Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения
Снижению заболеваемости
детей также способствует проведение оздоровительных мероприятий в течение года.
План оздоровительных
мероприятий.
СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ
|
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД, СОЛЕВОЕ
ЗАКАЛИВАНИЕ, ВИТАМИНОТЕРАПИЯ, ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПРОГУЛКИ, НАПИТОК ИЗ ШИПОВНИКА.
НАПИТКИ ИЗ ЯБЛОК, ЧЕРНОПЛОДНОЙ РЯБИНЫ, ТЕРНОВНИКА И ШИПОВНИКА.
|
НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ
|
ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПРОГУЛКИ, СОЛЕВОЕ
ЗАКАЛИВАНИЕ, АРОМАТЕРАПИЯ, ВИТАМИНОТЕРАПИЯ, ЭКСТРАКТ ЭЛЕУТЕРОКОККА – 45 ДНЕЙ.
ФИТОЧАЙ, АРОМАТЕРАПИЯ, ДИБАЗОЛ – с 1 ДЕКАБРЯ, ОКСОЛИНОВАЯ МАЗЬ В ТЕЧЕНИЕ 7
ДНЕЙ, ЧЕСНОЧНЫЕ БУСЫ
|
ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ
|
ПОЛОСКАНИЕ ГОРЛА ТРАВАМИ (шалфей,
ромашка, календула), фиточай, солевое закаливание, АРОМАТЕРАПИЯ, ЕЖЕДНЕВНЫЕ
ПРОГУЛКИ, ЛУКОВАЯ ПАСТА, ЧЕСНОЧНЫЕ БУСЫ. ФИТОЧАЙ, СОЛЕВОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ,
АРОМАТЕРАПИЯ.
|
МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ
|
ПОЛИВИТАМИНЫ, ФИТОЧАЙ, СОЛЕВОЕ
ЗАКАЛИВАНИЕ, АРОМАТЕРАПИЯ, ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПРОГУЛКИ, НАПИТОК ИЗ ШИПОВНИКА,
ПОЛОСКАНИЕ ГОРЛА ТРАВАМИ, ФИТОЧАЙ, КОНТРАСТНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ,
|
Вся образовательная
деятельность организована в соответствии с учебным планом.[16]
Учебная нагрузка и время, отведенное на учебный процесс, соответствуют
стандарту и нормам.[17] В связи
с выбранным приоритетом в учебный план решением Совета педагогов ведены
дополнительные занятия по развитию речи, так как в рекомендованном программой
«Радуга» расписании занятий одного «речевого» недостаточно. Кроме этого, к
основной методике речевого воспитания В.В. Гербовой (одного из авторов
программы «Радуга»), добавлена «Программа развития речи детей дошкольного
возраста в детском саду» (автор: О.С. Ушакова).
Использование методики
В.В. Гербовой в дополнении с методикой О.С. Ушаковой привело к выявлению
положительных результатов усвоения детьми программы по разделу «Речевое
развитие». Решение использовать методику О.С. Ушаковой было принято
педагогическим коллективом детского сада в сентябре прошлого учебного года.
В результате использовании
программы О.С.Ушаковой положительная динамика речевого развития детей составила
28.6 % по итогам 2007 – 2008 учебного года, и 38.3 % по итогам 2008 – 2009
учебного года. Отсюда можно сделать вывод, что качество
образовательного процесса в детском саду совершенствуется, и происходит это
благодаря умелому руководству.
Обучающая
деятельность построена на игровой мотивации.
Педагоги стимулируют интерес детей к деятельности, эффективно используя методы
и приемы организации, осуществляется личностно – ориентированный подход к
каждому ребенку. В группах создаются комфортные условия для детской
деятельности: организованы зоны по интересам детей – двигательная,
литературная, познавательная, конструктивная, изобразительная и т.д.[18]
Педагогический
коллектив принял решение создать в детском саду игротеку по развитию
интеллектуальных способностей детей. Сначала планировали оборудовать
игротеку в отдельном помещении, но после тщательного анализа условий для ее
создания пришли к выводу, что каждая группа является игротекой, так как
интеллект ребенка развивается во всех видах детской занятости. Вся работа была
построена в рамках проектной деятельности. Работа по созданию игротеки реализуется
уже два года. Причиной такому длительному сроку является финансовое затруднение
при обновлении детской мебели в центрах занятости согласно современным требованиям.
Но сам факт обновления предметно-развивающей среды уже говорит о
совершенствовании управления дошкольным учреждением. В детском саду создана мини
– галерея, посетив которую дети знакомятся с произведениями художников: Е.
Чарушина, В. Васнецова, А. Саврасова, И. Шишкина и других; узнают о разных
жанрах живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, книжная графика и т.д. Ведется
работа по созданию видеотеки - уже приобретены несколько дисков с занятиями для
детей по географии, математике, познавательному развитию, обучению основам
безопасности.
