнения под музыку позволяют почувствовать ее характер и те изменения, которые происходят в процессе звучания произведения. Огромную роль играют ритмические упражнения, благодаря которым формируются двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Отбор упражнений и их использование в работе с детьми осуществляются в соответствии с задачами обучения и с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Применение словесных, наглядных, практических методов может носить репродуктивный и проблемно-поисковый характер. При этом один и тот же метод, в частности беседа о музыке, может использоваться и как репродуктивный – в случае, если от ребенка требуется лишь воспроизведение воспринятого материала, и как проблемный – если педагог ставит перед ребенком задачу поискового характера (например, на ос6нове полученной информации сделать самостоятельный вывод о тех средствах выразительности, к которым обратился композитор при создании музыкального произведения). Репродуктивные методы способствуют развитию необходимых практических навыков в разных видах музыкальной деятельности: навыков восприятия музыки, пения, движений под музыку, игре на музыкальных инструментах. Эти методы основаны на показе, подражании образцу педагога.

Наряду с репродуктивными методами применяются методы проблемного обучения, или проблемно- поисковые. Их основная цель – развить у детей навыки творческой музыкально - познавательной деятельности. Эти методы способствуют развитию гибкости музыкального мышления, творческого воображения, что несомненно имеет большое значение при восприятии музыки и включении детей в разнообразную музыкально – эстетическую деятельность. Проблемно–поисковые методы помогают развивать музыкально- творческие способности детей, реализовать их потребности, связанные с различными видами музыкальной деятельности, направляют детей на поиск тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее соответствуют поставленной задаче и позволяют передавать художественный образ при исполнении песенных импровизаций, собственных танцевальных композиций, при музицировании на детских музыкальных инструментах.

Методом стимулирования музыкальной деятельности является игра. Она служит прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности.

В специальную группу методов можно выделить применение технических средств, среди которых видеоаппаратура, музыкальные центры, магнитофонные устройства и др.

В основе программы лежат общие для детей с разной патологией развития принципы:

1.   Принцип целенаправленности педагогического процесса. Соблюдение данного принципа основывается на общих целях воспитания и развития личности ребёнка, которые соотносятся с целями и задачами коррекционно- образовательной работы и предполагают создание условий для реализации программы коррекционной работы в соответствии с особенностями, спецификой нарушений в развитии.

2.   Принцип целостности и непрерывности педагогического процесса. Он обеспечивается единством социально-нравственного, общекультурного развития личности, ориентирован на особенности развития личности ребёнка с проблемами. Непрерывность образовательного процесса не только обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности ребёнка, но и предполагает дифференциацию содержания в зависимости от уровня развития ребёнка и характера нарушения.

3.   Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. Он состоит в признании самоценности личности и создании условий для её гармонического развития, предъявления к ребёнку разумных и посильных требований.

4.   Принцип коррекционно - компенсирующей направленности обучения и воспитания. Данный принцип предполагает построение образовательного процесса на основе максимального использования зоны актуального развития ребёнка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отраженными в содержании, методах и организационных формах.

5.   Принцип личностно – деятельностного подхода в воспитании и обучении. Личность ребёнка с проблемами рассматривается как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности, в общении с другими людьми

6.   Принцип художественно-коррекционного воздействия. Он предполагает использование художественно- коррекционных технологий, направленных на решение задач художественно- эстетического развития детей и одновременно коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии средствами музыки.

Работа с детьми проводится на занятиях по коррекционной ритмике в групповой форме, один раз в неделю по 25 минут. Для достижения наилучших результатов коррекционные занятия строятся с учётом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям, проводятся по следующей схеме: вводная часть, основная часть и заключительная часть.

Вводная часть предусматривает приветствие детей и проведение ритмической разминки. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку (ходьба спокойного характера, энергичная ходьба, марш и бег с изменением направления, с перестроениями, со сменой видов движений), а так же упражнения, направленные на развитие чувство ритма и темпа. При проведении вводной части в первую очередь ставится задача – сформировать у дошкольника чувство музыкального ритма и темпа в движении. Работа по развитию чувства музыкального ритма у ребёнка дошкольного возраста начинается с прослушивания простейших ритмов и выполнения под них сначала однотипных, а затем все более разнообразных движений. Танцы и двигательные упражнения с пением также способствуют формированию у детей чувства музыкального ритма и ритма в целом.

