бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовое воспитание детей с противоправным поведением бесплатно рефераты

Следующее важное условие организации правоохра­нительной деятельности — систематический анализ и оценка уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению орга­низации такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс формирования нрав­ственного и правового сознания подростков.

Существует еще одно важное требование к организа­ции правоохранительной деятельности: она должна быть направлена на поддержание дисциплины и правопоряд­ка преимущественно среди несовершеннолетних (а не взрослых), осуществляться в основном в школе, микро­районе школы и во внешкольных детских учреждени­ях, проходить при обязательном участии, контроле и руководстве со стороны взрослых (А. Е. Тарас).

Выделяют следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряды юных друзей милиции, так называемые «зеленые» или «голубые» пат­рули по охране природы, отряды юных инспекторов до­рожного движения, добровольные детские пожарные дру­жины, а также активное участие в деятельности инспек­ций по делам несовершеннолетних и общественных пунктов правопорядка, работа по пропаганде правовых зна­ний среди населения и младших школьников и др.

Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собствен­ной правовой культуры.

Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для учителей яв­ляются университеты и лектории правовых знаний, от­дельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и ак­тивное участие в организации и проведении мероприя­тий по правовому воспитанию школьников, но пропа­ганде правовых знаний среди населения.

Особенно тщательно нужно продумывать меры по по­вышении) правовой культуры родителей учащихся, ко­торые, СОГЛАСНО Конституции РФ, обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами об­щества и нести ответственность за соблюдение их деть­ми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых ви­дов правовой пропаганды среди родителей относятся та­кие, как университеты и лектории педагогических и пра­вовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Однако родители трудновоспитуемых учащихся, кото­рым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприяти­ях. Поэтому для них надо использовать в первую очередь индивидуальные формы правового воспитания, такие, как беседы на правовые темы, вовлечение родителей в актив­ную правоохранительную деятельность, рекомендация пра­вовой литературы для самостоятельного изучения.

От того, как организовано правовое воспитание школь­ников, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что: приобретение знаний в процес­се правового воспитания закономерно связано с углубле­нием познания социальной действительности и развити­ем интереса к нравственным и правовым идеалам совре­менного общества; в процессе правового воспитания ук­репляется способность личности правильно ориентиро­ваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации; целенаправленное правовое воспитание укреп­ляет и развивает правосознание несовершеннолетних.

Глава 2. Формирование правосознания у подростков - правонарушителей

2.1Социально – психологические проблемы формирования правосознания  у подростков

Правосознание человека не возникает с мо­мента рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни человека. Процесс формирования правосознания тесным образом связан с появлением у лица правосубъектности, представляющей собой совокупность правоспособности, дееспо­собности и деликтоспособности, но не ог­раничивается ее рамками.

Элементами системы, формирующей пра­вовое сознание и поведение личности, яв­ляются социальная среда; личность с ее ин­дивидуальными качествами и особенностя­ми; определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или соци­альная группа стремится передать своим членам. Они формируют преимущественно позитивное правосознание, но отдельные элементы социальной среды могут способ­ствовать при определенных условиях фор­мированию антиобщественного правового сознания[2].

Развитие правосознания личности детер­минировано окружающей ее социальной средой. Длительность становления право­сознания определяет многочисленность факторов как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредст­венно окружает индивида. Эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и особенности личности психологи­ческого порядка[3].

Проблема изучения факторов, влияющих на формирование правосознания, в на­стоящее время находится в числе актуаль­ных, носит уже не только научно-теорети­ческий, но и практический характер и требует глубокого изучения в научных ис­следованиях.

Так, знание факторов, оказывающих влияние на сознание правонарушителей, позволяет определить некоторые направления практической работы по формированию их правосознания, конкретные рекомендации по организации правовоспи­тательного процесса, что предполагает соз­нательное и целенаправленное воздействие опытом на личность ребенка, его социальную среду, источники правовой информации и про­цесс их усвоения.

Если учитывать вектор воздействия на соз­нание личности, то факторы, влияющие на формирование правосознания учащихся, можно подразделить на две группы: внутренние, представляющие собой индивидуальные особенности, и внешние, заключающиеся в деятельности субъектов социально-правовой жизни об­щества.

К внутренним факторам следует отнести: наличие психических заболеваний и пато­логий; особенности характера — внушае­мость, сила воли, темперамент и др.; уро­вень развития умственных способностей (так называемый коэффициент интеллек­та); уровень сформированности общей ие­рархии ценностных представлений и жиз­ненных установок, духовного мира, нрав­ственных убеждений, искаженность ие­рархии потребностей индивида, которые являются результатом воздействия соци­альной среды.

Особенно­сти физического, психического и социаль­ного статуса детей, , являются следствием небла­гополучной истории развития ребенка в связи с патологиями наследственного и приобретенного характера, отсутствием ро­дителей, нередко с наличием неблагополуч­ного социального окружения, которые по­рождают, в свою очередь, неадекватное раз­витие психологической среды, психические травмы.