Имеются технические
средства обучения, в каждой группе - магнитофон для слушания музыки, детских
сказок, песен. Авторы программы «Радуга» рекомендуют использование музыки в
течение всего дня пребывания детей в детском саду: музыкальное сопровождение
занятий, праздников, развлечений, досугов, в работе с родителями.
Воспитательно-образовательный
процесс организован согласно утвержденному расписанию занятий в
детском саду[19] и
требованиям программы «Радуга» Т.Н. Дороновой. Игровая деятельность
присутствует в течение всего дня. Запланирована игра в календарном плане в
блоке совместной и самостоятельной деятельности детей. Кроме дидактических игр
по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим, в плане существуют
блоки с подвижными играми, сюжетно – ролевыми и строительными играми. В каждой
группе имеется картотека сюжетно – ролевых игр по возрастам, создается
картотеки игр по интеллектуальному развитию детей.
Так же в игровой форме проводятся
беседы различной тематики: о здоровом образе жизни, правилах личной
безопасности на дороге, в общении с другими людьми, оставаясь дома без взрослых
и т.д.
Кроме этого
организуются беседы о музыке, новостях и искусстве; о правилах поведения в
группе, детском саду, общественных местах, за столом и др.
Коллектив детского сада
строит свою работу в соответствии с годовым планом работы всего
дошкольного учреждения, который разрабатывается ежегодно творческой группой
педагогов и имеет свои цели и задачи. Учреждение имеет стратегические,
тактические и операциональные цели, [20] значит,
работа ведется на основе целеполагания. А цели и задачи работы на будущее
формулируются по результатам: результатам диагностики детей и
педагогов, результатам анкетирования родителей, анализа выполнения годового
плана и т.д. Отсюда вывод: управление осуществляется по результатам
деятельности.
Соответственно, если
объединить эти два направления руководства, то и результат деятельности
детского сада будет качественным.
Так как основной
задачей работы детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей, то
в годовом плане работы это направление занимает первое место. Второй задачей
формулируется работа над осуществлением приоритетного направления, исходя из
запросов педагогов, их затруднений, ежегодно выявляемых с помощью анкетирования
и диагностирования.[21]
По результатам
анкетирования педагогов весь коллектив в целом работой в ДОУ удовлетворен, если
не считать низкой заработной платы, материальных вознаграждений. Один педагог
не удовлетворен психологическим климатом в коллективе, остальные вполне
удовлетворены. Также не вполне удовлетворены материально – технической базой
ДОУ. Но работа над этим ведется из года в год.
Таким образом,
коллектив детского сада создает условия для качественной подготовки детей к
школе и достижения ими высоких результатов выполнения программы.
Необходимо отметить потенциал
педагогических кадров детского сада. В каждой возрастной группе
работают два воспитателя, один из которых имеет I
квалификационную категорию. Он учит, помогает и советует более молодому
напарнику.
Состав педагогического
коллектива 12 человек: заведующая детским садом, старший воспитатель,
воспитатели групп, музыкальный руководитель и воспитатель по физической
культуре. Все педагоги имеют средне – специальное образование, из них 4
человека учатся в ВУЗах.
Все педагоги в
соответствии с перспективным планом проходят аттестацию и курсовую подготовку.
На сегодняшний день с
высшей категорией 1 педагог, с 1 квалификационной категорией – 6 человек, на 2
квалификационную категорию аттестованы 4 педагога, один воспитатель пока не
аттестован.
Педагогический
коллектив ДОУ
Каждый педагог
углубленно работает над определенной творческой темой, накопленный опыт по теме
обобщается, и педагог аттестуется. Темы определяются, исходя из направлений
работы всего дошкольного учреждения.
В настоящее время это
познавательно - речевое направление развития детей. Весь педагогический
коллектив активно участвует в методической работе как внутри учреждения, так и
в городской методической сети: педагоги организуют открытые занятия,
взаимопосещения, выступают на образовательных форумах, педагогических чтениях, участвуют
в методических конкурсах - тем самым пополняя свое профессиональное портфолио.
Постоянное повышение
профессиональной компетентности, квалификации и самообразования педагогов
приводит к повышению качества организации воспитательно-образовательного
процесса с детьми и, соответственно, к повышению качества результата
деятельности ДОУ.
2.3
Качество результатов деятельности
Говоря о достижениях
педагогов, нельзя не сказать о достижениях детей. По результатам
выполнения детьми программы «Радуга» за 2008 – 2009 учебный год выявлена
положительная динамика развития детей всех возрастных групп. Она составила в
среднем 33%.[22] Дети детского
сада участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места.