Основная часть может включать в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.

Пение. Оно очень полезно для детей с нарушениями зрения, так как формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает детям настроение и развивает художественный вкус и музыкальные способности в целом.

Слушание музыки. Задания, связанные со слушанием песен и музыкальных пьес, предлагаются детям в качестве отдыха после двигательных упражнений. Дети слушают небольшие музыкальные произведения, а затем вместе с взрослым обсуждают их. При такой беседе необходимы не только пояснения взрослого, но и применение красочного наглядного материала: это смогут быть игрушки или картинки. Для выражения настроения музыки детям предлагаются карточки с изображением лиц людей в разных эмоциональных состояниях (радость, печаль, гнев, страх). В работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется сопоставление настроения с цветом. Так, пастельные, светлые тона (голубой, розовый) связываются со спокойным характером музыки. Темные, густые – с мрачным, тревожным; а яркие тона – с решительным, торжественным. Наглядно показывая дошкольникам динамику музыкального произведения, можно сопоставить ее с изображением спокойно идущего и бегущего человека.

Игра на музыкальных инструментах. На занятиях по коррекционной ритмике часто используются детские музыкальные инструменты. Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется мелкая моторика. Музицирование, кроме того, способствует развитию музыкальных способностей ребенка.

Подвижные игры. Основной вид деятельности дошкольников – игра. Особенно любимы детьми коллективные подвижные игры. В этих играх от дошкольников требуется не только сила, ловкость, смелость, быстрота реакции, но и такие качества, как наблюдательность, выдержка. Подвижные игры развивают у детей эмоционально – волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Подвижные игры, подобранные с учетом физического и психического развития детей, оказывают на них большой положительный эффект. Еще больше усиливается корригирующее воздействие игры на детей, если в нее включается музыкальное сопровождение. Оно определяет развитие игры, углубляет образы, создает у детей соответствующее настроение. Играя, ребенок активно слушает музыку и непосредственно на нее реагирует. Музыка воспитывает чувство ритма, способствует уравновешиванию нервных процессов, регулирует мышечные усилия детей. В подвижных музыкальных играх необходимы также быстрая реакция на изменения в музыке, на движения товарищей, проявление творчества.

Танцы и пантомима – это вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития детского творчества. Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. В процессе занятий дети знакомятся не только со значением отдельных движений, но и с принципами их изменения, а также с простейшими приемами композиции танца. С этой целью используются танцевальные этюды и пантомимические упражнения.

Беседы «Войдем в мир музыки». Беседы составляются с учетом общего и речевого развития детей, возможностей восприятия музыки. При проведении таких бесед желательно использовать видеотехнику или аудиозаписи. Рассказы сопровождаются прослушиванием музыкальных фрагментов, исполняемых на определенном инструменте. В процессе бесед у детей расширяется кругозор, развивается слуховое восприятие музыки.

В зависимости от поставленных задач педагог при планировании занятий может различным образом сочетать задания или использовать некоторые из них.

Заключительная часть: любое занятие по коррекционной ритмике, как правило, заканчивается упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега.

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема: Зимние забавы.

Программное содержание: регуляция мышечного тонуса; развитие пространственной ориентировки, чувства музыкального темпа, координации темпа движения ног с темпом музыки; выработка умения говорить в такт движениям и действовать в образной условно – воображаемой ситуации в игре; закрепление основных танцевальных движений; развитие исполнительских навыков детей.

Ход занятия:

1.   Упражнение «Хоровод»

2.   Упражнение «Снежки»

3.   Упражнение «Ноги и ножки»

4.    Танец «Снежинки»

5.    Разучивание песни «Вот такие чудеса»

6.    Речедвигательная игра с мячом «Снежки»

7.    Упражнение на релаксацию «Снеговик»

Занятие 2

Тема: Транспорт.

Программное содержание: выработка правильной осанки и навыка движения по кругу; развитие ловкости, быстроты реакции, певческих навыков, чувства музыкального темпа, координации темпа движения рук с темпом музыки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8