В результате сосредотачи­вается весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной сторо­ны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны — ярко выраженным депривационным син­дромом[2] К этому следует добавить, что от­ставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся до­полнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку к самостоя­тельной жизни.

Поэтому, при прохождении практики в МОУ СОШ№3 мы решили с помощью анкетирования выявить у детей «группы риска» правовые знания этих детей. А для выявления самих детей группы риска была проведена предварительная работа тоже с помощью анкет(см. приложение №1)

Проведенное нами в школе  социо­логическое исследование правосознания подростков позволяет сделать определенные выводы о некоторых особенностях в формировании структур­ных элементов (компонентов) правового сознания данной категории детей.

Анализ ответов, полученных в результате анонимного анкетирования детей в возрасте от 10 до 16 лет, позволил получить определенные представления о таких компонентах их правового сознания, как правовая инфор­мированность, правовые убеждения, уста­новки и ориентации.

Сопоставление результатов анкетирова­ния позво­ляет нам сделать вывод о наличии у них стереотипных взглядов и представлений социально-пра­вового характера. Этому в подтверждение следует указать на присутствие однотип­ных вариантов ответов в числе первых трех по количеству выбранных в вопро­сах, где предусмотрено более трех вариан­тов ответов.

Полученные данные свидетельствуют о низком уровне правовой информирован­ности детей, 66% опрошенных не знают каких-либо прав ребенка, только 32% детей зна­ют, что ребенком в России признается ли­цо, не достигшее возраста 18 лет. 26% вос­питанников смогли выбрать из предло­женных правильное определение прокура­туры. 22% детей указали на полное незна­ние, с какой целью созданы и какую дея­тельность осуществляют органы опеки и попечительства, суд, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, службы занятости населения и социальной защиты населения, юридическая консультация, нотариальная контора. 48% выбра­ли соответствующее описание порядка и правил обращения в суд несовершенно­летних. 40% согласились с утверждением, что законы следует соблюдать при любых обстоятельствах, 43% считают, что люди подчиняются закону, даже если требова­ния закона им не нравятся, потому что за­коны не принято нарушать.

При этом 22% убеждены, что имеют достаточное количество правовых знаний для того, чтобы самостоятельно защищать свои права и за­конные интересы, и только 32% детей ука­зали на отсутствие у них достаточных зна­ний и опыта, чтобы самостоятельно ре­шать правовые проблемы. Около 50% ис­пытывают затруднения в принятии само­стоятельных решений в юридически зна­чимой ситуации.

Таким образом, большинство опрошенных детей разных воз­растов завышают свои возможности в плане самостоятельной защиты своих прав и за­конных интересов.

Общим для них является наличие у половины опро­шенных отрицательной установки на со­действие правоохранительным органам, низкий уровень социально-правовой ак­тивности, желание опосредовать свой вы­бор чьей-либо волей, снять с себя ответст­венность за выбор того или иного решения. 21% считают негативным предоставление правоохранительным органам сведений о совершенном правонарушении, а тех, кто сообщил, — стукачами. 10 % на вопрос «Же­лаете ли Вы принимать участие в охране об­щественного порядка (например, патрули­ровать улицы)?» избрали вариант ответа: «Нет, так как считаю для себя подобное унизительным». 20% не сообщили бы в ор­ганы милиции о факте совершения престу­пления по мотиву нежелания лишний раз общаться с милицией.

Таким образом, выявляя устойчивые осо­бенности правосознания подростков, можно судить о влиянии этих особенностей на механизм их поведе­ния, содействовать качественному измене­нию их правосознания.

Обозначенные проблемы в личностном развитии  подростков по­казывают, что важным условием успеха в принятии ими социально-правовых ценно­стей является разрешение вышеуказанных проблем через создание условий, благопри­ятных для этого.

2.2.Правовое воспитание в школе

В наше время с пугающей частотой  говорят о подростковой преступности. На наш взгляд  это происходит потому, что дети зачастую не понимают в силу молодости и горячности тяжесть содеянного.

Для этого можно создать программу по правовому воспитанию несовершеннолетних. Так, например, можно социальному педагогу создать такую программу, куда входит:

Организация для школьников старших классов научных кружков правовой направленности  

Организация в общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации

Создание клуба юного юриста

Работа школы правовых знаний под девизом «Молодежь – не проблема, а ресурс общества»

Проведение конкурсов юных друзей закона на лучшее знание: государственной символики России; конституционных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации; прав ребенка и др.       

Создание правовой игры «Обязан и имею право»  «Воспитай в себе гражданина». 

 Организация мероприятий социальной направленности  с участием подростков и молодежи,  благотворительных лотерей,  благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия..

Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов    ежегодно перед профессиональными праздниками 

 Организация «дней открытых дверей» в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими работниками

Организация детей и подростков в защиту экологии, за чистоту городов, поселков, водоемов и др.   

Проведение конкурса рисунка по антинаркотической тематике среди школьников старших классов 

Организация походов и поездок детей по историческим местам   

Организация спортивных мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья и Международному Дню защиты детей,  спартакиады «Быстрее, выше, сильнее».

