Правовое воспитание детей с противоправным поведением
Каждая школа решает этот вопрос самостоятельно. При пятидневной учебной неделе в день получается больше уроков, чем при
шестидневной. Зато общее число уроков в неделю при пятидневке меньше, чем при шестидневке. Поэтому шестидневка
чаще бывает в школах с углубленным
изучением каких-то предметов, в
гимназиях и лицеях. Максимально допустимое число уроков для каждого класса вот такое:
Родители и ученики могут
высказывать свои пожелания о количестве дней обучения в неделю директору школу или органам управления
школой (например, совету школы).
Кстати, школа имеет право
заменить пятидневную учебную неделю на шестидневную и наоборот течение учебного года.
Во сколько должны начинаться
уроки? Законно ли проведение нулевых уроков?
Уроки должны начинаться не раньше 8 часов утра. Проведение нулевых уроков запретил своим
постановлением Главный государственный
санитарный врач Российской Федерации.
Какие классы не должны учиться во вторую смену?
Первые, пятые и одиннадцатые.
А также классы компенсирующего обучения, классы с углубленным изучением отдельных
предметов и все классы в лицеях и гимназиях.
Имею ли я право перейти в
другую школу и что мне для этого нужно сделать?
Да, конечно. Если по каким-то
причинам ты не можешь дальше учиться в одной школе, у тебя есть право перейти в другую. Для
этого твои родители должны получить согласие школы, в которой ты
хотел бы учиться (в ней должны быть свободные места), а также предоставить директору новой
школы определенные документы.
Как мне вести себя, если я
считаю, что учитель необъективен при выставлении
оценок?
Подумай: правильный ли ты
сделал вывод? Возможно, что ты сам не выучил урок, а учитель, который справедливо сделал тебе замечание,
прав. Но если ты убежден, что учитель необъективен на
уроках (занижает отметки, придирается к твоим устным ответам, не дает возможности
ответить и так далее), то ты должен:
1. Собрать доказательства того, что учитель действительно несправедливо придирается и занижает отметки. Это не только письменные
работы с отметками и учительскими
замечаниями. Если одноклассники
подтвердят, что необъективность
учителя неоднократно проявлялась на
уроках, то это будет самый весомый аргумент в твою пользу.
2. Рассказать родителям о сложившейся ситуации,
чтобы для них твои дальнейшие действия не стали неожиданностью. Если
родители, убедившись в твоей правоте,тебя поддержат, то ты уже наполовину решил свою проблему.
3. Откровенно рассказать о конфликтной ситуации
классному руководителю, ко торый может неформально
поговорить с учителем-предметником.
4. Если разговор с
классным руководителем не помог, нужно
обратиться к школьной администрации
или в совет школы. Для решения
конфликта может быть создана специальная
комиссия, которая оценит уровень
твоих знаний по предмету. В «Версии
модели устава общеобразова
тельной школы» выбран такой вариант: «В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой обучающемуся предоставляется
возможность сдать экзамен по соответствующему
предмету комиссии, образованной советом
школы».
Разумеется, все
вышесказанное годится только в том случае, если ты хорошо
знаешь учебный материал и готов отстаивать свою позицию.
Если я пропустил занятия по
болезни, имеет ли право учитель ставить двойки за
невыполненные задания и незнание пропущенного материала?
Действия учителя в этой
ситуации не прописаны ни в одном нормативном акте. Но в данном случае можно опираться на общее правило: нельзя требовать
от учащихся знания того, что им не объяснил
учитель. Кроме того, учитель обязан в своей работе учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе и состояние здоровья.
Оставят ли меня «на второй год», если по одному предмету годовая вышла «двойка»?
Нет, в этом случае быть
«второгодником» тебе не грозит, ты будешь переведен в следующий класс условно.
В течение следующего года ты будешь должен выучить все, что
нужно, по этому предмету и за этот, и за предыдущий год, то
есть «ликвидировать академическую задолженность».
