бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Правовое воспитание детей с противоправным поведением бесплатно рефераты

Я И СВЕРСТНИКИ

Каждый из нас желает быть в какой-нибудь компании, стремиться быть другом, об­щаться со своими сверстниками. Любые от­ношения складываются и развиваются не­просто. В отношениях с одноклассниками и другими ребятами бывают очень серьезные конфликтные ситуации. Очень неприятно, когда человека «доводят», особенно когда никаких поводов он к этому не дает, а про­сто чем-то не нравится своим мучителям. Нередко взрослые предлагают решать такие конфликты самостоятельно. Но бывают си­туации, которые нельзя решать самостоя­тельно. Избиения, вымогательство денег, грабеж — это уголовные преступления, и виновных в этом, достигших 14 лет, могут подвергнуть штрафу, приговорить к прину­дительным работам, отправить в спецшко­лу или воспитательную колонию.

Если вы оказались в таких ситуациях, ни в коем случае не стесняйтесь обращаться за помощью к взрослым (родителям, учите­лям, родственникам, старшим друзьям). В серьезных случаях обратиться к взрослым нужно обязательно.

Даже если ситуация не опасна, а просто не­приятна, обратитесь к тому, кому вы доверяете — к взрослому или своим друзьям. Их со­веты и поддержка могут очень вам помочь.

Чем опасны азартные игры?

У молодых людей, которые почувствовали страсть к играм на автоматах, в карты на деньги и т.п., желание поиграть может пе­рерасти в игроманию — болезненную зави­симость от игры. В таком состоянии подро­стки и юноши становятся легкой добычей мошенников и других нечестных людей. Проигрыш большой суммы денег может по­влечь за собой вымогательство. Пленникам «одноруких бандитов» — автоматов требует­ся помощь психиатров и психологов.

Что делать, чтобы не стать агрессивным и не нарушать закон?

Существует четыре основные стратегии по­ведения при возникновении агрессии со стороны кого-либо против вас: уход, пере­говоры, ответное нападение и влияние че­рез кого-то. Если не работает что-то одно, попробуйте другую стратегию. Главное — не опускать руки и пытаться что-то делать.

Бывает, что самое правильное, что мож­но сделать, — это просто уйти. Например, если место и время не подходят для по­пыток разрешения ситуации или напада­ющий по-настоящему опасен (плохо контролирует себя, представляет серьез­ную физическую угрозу). Но важно пом­нить, что, если вы решили уходить, надо это делать спокойно и решительно. Нельзя и уходить, и как бы не уходить — оборачиваться, грозить; «уйти в себя», т.е. никак не реагировать на действия обидчика.

Нередко нападающий хочет добиться определенной реакции жертвы (огорче­ния, слез, истерики, ответной ярости). Он получает удовольствие, видя эту ре­акцию. Кажется, цикл «нападение — обида жертвы — веселье обидчика» мо­жет повторяться бесконечно. Чтобы пре­рвать его, нужно твердо решить для себя, что вы не будете реагировать старыми способами. Вы позволите нападающему говорить все, что угодно, и поскольку все, что он говорит, глупость, вы не буде­те обижаться на глупости. В этом случае важно расслабиться, уменьшить остроту негативных чувств и сохранять внешнее спокойствие. Если обидчик не будет по­лучать своей обычной награды — веселья от реакции жертвы, ему станет скучно, и он прекратит свои попытки.

Но! Вначале сила и частота нападений мо­гут увеличиться — нападающий не пони­мает, что происходит, он хочет, чтобы все стало как прежде. Очень важно ни в коем случае не сорваться и не вернуться к ста­рой реакции. Нужно во всех случаях про­должать вести себя спокойно и индиффе­рентно. Скорее всего, нападения будут по­вторяться и дальше, но уже гораздо реже.

Переговоры

Вполне возможно, что нападающий пыта­ется добиться победы в реально существую­щем конфликте с помощью таких непри­глядных средств. Возможно, ситуация дав­но вышла из-под контроля, и он не в состо­янии держать себя в руках. В этом случае тот, на кого нападают, должен оценить об­становку и решить, стоит ли пытаться раз­говаривать с нападающим сейчас или отло­жить беседу до более спокойных времен. И тогда уже пытаться искать реальные пути разрешения конфликта.

