Правовое воспитание детей с противоправным поведением
•
не имеет постоянного места жительства;
•
не установлена его личность;
•
прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд
направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения
в виде заключения под стражу.
2. Не вырываться.
Лучше всего не убегать, не
вырываться и вообще не оказывать сопротивления, так как это
может вызвать ответную агрессию со стороны сотрудников охраны
правопорядка и может затем послужить для них оправданием насильственных действий в отношении
вас.
Хотя в соответствии с законом
РФ «О милиции» сотрудникам милиции запрещается прибегать к насилию, жестокому или унижающему
человеческое достоинство обращению, по тому же закону
они имеют право применять физическую силу, специальные средства (например, резиновые палки,
слезоточивый газ, наручники, служебные собаки,
электрошоковые устройства) и огнестрельное оружие для пресечения преступлений и административных правонарушений,
задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия
законным требованиям, если ненасильственные способы не
обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.
Что касается
несовершеннолетних, то специальные средства запрещено применять в отношении малолетних, а огнестрельное оружие
в отношении несовершеннолетних вообще, но когда возраст лица
очевиден или известен сотруднику милиции, за исключением случаев оказания ими вооруженного
сопротивления и совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.
Естественно, существует
большая вероятность того, что милиционер сошлется на незнание или неочевидность вашего возраста.
3. Выяснить
основания задержания.
Сотрудник милиции при
задержании обязан разъяснить вам основание и повод задержания,
а также возникающие в связи с этим права и обязанности. Как задержанный по подозрению в совершении преступления,
согласно ст. 46 Уголовно-процессульного
кодекса РФ, вы вправе получить копии документов, на вас оформляемых.
4. Право
на обжалование действий.
Если вы считаете, что
действие либо бездействие сотрудника милиции привело к нарушению ваших прав, свобод и законных интересов,
вы вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд. Так, например, вы можете
обжаловать применение физической силы, специальных средств и
огнестрельного оружия сотрудником милиции.
Прокурор должен рассмотреть
вашу жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо принять дополнительные меры, срок может быть продлен до
10 суток, о чем вас обязательно должны известить.
О решении, принятом по
жалобе, и о дальнейшем порядке его обжалования вас должны письменно уведомить. Обжаловать решение
прокурора можно вышестоящему прокурору или в суд.
Решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора, которые могут причинить ущерб вашим правам
и свободам,
затруднить доступ к правосудию, вы можете
обжаловать в суд. Жалобу лучше всего
подать непосредственно в суд.
Судья рассматривает жалобу
не позднее чем через 5 суток со дня ее поступления в судебном заседании с вашим участием, а также с участием защитника, законного представителя и
прокурора.
5. Составление
протокола задержания.
Протокол задержания должен
быть составлен после доставления вашего в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов. В
нем указываются дата и время составления
протокола, дата, время, место,
основания и мотивы задержания в
качестве подозреваемого, результаты
личного обыска и другие обстоятельства
задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и вами.
Вы можете отказаться
подписывать протокол, о чем в протоколе делается
соответствующая запись.
О вашем задержании по
подозрению в совершении преступления дознаватель, следователь или прокурор не
позднее 12 часов с момента задержания должны
уведомить законных представителей.
Могу ли я быть заключен под
стражу?
К вам как к несовершеннолетнему подозреваемому
заключение под стражу в качестве меры
пресечения может быть применено в случае, если вы подозреваетесь или
обвиняетесь в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а в исключительных случаях — в совершении
преступления средней тяжести.
В любом случае при решении
вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому должна обсуждаться
возможность отдачи его под присмотр. Присмотр за несовершеннолетним
подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении
его надлежащего поведения, а именно:
□ не
покидать постоянное или временное место
жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;
□
назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд;
□
иным путем не препятствовать производству по
уголовному делу.
Постановление о возбуждении
ходатайства об избрании в качестве меры пресечения
заключения под стражу рассматривается с участием подозреваемого, прокурора, защитника. В
судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого.
Постановление судьи об избрании в качестве меры
пресечения заключения под стражу или об
отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 3 суток
со дня его вынесения.
Если постановление судьи о
применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока
содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый должен быть немедленно освобожден.
Содержание под стражей при
расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. Но в некоторых случаях срок содержания под стражей может быть продлен до 6
месяцев.
Дальнейшее продление срока
может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в
совершении тяжких и особо тяжких преступлений, — до 12 месяцев и в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких
преступлений, — до 18 месяцев. Дальнейшее
продление срока не допускается, и лицо, содержащееся под стражей, подлежит немедленному освобождению.
В срок содержания под
стражей засчитывается время, на которое лицо было задержано в
качестве подозреваемого.
Правовое
воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками
образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребенка
использовать правовые
знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать
правонарешения.
Источники
1. Конституция РФ
2. Уголовный Кодекс РФ
Литература
1. Антонян Ю.М. Личность
преступника как объект предупредительного воздействия // Личность преступника
и предупреждение преступлений: Сб. науч. трудов. — М., 1987. — 127с.
2. Башкатов И.П. Психология
неформальных подростково-молодежных групп. / И.П.Башкатов - М.: Юрист, 2000.-
302с.
3. Беличева С.А. Основы
превентивной психологии. - М.: Просвещение, 1993. – 273с.
4.
Березина, В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г.
Ермоленко // Воспитание школьников. – 1994. – № 2. – С.2–5.
5.
Бланков, А. С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних / А. С. Бланков // Социальная дезадаптация:
нарушение поведения детей и подростков. – М: МПА, 1996. С.3– 10.
