Правовое воспитание детей с противоправным поведением
Следующее важное условие
организации правоохранительной деятельности — систематический анализ и оценка
уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и
оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению организации
такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс
формирования нравственного и правового сознания подростков.
Существует еще
одно важное требование к организации правоохранительной деятельности: она
должна быть направлена на поддержание дисциплины и правопорядка
преимущественно среди несовершеннолетних (а не взрослых), осуществляться в
основном в школе, микрорайоне школы и во внешкольных детских учреждениях,
проходить при обязательном участии, контроле и руководстве со стороны взрослых
(А. Е. Тарас).
Выделяют
следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряды
юных друзей милиции, так называемые «зеленые» или «голубые» патрули по охране
природы, отряды юных инспекторов дорожного движения, добровольные детские
пожарные дружины, а также активное участие в деятельности инспекций по делам
несовершеннолетних и общественных пунктов правопорядка, работа по пропаганде
правовых знаний среди населения и младших школьников и др.
Эффективность
правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и
систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой
культуры.
Основными формами
изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для учителей являются
университеты и лектории правовых знаний, отдельные лекции специалистов,
семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также
самостоятельное изучение юридической литературы и активное участие в
организации и проведении мероприятий по правовому воспитанию школьников, но
пропаганде правовых знаний среди населения.
Особенно
тщательно нужно продумывать меры по повышении) правовой культуры родителей
учащихся, которые, СОГЛАСНО Конституции РФ, обязаны заботиться о воспитании
детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за
соблюдение их детьми морально-правовых норм.
Система работы по
повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так
и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды
среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и
правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы
положительно влияют на основную массу родителей.
Однако родители
трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание
законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях.
Поэтому для них надо использовать в первую очередь индивидуальные формы
правового воспитания, такие, как беседы на правовые темы, вовлечение родителей
в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы
для самостоятельного изучения.
От того, как
организовано правовое воспитание школьников, во многом зависит их жизненное
самоопределение. Это обусловлено тем, что: приобретение знаний в процессе
правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной
действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного
общества; в процессе правового воспитания укрепляется способность личности
правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной)
ситуации; целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает
правосознание несовершеннолетних.
Глава 2.
Формирование правосознания у подростков - правонарушителей
2.1Социально –
психологические проблемы формирования правосознания у подростков
Правосознание
человека не возникает с момента рождения. Оно формируется по мере взросления в
течение всей жизни человека. Процесс формирования правосознания тесным образом
связан с появлением у лица правосубъектности, представляющей собой совокупность
правоспособности, дееспособности и деликтоспособности, но не ограничивается
ее рамками.
Элементами
системы, формирующей правовое сознание и поведение личности, являются
социальная среда; личность с ее индивидуальными качествами и особенностями;
определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или социальная
группа стремится передать своим членам. Они формируют преимущественно
позитивное правосознание, но отдельные элементы социальной среды могут способствовать
при определенных условиях формированию антиобщественного правового
сознания[2].
Развитие
правосознания личности детерминировано окружающей ее социальной средой.
Длительность становления правосознания определяет многочисленность факторов
как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредственно
окружает индивида. Эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и
особенности личности психологического порядка[3].
Проблема изучения
факторов, влияющих на формирование правосознания, в настоящее время находится
в числе актуальных, носит уже не только научно-теоретический, но и
практический характер и требует глубокого изучения в научных исследованиях.
Так, знание
факторов, оказывающих влияние на сознание правонарушителей, позволяет
определить некоторые направления практической работы по формированию их
правосознания, конкретные рекомендации по организации правовоспитательного
процесса, что предполагает сознательное и целенаправленное воздействие опытом
на личность ребенка, его социальную среду, источники правовой информации и процесс
их усвоения.
Если учитывать
вектор воздействия на сознание личности, то факторы, влияющие на формирование
правосознания учащихся, можно подразделить на две группы: внутренние,
представляющие собой индивидуальные особенности, и внешние, заключающиеся в
деятельности субъектов социально-правовой жизни общества.
К внутренним
факторам следует отнести: наличие психических заболеваний и патологий;
особенности характера — внушаемость, сила воли, темперамент и др.; уровень
развития умственных способностей (так называемый коэффициент интеллекта);
уровень сформированности общей иерархии ценностных представлений и жизненных
установок, духовного мира, нравственных убеждений, искаженность иерархии
потребностей индивида, которые являются результатом воздействия социальной
среды.
Особенности
физического, психического и социального статуса детей, , являются следствием
неблагополучной истории развития ребенка в связи с патологиями наследственного
и приобретенного характера, отсутствием родителей, нередко с наличием
неблагополучного социального окружения, которые порождают, в свою очередь,
неадекватное развитие психологической среды, психические травмы.
В результате
сосредотачивается весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с
одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с
другой стороны — ярко выраженным депривационным синдромом[2] К этому следует
добавить, что отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое
здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами,
осложняющими подготовку к самостоятельной жизни.
