бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Применение современных компьютерных технологий при изучении химии бесплатно рефераты

Далее учитель обращает внимание на то, что оказывается литий отличается по своим свойствам от остальных щелочных металлов.

Так при взаимодействии с кислородом: Li + O2 = Li2O,

Тогда как остальные образуют пероксиды: Ме + O2 = Ме2О2 , строение которого следующее Ме – О – О – Ме .

Пероксиды используют для регенерации воздуха в космических кораблях и в подводных лодках.

А для получения оксидов: Ме2О2 + Ме = Ме2О.

Кроме того, фосфат лития, карбонат лития, фторид лития нерастворимы в воде.

На этапе закрепления изученного материала учитель сообщает о успешной переправе через реку. Но оказались на перепутье. Направо пойдешь – в пустыню попадёшь, налево пойдешь – в лабиринт попадешь, а прямо пойдешь- на остров ошибок попадешь.

1)                                Пустыня: Археологи отправили нам сохранившиеся кусочки папируса и попросили расшифровать их. Помогите им.


13 10 20 10 11


Ключ для расшифровки: числа – номера букв в русском алфавите.

2)                                Лабиринт: Вы попали в лабиринт, и чтобы выбраться, вам нужно осуществить цепочки превращений:

 


NaH

 

Cu(OH)2

 
 







3)                Остров ошибок: в книге М. М. Гурвича «Домашняя диетология» есть такая рекомендация для больных мочекаменной болезнью: «из зелени и овощей в рацион включают те сорта, которые считаются бедными кальцием и щелочными валентностями: горох, брюссельскую капусту, тыкву». Прокомментируйте эту формулировку с позиции химика, а если сможете, то и с позиции агронома.

(Демонстрируются слайды №13 – 15 с выше перечисленными заданиями).

Ребята работают как в тетрадях, так и у доски.

Далее учитель обращается к ним: «Наш путь подошел к концу, мы успешно преодолели все препятствия и достигли конечного пункта.

Природа, частью которой являются щелочные металлы, окружает нас загадками, и попытки их решения принадлежат к величайшей радости жизни (Слайд № 11):

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать – и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.

Человек рождается на свет

Для чего? Ищите свой ответ.

И если ваше мнение не совпадает с моим, то это не значит, что вы заблуждаетесь. Может быть, вы подходите к истине с другой стороны и видите ее другую сторону.

Благодарю за работу и желаю успехов при выполнении домашнего задания».

В качестве домашнего задания был предложен соответствующий параграф.

Учитель подводит итоги.

3       Проведение педагогического эксперимента


В ходе формирующего эксперимента проверялась эффективность методических разработок по теме «Металлы» с использованием мультимедийных средств и их влияние на уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся.

Проверка разработанной методики проводилась в условиях естественного педагогического эксперимента, что имеет большое значение для интерпретации полученных результатов.

В данном эксперименте участвовали учащиеся 9 класса Б средней школы №16 г. Саранска. Общее число ребят в классе - 25 человек.

Экспериментальное исследование началось с изучения возможностей усвоения учащимися материала в условиях использования традиционных средств и информационной технологии обучения.


3.1 Констатирующий эксперимент


Для выявления исходного уровня знаний школьников было проведено тестирование по теме «Строение атома». В соответствии с программой и учебником О.С. Габриеляна [37] был составлен тест следующего содержания.

Тест №1 по теме «Строение атома»:

1)                Укажите параметры соответствия положения элемента в периодической системе и строения его атома:

1. Заряд ядра,     а) номер периода,

2. Общее число электронов, б) номер группы,

3. Число электронных уровней,    в) порядковый номер

4. Число электронов на внешнем уровне.        элемента

В ответе укажите соответствие между элементами первого и второго столбцов.

2)                Химический элемент – вид атомов:

а) с одинаковым числом нейтронов и протонов в ядре,

б) с одинаковым числом нейтронов в ядре,

в) с одинаковым числом электронов в ядре,

г) с одинаковым зарядом ядра.

3)                Изотопы химического элемента различаются

а) числом валентных электронов в атоме,

б) общим числом электронов в атоме,

в) числом протонов (при одинаковом числе нейтронов) в ядре атома,

г) числом нейтронов (при одинаковом числе протонов) в ядре атома.

4)                Электронная конфигурация атома углерода в основном состоянии описывается формулой:

а) 1s2,                                     в) 1s2 2s2 2p2,

б) 1s2 2s2,                      г) 1s2 2s2 2p4.

5)                Атом элемента имеет порядковый номер 13 и массовое число 27. Число валентных электронов у него равно:

а) 5,                               в) 3,

б) 4,                              г) 2.

6)                Ион, имеющий в своем составе 18 электронов и 16 протонов, обладает зарядом, равным:

а) +18,                                    в) +2,

б) –18,                                    г) –2.

7)                Атом какого элемента в невозбужденном состоянии имеет электронную конфигурацию 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d10 4s2 4p3 :

а) P,                              в) Si,

б) As,                                     г) Ge.

