Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения
Принцип гуманизации.
«Сперва люби, потом – учи» - правило осуществления
воспитательно-образовательной работы с детьми. Индивидуально-дифференцированный
подход в системе развивающего обучения.
Принцип демократизации.
Включает демократизацию управления учреждением, организацию образовательного
процесса на основе учебного плана и режима ДОУ, учет интересов детей при
организации совместной деятельности.
Принцип сотрудничества.
Позволяет создать в ходе любой деятельности атмосферу доброжелательности.
Предусматривает наличие «свободного педагогического пространства» для
проявления личности и индивидуальности воспитателей и специалистов ДОУ.
Включает тесное сотрудничество с семьями воспитанников с целью единого подхода
к воспитанию и обучению детей.
Опираясь на данные
принципы обучения, организуется инновационная работа в управлении учреждением,
в работе с детьми и родителями, создании предметно-развивающей среды.
В совершенствовании управления
учреждением используются следующие механизмы:
Законодательно –
нормативный: весь образовательный процесс строится в
соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о ДОУ. Содержание
образования в ДОУ определено госстандартами образования.
Финансово –
экономический: муниципальные средства, дополнительные
источники финансирования, добровольные пожертвования родителей.
Кадровый: организация
воспитательно-образовательной работы с детьми осуществляет педагог со
специальным образованием. Педагоги повышают свою квалификацию
через разные формы: курсы, аттестация, методические объединения, мастер –
классы города, взаимопосещения, наставничество. Компетентность
педагогов определяется в процессе аттестации с едиными требованиями.
Научно –
методический. Поиск оптимальных вариантов в
составлении документов (планирование, методические разработки). Изучение
авторских идей педагогов и оказание помощи в их реализации. Изучение
методических разработок, технологий и внедрение их в работу ДОУ.
В настоящее время все
больше внимания уделяется нравственному воспитанию детей. Поэтому,
начиная с 2009 года, в детском саду вводится программа «Истоки» и
«воспитание на социокультурном опыте» (автор: И.А. Кузьмин). Дополнительно
реализуются парциальные программы: «Юный эколог» (автор: С.Н. Николаева),
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Авдеева Н.Н.,
Князева О.Л. , Стеркина Р.Б.), «Программа развития речи детей дошкольного
возраста» (автор: О.С, Ушакова).
Сейчас все больше
говорят о доступности образования. В 2009 году детский сад разрабатывает в
рамках муниципального проекта «Доступность образования» свой
проект по организации группы кратковременного пребывания детей
6 – 7 лет, не посещающих детский сад для подготовки их к школе. А для
детей 2-3 лет – адаптационную прогулочную группу на летний период
для дальнейшей успешной адаптации детей к детскому саду. Кроме этого, в детском
саду организовано дополнительное образование. Это работа кружков по интересам
детей, театральной студии и спортивной секции. С 2009 – 2010 учебного года воспитатель
по физической культуре разрабатывает новый проект «Азбука телодвижений».
Инновацией в
работе с родителями для нашего детского сада стал выпуск газеты для
семейного чтения.[27] В
отличие от наглядной информации в уголках для родителей, газету могут прочитать
все члены семьи, взяв ее домой. На страницах газеты печатаются события,
происходящие в ДОУ в разных рубриках. Например, в рубрике «Вести с занятий»
родители узнают, чем занимается их ребенок, находясь в детском саду. В газете
предлагаются различные задания для детей на развитие мышления, в рубрике
«Растим здорового ребенка» печатаются оздоровительные упражнения. Через газету
можно поздравить детей с днем рождения и поблагодарить родителей за помощь
детскому саду. По результатам анкетирования родителей выяснилось, что газета
пользуется успехом, она нужна и важна, а мы через газету можем довести
информацию до всех родителей. И к тому же газета является дополнительным
средством общения с родителями, взаимодействия с ними. На сегодняшний день
родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного
процесса наравне с детьми и педагогами. Поэтому стал возможен продуктивный
диалог между детским садом и вами, уважаемые родители, с целью повышения
качества воспитания и образования детей.