Поэтому, при
прохождении практики в МОУ СОШ№3 мы решили с помощью анкетирования выявить у
детей «группы риска» правовые знания этих детей. А для выявления самих детей
группы риска была проведена предварительная работа тоже с помощью анкет(см.
приложение №1)
Проведенное нами
в школе социологическое исследование правосознания подростков позволяет
сделать определенные выводы о некоторых особенностях в формировании структурных
элементов (компонентов) правового сознания данной категории детей.
Анализ ответов,
полученных в результате анонимного анкетирования детей в возрасте от 10 до 16
лет, позволил получить определенные представления о таких компонентах их
правового сознания, как правовая информированность, правовые убеждения, установки
и ориентации.
Сопоставление
результатов анкетирования позволяет нам сделать вывод о наличии у них
стереотипных взглядов и представлений социально-правового характера. Этому в
подтверждение следует указать на присутствие однотипных вариантов ответов в
числе первых трех по количеству выбранных в вопросах, где предусмотрено более
трех вариантов ответов.
Полученные данные
свидетельствуют о низком уровне правовой информированности детей, 66%
опрошенных не знают каких-либо прав ребенка, только 32% детей знают, что
ребенком в России признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. 26% воспитанников
смогли выбрать из предложенных правильное определение прокуратуры. 22% детей
указали на полное незнание, с какой целью созданы и какую деятельность
осуществляют органы опеки и попечительства, суд, комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав, службы занятости населения и социальной
защиты населения, юридическая консультация, нотариальная контора. 48% выбрали
соответствующее описание порядка и правил обращения в суд несовершеннолетних.
40% согласились с утверждением, что законы следует соблюдать при любых
обстоятельствах, 43% считают, что люди подчиняются закону, даже если требования
закона им не нравятся, потому что законы не принято нарушать.
При этом 22%
убеждены, что имеют достаточное количество правовых знаний для того, чтобы
самостоятельно защищать свои права и законные интересы, и только 32% детей указали
на отсутствие у них достаточных знаний и опыта, чтобы самостоятельно решать
правовые проблемы. Около 50% испытывают затруднения в принятии самостоятельных
решений в юридически значимой ситуации.
Таким образом,
большинство опрошенных детей разных возрастов завышают свои возможности в
плане самостоятельной защиты своих прав и законных интересов.
Общим для них
является наличие у половины опрошенных отрицательной установки на содействие
правоохранительным органам, низкий уровень социально-правовой активности,
желание опосредовать свой выбор чьей-либо волей, снять с себя ответственность
за выбор того или иного решения. 21% считают негативным предоставление
правоохранительным органам сведений о совершенном правонарушении, а тех, кто
сообщил, — стукачами. 10 % на вопрос «Желаете ли Вы принимать участие в охране
общественного порядка (например, патрулировать улицы)?» избрали вариант
ответа: «Нет, так как считаю для себя подобное унизительным». 20% не сообщили
бы в органы милиции о факте совершения преступления по мотиву нежелания
лишний раз общаться с милицией.
Таким образом,
выявляя устойчивые особенности правосознания подростков, можно судить о
влиянии этих особенностей на механизм их поведения, содействовать
качественному изменению их правосознания.
Обозначенные
проблемы в личностном развитии подростков показывают, что важным условием
успеха в принятии ими социально-правовых ценностей является разрешение
вышеуказанных проблем через создание условий, благоприятных для этого.
2.2.Правовое воспитание в
школе
В наше время с пугающей
частотой говорят о подростковой преступности. На наш взгляд это происходит
потому, что дети зачастую не понимают в силу молодости и горячности тяжесть
содеянного.
Для этого можно создать
программу по правовому воспитанию несовершеннолетних. Так, например, можно
социальному педагогу создать такую программу, куда входит:
Организация для школьников
старших классов научных кружков правовой направленности
Организация в
общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации
Создание клуба юного юриста
Работа школы правовых
знаний под девизом «Молодежь – не проблема, а ресурс общества»
Проведение конкурсов юных
друзей закона на лучшее знание: государственной символики России;
конституционных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации; прав
ребенка и др.
Создание правовой игры
«Обязан и имею право» «Воспитай в себе гражданина».
Организация мероприятий
социальной направленности с участием подростков и молодежи, благотворительных
лотерей, благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий,
всевозможные акции милосердия..
Организация встреч с
ветеранами правоохранительных органов ежегодно перед профессиональными
праздниками
Организация «дней открытых
дверей» в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими
работниками
Организация детей и
подростков в защиту экологии, за чистоту городов, поселков, водоемов и др.
Проведение конкурса рисунка
по антинаркотической тематике среди школьников старших классов
Организация походов и
поездок детей по историческим местам
Организация спортивных
мероприятий, посвященных Всемирному Дню здоровья и Международному Дню защиты
детей, спартакиады «Быстрее, выше, сильнее».