Чтобы такой перевод стал
возможным, за тебя должны поручиться родители. Они становятся ответственными за исправление двойки перед школой, но учиться
все равно должен ты сам. Конкретные сроки ликвидации задолженности должны быть оговорены в локальном акте —
например, в приказе директора.
Что мне будет, если я получу
две или больше «двоек» в году?
Тебе и твоим родителям
предложат на выбор несколько вариантов:
1. Остаться на второй год;
2. Перейти в класс компенсирующего обучения;
3. Продолжить учиться дома (в форме семейного
образования).
Кстати, в суворовских,
нахимовских, военно-музыкальных училищах и кадетских корпусах оставить на второй год можно только
из-за пропусков по болезни.
Можно ли привлекать меня к
общественно-полезному труду, принуждать к участию в субботниках?
Участие в мероприятиях,
направленных на поддержание чистоты класса или школы осуществляется в добровольном порядке. Следует помнить, что уборка класса
или иные трудовые действия способствуют поддержанию чистоты в
школе, что действует благоприятно и на твое
здоровье.
Имеет ли право учитель удалить ученика с урока или не допустить его к занятиям?
Такой вид наказания школьника
не предусмотрен. К сожалению, в практике школьной
жизни, нередко встречаются подобные случаи. Учеников не
допускают к занятиям по причине отсутствия сменной обуви, «ненадлежащего» /внешнего вида или
удаляют с уроков за нарушение дисциплины на уроке, «пререкания»
с учителем и т.п. Однако все эти действия неправомерны
и нарушают право ученика на образование. Удаление ученика с
урока возможно только как крайняя мера педагогического
воздействия. Более того, учитель несет ответственность за
охрану жизни и здоровья учащихся во время урока. Учитель, удаливший с урока ученика, обязан незамедлительно сообщить о
данном факте директору школы, а в его отсутствие — заместителю директора. В большинстве школ в уставы включен запрет
удалять учащихся с уроков.
Правда ли, что за прогулы и хулиганство
могут отправить в какую-то «спецшколу»?
Такие школы официально
называется «специальными учебно-воспитательными учреждениями для детей и подростков с девиантным
поведением». То есть с поведением, опасным для других людей,
отклоняющимся от нормы. Хулиганство и отказ ходить в школу относятся к девиантному поведению.
Такие школы призваны изменить опасное поведение, помочь ученику решить проблемы, которые привели его сюда, дать возможность получить общее среднее или специальное
образование.
Специальные школы могут быть
открытыми или закрытыми. В школы открытого типа можно попасть за постоянное совершение
нетяжелых правонарушений, отказ ходить в обычную школу. Для отправки туда необходимо заключение психолого-медико-педагогического консилиума,
рекомендация комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства, заявление родителей
(лиц, их заменяющих) и согласие самого подростка. Он должен быть старше 15 лет.
В учреждения закрытого типа
отправляют подростков от 11 до 18 лет за совершение уголовных преступлений. Из него нельзя уйти по собственному желанию. Решение о направлении в такое учреждение может принять только суд.
За что и как могут
исключить из школы?
Процесс исключения из школы — это исключительная мера.
Во-первых, исключить ученика
из школы можно только с 15 лет.
Во-вторых, причинами
исключения могут быть «неоднократные грубые нарушения устава» (при этом список «грубых» нарушений
должен быть записан в уставе).
Наконец, решение об
исключении из школы совет школы (или аналогичный орган управления школой) принимает только с учетом
мнения родителей и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Если ученик исключен из школы, это не значит, что он может делать, что хочет: комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав должна в
течение месяца обеспечить его трудоустройство или продолжение обучения в других учебных заведениях.
Как быть, если моя точка
зрения по теме урока не совпадает с мнением учителя?
Если ты считаешь, что прав,
отстаивай позиции до конца. Но учти, нельзя быть голословным, нужны факты. Спор с учителем — это не базар на
рынке, а спокойное отстаивание своей точки
зрения. Свобода выражения мнений (свобода слова, свобода информации) —
основное, неотъемлемое право любого
человека. На уроках ты имеешь право
высказывать свое мнение, а учитель должен относиться к нему с уважением. Также и наоборот, каждый обязан уважать мнение другого человека.
