Правовое воспитание детей с противоправным поведением
Я И СВЕРСТНИКИ
Каждый из нас желает быть в
какой-нибудь компании, стремиться быть другом, общаться со своими
сверстниками. Любые отношения складываются и
развиваются непросто. В отношениях с одноклассниками и другими ребятами бывают очень серьезные конфликтные ситуации. Очень неприятно, когда человека «доводят», особенно когда никаких поводов он к этому не дает, а просто чем-то не нравится своим мучителям. Нередко
взрослые предлагают решать такие конфликты
самостоятельно. Но бывают ситуации,
которые нельзя решать самостоятельно.
Избиения, вымогательство денег, грабеж — это уголовные преступления, и
виновных в этом, достигших 14 лет, могут подвергнуть
штрафу, приговорить к принудительным
работам, отправить в спецшколу или
воспитательную колонию.
Если вы оказались в таких
ситуациях, ни в коем случае не стесняйтесь обращаться за
помощью к взрослым (родителям, учителям, родственникам,
старшим друзьям). В серьезных случаях обратиться к взрослым нужно обязательно.
Даже если ситуация не опасна, а просто неприятна, обратитесь к тому, кому вы доверяете
— к взрослому или своим друзьям. Их советы
и поддержка могут очень вам помочь.
Чем опасны азартные
игры?
У молодых людей, которые
почувствовали страсть к играм на автоматах, в карты на
деньги и т.п., желание поиграть может перерасти в игроманию — болезненную зависимость от игры. В таком состоянии подростки и юноши становятся легкой добычей мошенников и других нечестных людей. Проигрыш большой суммы денег может повлечь за собой вымогательство. Пленникам «одноруких
бандитов» — автоматов требуется помощь
психиатров и психологов.
Что делать, чтобы не стать
агрессивным и не нарушать закон?
Существует четыре основные стратегии поведения при возникновении агрессии со стороны кого-либо против вас: уход, переговоры,
ответное нападение и влияние через кого-то. Если не работает что-то одно, попробуйте
другую стратегию. Главное — не опускать руки
и пытаться что-то делать.
Бывает, что самое
правильное, что можно сделать, — это просто уйти. Например, если место и время не подходят для попыток разрешения ситуации или нападающий по-настоящему опасен (плохо контролирует себя, представляет серьезную
физическую угрозу). Но важно помнить,
что, если вы решили уходить, надо это
делать спокойно и решительно. Нельзя и уходить, и как бы не уходить — оборачиваться, грозить; «уйти в себя», т.е.
никак не реагировать на действия обидчика.
Нередко нападающий хочет
добиться определенной реакции жертвы (огорчения, слез, истерики, ответной ярости). Он
получает удовольствие, видя эту реакцию. Кажется, цикл «нападение — обида жертвы —
веселье обидчика» может повторяться
бесконечно. Чтобы прервать его, нужно твердо решить для себя, что вы не будете реагировать старыми способами. Вы позволите нападающему говорить все, что угодно, и поскольку все, что он говорит, глупость, вы не будете обижаться на глупости. В этом случае важно расслабиться, уменьшить остроту негативных чувств и сохранять внешнее спокойствие. Если обидчик не будет получать
своей обычной награды — веселья от реакции
жертвы, ему станет скучно, и он
прекратит свои попытки.
Но! Вначале сила и частота
нападений могут увеличиться — нападающий не понимает, что происходит, он хочет, чтобы все стало как прежде.
Очень важно ни в коем случае не сорваться и не вернуться к старой реакции.
Нужно во всех случаях продолжать вести себя спокойно и индифферентно. Скорее всего, нападения будут повторяться и дальше, но уже гораздо реже.
Переговоры
Вполне возможно, что
нападающий пытается добиться победы в реально существующем конфликте с помощью таких неприглядных
средств. Возможно, ситуация давно вышла из-под контроля, и
он не в состоянии держать себя в руках. В этом случае тот, на кого нападают, должен оценить обстановку и решить, стоит ли
пытаться разговаривать с нападающим сейчас или отложить
беседу до более спокойных времен. И тогда уже пытаться искать
реальные пути разрешения конфликта.