В настоящее время коллектив
детского сада принимает участие в реализации муниципального заказа. Уже третий
год учреждение заключает с Учредителей договор на реализацию инновационной
проектной и экспериментальной деятельности. На 1 сентября 2009
года МДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» выполняет пять таких
проектов. О трех из них я уже упомянула, еще два направлены на обновление
предметно-развивающей среды, адаптированной к условиям учреждения для успешной
реализации программы М.Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка»: «Территория
здоровья» и «Благоустройство территории».
Заключение
Проведя анализ всего
вышеизложенного, сделаю вывод: дошкольное учреждение должно все время
развиваться, так как современное образование не стоит на месте. В связи с этим
необходимо постоянно работать в инновационном режиме, искать и находить что-то
новое и вводить инновации в работу, осуществлять экспериментальную
деятельность.
Педагогическому коллективу
детского сада нужно постоянно самообразовываться и совершенствоваться, узнавая
о новинках педагогических технологий и программ и внедрять их в работу с
детьми. Для этого педагогов необходимо стимулировать за счет доплат и надбавок
к заработной плате, обеспечивать методическими пособиями, литературой,
программным содержанием, совершенствовать их за счет аттестации и обучения на
курсах (повышения квалификации, дистанционных и т.п.), оказывать профессиональную
методическую помощь.
Необходимо постоянно
обновлять предметно-развивающую среду дошкольного учреждения, согласно
современным требованиям за счет бюджетного финансирования, спонсоров и
добровольных родительских пожертвований.
И все это – умелое,
грамотное управление руководителем деятельностью дошкольного учреждения.
И если я, как
руководитель своего детского сада, использую все изложенные здесь пути
совершенствования управления его деятельностью, то я добьюсь поставленной цели
и получу ожидаемый результат.
Список
используемой литературы
1.
Белая
К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом/К.Ю. Белая. – М.: Астрель;
АСТ, 2003. – 123 с.
2.
Белая
К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие./К.Ю. Белая. – М.:
ТЦ Сфера, 2004. – 161 с.
3.
Белая
К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы./ К.Ю.
Белая. – М,: ТЦ Сфера, 2005. – 101 с.
4.
Белая
К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция/К.Ю. Белая. – М.: ТЦ
Сфера, 2003. – 112 с.
5.
Биличенко
Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития./ Г.Г. Биличенко. – М.:
ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
6.
Бондаренко
А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением./под ред.
А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1984. – 176с.
7.
Виноградова
Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ./ Н.А. Виноградова. –
М.: Айрис-пресс, 2006 .- с 192с.
8.
Доронова
Т.Н., Гербова В.В, Гризик Т.И. и др. Программа «Радуга». / под ред. Т.Н.
Дороновой. – М,: Просвещение, 2006. – 98 с.
9.
Козлова
С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов педагогических
ВУЗов / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
10.
Колодяжная
Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П,
Колодяжная. – Ростов на Дону, 2002. - 212 с.
11.
Ларионова
Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ./Л.Б. Ларионова. – М.: ТЦ Сфера,
2004. – 131 с.
12.
Логинова
Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного
образования детей: сборник научно-методических и инструктивных материалов./Л.Г.
Логинова. – М.: АРКТИ, 2002. – 200 с.
13.
Маркова
Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура,
содержание, перспективное планирование работы./Л.С, Маркова. – М.: АРКТИ, 2002.
– 78 с.
14.
Михайленко
Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного
образования: методические рекомендации./Н.Я, Михайленко, Н.А. Короткова. – М,:
Просвещение, 1991 - 216 с.
15.
Поздняк
Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием./ под ред. Л.В. Поздняк.
– М.: Академия, 2001. – 238 с.
16.
Проектный
метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и
практических работников ДОУ./авт.- сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. –
М,: АРКТИ, 2003. – 89 с.
