Применение современных компьютерных технологий при изучении химии
Вид
|
Состав
|
Применение
|
Чугун
|
Fe (93%); C (2-4,5%);
Mn, Si, P, S
|
Изготовление литых деталей (трубы,
колеса и т.д.), переработка в сталь
|
Сталь
|
Fe (93%); C (<2%);
Mn, Cr, Ni, W, Si, Mo,
V, Ti
|
В самолетостроении, изготовление
инструментов, деталей для машин
|
Латунь
|
Сu, Zn (30-35%)
|
В самолетостроении
|
Дюралюминий
|
Al (95%)
Mg, Cu, Mn
|
Изготовление деталей для машин,
предметов домашнего обихода
|
Бронза
|
Cu – Sn; Cu – Al;
Cu – Pb; Cu - Si
|
Изготовление частей машин, для
художественных отливок
|
(Демонстрируется
слайд №5, в котором приведена данная таблица).
Учитель
сообщает, что в металлургии железо и все его сплавы выделяют в одну группу под
названием черные металлы; остальные металлы и их сплавы имеют техническое
название цветные металлы.
Учитель
отмечает, что такие сплавы, как чугун и сталь можно использовать не только для
изготовления различных деталей для машин, но и в архитектуре и искусстве.
На данном
этапе урока выступает ученик с сообщением «Сталь: от оружия
до…ювелирных изделий», содержание которого следующее:
С целью
расширения возможностей применения стали в архитектуре и декоративно-прикладном
искусстве разработаны различные приёмы ее декорирования, в частности
окрашивание. Для получения «нержавейки» золотого, красного, синего или зеленого
цветов сталь «окрашивают» погружением в концентрированный раствор хромовой и
серной кислот. Сталь – основа современной техники. Но и в искусстве этот
замечательный материал занял весьма достойное место.
В старину
сталь считалась драгоценным металлом. Из нее в первую очередь делали оружие.
Самым знаменитым был булат. Его родина – Индия. Македонцы, вторгшиеся в эту
страну в IV веке до н.э., были поражены исключительной
твердостью мечей индийского войска, во II –ой половине
17 века тульские чудо - изобретатели украшали оружие (шпаги, например)
кружевным набором из ограненных стальных шариков. Изготовление их было
исключительно сложным и трудоемким, зато переливы граней стальных бусин
создавали полное ощущение блеска бриллиантов.
В I-ой половине 18 века начали выпускать художественные и
бытовые, обычно затейливо украшенные вещи: мебель, зеркала, каминные экраны,
самовары.
В XX
веке сталь начали использовать для украшения интерьеров. Стальные барельефы,
светильники использованы, например, для украшения станций метро в
Санкт-Петербурге.
(Демонстрируется
слайд №6 с фотографиями изделий из стали).
Затем учитель
сообщает, что бронза в искусстве с глубокой древности. Мягкая медь, вступив в
союз с оловом, превратилась в прочную и одновременно пластичную бронзу.
Учитель
начинает свой рассказ о секретах колокольной бронзы. Издревле Русь славилась
несметным количеством православных храмов. Неотъемлемая часть каждого из них –
колокольня. Звон колоколов… Где и когда он раздавался впервые?
(Демонстрируется
слайд №7 с фотографиями колоколен церквей в сопровождении фонограммы с записью
колокольного звона).
Учитель
сообщает, что ещё в IV-VI веках
плавили колокольную бронзу в Египте. В русских летописях впервые упоминается о
колоколах в 988 году. В 15 веке в Москве открылся пушечный двор для литья
колоколов и пушек. Изделия прославились на всю Россию. На этом дворе Андрей
Чохов отлил колокол Реут весом 32 760 кг, а также безымянный колокол весом 114660 кг. Обращает внимание на Царь-пушку, отлитую также им в 1586 году.
Отмечает, что в архивах можно найти имена многих искусных русских мастеров
литейного дела.