Но и в других ситуациях, за
которыми нет явного конфликта, не стоит отказываться от возможности переговоров с нападающим.
Можно попробовать поговорить наедине, можно подойти к нему
вместе с другом. Можно спросить его, почему он так
поступает, и объяснить, что это на самом деле глупо и
неприятно. (Бывают люди, которые на самом деле этого не понимают! А сами по себе они вовсе неплохи.)
Ответное нападение
Еще один вариант — попробовать нанести «ответный удар», чтобы
отвадить агрессора от такого поведения. Чтобы удар был эффективным, необходимо определить «уязвимое место»
преследователя, а для этого постараться его
понять.
При некоторых
обстоятельствах ответным нападением может стать
сильная эмоциональная реакция, например, плач, крик, истерика. Такая реакция (или ее хорошая имитация)
может удивить или напугать преследователей, а значит,
повлиять на их действия.
Влияние через кого-то
Можно пытаться влиять на
преследователя самостоятельно, а можно обратиться за помощью к другим. Оценка ситуации поможет выбрать правильных
людей. Возможно, для преследователя важно
мнение лидера класса. Может быть, он
хочет заслужить признание какой-то
компании. В этой компании вполне
могут оказаться вменяемые люди, которые посоветуют нападающему вести себя иначе. Надо просто найти их и поговорить с ними.
Если эта стратегия не
помогает, попробуйте другую стратегию.
Чем могут помочь в этой
ситуации взрослые?
Родители (или взрослые,
которым вы доверяете) могут:
•
выслушать и дать хороший совет, как себя вести;
•
обратиться к родителям обидчика с требованием повлиять на их ребенка;
•
сами поговорить с обидчиком;
•
обратиться в школу к учителю или директору с требованием наказать обидчика.При этом они могут ссылаться
на п. 4 ст. 50 Закона РФ об образовании — работники школы обязаны обеспечить ученику среду, в которой его уважают;
•
пригрозить или реально обратиться в милицию (особенно, если обидчик избивает жертву,
вымогает деньги). Само упоминание, что происходит нарушение закона, может испугать обидчика. Можно ссылаться
на следующие статьи Уголовного кодекса:
ст. 130. Оскорбление достоинства;
ст. 115. Умышленное причинение легкого вреда
здоровью;
ст. 116. Побои; ст. 163. Вымогательство. могут:
•
поговорить с обидчиком, постараться убедить его, что такое поведение недопустимо;
•
наказать обидчика (но предварительно они должны тщательно разобраться в ситуации);
•
обратиться к родителям обидчика;
•
перевести обидчика в качестве наказа
в
другой класс;
•
обратиться в милицию.
Уже второй день подряд меня
у входа в школу встречает один и тот же парень и требует денег. Угрожает, что скоро сумма, которую я должен
буду отдать, удвоится, а если денег не найду — он и его друзья меня изобьют.
Думаю, как найти требуемую сумму, или все же
деньги не отдавать?
Действительно, этот вопрос наводит на размышления. И ответа простого в данном случае
не будет. Подобные ситуации происходят
практически в каждой школе. О них иногда знают, порой не замечают, а
зачастую пытаются разобраться в стенах
учреждения.
Называется это явление
вымогательством. В Уголовном кодексе Российской Федерации
вымогательству дается следующее определение: «Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества, или права на имущество, или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего
или его близких, либо иных сведений, которые
могут причинить существенный вред
правам или законным интересам потерпевшего
или его близких».
Причинами молчания жертв
вымогательства могут быть разные обстоятельства:
□
возникшее после вымогательства состояние шока, вызванного унижением, бессилием перед явной
несправедливостью,
подавленностью и замкнутостью;
□
страх «опозориться» — признаться в своей слабости: не смог отстоять себя и стал доносчиком;
□
боязнь расправы со стороны вымогателей, которые кажутся сильными, жестокими,
беспощадными, и др.
