бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада бесплатно рефераты

-                   узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);

-                   узнавание букв, наложенных друг на друга;

-                   узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);

-                   письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребенком букв под диктовку (на заключительных этапах работы).

Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребенка к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание. Очень важно провести достаточное количество письменных упражнений в правильном написании букв.

Основное, что необходимо сделать при аграмматической дисграфии, это дать ребенку четкие образцы правильных грамматических форм тех или иных слов, к которым он в дальнейшем мог бы «подгонять» все другие однотипные виды окончаний.

Как и при других видах дисграфии, здесь также необходимо достаточное количество письменных упражнений, которые могут заключаться в предупредительных диктовках, выполнении специальных заданий на списывание окончаний слов, на постановку слов в правильной грамматической форме и пр.

 


3. Исследование дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада

 

3.1 Организация исследования


Исследование проводилось на базе МДОУ №348 Ленинского района г. Новосибирска.         В эксперименте принимало участие 14 детей. В контрольной и экспериментальной группе было по 7 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл. 1).


Таблица 1. Список детей

Контрольная группа

Экспериментальная группа

имя ребенка

возраст

характеристика

имя ребенка

возраст

характеристика

Дима

4 года 10 мес.

ППЦНС смешанного генуса

Коля

4 года 10 мес.

ЗРР на резидуально органическом фоне

Гриша

4 года 10 мес.

Дефицит внимания на фоне резидуальных проявлений ППЦНС, ЗПР

Кирилл

4 года 11 мес.

ММД в виде синдрома двигательной расторможенности, дефицит внимания на резидуальном фоне

Никита

4 года 10 мес.

Органическое поражение ЦНС с ЗПРР

Максим

4 года 9 мес.

ППЦНС, период резидуальных проявлений, ЗПРР

Женя

4 года 9 мес.

ЗРР на резидуально органическом фоне

Алеша

4 года 10 мес.

Дефицит внимания на фоне резидуальных проявлений ППЦНС

Оля

4 года 11 мес.

ЗРР на резидуально органическом фоне

Настя

4 года 10 мес.

ЗРР на резидуально органическом фоне

Марина

4 года 10 мес.

ППЦНС, период резидуальных проявлений ЗРР

Вика

4 года 9 мес.

ЗРР на резидуально органическом фоне

Сережа

4 года 11 мес.

Дефицит внимания на фоне резидуальных проявлений ППЦНС

Надя

4 года 9 мес.

ЗРР на резидуально органическом фоне


Из таблицы 1 видно, что возраст детей примерно одинаковый.

В приложении приведены анамнезы детей.

Эксперимент проводился в обеих группах детей в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Было применено три методики для выявления уровня речевого развития.

Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребенка, сложную структуру и условия построения двигательного акта, особенности нарушений моторных функций, артикуляторно-акустические признаки звуков в структуре различных типов слогов у дошкольников, Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова разработали методику коррекции нарушений ручной и артикуляторной моторики в процессе преодоления звукопроизносительных нарушений и последовательность использования речевого материала для формирования правильной артикуляции свистящих звуков и их автоматизации в различных условиях произношения.

Основное внимание в данной методике уделялось формированию кинестетической основы движений рук и артикуляторных движений. Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение.

«При определении направлений, содержания и методов коррекции нарушений ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией за основу были взяты уровневая теория организации движений Н.А. Берштейна; положение о тесной взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикуляторной моторикой; положение о сложном взаимодействии кинетической и кинестетической основы движений и о роли кинестезии в управлении движениями (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец); положение о двух основных видах ориентировки. Развитие ручной и артикуляторной моторики осуществляется по двум направлениям: формирование кинестетической основы и формирование кинетической основы ручных и артикуляторных движений» [9].

При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые упражнения, описанные в работах А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкого, О.С. Бот, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой.

Методика №1

Обследование общей произвольной моторики

Используются мотометрические тесты шкалы Озерецкого – Гельнитца. Обследуется как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.

1. Стояние в течение 15 сек. с закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус.)

2. Пальцем – носовая проба. Указательным пальцем правой и левой руки (по очереди) коснуться, закрыв глаза, кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)

3. Подпрыгивание. Одновременно отрываются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет отделить от земли сразу обе ноги, приземлиться на пятки, а не на носки, в течение 5 сек., производит менее 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.