8)                Продолжите предложение:

В ряду K – Ca – Sc – Ti радиус атомов … (уменьшается, увеличивается).

9)                Какая из частиц имеет электронную конфигурацию, одинаковую с атомом аргона:

а) Са2+,                                   в) Cl0

б) К0,                             г) Na+

10)           Какой ряд элементов расположен по мере возрастания их атомных радиусов:

а) Na, Mg, Al, Si;          в) O, S, Se, Te;

б) C, N, O, F;                         г) I, Br, Cl, F.

Результаты тестирования были занесены в таблицы 3.1 и 3.2.

На втором этапе педагогического эксперимента школьникам была предложена анкета для изучения их мнения по применению компьютерных технологий на уроках химии.

1.                 Какие современные средства обучения используются в преподавании химии в вашей школе?

a)                                         компьютеры,

b)                                         видеозаписи,

c)                                          свой вариант

2.                 Как часто используются компьютерные технологии в преподавании химии?

a)                                         на некоторых уроках,

b)                                         очень редко,

c)                                          на большинстве уроках,

d)                                         свой вариант

3.                 С какой целью, по Вашему мнению, используются компьютерные технологии в преподавании химии?

a)                                         как средство наглядности,

b)                                         для контроля знаний,

c)                                          для понимания сущности химических явлений,

d)                                         свой вариант

4.                 Способствует ли лучшему усвоению знаний использование компьютерных технологий в обучении химии?

a)                                         да, очень;

b)                                         нет;

c)                                          не знаю

5.                 Что предпочтительнее: работать над тестом в письменном виде или с использованием компьютерных технологий? Почему?

6.                 Есть ли в Вашем личном пользовании электронные учебники по химии?

7.                 Есть ли у Вас доступ в Интернет?

8.                 С какой целью Вы используете электронные учебники и Интернет?

9.                 Ваши пожелания по применению компьютерных технологий в обучении химии.

При анализе ответов учащихся было выяснено следующее.

При ответе на первый вопрос учащиеся указали, что из современных средств обучения на уроках химии в основном используют видеофрагменты по проведению эксперимента, кодоскопы, реже – компьютер. Его в основном применяют с целью контроля знаний и умений и как средство наглядности. В последнем случае ребятам (75%) предпочтительнее работать над тестом с использованием компьютерных технологий, так как это удобно, быстро и можно сразу узнать правильно или неправильно дан ответ на вопрос.

У 20% опрошенных есть в личном пользовании электронные учебники по химии, почти все имеют доступ в Интернет. Эти средства они используют для поиска дополнительной информации при написании рефератов, к подготовке домашнего задания. 89% школьников пожелали, чтобы на уроках чаще использовали компьютер, так как это способствует лучшему усвоению знаний по данному предмету, раскрывает сущность химических процессов; работа на нем увлекательна, интересна.

3.2           Формирующий эксперимент


В ходе формирующего эксперимента нами были проведены уроки в форме презентаций в рамках темы «Металлы». При этом во время каждого сообщения демонстрировались красочные слайды со звуковым и видео сопровождением, включая анимацию. Что позволило удерживать внимание на более долгий срок.

Урок был содержателен, проходил интересно, логически стройно и эмоционально насыщенно, наглядно, красочно. Из-за новизны проведения у учащихся повысился интерес к предмету. На уроке диалог с классом был непрерывным. Ребята участвовали в различных видах деятельности (слушание, речевая деятельность, работа у доски, сочетание коллективной работы с индивидуальной при решении задач). Учащиеся внимательно слушали как учителя, так и своих товарищей.

Затем в ходе эксперимента учащимся данного класса были предложены тестовые задания с целью контроля знаний, приобретенных по теме «Металлы» с применением ТСО.

Тест №2 по теме «Металлы»:

1)                Какие продукты образует натрий на воздухе:

а) Na2O2,    б) NaO2,     в) Na3N,

г) Na2CO3,  д) Na2O,     е) NaOH.

2)      Из указанных ниже положений выберите те, которые подтверждают основной характер щелочноземельных элементов:

а) бинарные соединения элементов (гидриды, галогениды, нитриды и другие) являются ионными кристаллами,

б) гидроксиды Э(ОН)2 при обработке кислотами образуют соответствующие соли,

в) гидроксиды Э(ОН)2 не реагируют с щелочами, даже в избытке,

г) оксиды ЭО при взаимодействии с водой образуют Э(ОН)2 , водные растворы которых имеют рН>7,

д) все эти элементы проявляют высокую активность,

е) нет правильного ответа.

3)      Укажите заряд и изобразите строение наиболее устойчивого иона железа. В ответе изобразите размещение электронов по орбиталям атома железа и его иона.

4)                Железо является своеобразным индикатором окислительных свойств веществ. Сильные окислители окисляют железо до степени окисления +3, слабые – до +2. Закончите уравнения данных реакций:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7