У нас в школе есть охранник,
каждый месяц мы сдаем деньги на охрану, а он нас
иногда не выпускает из школы или не пускает наших друзей из других школ. Имеет ли он на это право?
Решение о том, нанимать
охрану или нет, должны принимать родители, и, естественно, они же должны ее оплачивать. Получается
трехстороннее соглашение: школа по решению родителей
нанимает частное охранное предприятие (ЧОП), а родители оплачивают работу его сотрудников. Так
что родители при желании могут попробовать убедить совет
школы и школьную администрацию в том, что охрана школы может быть обеспечена другими способами.
Задача охранника — всего лишь не пускать в школу посторонних, не известных ему людей, по
внешнему виду или поведению которых он
может предполагать, что они могут
быть опасны с точки зрения безопасности
школы. Значит, он обязан пропустить в
школу родителей, пришедших побеседовать
с учителями или директором (исключение — специальное распоряжение директора школы о том, что такого-то человека пропускать не следует). То же самое относится и к другим посетителям: охранник может
попросить их представиться и записать их фамилию в специальный журнал, а также
осведомиться, к кому именно человек
пришел, но требовать предъявления
документов он не имеет права (документы
мы обязаны предъявлять только представителям
власти в строго определенных законом
случаях). Тем более охранник не имеет
права применять силу. Школьная охрана
не имеет права носить оружие, даже
дубинки. Единственное средство защиты,
которым может воспользоваться сотрудник ЧОП, — «тревожная кнопка», находящаяся обычно в его комнате рядом с постом.
Делать ученикам или их родным
какие-либо замечания, не пускать их в школу или не выпускать из школы
охранник имеет право, только если у него есть
специальные письменные инструкции
школьной администрации.
Что мне делать, если учитель
применил ко мне физическую силу или оскорбил меня?
Прежде всего, необходимо сообщить своим родителям и обязательно пройти освидетельствование у школьного врача. В случае
отсутствия медицинского работника на месте освидетельствование можно пройти в травмпункте или вызвать «скорую помощь». В случае если учитель унижает, подвергает психическому насилию (запугивание, оскорбления), освидетельствоваться можно у школьного психолога или по месту жительства в поликлинике. Такой поступок учителя противоправен. Можно обратиться с заявлением от имени родителей в
Департамент образования, к
уполномоченному по правам детей, в милицию. При составлении заявления
следует изложить только факты
противоправного поведения учителя, эмоции
и подробные описания произошедшего в таких заявлениях не указываются. В
определенных случаях можно обратиться к мировому судье с жалобой в порядке частного обвинения.
Что делать в случае
конфликта с учителем, представителем
администрации школы или обслуживающего персонала? Как отстаивать свои права?
Итак, ты решил отстаивать свое право и добиваться соблюдения закона.
1. Четко сформулируй, какое именно твое право или
право кого-то из твоих товарищей тебе
кажется нарушенным. Опирайся на
советы в этой книге и на соответствующую статью в законах. Определи, какой исход дела тебя устроит, чего ты будешь
добиваться.
2. Еще раз проверь все обстоятельства произошедшего,
собери дополнительную информацию. Если что-то случилось не с тобой лично, а со знакомыми, дополни тельная
проверка нужна обязательно.
3. Если есть возможность, постарайся сразу же
найти свидетелей нарушения, которые подтвердят твои слова, и начни собирать союзников. Вместе отстоять любое право
легче.
4. Реши, сразу ли расскажешь обо всем родителям
и попросишь их о помощи или пока отложишь это. Если решил
советоваться с родителями, подробно обсудить с ними
происшедшее.