(Демонстрируется
слайд №8 фотографиями колоколов, Царь-пушки крупным планом, а также краткая
биография А. Чохова).
Главное
достоинство всякого колокола – его благозвучность. Но отлить колокол требуемого
тона и нужного веса было нелегко. Чуть ли не главным условием успеха был состав
сплава. Бронза для колокола должна обладать высокой твердостью, чтобы
обеспечить хорошее звучание при многочисленных ударах языка о края колокола, и
при этом не быть хрупкой, она не должна подвергаться значительным деформациям,
а также выкрашиваться при ударах.
В XX столетии был установлен состав колокольной бронзы:
Cu – 77–80%, Sn – 20-23%.
(Демонстрируется
слайд №9 с диаграммой, отражающая состав колокольной бронзы)
Количество
примесей (свинец, железо, никель и другие) зависит от чистоты загружаемой в
плавильную печь шихты и не должно превышать 1%. А в старинных же колоколах, где
содержание свинца доходило до 4%, а серебра – до 1%, примесей больше.
Очень часто в
качестве сырья для отливки колоколов использовали старые колокола и медные
монеты. При плавлении кусков бронзы происходит окисление олова до оксида олова,
а для его восстановления в шихту вводили до 2% фосфора, который повышает
прочность сплава без снижения его пластичности. Однако избыток фосфора делает
бронзу хрупкой.
Учитель
предлагает написать уравнения реакций данных процессов и составить
окислительно-восстановительный баланс.
При этом на
экране появляется соответствующий пункт (Слайд №10):
Sn + ? = SnO2
SnO2 + P = ? + ?
Учащиеся
работают и в тетрадях, и возле доски.
Учитель
повествует: с давних пор гуляет по свету молва, будто бы на редкость дивным и
мелодичным звоном славится бронза, в которой присутствует серебро. Должно быть
слышал об этом и Н.В. Гоголь, писавший в повести «Тарас Бульба» «Далеко
разносится могучее слово, будучи подобно гудящей колокольной меди, в которую
много повергнул мастер дорогого чистого серебра, чтобы далече по городам,
лачугам, палатам и весям разносился красный звон» .
(Демонстрируется
слайд №11 с высказыванием Н. В. Гоголя).
Учитель
задает вопрос: «Действительно ли серебро помогало литейщикам поставить колоколу
голос?» Оказывается, ни в одном старинном колоколе не найдено в заметных
количествах этого драгоценного металла. Предполагают, что мастера, отлившие
колокола, злоупотребляли доверчивостью набожных людей, делавших пожертвования
серебром, и отправляли его в особые отверстия, минуя расплавленную массу. В
настоящее время доказано, что серебро не только не улучшает звук колокола, но и
вредит ему.
В конце урока
учащимся предлагается выполнить несколько задач, которые отражены на экране.
Формулировка
задачи: Мельхиор – сплав, содержащий 80% Сu и
20% Ni. Сколько нужно взять Сu
и Ni для производства 25 кг мельхиора?(Слайд №12).
Учащиеся
записывают условие задачи и сверяют его с записью на экране.
Далее
учащимся предлагается задача на закрепление.
Формулировка
задачи: Вес колокола Лебедь, отлитого Николаем Немчином в 1532 году, составляет
7,29 тонн. Определите, какое количество Sn (в молях) в нем содержится, если
массовая доля этого металла в колокольной бронзе равна 20% ?
Учащиеся
решают данную задачу в тетрадях, сравнивая ответ с записью на слайде №13.
Затем
учащимся предлагается задача на нахождение массовой доли компонентов, один из
которых вступает в химическое взаимодействие.
Формулировка
задачи: Сплав бронзы, состоящий из алюминия и меди, масса которого 49,1 г, обработали соляной кислотой до прекращения выделения водорода (н.у). Объём образовавшегося
газа оказался равен 6,72 л. Вычислите массовую долю каждого компонента в
образце бронзы. (Слайды №14). Учитель вместе с ребятами разбирает решение
задачи.