6.
Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического
исследования // Методические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975
г.-368 с.
7.
Бочарова
В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: Аргус, 1994.- 326с.
8.
Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.
9.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное
пособие. -М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 160 с.
10. Ветров Н.И. Профилактика
правонарушений среди молодежи. - М., 140с.
11.
Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания
// Педагогика. - 1992. - №5-6. - С. 45-49.
12.
Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в
России // Педагогика.-1996.-№ 5.
13.
Григорьев
С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной
работы.— М.: Наука, 1994.-302с.
14.
Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей.
- М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с.
15.
Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. -
М. - Ставрополь: Ставропольсерваисшкола,1998. - 228 с.
16.
Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное
пособие / Змановская Е.В. - М.: «Академия», 2003. - 288 с.
17.
Дулинова Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и пути
преодоления. - М., 2000.
18. Игошев К.Е. Психология
преступных проявлений среди молодежи. —М,: 164с.
19. Ильяшеико А. Н. Преступное
поведение несовершеннолетних женского пола и его предупреждение. — М.:
Просвещение, 1999
20. Сибиряков С.Л. Предупреждение
девиантного поведения молодежи. — Волгоград, 1998.
581с.
21. Юридическая энциклопедия / под ред.
В.И. Болотного – М.: Юрист, 2005-
22. Яценко И. С. Конституционное
право Российской Федерации. М.: Бератор-Пресс, 2003. 496 с.
Приложение 1
Карта личности школьника
группы риска
1. Общие сведения о школьнике:
Ф.И.О.
__________________________________________________________
Дата рождения_________ Класс ________ Тип класса______________
2. Сведения о родителях:
Мать:
Ф.И.О
_____________________________________________________
Возраст_________ Образование
____________________________________ Место работы и
должность_____________________________________________
Отец:
Ф.И.О
_______________________________________________________ Возраст_________
Образование________________________________________
Место работы и
должность_________________________________________
Другие члены семьи, проживающие с
ребёнком
________________________________________________________________
Другие сведения о членах семьи
(судимости, заболевания, случаи лишения родительских прав и т.п.)
2.Дополнительные сведения о ребёнке
3.1. Ребёнок посещает следующие
кружки, секции, клубы
____________________________________________________________________
3.2. Состоит на внутришкольном учёте
(когда поставлен?)______________
3.3. Состоит на учёте в КДН (с
какого времени) ______________________
3.4.
Имеет
условную судимость (указать статью и срок) _____________
3.5.
Является
воспитанником детского дома №_____
3.6.
Был
воспитанником спецшколы _________________
3.7. Как часто он пропускает
уроки без уважительной причины?
3.7.1. Постоянно.
3.7.2. Часто (4–7 уроков в неделю)
1.7.3.
Редко (до
3 уроков в неделю).
1.7.4.
Не
пропускает.
3.8. Как часто он убегал из
дома?
3.8.1. Очень часто (более 5 раз).
3.8.2. Часто (от 3 до 5).
3.8.3. Редко (1–2 раза).
3.8.4. Никогда.
3.9. Как можно
охарактеризовать его положение в классе?
3.9.1. Положительный лидер.
3.9.2. Полноценный член классного
коллектива.
3.9.3. Отрицательный лидер.
3.9.4. Человек, которого не принимает
большинство учеников его класса.
3.9.5. Человек, которого активно
отвергают, травят, преследуют сверстники.
2.
Дополнительные сведения о
семье ребёнка
4.1. Уровень
дохода семьи на одного человека:
4.1.1. Значительно ниже прожиточного
уровня.
4.1.2. Несколько выше прожиточного
уровня.
4.1.3. Соответствуют
прожиточному уровню.
4.1.4. Несколько ниже прожиточного
уровня.
4.1.5. Значительно ниже прожиточного
уровня.
4. 2. Семейная ситуация (нужные
пункты подчеркнуть):
4.2.1. Семья в состоянии
развода.
4.2.2. Неполная семья (одна мать или
один отец).
4.2.3. Отчуждённость родителей из-за
занятости.
4.2.4. Недостаточное
психолого-педагогическое образование родителей.
4.2.5. Жестокое и холодное отношение
родителей с детьми.
4.2.6. Оба родителя алкоголики,
полная семья.
4.2.7. Один родитель алкоголик,
полная семья.
4.2.8. Родитель-алкоголик в неполной
семье.
4.2.9. Семья с опекунами.
а) престарелые;
б) употребляют алкоголь; в) педагогически неграмотны.
4.2.10. Родители лишены родительских
прав, но дети проживают вместе с ними.
4.2.11. Родители относительно хорошо
выполняют свои функции
4.3. Условия проживания:
4.3.1. Благоустроенная квартира.
4.3.2. Одна или две комнаты в
общежитии.
4.3.3. Коммунальная квартира в
кирпичном доме.
4.3.4. Коммунальная квартира в
деревянном доме.
4.3.5. Семья проживает в частном
доме.
4.3.6. Другой
вариант_______________________________
3.
Опираясь
на ответы школьника по анкете укажите:
5.1. Причины пропуска
занятий_____________________________________
5.2. Причины побегов из дома (если
убегал)___________________________
5.3. Группы людей, нарушающие его
права___________________________
5.4. Что ему нравится в
школе______________________________________
5.4. Кому подросток может
доверять_________________________________
5.5. Какие способы улучшения ситуации
он видит?
4.
Используя методику изучения личности социально
дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения, оцените по 5-бальной
шкале степень выраженности следующих характеристик:
|