Применение современных компьютерных технологий при изучении химии
Далее учитель обращает
внимание на то, что оказывается литий отличается по своим свойствам от
остальных щелочных металлов.
Так при взаимодействии с
кислородом: Li + O2 = Li2O,
Тогда как остальные
образуют пероксиды: Ме + O2
= Ме2О2
, строение которого следующее Ме – О – О – Ме .
Пероксиды используют для
регенерации воздуха в космических кораблях и в подводных лодках.
А для получения оксидов:
Ме2О2 + Ме = Ме2О.
Кроме того, фосфат лития, карбонат лития, фторид лития
нерастворимы в воде.
На этапе закрепления изученного материала учитель
сообщает о успешной переправе через реку. Но оказались на перепутье. Направо
пойдешь – в пустыню попадёшь, налево пойдешь – в лабиринт попадешь, а прямо
пойдешь- на остров ошибок попадешь.
1)
Пустыня: Археологи отправили нам
сохранившиеся кусочки папируса и попросили расшифровать их. Помогите им.
13 10 20 10
11
Ключ для расшифровки:
числа – номера букв в русском алфавите.
2)
Лабиринт: Вы попали в лабиринт, и чтобы
выбраться, вам нужно осуществить цепочки превращений:
3)
Остров ошибок: в книге М. М. Гурвича «Домашняя
диетология» есть такая рекомендация для больных мочекаменной болезнью: «из
зелени и овощей в рацион включают те сорта, которые считаются бедными кальцием
и щелочными валентностями: горох, брюссельскую капусту, тыкву».
Прокомментируйте эту формулировку с позиции химика, а если сможете, то и с
позиции агронома.
(Демонстрируются
слайды №13 – 15 с выше перечисленными заданиями).
Ребята работают как в
тетрадях, так и у доски.
Далее учитель
обращается к ним: «Наш путь подошел к концу, мы успешно преодолели все
препятствия и достигли конечного пункта.
Природа,
частью которой являются щелочные металлы, окружает нас загадками, и попытки их
решения принадлежат к величайшей радости жизни (Слайд № 11):
Человек
рождается на свет,
Чтоб
творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб
оставить в жизни добрый след
И решить
все трудные задачи.
Человек
рождается на свет
Для чего?
Ищите свой ответ.
И если ваше
мнение не совпадает с моим, то это не значит, что вы заблуждаетесь. Может быть,
вы подходите к истине с другой стороны и видите ее другую сторону.
Благодарю за
работу и желаю успехов при выполнении домашнего задания».
В качестве
домашнего задания был предложен соответствующий параграф.
Учитель
подводит итоги.
В ходе
формирующего эксперимента проверялась эффективность методических разработок по
теме «Металлы» с использованием мультимедийных средств и их влияние на уровень
сформированности знаний, умений и навыков учащихся.
Проверка
разработанной методики проводилась в условиях естественного педагогического
эксперимента, что имеет большое значение для интерпретации полученных
результатов.
В данном
эксперименте участвовали учащиеся 9 класса Б средней школы №16 г. Саранска.
Общее число ребят в классе - 25 человек.
Экспериментальное
исследование началось с изучения возможностей усвоения учащимися материала в
условиях использования традиционных средств и информационной технологии
обучения.
Для выявления
исходного уровня знаний школьников было проведено тестирование по теме
«Строение атома». В соответствии с программой и учебником О.С. Габриеляна [37]
был составлен тест следующего содержания.
Тест №1 по
теме «Строение атома»:
1)
Укажите параметры соответствия положения элемента в периодической системе
и строения его атома:
1. Заряд
ядра, а) номер периода,
2. Общее
число электронов, б) номер группы,
3. Число
электронных уровней, в) порядковый номер
4. Число
электронов на внешнем уровне. элемента
В ответе
укажите соответствие между элементами первого и второго столбцов.
2)
Химический элемент – вид атомов:
а) с
одинаковым числом нейтронов и протонов в ядре,
б) с
одинаковым числом нейтронов в ядре,
в) с
одинаковым числом электронов в ядре,
г) с
одинаковым зарядом ядра.
3)
Изотопы химического элемента различаются
а) числом
валентных электронов в атоме,
б) общим
числом электронов в атоме,
в)
числом протонов (при одинаковом числе нейтронов) в ядре атома,
г) числом
нейтронов (при одинаковом числе протонов) в ядре атома.
4)
Электронная конфигурация атома углерода в основном состоянии описывается
формулой:
а) 1s2, в) 1s2 2s2 2p2,
б) 1s2 2s2, г) 1s2 2s2 2p4.
5)
Атом элемента имеет порядковый номер 13 и массовое число 27. Число
валентных электронов у него равно:
а) 5, в)
3,
б) 4, г)
2.
6)
Ион, имеющий в своем составе 18 электронов и 16 протонов, обладает
зарядом, равным:
а) +18, в)
+2,
б) –18, г)
–2.