Во время прохождения
практики этот проект был частично апробирован в МОУ СШ№3 Нами был проведен так
называемый один из видов работ: брифинг по правовому статусу подростка. Для
этого заранее были собраны вопросы, которые наиболее сильно волновали детей и
на которые они хотели получить исчерпывающий ответ. Мы их разделили на группы:
«Я и семья», «Я и сверстники», «Я и школа», «Я и милиция».
Я и семья
Что значит, с юридической
точки зрения, стать взрослым до 18 лет? Каким образом можно признать меня полностью дееспособным?
Стать взрослым — значит, приобрести все права и обязанности взрослого человека. Это возможно
в следующих случаях. Например, при
вступлении в брак. Его расторжение до 18 лет не влечет утрату прав
взрослого.
Также несовершеннолетний,
достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью
дееспособным — эмансипирован. Это происходит,
если ты будешь работать по трудовому
договору или с согласия родителей
заниматься предпринимательской деятельностью.
Объявить тебя полностью
дееспособным (эмансипированным) может орган опеки и попечительства, если согласны оба родителя, или суд — если
родители не дают своего согласия на
признание тебя полностью дееспособным.
Мои родители в разводе и не живут вместе, я живу с мамой. Может ли мама запретить мне общаться
с папой?
Нет, не может. Ребенок имеет
право на общение с обоими родителями. Расторжение брака родителей
не может быть основанием запрета к общению с
одним из родителей. Папа вправе не только общаться с тобой, но и участвовать в твоем воспитании и решении вопросов получения тобой образования.
Однако если такое общение
причиняет вред твоему физическому и психическому здоровью, твоему нравственному развитию,
то мама вправе запретить тебе общаться с папой.
При возникновении спора между
родителями о порядке общения с тобой, один из них может обратиться с иском в
суд.
В каких случаях решения взрослых должны
приниматься только с моего согласия?
Если тебе исполнилось 10 лет решение таких вопросов, как:
•
изменение твоего имени и фамилии;
•
усыновление;
• восстановление родителей в родительских правах
и ряд вопросов, связан с усыновлением, твое согласие
обязательно. Если ты будешь возражать, решение не может быть принято против твоей воли.
Мои родители решили развестись и не могут решить, с кем я останусь жить. Будут ли в суде спрашивать, с кем я хочу остаться? Могу ли я выразить свое желание после развода родителей
проживать с папой?
Да. Ты можешь быть
заслушанным в ходе любого судебного, а также и административного разбирательства.
Поэтому ты вправе выразить в суде свое
желание после развода родителей
проживать с папой. В том случае если ты достиг возраста 10 лет, учет
твоего мнения обязателен. Но если твое желание
проживать с папой противоречит твоим
интересам (например, у папы плохие жилищные
условия или твое общение с папой
причиняет вред твоему развитию), то суд
вправе и не учесть твое мнение.
Какое имущество по закону может находиться в моей собственности?
Дети являются собственниками
принадлежащего им имущества и приносимых им доходов.
Имущество могут образовывать движимые и недвижимые вещи,
ценные бумаги, паи, доли в капитале, вклады, внесенные
в кредитные учреждения или иные коммерческие организации,
дивиденды по вкладам и др. Это имущество может быть приобретено
на средства ребенка либо получено им в дар, по
наследству. Принадлежат несовершеннолетнему также получаемая им стипендия, его заработок (доход) от результатов
интеллектуальной и предпринимательской деятельности.
Значит, ты можешь быть собственником даже квартиры, которая досталась тебе по наследству.
Меня задержали или
арестовали. Могу ли я в этом случае общаться со
своими родителями?
Да. Если ты находишься в
экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в
лечебном учреждении и другое), то также
имеешь право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.
Кто обязан осуществлять
защиту моих прав и законных интересов?
Защита прав и законных
интересов детей возлагается на родителей, орган опеки и попечительства,
прокурора и суд. Следует отметить, что если ты признан в
соответствии с законом полностью дееспособным, то есть как бы взрослым, то
имеешь право самостоятельно защищать свои
права и интересы. Право обратиться в суд возникает у тебя с 14 лет.
Мои родители часто меня
наказывают: ругают, не пускают гулять,
запрещают встречаться с друзьями, иногда даже бьют. Что мне делать
в этой ситуации?
Каждый ребенок имеет право на защиту от неправомерных действий своих родителей по отношению к нему. К неправомерным действиям относятся не только действия, которые
описаны в вопросе, но и, например, если родители не выполняют свои обязанности по твоему воспитанию. В таких случаях ты вправе самостоятельно обратиться за защитой своих
прав в орган опеки и попечительства. Работники органов опеки и попечительства обязаны выслушать тебя, ознакомиться с твоей просьбой и принять необходимые меры
для помощи. С просьбой о защите своих прав
ты можешь обратиться также к социальному
педагогу школы, в социальный приют для
детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
центр экстренной психологической по телефону и др. Ребенок может
обратится за защитой и к прокурору, а по
достижению 14 лет ты вправе самостоятельно обращаться: в суд за защитой своих прав.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|