Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения
Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования Костромской государственный
университет имени Н.А. Некрасова
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа по педагогике
«Проблемы совершенствования
управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения»
Выполнила
студентка
3 курса
специальность
«Педагогика и методика
дошкольного
образования» Смирнова Е.В.
Научный
руководитель –
Шилик
Антон Дмитриевич
Содержание
Введение
Глава 1. Современное дошкольное
образовательное учреждение: проблемы управления его развитием
1.1 Характеристика системы
дошкольного образования
1.2 Формирование адаптивной
образовательной среды
1.3 От функционирующего к
развивающемуся ДОУ
1.4 Направления совершенствования
управления качеством деятельности дошкольного учреждения
1.4.1 Совершенствование качества
условий дошкольного образования
1.4.2 Совершенствование качества
процесса дошкольного образования
1.4.3 Совершенствование процесса взаимодействия
между педагогами, детьми и родителями
1.4.4 Оптимизация результатов
воспитательно-образовательной работы
1.4.5 Совершенствование системы
отношения между компонентами образовательного процесса
1.4.6 Управление по результатам
Глава 2. МДОУ детский сад № 7
«Золотой ключик» городского округа город Шарья Костромской области: пути
совершенствования управления деятельностью
2.1 Характеристика детского сада
2.2 Качество основных видов
деятельности
2.3 Качество результатов
деятельности
2.4 Инновационная деятельность ДОУ
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
«Кто-то
сказал: «Человек, который знает «как», всегда найдет работу, а человек, который
знает «почему», будет его начальником».
Мой педагогический стаж
уже 13 лет, из них четыре года я – старший воспитатель детского сада. Поэтому я
просто обязана знать «как» и искать ответы на все «почему».
Детский сад как дом и
мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети
по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Многие думают:
дошкольное образование – первая ступенька системы образования, и это если не
маленькая школа, то место, где к ней готовят.
Но жизнь дошкольника –
это не подготовка к школе, а уже жизнь, полноценная и очень значимая, но только
при условии, что развитие ребенка планируется и осуществляется с учетом его
потребностей и возможностей.
А легко ли быть лидером
в образовательном учреждении? Теперь я понимаю, что педагогического образования
для руководителя дошкольного учреждения мало. Жизнь заставляет учиться и
превращаться в психолога, юриста, менеджера, дизайнера. Я не имею права на
грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность, а имею право на
мудрость, гибкость, высокий профессионализм, на высокую работоспособность,
ответственность за осуществление воспитательно-образовательного процесса в
учреждении и, конечно же, за повышение качества результатов работы
педагогического коллектива. Руководитель должен оперативно чувствовать время,
предвидеть и прогнозировать любую ситуацию, гибко перестраиваться по всем
требованиям жизни, разумно рисковать. На мой взгляд, роль руководителя в
образовании – суметь поставить перед собой задачу развития и совершенствования той
системы, управленцем которой он является.
Актуальность темы.
Современная
образовательная ситуация в России характеризуется противопоставлением
требований к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного
процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют.
Все более
актуальной становится проблема комплексной подготовки специалистов дошкольного
образования интегрального уровня, способных взять на
себя мотивационную, ориентировочную, регулирующую, организационную и
контролирующую функции в ДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность
руководителя дошкольного учреждения соответствует всем этим функциям, но для ее
эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями,
умениями и навыками.
В настоящее время руководитель
должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного
учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени
соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников
и всего ДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного
процесса.
Цель
исследования: определить и охарактеризовать пути
совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного
учреждения.
Задачи
исследования:
- обеспечить качество
условий образовательного процесса в ДОУ.
- создать условия для профессионального
совершенствования педагогов детского сада.
- совершенствовать
процесс взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Объект
исследования: процесс совершенствования управления
дошкольным образовательным учреждением.
Предмет исследования:
педагогические условия и технологии совершенствования управления дошкольным
образовательным учреждением.
Гипотеза
исследования: если совершенствовать качество субъектов,
условий, содержания воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном
учреждении за счет оптимизации взаимоотношений между его компонентами и субъектами,
достаточного финансирования, повышения педагогического потенциала, оснащения
предметно-развивающей среды, то совершенствуется и качество результатов деятельности
ДОУ.
Ожидаемый
результат: развивающееся дошкольное
образовательное учреждение с осуществлением приоритетного направления, работающее
в инновационном режиме и обеспечивающее качественный результат своей
деятельности.
Данная курсовая работа
раскрывает проблемы совершенствования руководства деятельностью дошкольного
учреждения и определяет направления его совершенствования. Материалы,
использованные при написании работы, основаны на опыте работы МДОУ детского
сада № 7 «Золотой ключик» городского округа город Шарья Костромской области.
Глава
1.
Современное
дошкольное образовательное учреждение: проблемы управления его развитием
1.1
Характеристика системы дошкольного образования
В статье 8 Федерального
Закона «Об образовании» дается понятие «система образования» как
совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:
- преемственных образовательных
программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и
направленности;
- сети реализующих их
образовательных учреждений;
- органов управления
образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Рассмотрим данное
понятие как совокупность взаимодействующих элементов.[1]
Система образования.
Образовательные программы,
государственные образовательные стандарты
|
Образовательные учреждения,
реализующие образовательные программы и стандарты
|
Органы управления образованием
|
1
|
2
|
3
|
Общеобразовательные программы
|
Дошкольные образовательные учреждения
(детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и ухода
и др.)
|
Государственное управление
образованием: Министерство образования и науки РФ
- формирование и осуществление
федеральной политики в области образования;
-правовое регулирование отношений в
области образования в пределах своей компетенции;
- разработка федерального компонента
стандартов;
- разработка и утверждение типовых
положений об образовательных учреждениях и др.