Чаще всего объектом
вымогательства становятся хорошо воспитанные и любящие родителей дети и подростки.
Однажды поддавшись насилию и
принуждению, жертва воспринимает произошедшее как серьезный проступок по отношению к
родным и близким, вымогатель старается усугубить это чувство вины и на его основе моделирует для жертвы свои угрозы разоблачения или расправы. В результате запуганная жертва становится полностью зависимой
от требований вымогателя.
«Правила игры» таковы, что
далее вымогатель вынужден «закручивать гайки», нагнетать напряженность, усиливать страх. В итоге первое столкновение с рэкетиром может превратиться в затяжной и трудноразрешимый кошмар.
Именно во время первой стычки
требуется жестко противостоять вымогателю. Главный совет: не бояться! Как правило, все угрозы со стороны
вымогателя — блеф.
Если же дело доходит до
избиений, нельзя медлить — бегом к родным, близким людям рассказать о произошедшем.
Именно они -защита от тиранства вымогателя.
Именно они должны научить не бояться,
давать отпор и не скрывать
случившегося.
Решение проблемы вымогательства вряд ли предвидится, пока все и каждый пытаются
замалчивать, не замечать и проходить мимо. Поэтому нужно обращаться в
милицию, так как сотрудникам
правоохранительных органов выгоднее
пресечь действия молодого вымогателя, чем в будущем бороться с профессиональным рэкетиром.
После занятий на
школьном дворе я проходил мимо группы мальчиков из параллельного 6 класса. Один из них обозвал меня «заморышем»,
на что я ответил: «Сам такой!» После этого
трое из них подбежали ко мне, сорвали с плеч рюкзак с учебниками и стали играть им в «футбол». Когда мне
удалось отобрать рюкзак, он был уже изрядно порван. Им шуточки — а я остался без рюкзака и мне дома достанется!
Как бы это не называлось — шалость, хулиганство, а речь в данном случае идет о причинении имущественного ущерба.
В сложившейся ситуации тебе
необходимо сообщить о случившемся родителям (лицам, их заменяющим), а уже они смогут разрешить
проблемы, связанные с возмещением ущерба и привлечением подростков к ответственности.
Можно говорить о двух путях
разрешения данной проблемы: добровольном и принудительном.
В первом случае родители
«футболистов» покупают новый рюкзак, ремонтируют испорченный
или возмещают ущерб деньгами, а «игроки» приносят пострадавшему и его
родителям извинения.
Второй путь влечет массу
неприятностей для причинителей вреда и их родителей.
Поступок шестиклассников
будет рассматриваться с правовых позиций как повреждение чужого имущества. Данное деяние является наказуемым как в
уголовном, так и в административном порядке.
Повреждение имущества - это причинение ему вреда, ухудшающее его качества и исключающее
или затрудняющее его использование по
назначению без предварительного
ремонта.
Заявление о совершении
противоправных действий подается родителями в милицию по месту
жительства.
Так как подростки не
достигли к моменту совершения правонарушения возраста юридической
ответственности, в соответствии с законом
меры воздействия будут предприняты в
отношении их родителей (законных
представителей).
За совершенное
правонарушение подростки подлежат постановке на учет в
подразделении по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел по месту
жительства.
Я И ШКОЛА
Большую часть своего детства
мы проводим в школе. Не зря иногда говорят, что школа — это наш
второй дом. От того, какие отношения у нас
будут складываться с одноклассниками,
старшеклассниками, учителями,
насколько мы будем прилежны в учении, дисциплинированы, зависит реализация
нашего права на образование, значит,
и наша будущая жизнь. В каждой школе
есть свои традиции, действуют разные правила,
но работа любой школы строится на
основе уважения к личности ученика, его
человеческого достоинства. В школе должны
быть созданы благоприятные условия,
чтобы каждый ученик получил хорошее
образование и вырос успешным, достойным
человеком и гражданином.
