бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей бесплатно рефераты

В отличие от других видов чувствительности, зрительная система располагает огромными возможностями компенсаторного развития, которые при нормальном зрении, как правило, не используются. Компенсаторная перестройка происходит за счет использования других сенсорных функций (слуховой, тактильной и др.). Для развития музыкальных способностей слуховая функция имеет наибольшее значение. Если ребенок попадает в соответствующие условия, где оптимально используются компенсаторные возможности последнего, где идет коррекция нарушения, то можно предположить, что ребенку, несмотря на нарушенное зрение, возможно, добиться определенных успехов в музыкальной деятельности. Этому способствует раннее выявление музыкальных способностей у ребенка с нарушениями зрения, т.к. к 5 годам уже появляются признаки одаренности в области музыки. Выражается это в том, что самые сильные впечатления и переживания ребенка с нарушенным зрением связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что диагностику музыкальных способностей целесообразно проводить в дошкольном возрасте.

Российскими психологами заложен прочный теоретический и методологический фундамент исследований специальных способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Несколько менее интенсивно разрабатываются собственно диагностические методы. При изучении способностей используется широкий набор разнообразных методов: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности и др., но по формальным критериям эти методы, как правило, не доведены до уровня требований, предъявляемых к методам диагностики. Необходимость же в таких методах ощущается все более остро в связи с возросшими потребностями использования психологических знаний в различных областях практики.

В настоящее время в психологической диагностике выделяют методы изучения общих и специальных способностей. Однако в самих методиках такое разделение не всегда строго соблюдается. В методиках отдельных способностей наряду с заданиями, направленными на изучение специальных способностей, включены задания, взятые из тестов интеллекта.

Проведение диагностики детей с нарушенным зрением требует специальных методик, которых, к сожалению, чрезвычайно мало. Поэтому приходится использовать имеющиеся методики для детей этого же возраста с нормальным зрением. Их использование связано с адаптацией стимульного материала и процедуры проведения исследования в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития.

Диагностика музыкальных способностей детей с нарушениями зрения проводилось на базе детского сада № 30 «Хрусталик» компенсирующего вида. В данном дошкольном учреждении воспитываются и обучаются дети с косоглазием, амблиопией, а также с миопией и гиперметропией. В обследовании, которое проводилось в течение двух недель (5.12.2005-16.12.2005гг.) приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с детьми проходило в процессе беседы с ними, с каждым ребенком индивидуально, в ходе которой были выяснены общие сведения о воспитании ребенка, его склонности и интересы (Приложение 1).

В качестве диагностического метода использовался также опрос родителей данных детей, по результатам которого были сделаны предварительные выводы об особенностях музыкального воспитания и развития в семье (Приложение 1). Для выявления уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения были использованы следующие методики:

I. Диагностика музыкальной деятельности (Г.А. Урунтаева)

Цель данной методики заключается в изучении музыкальности и эстетических свойств у детей дошкольного возраста. В ходе исследования осуществляется наблюдение за ребенком во время слушания музыки, после которого следует беседа с ребенком.

В данной методике анализируется:

1. Особенности музыкальности:

а) умение слушать музыкальное произведение (выслушать до конца, не отвлекаясь; запоминать и узнавать);

б) эмоциональная отзывчивость на музыку: отношение к процессу слушания (получает удовольствие, равнодушен и пр.); экспрессивно-мимическое выражение эмоций в соответствии с характером музыкального произведения (хмурится, улыбается, смеется, зажмуривает глаза и пр.); сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в ладоши, покачивается в такт музыке и пр.);

в) понимание музыкального произведения: умение определить и словесно обозначить его характер; умение видеть в нем определенное содержание; умение выделить некоторые средства выразительности (темп, громкость и пр.);

г) эстетическая оценка музыкального произведения: самостоятельная или с помощью взрослого; содержание и разнообразие критериев этой оценки.

2. Эстетические чувства:

На основании описанных выше критериев можно сделать вывод об эстетических чувствах, под которыми мы понимаем умение переживать красивое и некрасивое, чувствовать гармоническое сочетание музыкальных звуков.

II. Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (А.И. Буренина).

Соответственно целью данной методики является выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка-дошкольника.

Метод диагностики - наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (Приложение 2).

Критерии оценки уровня музыкального и психомоторного развития:

1. Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения без показа).

Определяя уровень музыкального развития ребенка необходимо руководствоваться разными критериями в соответствии со средневозрастными показателями общего развития ребенка и ориентироваться на объем умений, раскрываемый в нижеизложенных заданиях. Оценка производится по пятибалльной системе.

Например:

Оценка музыкального и психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста:

5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения в ответ на звучание каждой части музыкального произведения;

4-2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения не всегда совпадает с движениями;

0-1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

2. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям по пятибалльной системе (от 1 до 5).

3. По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать куда угодно) и насколько этот выбор будет постоянен, можно выяснить проявление ли это экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно занимает место поближе к педагогу, чтобы его было видно, - то, скорее всего, он экстраверт. И, наоборот, если ребенок постоянно старается спрятаться за спину других, то, пожалуй, его можно отнести к интровертам. При сопоставлении этих данных с другими проявлениями поведенческого характера можно сделать важные выводы о внутреннем мире ребенка (его благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о состоянии ребенка в эту минуту – по типичности или нетипичности в его поведении. Можно условно оценить вышеназванные параметры по пятибалльной системе: зрительно разделить пространство зала на пять зон удаленности от педагога, и посмотреть какое место выбирает ребенок на занятии.

Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.

4. Творческое проявление – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные па. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности практических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способные не только в пластике выразить свое восприятие и понимание музыки, но также и в рисунке в слове.