Органы управления образованием субъектов
РФ
- определение особенностей порядка
создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных
учреждений;
- формирование государственных органов
управления образованием и руководство ими;
- установление региональных
компонентов государственных образовательных стандартов и др.
|
Общеобразовательные учреждения
(начальная, основная и средняя общеобразовательная школа, гимназия, лицей и
др.)
|
Профессиональные образовательные
программы
|
Учреждения начального
профессионального образования (профессиональные училища, профессиональные
лицеи, учебно-курсовые комбинаты)
|
Средние специальные образовательные
учреждения (техникум, колледж)
|
Из приведенной таблицы
видно, что дошкольные образовательные учреждения относятся к категории
учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными
и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у
государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество
образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования
образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В следующей таблице
представлено типовое и видовое разнообразие этих учреждений (цветом
обозначен вид детского сада № 7 «Золотой ключик» города Шарья на 1 сентября 2009
года).
Типы и виды
образовательных учреждений
Дошкольные образовательные учреждения
(ДОУ)
|
Образовательные учреждения ддля детей
дошкольного и младшего школьного образования
|
Детский сад.
|
Начальная школа – детский сад.
|
Детский сад с приоритетным
осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников.
|
Прогимназия с приоритетным
осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и
обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного
и др.
|
Детский сад компенсирующего вида с
приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в
физическом и психическом развитии воспитанников.
|
Начальная школа – детский сад
компенсирующего вида.
|
Детский сад присмотра, ухода и
оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
|
|
Детский сад комбинированного вида (в
состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие,
компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании)
|
Центр развития ребенка – детский сад с
осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления
воспитанников.
|
Основными тенденциями
изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение
количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений
развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного,
художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и
воспитания дошкольников.
По результатам
государственно аккредитации каждое дошкольное учреждение (как государственное,
так и негосударственное) получает свидетельство установленного образца,
согласно которому ему присваивается соответствующая категория[2].
Ниже приводится
расшифровка каждой из категорий (цветом обозначена категория детского
сада № 7 «Золотой ключик» города Шарья):
Дошкольные учреждения III
категории – обеспечивают основные образовательные услуги в соответствии с
требованиями государственного образовательного стандарта на основе бюджетного
финансирования в размере норматива
|
Дошкольные учреждения II
категории – предоставляют свои услуги в соответствии с требованиями,
превышающими государственный образовательный стандарт по приоритетному
направлению из деятельности (виду), и получают право на дополнительное финансирование
из местного или ведомственного бюджета, а также право на фирменное название.
По назначению учреждения разделяются на следующие виды: общеразвивающие;
присмотра, ухода и оздоровления; компенсирующие; комбинированные.
|
Дошкольные учреждения I
категории – предоставляют весь спектр образовательных услуг в соответствии с
критериями, превышающими требования государственного образовательного
стандарта. Такие учреждения обеспечиваются дополнительным финансированием из
местного (ведомственного) бюджета и получают право на фирменное название.
|
Наличие государственных
и негосударственных образовательных учреждений, их типовое и видовое
разнообразие, дифференциация на категории обеспечивает формирование разных
моделей медико-психолого-социального сопровождения образовательного процесса и
развитие новых форм дошкольного образования, что способствует созданию
эффективного образовательного пространства в инфраструктуре каждого района (в
нашем случае это Шарьинский район) учебного округа. Детский сад, на опыте
которого основаны материалы этой курсовой работы, входит в инфраструктуру образовательной
системы города Шарья Костромской области и занимает в ней определенное место.
1.2
Формирование адаптивной образовательной среды
Практическая
деятельность органов управления образованием и самих дошкольных учреждений
сегодня изобилует разнообразными попытками создания условий для самоопределения
и самореализации детей.
Открываются учреждения
«Начальная школа – детский сад»; центры развития ребенка; детские сады,
присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детские сады
комбинированного вида; детские сады компенсирующего вида с приоритетным
осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом
развитии воспитанников; детские сады общеразвивающего вида с приоритетом в
художественно-эстетическом, интеллектуальном развитии детей.
Бесспорно, что все
инновации в системе дошкольного образования позволяют решать отдельные аспекты
проблемы свободного самоопределения и саморазвития личности ребенка. Вместе с
тем современная система образования еще незначительно продвинулась в
формировании адаптивной образовательной среды.
К сожалению, в
большинстве городов и сёл дошкольные учреждения продолжают оставаться
однообразными в своей педагогической сущности. Такие направления создания
адаптивной образовательной среды, как гибкий режим, учет индивидуальных
особенностей ребенка, проведение различных форм занятий (с малыми подгруппами,
индивидуально и др.), остаются только областью перспективы.
Сегодня нельзя забывать
о том, что развивающееся дошкольное учреждение, работающее в инновационном
режиме, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы,
дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не
позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме.
Нужны новые подходы к
управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести
дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Формирование
адаптивной образовательной среды и соответствующей ей технологии управления
требует четких методологических подходов к организации экспериментальной
работы.
Системно-деятельностный
подход позволяет добиться целостности адаптивной образовательной
системы, взаимосвязи и взаимодействия ее целесодержащих элементов,
соподчиненности целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.
Синергетический
подход[3]
предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта. Практически это
означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в
деятельности социально-педагогической системы.
Коммуникационно-диалогический
подход состоит во взаимодействии всех субъектов
(объектов), находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях достижения
прогнозируемых конечных результатов.
Культурологический
подход предполагает объединение в целостном непрерывном
образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических
знаний по конкретным научным дисциплинам. Общечеловеческим и национальным
основам культуры, закономерностей развития личности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|