Во время прохождения практики этот проект был частично апробирован в МОУ СШ№3 Нами был проведен так называемый один из видов  работ: брифинг по правовому статусу подростка. Для этого заранее были собраны вопросы, которые наиболее сильно  волновали детей и на которые они хотели получить исчерпывающий ответ. Мы их разделили на группы: «Я и семья», «Я и сверстники», «Я и школа», «Я и милиция».

Я и семья

Что значит, с юридической точки зрения, стать взрослым до 18 лет? Каким образом можно признать меня полностью дееспособным?

Стать взрослым — значит, приобрести все права и обязанности взрослого человека. Это возможно в следующих случаях. Например, при вступлении в брак. Его расторжение до 18 лет не влечет утрату прав взрослого.

Также несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным — эмансипирован. Это происходит, если ты будешь работать по трудовому договору или с согласия роди­телей заниматься предпринимательской де­ятельностью.

Объявить тебя полностью дееспособным (эмансипированным) может орган опеки и попечительства, если согласны оба родите­ля, или суд — если родители не дают своего согласия на признание тебя полностью дее­способным.

Мои родители в разводе и не живут вместе, я живу с мамой. Может ли мама запретить мне общаться с папой?

Нет, не может. Ребенок имеет право на об­щение с обоими родителями. Расторжение брака родителей не может быть основанием запрета к общению с одним из родителей. Папа вправе не только общаться с тобой, но и участвовать в твоем воспитании и решении вопросов получения тобой образования.

Однако если такое общение причиняет вред твоему физическому и психическому здоровью, твоему нравственному разви­тию, то мама вправе запретить тебе об­щаться с папой.

При возникновении спора между родителя­ми о порядке общения с тобой, один из них может обратиться с иском в суд.

В каких случаях решения взрослых должны приниматься только с моего согласия?

Если тебе исполнилось 10 лет решение та­ких вопросов, как:

•  изменение твоего имени и фамилии;

•  усыновление;

•  восстановление родителей в родительских  правах и ряд вопросов, связан с усыновлением, твое согласие обязательно. Если ты будешь возражать, решение не может быть принято против твоей воли.

Мои родители решили развестись и не могут решить, с кем я останусь жить. Будут ли в су­де спрашивать, с кем я хочу остаться? Могу ли я выразить свое желание после развода ро­дителей проживать с папой?

Да. Ты можешь быть заслушанным в ходе любого судебного, а также и администра­тивного разбирательства. Поэтому ты впра­ве выразить в суде свое желание после раз­вода родителей проживать с папой. В том случае если ты достиг возраста 10 лет, учет твоего мнения обязателен. Но если твое же­лание проживать с папой противоречит твоим интересам (например, у папы плохие жилищные условия или твое общение с па­пой причиняет вред твоему развитию), то суд вправе и не учесть твое мнение.

Какое имущество по закону может находить­ся в моей собственности?

Дети являются собственниками принадле­жащего им имущества и приносимых им доходов. Имущество могут образовывать движимые и недвижимые вещи, ценные бу­маги, паи, доли в капитале, вклады, внесен­ные в кредитные учреждения или иные коммерческие организации, дивиденды по вкладам и др. Это имущество может быть приобретено на средства ребенка либо по­лучено им в дар, по наследству. Принадле­жат несовершеннолетнему также получае­мая им стипендия, его заработок (доход) от результатов интеллектуальной и предпри­нимательской деятельности. Значит, ты мо­жешь быть собственником даже квартиры, которая досталась тебе по наследству.

Меня задержали или арестовали. Могу ли я в этом случае общаться со своими родителями?

Да. Если ты находишься в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреж­дении и другое), то также имеешь право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Кто обязан осуществлять защиту моих прав и законных интересов?

Защита прав и законных интересов детей воз­лагается на родителей, орган опеки и попечи­тельства, прокурора и суд. Следует отметить, что если ты признан в соответствии с законом полностью дееспособным, то есть как бы взрослым, то имеешь право самостоятельно защищать свои права и интересы. Право об­ратиться в суд возникает у тебя с 14 лет.

Мои родители часто меня наказывают: руга­ют, не пускают гулять, запрещают встречать­ся с друзьями, иногда даже бьют. Что мне де­лать в этой ситуации?

Каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. К неправомерным действиям относятся не только действия, которые описаны в вопросе, но и, например, если ро­дители не выполняют свои обязанности по твоему воспитанию. В таких случаях ты впра­ве самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства. Работники органов опеки и попечительства обязаны выслушать тебя, ознакомиться с твоей просьбой и принять необходимые ме­ры для помощи. С просьбой о защите своих прав ты можешь обратиться также к социаль­ному педагогу школы, в социальный приют для детей и подростков, центр помощи де­тям, оставшимся без попечения родителей; центр экстренной психологической по телефону и др. Ребенок может обратится за защитой и к прокурору, а по достижению 14 лет ты вправе самостоятельно обращаться: в суд за защитой своих прав.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6