Достижения детей
№ п/п
|
Название конкурса, уровень
|
фамилия, имя победителей,
|
награды
|
1
|
Конкурс маленьких интеллектуалов
2006 год
|
Девятериков Андрей
Шохров Дима
|
Личное первенство (I
место)
Третье место
|
2.
|
Выставка цветов, плодов и овощей «Урожай
2007»
|
Воронина Настя
Чиркина Лиза
|
Третье место
|
3.
|
Конкурс маленьких интеллектуалов 2008
год
|
Смирнова Софья
|
Третье место
|
4.
|
Конкурс детского творчества
2008 год
|
Уварова Марина
|
Третье место в номинации «Стихи»
|
5.
|
Спартакиада дошколят 2009 год
|
Рогов Миша
|
Второе место в номинации «Бег на 30 м»
|
В детском саду
существует модель выпускника.[23]
Ежегодно анализируется соответствие выпускников этой модели, и делаются выводы.[24]
Вся работа педагогического коллектива направлена на качество результатов
деятельности всего детского сада – качество выпускников. В 2009 году детский
сад выпустил в школу 23 ребенка.
Четыре человека из них
- с высоким уровнем развития по всем направлениям программы.[25]
Что касается диагностики психологической готовности к школе, то таких детей
оказалось двое. Такие результаты выявились в ходе работы психолога. С этими
детьми и семьями была проведена коррекционная работа.
Добиться положительной
динамики готовности детей к школе помогает тесное взаимодействие с
семьями воспитанников. В работе с родителями все больше внимания
уделяется совместным практическим мероприятиям. Одной из новых форм
сотрудничества для коллектива учреждения стал День семейного общения, второй
год организуется конкурс семейных талантов. Родители с удовольствием принимают участие
в изготовлении игрушек из бросового материала, ремонтируют сломанные игрушки
вместе с детьми, отгадывают кроссворды, познают новое, играют в подвижные игры,
участвуют в конкурсах и эстафетах, рисуют и готовят.
Такие формы общения с
родителями оказались более эффективной, чем обычные родительские собрания с
монотонными докладами и сообщениями. Родителям нравятся такие дни, они с
удовольствием предлагают темы для новых встреч.
На основании
вышеизложенного МДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» из функционирующего
учреждения переходит в развивающееся учреждение общеобразовательного
вида, а после аттестации - с осуществлением приоритетного
познавательно-речевого направления. Соответственно, детский сад в настоящее
время работает в инновационном режиме.
2.4
Инновационная деятельность ДОУ[26]
МДОУ детский сад № 7
«Золотой ключик» - воспитательно-образовательное учреждение, обеспечивающее
выполнение стандарта дошкольного образования по всем направлениям развития
ребенка.
Однако в последнее
время приоритетным направлением в деятельности учреждения становится познавательно-речевое
развитие детей.
Это вызвано целым рядом
объективных причин:
·
Опрос
родителей показал, что не менее важным, чем физическое развитие и здоровье, для
них является речевое, познавательное и интеллектуальное развитие детей, их
способность к дальнейшему обучению в школе.
·
Анкетирование
педагогов выявило их желание включиться в комплексную работу, позволяющую обеспечить
качественную подготовку выпускников, обновление развивающей игровой среды для познавательного
интереса и интеллектуального развития детей всех возрастных групп.
·
Материально
– техническое обеспечение детского сада позволяет решать задачи познавательного
и речевого развития детей.
·
Введение
в работу по речевому развитию программы О. С. Ушаковой «Программа развития речи
детей дошкольного возраста в детском саду» во всех возрастных группах.
·
Творческие
темы педагогов направлены на углубленное познавательное, математическое и
речевое развитие детей.
·
Участие
выпускников ДОУ в конкурсе маленьких интеллектуалов и
три
победы: одно первое и два третьих места.
·
Отслеживание
результатов обучения в школе одаренных выпускников ДОУ.
Задачи работы
детского сада:
В соответствии с
поставленными целями, в ходе реализации в ДОУ комплексной программы «Радуга»,
решаются следующие задачи:
·
Формирование
у детей чувство уверенности в себе и своих возможностях.
·
Развитие
у детей интеллекта, любознательности, познавательного интереса, творческого
воображения, самостоятельности, активности и инициативности, коммуникативных
умений в процессе игровой обучающей деятельности.
·
Сочетание
изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием,
позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального
развития в зону ближайшего развития.
·
Включение
педагогов в комплексную исследовательскую деятельность с применением
традиционных и новейших методик.
·
Создание
условий для развития индивидуальных способностей детей с целью повышения их
стартовых возможностей: мышления, памяти, внимания, речи.
Принципы работы
детского сада:
Принцип
занимательности. Используется с целью вовлечения детей в
целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять
предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата.
Принцип новизны.
Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за
счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную
сферу дошкольника.
Принцип динамичности.
Заключается в постановке целей по обучению и развитию ребенка, которые бы
постоянно углублялись и расширялись, так как необоснованное дублирование
содержания и задач занятий – одна из причин снижения внимания и интереса детей
к обучению.
Принцип комплексности.
Решение любой обучающей, развивающей и воспитательной задачи необходимо
планировать с учетов взаимодействия всех факторов: состояния здоровья,
оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени, формы и
интенсивности проведения занятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|