4. Обследуемому предлагается в течение 10 сек. Указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольно, но одинакового размера. Правой рукой круги описывают по часовой стрелке, левой – в обратном направлении. Задание считается не выполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз.

5. Подать руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.

Оценка:

3 балла – четкое выполнение всех заданий;

2 балла – выполнение не более 3 заданий из предложенных;

1 балл – выполнение одного – двух заданий из числа предложенных, плохая координация, неловкость движений.

Методика №2

Обследование тонких движений пальцев рук.

А. Определение качества и степени дифференцированности движений:

1. Сжать пальцы в кулак.

2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке – «Пальчики прячутся».

3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой – «Пальчики здороваются».

Б. Обследование действий с предметами:

4. Выложить узор мозаики.

5. Самостоятельно застегнуть пуговицы.

6. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

7. Нанищзывать на нитку бусинки.

8. Укладывать в коробку правой и левой рукой по одной 5 спичек.

Оценка:

3 балла – четкое выполнение всех заданий;

2 балла – выполнение не менее 5 заданий из предложенных;

1 балл – выполнение одного – двух заданий из числа предложенный; плохая координация, неловкость движений.

При обследовании и в процессе наблюдений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.


3.2 Результаты исследования


После проведение исследования были получены следующие результаты, которые приведены в таблицах 2, 3, 4, 5.


Таблица 2. Полученные результаты обследования общей произвольной моторики у детей контрольной группы

п/п

Имя

ребенка

Возраст

Из наблюдений при обследовании

Оценка в баллах

1.

Дима

4г.10 м.

Тонус мышц слегка повышен, элементы дистонии. Слабость в левой руке и ноге

2

2.

Гриша

4г.10 м.

Тонус мышц в норме. Объем активных движений слегка ограничен в левой руке и ноге

2

3.

Никита

4г.10 м.

Не всегда понимает речевую инструкцию, необходима неоднократная упражняемость в выполнении задания. Тонус мышц снижен.

2

4.

Женя

4г.9 м.

Наблюдаются признаки утомляемости при выполнении заданий. Выполняет по показу и словесной инструкции.

2

5.

Оля

4г.11 м.

Тонус мышц слегка снижен. Объем движений слегка ограничен в правой руке.

2

6.

Марина

4г.10 м.

Тонус мышц слегка снижен. Объем движений слегка ограничен в левой ноге. Признаки утомляемости.

2

7.

Сережа

4г.11 м.

Тонус мышц слегка снижен. Объем движений слегка ограничен. Слабость в левой руке и ноге.

1


Таблица 3. Полученные результаты обследования общей произвольной моторики у детей экспериментальной группы

п/п

Имя

ребенка

Возраст

Из наблюдений при обследовании

Оценка в баллах

1.

Коля

4г.10 м.

Не всегда понимает речевую инструкцию, наблюдается паретичность мышечного тонуса, темп движений замедлен, нарушена координация движений, правая рука слабее

1

2.

Кирилл

4г.11 м.

Очень подвижен, активен, невнимателен к речевой инструкции, тонус мышц слегка повышен, объем движений ограничен, левая рука сильнее

2

3.

Максим

4г.9 м.

Речевую инструкцию не всегда понимает, пассивен, мышечный тонус слегка повышен, наблюдаются элементы дистонии.

2

4.

Алеша

4г.10 м.

Тонус мышц повышен справа, объем движений ограничен в нижних конечностях (не умеет прыгать на одной ноге, стоять). Наблюдаются синкинезии. Некоторые упражнения выполнял только с помощью взрослого.

1

5.

Настя

4г.10 м.

Тонус мышц ближе к норме.

2

6.

Вика

4г.9 м.

Темп движений замедлен. Объем движений ограничен в левой ноге.

2

7.

Надя

4г.9 м.

Не может прыгать на одной ноге.

2


3 балла не набрал ни один ребенок;

2 балла – 11 детей;

1 балл – 3 ребенка.

В результате обследования общей произвольной моторики были выявлены общемоторные нарушения. Объем активных движений у всех детей несколько ограничен. У некоторых детей наблюдается повышенный мышечный тонус в конечностях. У некоторых детей мышечный тонус понижен, наблюдаются элементы дистонии, что у всех детей неврологическую патологию, которая может обуславливать патологию речи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5