7)
Атом какого элемента в невозбужденном состоянии имеет электронную
конфигурацию 1s2 2s2 2p6 3s2
3p6 3d10 4s2 4p3 :
а) P, в) Si,
б) As, г)
Ge.
8)
Продолжите предложение:
В ряду K – Ca – Sc –
Ti радиус атомов … (уменьшается, увеличивается).
9)
Какая из частиц имеет электронную конфигурацию, одинаковую с атомом
аргона:
а) Са2+, в)
Cl0
б) К0, г)
Na+
10)
Какой ряд элементов расположен по мере возрастания их атомных радиусов:
а) Na, Mg, Al, Si; в) O, S, Se, Te;
б) C, N, O, F; г) I,
Br, Cl, F.
Результаты
тестирования были занесены в таблицы 3.1 и 3.2.
На втором
этапе педагогического эксперимента школьникам была предложена анкета для
изучения их мнения по применению компьютерных технологий на уроках химии.
1.
Какие современные средства обучения используются в преподавании химии в
вашей школе?
a)
компьютеры,
b)
видеозаписи,
c)
свой вариант
2.
Как часто используются компьютерные технологии в преподавании химии?
a)
на некоторых уроках,
b)
очень редко,
c)
на большинстве уроках,
d)
свой вариант
3.
С какой целью, по Вашему мнению, используются компьютерные технологии в
преподавании химии?
a)
как средство наглядности,
b)
для контроля знаний,
c)
для понимания сущности химических явлений,
d)
свой вариант
4.
Способствует ли лучшему усвоению знаний использование компьютерных
технологий в обучении химии?
a)
да, очень;
b)
нет;
c)
не знаю
5.
Что предпочтительнее: работать над тестом в письменном виде или с использованием
компьютерных технологий? Почему?
6.
Есть ли в Вашем личном пользовании электронные учебники по химии?
7.
Есть ли у Вас доступ в Интернет?
8.
С какой целью Вы используете электронные учебники и Интернет?
9.
Ваши пожелания по применению компьютерных технологий в обучении химии.
При анализе
ответов учащихся было выяснено следующее.
При ответе на
первый вопрос учащиеся указали, что из современных средств обучения на уроках
химии в основном используют видеофрагменты по проведению эксперимента, кодоскопы,
реже – компьютер. Его в основном применяют с целью контроля знаний и умений и
как средство наглядности. В последнем случае ребятам (75%) предпочтительнее
работать над тестом с использованием компьютерных технологий, так как это
удобно, быстро и можно сразу узнать правильно или неправильно дан ответ на
вопрос.
У 20%
опрошенных есть в личном пользовании электронные учебники по химии, почти все
имеют доступ в Интернет. Эти средства они используют для поиска дополнительной
информации при написании рефератов, к подготовке домашнего задания. 89%
школьников пожелали, чтобы на уроках чаще использовали компьютер, так как это
способствует лучшему усвоению знаний по данному предмету, раскрывает сущность
химических процессов; работа на нем увлекательна, интересна.
В ходе
формирующего эксперимента нами были проведены уроки в форме презентаций в
рамках темы «Металлы». При этом во время каждого сообщения демонстрировались
красочные слайды со звуковым и видео сопровождением, включая анимацию. Что
позволило удерживать внимание на более долгий срок.
Урок был содержателен,
проходил интересно, логически стройно и эмоционально насыщенно, наглядно,
красочно. Из-за новизны проведения у учащихся повысился интерес к предмету. На
уроке диалог с классом был непрерывным. Ребята участвовали в различных видах
деятельности (слушание, речевая деятельность, работа у доски, сочетание
коллективной работы с индивидуальной при решении задач). Учащиеся внимательно
слушали как учителя, так и своих товарищей.
Затем в ходе
эксперимента учащимся данного класса были предложены тестовые задания с целью
контроля знаний, приобретенных по теме «Металлы» с применением ТСО.
Тест №2 по
теме «Металлы»:
1)
Какие продукты образует натрий на воздухе:
а) Na2O2, б) NaO2, в)
Na3N,
г) Na2CO3, д) Na2O, е) NaOH.
2) Из
указанных ниже положений выберите те, которые подтверждают основной характер
щелочноземельных элементов:
а) бинарные соединения
элементов (гидриды, галогениды, нитриды и другие) являются ионными кристаллами,
б) гидроксиды
Э(ОН)2 при обработке кислотами образуют соответствующие соли,
в) гидроксиды
Э(ОН)2 не реагируют с щелочами, даже в избытке,
г) оксиды ЭО
при взаимодействии с водой образуют Э(ОН)2 , водные растворы которых
имеют рН>7,
д) все эти
элементы проявляют высокую активность,
е) нет
правильного ответа.
3) Укажите
заряд и изобразите строение наиболее устойчивого иона железа. В ответе
изобразите размещение электронов по орбиталям атома железа и его иона.
4)
Железо является своеобразным индикатором окислительных свойств веществ.
Сильные окислители окисляют железо до степени окисления +3, слабые – до +2.
Закончите уравнения данных реакций:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|