Но и в других ситуациях, за которыми нет явного конфликта, не стоит отказываться от возможности переговоров с нападаю­щим. Можно попробовать поговорить на­едине, можно подойти к нему вместе с дру­гом. Можно спросить его, почему он так поступает, и объяснить, что это на самом деле глупо и неприятно. (Бывают люди, ко­торые на самом деле этого не понимают! А сами по себе они вовсе неплохи.)

Ответное нападение

Еще один вариант — попробовать нанести «ответный удар», чтобы отвадить агрессора от такого поведения. Чтобы удар был эффективным, необходимо определить «уязви­мое место» преследователя, а для этого по­стараться его понять.

При некоторых обстоятельствах ответным нападением может стать сильная эмоцио­нальная реакция, например, плач, крик, ис­терика. Такая реакция (или ее хорошая имитация) может удивить или напугать преследователей, а значит, повлиять на их действия.

Влияние через кого-то

Можно пытаться влиять на преследователя самостоятельно, а можно обратиться за по­мощью к другим. Оценка ситуации помо­жет выбрать правильных людей. Возможно, для преследователя важно мнение лидера класса. Может быть, он хочет заслужить признание какой-то компании. В этой ком­пании вполне могут оказаться вменяемые люди, которые посоветуют нападающему вести себя иначе. Надо просто найти их и поговорить с ними.

Если эта стратегия не помогает, попробуйте другую стратегию.

Чем могут помочь в этой ситуации взрослые?

Родители (или взрослые, которым вы дове­ряете) могут:

•  выслушать и дать хороший совет, как себя вести;

•  обратиться к родителям обидчика с требованием повлиять на их ребенка;

•  сами поговорить с обидчиком;

•  обратиться в школу к учителю или директору с требованием наказать обидчика.При этом они могут ссылаться на п. 4 ст. 50 Закона РФ об образовании — работники школы обязаны обеспечить ученику среду, в которой его уважают;

•  пригрозить или реально обратиться в ми­лицию (особенно, если обидчик избивает жертву, вымогает деньги). Само упоминание, что происходит нарушение закона, может испугать обидчика. Можно ссылаться на следующие статьи Уголовного кодекса:

ст. 130. Оскорбление достоинства;

ст. 115. Умышленное причинение легко­го вреда здоровью;

ст. 116. Побои; ст. 163. Вымогательство. могут:

•   поговорить с обидчиком, постараться убедить его, что такое поведение недопустимо;

•   наказать обидчика (но предварительно они должны тщательно разобраться в си­туации);

•   обратиться к родителям обидчика;

•   перевести обидчика в качестве наказа
в другой класс;

•   обратиться в милицию.

Уже второй день подряд меня у входа в школу встречает один и тот же парень и требует де­нег. Угрожает, что скоро сумма, которую я должен буду отдать, удвоится, а если денег не найду — он и его друзья меня изобьют. Думаю, как найти требуемую сумму, или все же день­ги не отдавать?

Действительно, этот вопрос наводит на раз­мышления. И ответа простого в данном слу­чае не будет. Подобные ситуации происхо­дят практически в каждой школе. О них ино­гда знают, порой не замечают, а зачастую пытаются разобраться в стенах учреждения.

Называется это явление вымогательством. В Уголовном кодексе Российской Федера­ции вымогательству дается следующее оп­ределение: «Вымогательство, то есть требо­вание передачи чужого имущества, или права на имущество, или совершения дру­гих действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распро­странения сведений, позорящих потерпев­шего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам по­терпевшего или его близких».

Причинами молчания жертв вымогательст­ва могут быть разные обстоятельства:

□  возникшее после вымогательства состоя­ние шока, вызванного унижением, бессилием перед явной несправедливостью,
подавленностью и замкнутостью;

□  страх «опозориться» — признаться в своей слабости: не смог отстоять себя и стал до­носчиком;

□  боязнь расправы со стороны вымогате­лей, которые кажутся сильными, жестокими, беспощадными, и др.

Чаще всего объектом вымогательства ста­новятся хорошо воспитанные и любящие родителей дети и подростки.

Однажды поддавшись насилию и принуж­дению, жертва воспринимает произошед­шее как серьезный проступок по отноше­нию к родным и близким, вымогатель ста­рается усугубить это чувство вины и на его основе моделирует для жертвы свои угрозы разоблачения или расправы. В результате запуганная жертва становится полностью зависимой от требований вымогателя.

«Правила игры» таковы, что далее вымога­тель вынужден «закручивать гайки», нагне­тать напряженность, усиливать страх. В итоге первое столкновение с рэкетиром мо­жет превратиться в затяжной и труднораз­решимый кошмар.