Степень выразительности, оригинальности оценивается в процессе наблюдения по пятибалльной системе.

5. Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно - это свидетельствует о высоком уровне внимания, оценка – 5 баллов. Если ребенок выполняет композицию с некоторыми подсказками - оценка уровня внимания от 4 до 2 баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции, из-за рассеянности внимания оценка составляет 0-1 балл.

6. Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти – музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо шесть - восемь повторений композиции вместе с педагогом, чтобы запомнить последовательность упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с трех - пяти исполнений по показу – это показатель высокого уровня развития памяти, оценка – 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более десяти раз) оценивается в 2-0 баллов.

7. Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости, двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон - это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.

Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечается как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему (перескакивание, торопливость) отмечается как повышенная возбудимость.

Оценки выставляются следующим образом:

N – норма (5 баллов); В (возбудимость); З (заторможенность) – от 1 до 4 баллов; (В-1, В-2, З-1, З-2 и т.д. – в зависимости от степени выраженности данного качества).

8. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др.) – от 1 до 5 баллов.

9. Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге в гимнастике в танце. Оценивается по пятибалльной системе с учетом подбора доступных по сложности композиций.

III. Опус № 5: зов котенка. Диагностика музыкальных способностей (Е. Ведрашко).

1.          Индивидуальные задания.

Для выявления развития звуковысотного слуха:

-              спеть выразительно без сопровождения знакомую песенку (если не получается, надо дать возможность спеть под аккомпанемент);

-              спеть незнакомую прибаутку или закличку.

Для выявления развития чувства ритма:

-              в игре «Эхо» предложить ребенку повторить «зов»;

-              проанализировать на музыкальном инструменте пение другого ребенка.

Для выявления развития чувства лада:

-              определить, как мелодия звучала: завершенная или незавершенная.

2. Коллективные задания.

Коллективные задания выполняются в форме работы со специальными картами.

-              при выявлении способности ориентироваться в тембрах (в этом случае за ширмой играется на инструментах, а дети показывают карточки, которые изображают услышанный инструмент);

-              дети должны определить средства музыкальной выразительности (заяц и черепаха – условные обозначения темпа; дети также после прослушивания мелодии показывают соответствующие карточки);

-              это задание помогает определить, насколько у детей развито образное видение, а также выяснить степень развития у них эмоциональной отзывчивости на музыку (дети показывают картинку, которая соответствует эмоциональному и образному содержанию прослушанного произведения);

-              определить жанр произведения (вальс и марш), показывая картинку, которая соответствует данному жанру.

Прежде чем дети начинают выполнять задание, с ними обговаривается значение каждой картинки, ее содержание.


2.2 Анализ результатов первичной диагностики


Использование ознакомительной беседы с детьми в качестве диагностической методики позволило выяснить, чем любит заниматься каждый ребенок, какие у него склонности и интересы. Результаты позволили сделать вывод о том, что у детей с нарушением зрения, интересы к различным видам деятельности широки и многогранны.

В ходе беседы выяснилось, что дети с удовольствием занимаются дома следующими видами деятельности:

- изобразительной деятельностью (рисованием);

- музыкальной деятельностью (пением и прослушиванием музыки);

-              просмотром мультипликационных фильмов.

Следует отметить, что практически все дети на вопрос о любимом занятии сначала отметили, что любят «просто играть». Только с помощью дополнительных вопросов удалось определить виды деятельности, которые указаны выше.

Большинство детей с нарушением зрения (60%) предпочитают смотреть мультфильмы. Это вероятно связано с постоянной охраной зрения таких детей, родители которых ограничивают своего ребенка от длительных зрительных нагрузок, а тем более просмотра телевизора.

20% обследуемых детей связывают свое свободное время с занятиями музыкальной деятельностью. В ходе беседы выяснилось, что они любят слушать музыку, петь, танцевать и в детском саду им больше всего нравится посещать музыкальные занятия. Так же 20% детей отдают предпочтение изобразительной деятельности.


Таблица 1

Виды деятельности, предпочитаемые детьми

Деятельность

Количество детей, %

Просмотр мультфильмов

60

Музыкальная деятельность

20

Рисование

20


Таким образом, дети с нарушениями зрения реализуют себя в различных видах детской деятельности, которые доставляют им радость, удовольствие и вызывают положительные эмоции.

Развитие музыкальной деятельности, как правило, идет в стенах дошкольного учреждения, конкретно на музыкальных занятиях, но нельзя недооценивать и роль родителей в данном процессе. В связи с этим, целесообразно проведение опроса членов семьи для выявления уровня их участия в развитии музыкальных способностей детей.

Итоги опроса показали: 30% родителей детей с нарушенным зрением посещают вместе со своим детьми концерты, в то время как остальные 70% не считают это обязательным. По их мнению, достаточно того, что дома у детей есть музыкальные игрушки (в 100% случаев) и аудиотехника (в 80% случаев), с помощью которой дети регулярно слушают музыку вместе с родителями (так считают 50% родителей).

Таким образом, родители показали результаты, которые свидетельствуют о недостаточно высоком уровне участия членов семьи в музыкально воспитании своих детей. Один из родителей детей с нарушенным зрением в 20% случаев имеет музыкальное образование и соответственно дома у них есть музыкальный инструмент.


Таблица 2

Роль родителей в развитии музыкальных способностей у детей

Показатель

Родители детей, %

положит. ответ

отриц. ответ

Наличие музыкального образования у родителей

20

80

Наличие музыкальных инструментов в семье

20

80

Прослушивание музыки вместе с ребенком

50

50

Наличие аудиотехники в семье

80

20

Наличие музыкальных игрушек у ребенка

100

-

Посещение концертов с ребенком

30

70

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8