Применение современных компьютерных технологий при изучении химии
Применение современных компьютерных технологий при изучении химии
Реферат
Квалификационная
работа содержит 67 страниц, 8 таблиц, 2 схемы, 41 использованный источник.
ТЕХНИЧЕСКИЕ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, КОМПЬЮТЕР,
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ.
Объектом исследования
является учебная и научно - методическая литература по химии и методике
преподавания химии, учебный процесс в общеобразовательной школе.
Цель работы – изучение
проблемы совершенствования методики применения компьютерных технологий при
обучении химии в 9 классе общеобразовательной школы.
В процессе работы
использовался опыт современного преподавания химии, педагогический эксперимент.
В результате исследования
разработана методика, обеспечивающая эффективное применение компьютерных
технологий в комплексе с традиционными на уроках химии, разработаны
методические рекомендации и дидактические пособия (компьютерные программы) к
проведению урока по темам «Сплавы», «Железо», «Щелочные металлы».
Степень внедрения –
частичная.
Область применения – в
практике работы учителя.
Эффективность – повышение
качества знаний, умений и навыков учащихся.
Введение
В последние десятилетия возник новый элемент
культуры – информатика. Она оказывает большое влияние практически на все
стороны жизни человечества. Появление компьютеров, использование их в самых
различных областях человеческой деятельности значительно изменили традиционные
промышленные технологии, методы лечения болезней людей, приемы обучения.
Понятно, что такой элемент культуры стал определять уровень образованности
человека.
Получили развитие и широко раскинулись глобальные
информационно-коммуникационные сети, появились принципиально новые технические
возможности. Компьютерное обучение перерастает в сетевое, дистанционное,
интерактивное. То и другое cливается в мощное направление –
«интернет-образование» [1].
Специальные и общеучебные умения успешно формируются
при правильном сочетании разнообразных методов и приемов обучения,
целесообразном использовании дидактических средств: натуральных объектов,
наглядных пособий, а также современных технических средств обучения [2].
Технические средства обучения (ТСО) – это разнообразные
светотехнические и звуковые аппараты и пособия, используемые в учебном
процессе.
Рациональное использование ТСО в учебном процессе
требует от учителя химии профессиональной психолого-педагогической,
методической и технической подготовки [3].
Внедрение компьютерной техники в учебные заведения
открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения.
Использование программных продуктов обеспечивает
реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность,
активность и самостоятельность [4].
Компьютерные программы обеспечивают не только
формирование знаний и умений, работа на компьютере способствует развитию
творческих способностей учащихся. При этом компьютерные программы служат
дополнением к основному учебному материалу или выступают как средство,
повышающее результативность обучения [5].
Таким образом, цель настоящей работы заключается в
совершенствовании методики применения компьютерных технологий при обучении
химии в средней общеобразовательной школе.
Основными задачами настоящей работы являются:
1.
Разработать методические
рекомендации и различные дидактические пособия в комплексе с традиционными
(наглядные пособия, химический эксперимент, натуральные объекты) к проведению
отдельных уроков с использованием компьютерных технологий;
2.
Изучить влияние использования
компьютерных технологий на активизацию познавательной деятельности школьников,
а также на качество усвоения ими знаний.
3.
Проверить эффективность
разработанных методических рекомендаций в педагогическом эксперименте.
Значимость квалификационной работы заключается в
том, что разработанные в ней методические рекомендации по темам: «Сплавы»,
«Щелочные металлы», «Железо», способствующие усилению роли развивающей,
воспитательной и образовательной функций обучения, могут быть использованы в
опыте работы учителей химии.
Требования наглядности в
обучении были еще провозглашены Яном Амосом Коменским в «Великой дидактике»:
«Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять
для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое
– слухом, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – осязанием. Если же
какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами преподносятся»
[4].
Существуют различные
виды наглядности – зрительная и слуховая, кинестетическая. В 1941г. профессор
В.А. Артемов, исследуя психологические особенности обучения языкам, ввел
понятие языковой наглядности [4].
Неизбежно возникает
вопрос при описании дидактического принципа наглядности: каким образом и с
помощью каких средств указанные виды наглядности могут быть реализованы на
практике? Таких способов существует великое множество.
Например, по способу
выражения зрительная наглядность может быть графической, иллюстративной,
вербальной, экранной. В свою очередь иллюстративная зрительная наглядность
может быть предметной, ситуативной, сюжетной и т.д.