В заключение
учитель зачитывает высказывание Бернарда Шоу (Слайд №15): «Теперь
когда мы уже научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы,
нам не хватает только одного: научиться ….» Чему? Жить на Земле как люди!
Как вы это понимаете? Ребята высказывают свое мнение на данный вопрос.
В качестве
домашнего задания предлагался соответствующий параграф.
Учитель
подводит итоги.
Нами были разработаны
методические указания с применением мультимедийного урока по теме: «Железо.
Физические и химические свойства». По типу этот урок относился к уроку
приобретения новых знаний. Были поставлены следующие цели:
Образовательная: дать
школьникам представления об элементе и простом веществе – железе, его
физических и химических свойствах. Опираясь на знания зависимости свойств
металлов от строения их атомов, предсказать характерные химические свойства
железа.
Воспитательная:
формирование у учащихся самостоятельности в достижении поставленной цели,
повышение творческой активности учащихся, познавательного интереса к химии;
воспитание культуры общения.
Развивающая: сформировать
у учащихся познавательный интерес, умения логически рассуждать, обобщать и
делать выводы из полученных знаний.
На организационном этапе
урока учитель начинает свой рассказ с того, что у каждого из нас есть свой
адрес: это улица, дом, квартира. У химических элементов тоже есть свой «дом».
Как он называется? Какие адреса имеют химические элементы? Сегодня мы
познакомимся с одним из жильцов этого «дома».
И для того, чтобы
сконцентрировать весь класс, учащимся была загадана загадка (Слайд №1):
Среди металлов самый
славный,
Важнейший, древний
элемент.
В тяжелой индустрии –
главный,
Знаком с ним школьник
и студент.
Родился в огненной
стихии,
Расплав его течет
рекой.
Важнее нет в
металлургии,
Он нужен всей стране
родной.
(Ответ: Железо)
После
чего тема урока не оставалась секретом.
Тема урока
демонстрируется слайдом №2. После чего учащиеся знакомятся с целью
урока, его задачами.
На втором этапе урока
(объяснение нового материала) учащиеся должны были заполнить «Визитную карточку
железа». Работая в паре определите адрес «проживания» железа (5 мин) по
следующему плану: Где расположено железо в ПС? Каково строение его атома? Какую
степень окисления следует ожидать у железа в его соединениях?
На экране появляются
соответствующие пункты, учащиеся отвечают, записывают ответы в свои тетради,
после чего на экране появляются правильные ответы (Слайд №3):
Порядковый номер: 26
Период: IV
Группа: VIII
Электронная формула
атома: 1s22s22p63s23p63d64s2
Степень окисления:
+2, +3
Далее учитель зачитывает
высказывание А. Е. Ферсмана с экрана (слайд №4):
«Железо не только
основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно - основа
культуры и промышленности, оно - орудие войны и мирного труда. И трудно во всей
таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлыми,
настоящими и будущими судьбами человечества».
И задает ребятам вопросы
«Как вы думаете, ребята, почему Ферсман дал такую высокую оценку железу?
Вспомните, где этот металл находит применение?» Дети называют области
использования железа, учитель дополняет:
Действительно,
применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа
в технику произошло на рубеже XVIII и XIX веков.
Из сплавов, в состав
которых входит железо, изготовляется плуг земледельца, станок рабочего, оружие
воина, стоящего на страже мирного труда, игла, которой вы шьете. Без железа
немыслима ни одна отрасль современной промышленности: кораблестроение,
строительство железных дорог, машиностроение, строительное дело, военное дело.
Не будь его, на Земле не было бы жизни в привычных для нас формах: ведь этот
элемент входит в состав крови почти всех представителей животного мира нашей
планеты. Железо необходимо для образования хлорофилла. Железо, содержащееся в
ферментах, в значительной степени влияет на интенсивность дыхания растений. В
организме человека железо встречается в виде ионов железа. Оно входит в состав
гемоглобина, который переносит кислород к клеткам, а обратно – углекислый газ.
