Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения
Подчинение всех
компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми единой цели возможно
благодаря единству процессов диагностики, развития и формирования.
Теоретической основой
для этого в дошкольном учреждении общеразвивающего вида служат общие и
специальные, то есть специфические для определенных методик развития и воспитания
детей дошкольного возраста, принципы обучения и воспитания.
Целостность
может быть достигнута за счет разработки специальной системы диагностики и контроля
промежуточных и итоговых результатов деятельности педагогического коллектива,
тое есть за счет комплексного использования технологий управления качеством
воспитательно-образовательной работы по целям и результатам. Естественно, что
диагностика осуществляется по существующим на сегодняшний день методикам и
картам обследования знаний, умений и навыков детей в определенных видах детской
деятельности: изобразительной, конструктивной, театральной и т.д.
Гибкость
системы отражает подвижность и устойчивость связей между компонентами. Она
обеспечивается за счет наличия доминирующих и сопутствующих функций компонентов
образовательного процесса. Так, развитие осуществляет не только развивающую, но
и коррекционно-воспитательную и коррекционно-образовательную функции.
Анализ данного
направления совершенствования управления показывает, что ее использование
возможно только при условии совершенствования результатов
воспитательно-образовательной работы, то есть того, о чем я говорил выше, так
как опирается на связи между компонентами существующей системы
воспитательно-образовательной работы.
Положительными
сторонами данного направления считаются:
·
прогнозирование
результатов воспитательно-образовательной деятельности;
·
возможность
влияния на эффективность всей воспитательно-образовательной работы через
воздействие на один из компонентов;
·
учет
таких факторов эффективности образовательного процесса, как «Распределение
учебного времени», «самообучаемость» и «самовоспитуемость».
Но это направление
совершенствования управления имеет и «минусы»:
·
необходимо
постоянное повышение педагогической компетенции и повышения активности
педагогического совета дошкольного учреждения за счет обсуждения, например, новых
технологий или передового педагогического опыта сотрудников детского сада. Это
требует достаточно высокого уровня координации работы педагогов и специалистов
ДОУ;
·
необходим
творческий подход к использованию традиционных и нетрадиционных форм и методов
воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
·
требование
самостоятельного формулирования задач воспитательно-образовательной работы на
каждый период обучения в зависимости от уровня развития способностей детей. Это
вызывает дополнительные затраты на диагностику детей в каждый период воспитания
и обучения.
1.4.6
Управление по результатам
Само понятие
«управления по результатам» можно определить как систему управления и развития,
с помощью которой достигаются результаты, согласованные всеми членами
дошкольного учреждения. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его
миссии, объединение в целях достижения определенных результатов преобразует
общую деятельность в осознанный и творческий труд. Важным вопросом при
управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад».
Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем
деле с вкладом других членов коллектива.
Управление по
результатам так же может являться направлением совершенствования управления
деятельностью дошкольного учреждения.
Стратегическое мышление
на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют
результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, то есть
время, технологии и другие ресурсы.
Результат – есть
реализованная цель. Но сама по себе она может быть реальной и идеальной. В
нашем случае, предполагается цели реальные, то есть обеспеченные всеми
ресурсами для исполнения. К этим ресурсам относятся люди, время, финансы,
материально-техническая база, технологии Цели, обеспеченные средствами
(ресурсами), можно именовать как результативные.
Необходимо выделить
три уровня управления по результатам:
Первый уровень
определяется умением видеть миссию дошкольного учреждения. На этом уровне важно
обеспечить эффективность его деятельности.
Второй уровень
предполагает результат рассматривать с точки зрения качества и количества услуг
и самой продукции.
Третий уровень
предполагает рассматривать результат с позиции потребителей (родителей и
детей), исходя из удовлетворения их запросов.
Важный момент –
выделение ключевых результатов. Чем ближе к третьему уровню, тем более глубоко
осознание целей деятельности организации.
Для образовательной
деятельности ключевыми результатами являются:
·
здоровье
и здоровый образ жизни;
·
воспитанность
на основе общечеловеческих и национальных ценностей;
·
образованность
в соответствии с личностными возможностями и способностями, с Госстандартом;
·
адаптивность
образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности.
Определив результаты,
переходят к поиску средств, с помощью которых их можно достичь.
В условиях управления
по результатам инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс.