Главными документами,
которые устанавливают правила поведения в школе, права и обязанности ее учеников, являются: Закон Российской
Федерации «Об образовании», устав школы, локальные нормативные акты школы (например, «Правила внутреннего распорядка», «Правила для учащихся», приказы директора и другие документы). С этими
документами необходимо ознакомиться, тогда
многие вопросы и непростые ситуации можно будет решать правовым
способом.
Какие права у меня есть как
у ученика школы?
Ученики школ имеют право:
на уважение своего человеческого достоинства;
на свободу совести,
информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений (на уроке можно высказывать свою точку
зрения по любой проблеме);
на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане, т.е. те, кому
исполнилось 18 лет);
на обучение в пределах
этих стандарта по индивидуальным учебным
планам (это значит, что в зависимости
от своих способностей ученик может изучать программу быстрее или медленнее остального класса, порядок составления индивидуальной программы должен быть изложен в уставе школы);
на получение образования
(основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей,
предоставляемых системой образования;
на ускоренный курс обучения;
И на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
И на участие в управлении
образовательным учреждением (например, в совете школы или в ученическом
совете);
право учеников обратиться с официальной просьбой к администрации образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждения, нарушающих и ущемляющих их права. В расследовании имеют право участвовать выборные представители учеников. Если ученики не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они
вправе через своих выборных
представителей обратиться за содействием
и помощью в уполномоченные
государственные органы (например, в
окружное управление образования или в
суд);
на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа
в случае прекращения деятельности
общеобразовательного учреждения;
на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в
семье, при их положительной аттестации и по
решению родителей (законных представителей).
Также права учащихся должны
быть подробно описаны и разъяснены в уставе школы и в
локальных актах. Познакомься с такими документами в твоей школе — и ты узнаешь, какие конкретные права есть у тебя.
Есть ли у меня какие-то
обязанности в школе?
Да, есть, и обычно они
записаны в уставе школы. Чаше всего звучат так.
Учащиеся обязаны:
•
выполнять устав образовательного учреждения,
добросовестно учиться;
•
бережно относиться к имуществу;
•
уважать честь и достоинство других обучающихся
и работников образовательного учреждения;
•
выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесенной уставом и
правилами внутреннего
распорядка к их компетенции.
А что будет, если не исполнять эти обязанности
или исполнять их плохо?
За нарушение устава
образовательного учреждения наступает дисциплинарная ответственность, то есть
нарушителя могут наказать. Конкретные
наказания прописаны в уставе школы и
других локальных актах. На уроках и в жизни школы должен быть порядок, который устанавливается с учетом соблюдения действующих в школе правил. Те, кто нарушает их, могут подвергнуться наказанию, не связанному с физическим и психическим
насилием. Какими могут быть наказания
(взыскания)? Вот их примерный список, но каждая школа может выработать разные методы поддержания дисциплины:
а) замечание;
б) выговор;
в) возложение
обязанности возместить
вред;
г) возложение обязанности принести публичное извинение;
д) исключение из школы.
Все взыскания, начиная с
выговора, считаются достаточно серьезными. В школу приглашаются родители ученика, чтобы он дал объяснения в их присутствии.
Факт наказания обычно как-то
фиксируется — это может быть простая запись в дневнике или приказ директора о наложении взыскания.
Ученика могут обязать возместить причиненный вред, если он может возместить его лично,
без материальных затрат со своей стороны. Если же для
возмещения вреда требуются деньги (например, испорчена какая-то ценная вешь), школа может обсудить этот вопрос с
родителями и даже обратиться с иском о
возмещении вреда в суд.
Самым серьезным наказанием
за неоднократные грубые нарушения устава школы является исключение. Более подробно об этом
смотрите специальные вопросы.
Сколько учебных дней должно быть на неделе - пять или шесть?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|