бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения бесплатно рефераты

Подчинение всех компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми единой цели возможно благодаря единству процессов диагностики, развития и формирования.

Теоретической основой для этого в дошкольном учреждении общеразвивающего вида служат общие и специальные, то есть специфические для определенных методик развития и воспитания детей дошкольного возраста, принципы обучения и воспитания.

Целостность может быть достигнута за счет разработки специальной системы диагностики и контроля промежуточных и итоговых результатов деятельности педагогического коллектива, тое есть за счет комплексного использования технологий управления качеством воспитательно-образовательной работы по целям и результатам. Естественно, что диагностика осуществляется по существующим на сегодняшний день методикам и картам обследования знаний, умений и навыков детей в определенных видах детской деятельности: изобразительной, конструктивной, театральной и т.д.

Гибкость системы отражает подвижность и устойчивость связей между компонентами. Она обеспечивается за счет наличия доминирующих и сопутствующих функций компонентов образовательного процесса. Так, развитие осуществляет не только развивающую, но и коррекционно-воспитательную и коррекционно-образовательную функции.

Анализ данного направления совершенствования управления показывает, что ее использование возможно только при условии совершенствования результатов воспитательно-образовательной работы, то есть того, о чем я говорил выше, так как опирается на связи между компонентами существующей системы воспитательно-образовательной работы.

Положительными сторонами данного направления считаются:

·                   прогнозирование результатов воспитательно-образовательной деятельности;

·                   возможность влияния на эффективность всей воспитательно-образовательной работы через воздействие на один из компонентов;

·                   учет таких факторов эффективности образовательного процесса, как «Распределение учебного времени», «самообучаемость» и «самовоспитуемость».

Но это направление совершенствования управления имеет и «минусы»:

·                   необходимо постоянное повышение педагогической компетенции и повышения активности педагогического совета дошкольного учреждения за счет обсуждения, например, новых технологий или передового педагогического опыта сотрудников детского сада. Это требует достаточно высокого уровня координации работы педагогов и специалистов ДОУ;

·                   необходим творческий подход к использованию традиционных и нетрадиционных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

·                   требование самостоятельного формулирования задач воспитательно-образовательной работы на каждый период обучения в зависимости от уровня развития способностей детей. Это вызывает дополнительные затраты на диагностику детей в каждый период воспитания и обучения.


1.4.6 Управление по результатам

Само понятие «управления по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, согласованные всеми членами дошкольного учреждения. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, объединение в целях достижения определенных результатов преобразует общую деятельность в осознанный и творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с вкладом других членов коллектива.

Управление по результатам так же может являться направлением совершенствования управления деятельностью дошкольного учреждения.

Стратегическое мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, то есть время, технологии и другие ресурсы.

Результат – есть реализованная цель. Но сама по себе она может быть реальной и идеальной. В нашем случае, предполагается цели реальные, то есть обеспеченные всеми ресурсами для исполнения. К этим ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии Цели, обеспеченные средствами (ресурсами), можно именовать как результативные.

Необходимо выделить три уровня управления по результатам:

Первый уровень определяется умением видеть миссию дошкольного учреждения. На этом уровне важно обеспечить эффективность его деятельности.

Второй уровень предполагает результат рассматривать с точки зрения качества и количества услуг и самой продукции.

Третий уровень предполагает рассматривать результат с позиции потребителей (родителей и детей), исходя из удовлетворения их запросов.

Важный момент – выделение ключевых результатов. Чем ближе к третьему уровню, тем более глубоко осознание целей деятельности организации.

Для образовательной деятельности ключевыми результатами являются:

·                   здоровье и здоровый образ жизни;

·                   воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей;

·                   образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с Госстандартом;

·                   адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности.

Определив результаты, переходят к поиску средств, с помощью которых их можно достичь.

В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс. Но использование такого ресурса зависит от личностных качеств руководителя. Он должен быть демократичным, гибким, готовым к сотрудничеству, уделяющим первостепеннейшее внимание результатам, создающим атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса. Задача руководителей любого уровня состоит в совместном достижении результатов, что предполагает осуществление информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.

В настоящее время происходит переход от авторитарного управленческого мышления и деятельности к демократическому. Руководитель, действующий в условиях управления по результатам должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового. Управление в современных условиях – это содействие, поддержка исполнителя в успешном выполнении задания. Контроль состоит в профессиональной оценке достигнутых, промежуточных и конечных результатов, влияющих на общий итог работы, уровень выполнения отдельных мероприятий.

Достижение каждого ключевого результата в практике оценивается отдельно, на основе чего делаются выводы, основополагающие для оперативного и долгосрочного планирования. Выводы полезно разделить по срокам исполнения и периодам (подготовительный, организационный, внедренческий).

Успех перехода к новой системе управления – управление по результатам - находится в прямой зависимости от таких факторов, как всеохватываемость и технологичность применения системы. Она должна охватывать все стороны деятельности образовательного учреждения или уровня управления (село, район, город, область и т.д.)

Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для достижения запрогнозированных результатов.

Обновление управления дошкольным учреждением, прежде всего связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. В несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главную информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.

Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно-педагогические материалы и сведение о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспитания.

Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель постоянно должен быть информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного воспитания.

 Он должен своевременно получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения.

К внутренней информации относятся сведения о состоянии деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников; педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинского обслуживания; о внешних связях с другими организациями. Вся внутренняя информация делится на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, полугодовую и годовую.

Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники (кто обобщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

Подводя итоги теоретической части моей курсовой работы, хочу отметить, что для успешного руководства деятельностью дошкольного образовательного учреждения, для достижения им высокого качества результата воспитательно-образовательного процесса, для качественной реализации образовательных услуг и выполнения социального заказа совершенствовать необходимо, на мой взгляд, все приведенные пути, учитывая их положительные и корректируя их отрицательные стороны, так как все пути совершенствования взаимосвязаны между собой.

В практической части я раскрою теорию и приведу примеры из опыта работы МДОУ детского сада № 7 №Золотой ключик» городского округа город Шарья Костромской области. В написании практической части использованы разработанные мной в процессе работы старшим воспитателем материалы Публичного доклада ДОУ, образовательной программы, программы развития ДОУ, аналитических материалов, мониторинга.


Глава 2. МДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа город Шарья Костромской области: пути совершенствования управления деятельностью


2.1 Характеристика детского сада[13]


Детский сад был открыт 26 февраля 1962 года. С 25 ноября 1999 года на основании Постановления № 767 становится Муниципальным дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего вида.

В детском саду функционируют четыре изолированные группы. Имеющиеся условия не везде соответствуют современным требованиям: отсутствие по типовому проекту и в наличии музыкального и физкультурного залов создает определённые трудности при проведении музыкальных и физкультурных занятий, праздников и развлечений для детей. А отсутствие спален не дает в полной мере использовать всю площадь группы для создания игровой развивающей среды.

Предельная наполняемость групп 60 человек, но в связи с высокой рождаемостью детский сад принимает детей больше нормы. В детском саду нет специальных коррекционных, логопедических групп, нет детей – инвалидов.

Большая часть совместной деятельности с детьми организуется на воздухе. Для этого созданы необходимые условия: участок озеленён, имеется спортивная площадка; изолированные, оснащенные навесами (верандами) и постройками, игровые площадки для каждой возрастной группы; асфальтированная дорожка с разметкой для обучения детей ПДД; огород для детского экспериментирования, цветники.

Детский сад осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственно – экономическую деятельность в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ» от « 12 » сентября 2008 года № 666 , договором между учредителем и дошкольным учреждением, другими нормативными актами.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетный и другие счета в банковских учреждениях; печать и штамп со своим наименованием. Детский сад приобретает права юридического лица в части ведения уставной финансово – хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, с момента регистрации. Финансируется учредителем в соответствии с договором между МДОУ и учредителем. Самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность; ежегодно предоставляет учредителю отчет о поступлении и расходовании средств.

Деятельность детского сада направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством.

Управление ДОУ осуществляет заведующая, методической работой занимается старший воспитатель, административно – хозяйственную часть представляет завхоз, за здоровьем детей в ДОУ следит фельдшер детской поликлиники.

Управление ДОУ строится на основе документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность.[14]

Работа методического кабинета строится на основе Концепции дошкольного воспитания. Главной задачей развития коллектив ДОУ считает разработку новых подходов к дошкольному воспитанию –

от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми.

Годовые планы воспитательно-образовательной работы ДОУ составляются на основе наблюдений за педагогическим процессом, методического заказа воспитателей, учитывается результат диагностирования выполнения программы детьми.

Социальная защита педагогов осуществляется администрацией совместно с профсоюзным комитетом ДОУ: по итогам работы выделяются денежные премии, ежемесячно на основании «Положения о доплатах и надбавках» проводятся доплаты и надбавки к заработной плате за добросовестный труд.

С целью выполнения Инструкций об охране труда сотрудникам выдается спецодежда, моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования. Всем персоналом систематически прорабатываются должностные инструкции, инструкции об охране жизни и здоровья, технике безопасности труда, правила пожарной безопасности, внутреннего трудового распорядка, санитарные правила. Администрация и профсоюзный комитет ДОУ контролируют выполнение персоналом должностных инструкций.

2.2 Качество основных видов деятельности


С 1999 года в детском саду реализуется комплексная программа «Радуга» Т.Н. Дороновой. Программа направлена на создание условий для эффективного развития ребёнка; ориентирована на детский сад, где ребёнок получает возможности широкого эмоционально-практического, самостоятельного контакта со сверстниками; осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом возраста детей и особенностей видов деятельности. Надо сказать, что программа не продумана до конца авторами. В программе почти отсутствует работа по физическому воспитанию детей, а если и есть, то информация очень размытая.

Поэтому с 2007 года в работу учреждения вводится программа М.Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка». Работа ведется в системе благодаря тесному взаимодействию воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателей возрастных групп и фельдшера детского сада. Результаты такого взаимодействия отражены в мониторинге физического развития детей каждой возрастной группы, в их положительной динамике[15] и анализе заболеваемости, который проводится ежемесячно, ежеквартально и ежегодно.


Состояние здоровья детей за 2008 – 2009 учебный год.

Возрастная группа

Количество детей

Группа здоровья

% хронических больных

Индекс здоровья

Пропущено одним ребенком по болезни

1

2

3

4

дней

случаев

3 – 4

19

3

16

-

-

-

53,2

2,8

4,3

4 – 5

19

4

15

-

-

-

64,8

3,4

3,4

5 – 6

19

3

15

1

-

5,3 %

64,7

3,2

2,5

6 – 7

24

2

21

1

-

4.1. %

67,2

2,8

2,8

итого

81

12

67

2

-

2.5 %

58,0

2,8

3,2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6