Но использование такого ресурса зависит от личностных качеств руководителя. Он
должен быть демократичным, гибким, готовым к сотрудничеству, уделяющим
первостепеннейшее внимание результатам, создающим атмосферу уважения, доверия,
успеха каждому участнику образовательного процесса. Задача руководителей любого
уровня состоит в совместном достижении результатов, что предполагает
осуществление информационного обеспечения, анализа, целеполагания,
планирования, исполнения, контроля и коррекции.
В настоящее
время происходит переход от авторитарного управленческого мышления и
деятельности к демократическому. Руководитель,
действующий в условиях управления по результатам должен четко владеть ситуацией
и быть проводником нового. Управление в современных условиях – это содействие, поддержка
исполнителя в успешном выполнении задания. Контроль состоит в профессиональной
оценке достигнутых, промежуточных и конечных результатов, влияющих на общий
итог работы, уровень выполнения отдельных мероприятий.
Достижение каждого
ключевого результата в практике оценивается отдельно, на основе чего делаются
выводы, основополагающие для оперативного и долгосрочного планирования. Выводы
полезно разделить по срокам исполнения и периодам (подготовительный,
организационный, внедренческий).
Успех перехода к новой
системе управления – управление по результатам - находится в прямой зависимости
от таких факторов, как всеохватываемость и технологичность применения системы.
Она должна охватывать все стороны деятельности образовательного учреждения или
уровня управления (село, район, город, область и т.д.)
Таким образом,
управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное
взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для достижения
запрогнозированных результатов.
Обновление управления
дошкольным учреждением, прежде всего связывается с формированием системы
информационно-аналитической деятельности как основного инструмента
управления. В несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить
главную информацию, которая необходима для принятия эффективного
управленческого решения.
Под управленческой
информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их
получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация
подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя
информация включает директивные и нормативные
документы, научно-педагогические материалы и сведение о передовом
педагогическом опыте в системе дошкольного воспитания.
Чтобы учреждение
развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель постоянно должен быть
информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, методиках, о новых
программах и технологиях в системе дошкольного воспитания.
Он должен своевременно
получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах,
регулирующих деятельность дошкольного учреждения.
К внутренней
информации относятся сведения о состоянии деятельности в конкретном
учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и
обучения дошкольников; педагогических кадрах и их деятельности; данные о
материально-технической базе; об организации питания и медицинского
обслуживания; о внешних связях с другими организациями. Вся внутренняя
информация делится на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, полугодовую и годовую.
Для создания целостной
системы информационно-аналитической деятельности необходимо, прежде всего,
определить ее содержание, объем, источники (кто обобщает), сформировать потоки
информации и вывести их на соответствующие уровни управления.
Подводя итоги
теоретической части моей курсовой работы, хочу отметить, что для успешного
руководства деятельностью дошкольного образовательного учреждения, для
достижения им высокого качества результата воспитательно-образовательного
процесса, для качественной реализации образовательных услуг и выполнения
социального заказа совершенствовать необходимо, на мой взгляд, все приведенные
пути, учитывая их положительные и корректируя их отрицательные стороны, так как
все пути совершенствования взаимосвязаны между собой.
В практической части я
раскрою теорию и приведу примеры из опыта работы МДОУ детского сада № 7
№Золотой ключик» городского округа город Шарья Костромской области. В написании
практической части использованы разработанные мной в процессе работы старшим
воспитателем материалы Публичного доклада ДОУ, образовательной программы,
программы развития ДОУ, аналитических материалов, мониторинга.
Глава
2. МДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа город Шарья
Костромской области: пути совершенствования управления деятельностью
2.1
Характеристика детского сада[13]
Детский
сад был открыт 26 февраля 1962 года. С 25 ноября 1999 года на основании Постановления
№ 767 становится Муниципальным дошкольным образовательным учреждением
общеразвивающего вида.
В
детском саду функционируют четыре изолированные группы. Имеющиеся условия
не везде соответствуют современным требованиям: отсутствие по типовому
проекту и в наличии музыкального и физкультурного залов создает определённые
трудности при проведении музыкальных и физкультурных занятий, праздников и
развлечений для детей. А отсутствие спален не дает в полной мере использовать всю
площадь группы для создания игровой развивающей среды.
Предельная
наполняемость групп 60 человек, но в связи с высокой рождаемостью детский сад
принимает детей больше нормы. В детском саду нет специальных коррекционных,
логопедических групп, нет детей – инвалидов.
Большая
часть совместной деятельности с детьми организуется на воздухе.