17.
Сластенин
В.А., Исаев Н.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений, в 2-х частях, часть I
/
под редакцией В.А. Сластенина. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос,
2003.- 288 с.
18.
Третьяков
П.И., Белая К.Ю.Дошкольное образовательное учреждение: управление по
результатам./П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – 2-е издание, переработанное и
дополненное. – М,: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.
19.
Управление
качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов./под
ред. Н.В, Микляевой. – М,: МГПИ, 2004. – 185 с.
20.
Фалюшина
Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ./Л.И. Фалюшина. – 2-е
изд., испр. и доп. – М,: АРКТИ, 2003. – 262 с.
Приложения
1.
Структура
целей деятельности ДОУ
2.
Учебный
план ДОУ
3.
Соответствие
образовательного процесса стандарту и нормам в МДОУ д/с № 7 «Золотой ключик»
4.
Расписание
занятий в ДОУ
5.
Нормативно-правовая
база ДОУ
6.
Модель
выпускника МДОУ д/с № 7 «Золотой ключик»
7.
Соответствие
выпускника «Модели выпускника учреждения»: аналитическая справка
8.
Диагностика
развития детей
9.
Диагностика
развития выпускников ДОУ
10.
Диагностика
возможностей и затруднений педагогов ДОУ
11.
Развивающая
среда ДОУ
12.
Газета
для семейного чтения
[1] Виноградова Н.А. Управление
качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006 .- с 5
[2]
В соответствии с Приложением
3 к приказу МО РФ от 22.08.96 г. № 448 «Критерии отнесения дошкольного
образовательного учреждения к соответствующему виду и категории»
[3] Синергия – сотрудничество,
содружество.
[4] Пропедевтика – введение в какую-либо науку,
деятельность; пропедевтический – подготовительный (курс)
[5] Третьяков П.И., Белая К.Ю.
Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М.: ТЦ
Сфера, 2007. – с 25
[6] Третьяков П.И., Белая К.Ю.
Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М.: ТЦ
сфера, 2007 . – с. 26
[7] Конвенция о правах ребенка
Принята
резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
Вступила
в силу 2 сентября 1990 года.
[8] Виноградова Н.А. Управление
качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – с. 26
[9] Фалюшина Л.И. Управление
качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. –
М.: АРКТИ, 2003. – с. 14
[10] Фалюшина Л.И. Управление
качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. –
М.: АРКТИ, 2003. – с.27
[11] Логинова Л.Г. Методология
управления качеством дополнительного образования детей. М.: АПК и ПРО, 2003, -
с. 35
[12] Виноградова Н.А. Управление
качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис
пресс, 2006 с. 38
[13] Использованы материалы
Публичного доклада «О состоянии, результатах работы и проблемах детского сада №
7 «Золотой ключик». – Шарья, 2008
[14] Приложение № 5 :
Нормативно-правовая база ДОУ.
[15] Приложение № 8: Диагностика
развития детей.
[16] Приложение № 2: Учебный план ДОУ
[17] Приложение № 3:
Соответствие образовательного процесса стандарту и нормам в МДОУ д/с № 7 «Золотой
ключик».
[18] Приложение № 12: Развивающая
среда в группе по интересам детей.
[19] Приложение № 4:Расписание
занятий в ДОУ.
[20] Приложение № 1; Структура целей
деятельности ДОУ.
[21] Приложение №10: Диагностика
возможностей и затруднений педагогов ДОУ.
[22] Приложение № 8: Диагностика
развития детей.
[23] Приложение № 6: Модель
выпускника.
[24] Приложение № 7: Аналитическая
справка «Соответствие выпускников «Модели выпускника учреждения».
[25] Приложение № 9: Диагностика
развития выпускников.
[26] Использованы материалы Программы
Развития МДОУ детского сада № 7 «Золотой ключик»
[27] Приложение № 11: Газета для
семейного чтения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|