Я И МИЛИЦИЯ
В любом государстве есть
правоохранительные органы, которые призваны защищать человека, его права и свободы, обеспечивать общественный порядок
и безопасность граждан. В нашей стране эти задачи выполняют сотрудники милиции. Работа милиции строится на принципах уважения
прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманного отношения к человеку. В критических ситуациях милиционер первый встает на защиту людей в случае посягательств на их жизнь, здоровье,
собственность. Милиционер поможет
тебе на улице, в дороге, в
общественном месте. Но у милиции
есть и полномочия привлекать к ответственности
нарушителей общественного порядка, пресекать противоправные поступки граждан. Каким будет общение с милиционером, во многом зависит от гражданина. Если человек не нарушает законы, нуждается
в помощи — милиция будет стоять на страже
его интересов. Если кто-то нарушает
законы, совершает правонарушения — милиция вправе защищать не его, а интересы общества.
Мы с друзьями поздно
возвращались домой с тренировки, и к нам подошли два милиционера...
Сотрудники милиции вправе
поинтересоваться, почему вы находитесь так поздно на улице без взрослых и куда вы направляетесь. Прежде всего, они
беспокоятся о вашей жизни и здоровье.
При этом сотрудники милиции должны быть с вами вежливы, поздороваться, представиться, доказать, что
они действительно работают в милиции (предъявить
служебное удостоверение). Отвечайте
на вопросы милиционеров спокойно, не
бойтесь, не говорите неправду. При необходимости (если уже очень поздно
и на улице темно) милиционеры могут проводить тебя до твоего подъезда или довезти до твоего дома на своей машине. Сообщи им номер телефона твоих родителей (сотрудники милиции должны им позвонить) или позвони своим родителям сам (если у тебя есть
мобильный телефон).
Как мне себя вести, если милиционеры просят пройти с ними в отделение милиции?
Сохраняя спокойствие, прежде
всего, сообщи милиционерам номера телефонов твоих родителей.
Сотрудники милиции обязаны незамедлительно сообщить
родителям или родственникам, что тебя просят пройти в отделение милиции, указав свои имена, номер
этого отделения, его адрес.
Ни в коем случае не пытайся
убежать, вырваться, а тем более нанести какие-либо удары; эти действия расцениваются как преступление
(оказание сопротивления работнику милиции); веди себя
подчеркнуто вежливо, четко задавай свои вопросы.
Никогда не пытайся выдумывать
какие-либо события и факты или сообщить то, в чем не уверен.
Надо ли мне возить с
собой документы?
Да, с собой необходимо иметь документы, удостоверяющие личность. Документами, удостоверяющими личность, являются паспорт,
а если тебе еще не исполнилось 14 лет — свидетельство
о рождении. Лучше всего с собой
иметь ксерокопии паспорта (страничка с фотографией
и регистрацией) или свидетельства о рождении, а также ученический билет (удостоверение или справку).
За какие правонарушения меня могут доставить в отделение милиции?
В числе таких правонарушений:
□
мелкое хулиганство;
□
злостное неповиновение;
□
незаконная продажа;
□
мелкая спекуляция;
□
распитие спиртных напитков в общественных местах или появление на улице в пьяном
виде;
□
нарушение правил дорожного движения.
На улице ко мне
подошли три пацана и отняли у меня мобильный телефон.
Что мне делать?
В отношении тебя было
совершено преступление, скорейшее раскрытие которого и возвращение тебе имущества будет зависеть от
твоих правильных действий. Любыми способами нужно сообщить о
происшествии в милицию - позвонить по телефону «02», найти ближайшее
отделение милиции или постового милиционера.
Постарайся успокоиться и внятно
объяснить, что с тобой произошло, где и когда. Сотрудник милиции, возможно, задаст тебе несколько уточняющих вопросов и скажет, что делать дальше. И поставь в известность своих родителей о случившемся.
Что делать, если меня задержали по подозрению в совершении преступления?
Задержание может быть
произведено при наличии одного из следующих оснований, указанных в ст.
91 Уголовно-процессуального кодекса РФ:
□
когда лицо застигнуто при совершении
преступления или непосредственно после
его совершения;
□ когда потерпевшие или очевидцы укажут на
данное лицо как на совершившее преступление;
□
когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные
следы преступления;
□
при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления,
оно может быть задержано, если:
•
это лицо пыталось скрыться;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|