Для этого созданы необходимые условия: участок озеленён, имеется спортивная
площадка; изолированные, оснащенные навесами (верандами) и постройками, игровые
площадки для каждой возрастной группы; асфальтированная дорожка с разметкой для
обучения детей ПДД; огород для детского экспериментирования, цветники.
Детский сад
осуществляет свою образовательную, правовую и
хозяйственно – экономическую деятельность в соответствии с законом
РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном
учреждении в РФ» от « 12 » сентября 2008 года № 666 , договором между
учредителем и дошкольным учреждением, другими нормативными актами.
Учреждение является
юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество,
расчетный и другие счета в банковских учреждениях; печать и штамп со своим
наименованием. Детский сад приобретает права юридического лица в части ведения
уставной финансово – хозяйственной деятельности, направленной на подготовку
образовательного процесса, с момента регистрации. Финансируется учредителем в
соответствии с договором между МДОУ и учредителем. Самостоятельно осуществляет
финансово – хозяйственную деятельность; ежегодно предоставляет учредителю отчет
о поступлении и расходовании средств.
Деятельность
детского сада направлена на реализацию основных
задач дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей; интеллектуальное и личностное развитие каждого
ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в
воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством.
Управление ДОУ
осуществляет заведующая, методической работой занимается старший воспитатель, административно
– хозяйственную часть представляет завхоз, за здоровьем детей в ДОУ следит
фельдшер детской поликлиники.
Управление ДОУ строится
на основе документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность.[14]
Работа методического
кабинета строится на основе Концепции дошкольного воспитания. Главной задачей
развития коллектив ДОУ считает разработку новых подходов к дошкольному
воспитанию –
от
учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения
педагогической работы с детьми.
Годовые планы
воспитательно-образовательной работы ДОУ составляются на основе наблюдений за
педагогическим процессом, методического заказа воспитателей, учитывается
результат диагностирования выполнения программы детьми.
Социальная защита
педагогов осуществляется администрацией совместно
с профсоюзным комитетом ДОУ: по итогам работы выделяются денежные премии,
ежемесячно на основании «Положения о доплатах и надбавках» проводятся доплаты и
надбавки к заработной плате за добросовестный труд.
С целью выполнения
Инструкций об охране труда сотрудникам выдается спецодежда, моющие средства,
регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования.
Всем персоналом систематически прорабатываются должностные инструкции, инструкции
об охране жизни и здоровья, технике безопасности труда, правила пожарной
безопасности, внутреннего трудового распорядка, санитарные правила.
Администрация и профсоюзный комитет ДОУ контролируют выполнение персоналом
должностных инструкций.
2.2
Качество основных видов деятельности
С 1999 года в детском
саду реализуется комплексная программа «Радуга»
Т.Н. Дороновой. Программа направлена на создание условий для эффективного
развития ребёнка; ориентирована на детский сад, где ребёнок получает возможности
широкого эмоционально-практического, самостоятельного контакта со сверстниками;
осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом
возраста детей и особенностей видов деятельности. Надо сказать, что
программа не продумана до конца авторами. В программе почти отсутствует работа
по физическому воспитанию детей, а если и есть, то информация очень размытая.
Поэтому с 2007 года в
работу учреждения вводится программа М.Д. Маханевой «Воспитание
здорового ребенка». Работа ведется в системе благодаря тесному
взаимодействию воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя,
воспитателей возрастных групп и фельдшера детского сада. Результаты такого
взаимодействия отражены в мониторинге физического развития детей каждой
возрастной группы, в их положительной динамике[15] и
анализе заболеваемости, который проводится ежемесячно, ежеквартально и
ежегодно.
Состояние здоровья
детей за 2008 – 2009 учебный год.
Возрастная группа
|
Количество детей
|
Группа здоровья
|
% хронических больных
|
Индекс здоровья
|
Пропущено одним ребенком по болезни
|
1
|
2
|
3
|
4
|
дней
|
случаев
|
3 – 4
|
19
|
3
|
16
|
-
|
-
|
-
|
53,2
|
2,8
|
4,3
|
4 – 5
|
19
|
4
|
15
|
-
|
-
|
-
|
64,8
|
3,4
|
3,4
|
5 – 6
|
19
|
3
|
15
|
1
|
-
|
5,3 %
|
64,7
|
3,2
|
2,5
|
6 – 7
|
24
|
2
|
21
|
1
|
-
|
4.1. %
|
67,2
|
2,8
|
2,8
|
итого
|
81
|
12
|
67
|
2
|
-
|
2.5 %
|
58,0
|
2,8
|
3,2
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|