С появлением новых
информационных технологий основным стал комплексный способ реализации
принципа наглядности.
Мультимедийность стала
обычным способом выражения принципа наглядности.
Таким образом, говоря о
материальных средствах обучения, носителях учебной информации, важно определить
вид и форму наглядности, используемые при проектировании того или иного
средства обучения, что, в свою очередь, в немалой степени зависит от его
природных качеств, дидактических свойств [4].
Технические средства
обучения играют значительную роль в формировании научного мировоззрения
учащихся [6].
В отечественной и
зарубежной литературе определились различные основания для их классификации: роль
и функции ТСО в учебном процессе, дидактические основы и принципы применения,
вид и степень воздействия на органы чувств человека и пр.
Наиболее широко
распространена классификация средств обучения, предложенная Н.М. Шахмаевым и П.
П. Прессман, в которой за основу взята роль ТСО в учебно-воспитательном
процессе [7, 8]. В соответствии с этим признаком средства обучения делят на три
группы:
1. передающие
информацию;
2. помогающие
осуществить контроль знаний учащихся;
3. соединяющие
многие функции – универсальные.
Н. Аткинсон выделяет
проективные и непроективные ТС [3]. В группу проективных средств автором
отнесена только световая и оптическая проекция. К непроективным средствам он
относит учебные таблицы, схемы, чертежи, фотографии, радио, телевидение, ЭВМ,
магнитофон и т. д.
По формам материализации
учебной информации аудиовизуальные средства целесообразно разделить на три
группы:
1. ТС записи,
хранения и воспроизведения звуковой информации (звуковые средства обучения), т.
е. опосредствования мыслительной деятельности человека во внешнеречевой форме.
2. ТС записи,
хранения и предъявления зрительной информации, т. е. опосредствования
мыслительной деятельности человека в визуальной знаковой форме (экранные
средства обучения).
3. ТС записи,
хранения и предъявления аудиовизуальной (зрительно-звуковой) информации, т.е.
звуковой и зрительной учебной информации одновременно (экранно-звуковые
средства обучения) [3].
Более наглядное
представление о том, какие существуют ТС (аппаратура) и какие учебные материалы
предназначаются для их использования, может дать таблица 1.1.
Таблица 1.1 –
Педагогическая техника и аудиовизуальные средства обучения
Педагогическая техника
|
Аудиовизуальные средства
|
Вид восприятия
|
Кино - аппаратура
|
Кинофильмы: учебные,
хроникально-документальные, художественные
|
Зрительно – слуховой
|
Диапроекторы
|
Диафильмы, диапозитивы
(на стекле, пленочные)
|
Зрительный
|
Эпидиаскопы
|
Средства
картинно-изобразительной наглядности (чертежи, рисунки, фото и др.)
|
Зрительный
|
Графопроекторы
|
Чертежи, рисунки, записи
на прозрачных листах специального формата
|
Зрительный
|
Магнитофоны
|
Магнитные записи, тексты
к ним
|
Слуховой
|
Радиоприемники
|
Учебные и
общеобразовательные передачи, записи их на магнитную ленту
|
Зрительно-слуховой
|
Видеомагнитофоны
|
Видеозаписи
|
Зрительно-слуховой
|
ЭВМ, компьютер
|
Адаптированные программы
|
Зрительно-слуховой
|
При этом большое
значение имеют такие выразительные возможности экранных пособий, как
аутентичность, однозначность при восприятии, информационная плотность [6].
Развитие технических
средств способствовало совершенствованию урока и классно-урочной системы в
целом (схема 1) [1]:
Схема 1:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технология
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средства деятельности
|
|
|
Способы деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок
|
|
|
ТСО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программированное обучение
|
|
Проблемное обучение
|
Компьютеры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Телекоммуникации и сети
|
|
Компьютерное обучение
|
|
Эвристическое обучение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виртуальная реальность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интернет-образование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Любая педагогическая
технология – это информационная технология, так как основу технологического
процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование).
На наш взгляд, более
перспективными являются технологии обучения, использующие компьютер –
«компьютерные технологии».
Они развивают идеи
программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные
технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями
современных компьютеров и телекоммуникаций [9, 10].
Использование компьютера
на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано. Не стоит
использовать компьютер там, где более эффективны другие средства обучения. К
информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они
обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с
другими методами обучения [9].
На современном этапе
развития образования компьютеризация является одним из перспективных
направлений активизации учебного процесса [11].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|