Обычно содержание железа в организме не превышает 5 г, но его значение очень велико. При недостатке железа в организме человек быстро начинает
утомляться, возникают головные боли, появляется плохое настроение. И для
человека, а также животных источником железа являются растения, например, салат,
шпинат, капуста.
(При этом
демонстрируется слайд №5, в котором отображены основные отрасли применения
железа).
На данном
этапе урока выступает ученик с сообщением «Нахождение железа в
природе» (Слайд №6), содержание которого следующее:
Первое железо, попавшее
еще в глубокой древности в руки наших предков, было, по-видимому, не земного, а
космического происхождения. Железо входит в состав метеоритов, падающих на нашу
планету из космического пространства. Не случайно на некоторых древних языках
железо именуется «небесным камнем». Железо также обнаружено и на Луне, причем в
лунном грунте оно присутствует в самородном, неокисленном состоянии, что,
очевидно, объясняется отсутствием атмосферы.
По запасам в земной коре
железо занимает 4-е место среди вех элементов после кислорода, кремния и
алюминия. Намного больше железа в ядре планет, которое, по предложениям ученых,
состоит из никеля и железа. Но это железо вряд ли станет доступным в обозримом
будущем. В связи с этим важнейшим источником железа остаются залегающие на
поверхности земли или небольших глубинах такие минералы, как магнетит Fe2O4,
гематит Fe2O3, сидерит FeCO3.
(Демонстрируется
слайд №7 с фотографиями основных минералов железа).
Они составляют основу
главных железных руд – магнитного, бурого, красного железняка. Больше всего
железа – 72,4% - содержится в магнетите.
(Демонстрируется
слайд №8 с диаграммой, отражающей содержание железа в минералах).
На территории Мордовии
(Ельниковкий, Краснослободский районы) есть месторождения железной руды, но они
слабо изучены.
(Демонстрируется
слайд №9 - карта с отображением расположения перечисленных районов на
территории республики Мордовия).
Далее речь ведется о физических
свойствах: железо – серебристо-белый блестящий металл (tпл=1539 C,
tкип=3200 C), обладающий ферромагнитными свойствами, довольно тяжелый
(ρ =7,87 г/см3). Железо пластично, т.е. ему можно придавать
большую прочность и твердость за счет термического и механического воздействия
(закалка, прокатка).
Существует железо
технически чистое и особой чистоты. Разница в их свойствах – и физических, и
химических – значительна. Технически чистое железо называется низкоуглеродистой
электротехнической сталью. В этом названии отражены назначение материала и
содержание главных примесей: углерода 0,02-0,04%, а кислорода, серы, азота и
фосфора еще меньше.
Железо особой чистоты
содержит менее 0,001% примесей.
Оба материала обладают
хорошими магнитными свойствами, хорошо свариваются. Однако если технически
чистое железо – металл средней активности, то высокочистое – почти – инертно. У
железа высшей чистоты прочность намного меньше, чем у стали или чугуна. Поэтому
в качестве конструкционного материала железо особой чистоты не применяется. Но
если в него ввести в определенном порядке легирующие добавки, то оно сможет выдержать
нагрузку до 600 кг/см2 вместо обычных 17-21 кг/см2.
(Демонстрируется
слайд №10 , в котором отражена опорная схема «Физические свойства железа»).
По ходу рассказа
учащиеся должны записать физические свойства железа по следующему плану:
Цвет: серебристо-белый
Твердость: твердый
из-за примесей
Пластичность: пластичный
Плотность: 7,87
г/см3
Температура плавления: 1539
0С
Далее на экране
появляется следующий пункт – химические свойства железа. Учитель задает
вопрос: С какими веществами будет реагировать данный металл?
Демонстрируется слайд
№11 с опорной схемой.
Работая в парах,
учащиеся должны предсказать, какие химические свойства будет проявлять железо?
Учитель просит ребят
составить уравнения в соответствии со схемой превращений:
|