Именно во время первой стычки требуется жестко противостоять вымогателю. Глав­ный совет: не бояться! Как правило, все уг­розы со стороны вымогателя — блеф.

Если же дело доходит до избиений, нельзя медлить — бегом к родным, близким людям рассказать о произошедшем. Именно они -защита от тиранства вымогателя. Именно они должны научить не бояться, давать от­пор и не скрывать случившегося.

Решение проблемы вымогательства вряд ли предвидится, пока все и каждый пытаются замалчивать, не замечать и проходить ми­мо. Поэтому нужно обращаться в милицию, так как сотрудникам правоохранительных органов выгоднее пресечь действия молодого вымогателя, чем в будущем бороться с профессиональным рэкетиром.

После занятий на школьном дворе я проходил мимо группы мальчиков из параллельного 6 класса. Один из них обозвал меня «заморы­шем», на что я ответил: «Сам такой!» После этого трое из них подбежали ко мне, сорвали с плеч рюкзак с учебниками и стали играть им в «футбол». Когда мне удалось отобрать рюкзак, он был уже изрядно порван. Им шуточки — а я остался без рюкзака и мне дома достанется!

Как бы это не называлось — шалость, хули­ганство, а речь в данном случае идет о при­чинении имущественного ущерба.

В сложившейся ситуации тебе необходимо сообщить о случившемся родителям (ли­цам, их заменяющим), а уже они смогут разрешить проблемы, связанные с возме­щением ущерба и привлечением подрост­ков к ответственности.

Можно говорить о двух путях разрешения данной проблемы: добровольном и прину­дительном.

В первом случае родители «футболистов» покупают новый рюкзак, ремонтируют ис­порченный или возмещают ущерб деньга­ми, а «игроки» приносят пострадавшему и его родителям извинения.

Второй путь влечет массу неприятностей для причинителей вреда и их родителей.

Поступок шестиклассников будет рассмат­риваться с правовых позиций как повреж­дение чужого имущества. Данное деяние является наказуемым как в уголовном, так и в административном порядке.

Повреждение имущества - это причинение ему вреда, ухудшающее его качества и ис­ключающее или затрудняющее его исполь­зование по назначению без предваритель­ного ремонта.

Заявление о совершении противоправных действий подается родителями в милицию по месту жительства.

Так как подростки не достигли к моменту совершения   правонарушения   возраста юридической ответственности, в соответст­вии с законом меры воздействия будут предприняты в отношении их родителей (законных представителей).

За совершенное правонарушение подрост­ки подлежат постановке на учет в подразде­лении по предупреждению правонаруше­ний несовершеннолетних органов внутрен­них дел по месту жительства.

Я И ШКОЛА

Большую часть своего детства мы прово­дим в школе. Не зря иногда говорят, что школа — это наш второй дом. От того, ка­кие отношения у нас будут складываться с одноклассниками, старшеклассниками, учителями, насколько мы будем прилежны в учении, дисциплинированы, зависит реа­лизация нашего права на образование, зна­чит, и наша будущая жизнь. В каждой шко­ле есть свои традиции, действуют разные правила, но работа любой школы строится на основе уважения к личности ученика, его человеческого достоинства. В школе должны быть созданы благоприятные усло­вия, чтобы каждый ученик получил хоро­шее образование и вырос успешным, дос­тойным человеком и гражданином.

Главными документами, которые устанав­ливают правила поведения в школе, права и обязанности ее учеников, являются: Закон Российской Федерации «Об образовании», устав школы, локальные нормативные акты школы (например, «Правила внутреннего распорядка», «Правила для учащихся», при­казы директора и другие документы). С эти­ми документами необходимо ознакомиться, тогда многие вопросы и непростые ситуации можно будет решать правовым способом.

Какие права у меня есть как у ученика школы?

 Ученики школ имеют право:

 на уважение своего человеческого досто­инства;

 на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мне­ний и убеждений (на уроке можно высказывать свою точку зрения по любой проблеме);

на получение впервые бесплатного на­чального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образова­ния (данным правом обладают только совершеннолетние граждане, т.е. те, ко­му исполнилось 18 лет);

 на обучение в пределах этих стандарта  по индивидуальным учебным планам (это значит, что в зависимости от своих способностей ученик может изучать про­грамму быстрее или медленнее остально­го класса, порядок составления индиви­дуальной программы должен быть изло­жен в уставе школы);

на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на вы­бор языка обучения в пределах имею­щихся возможностей, предоставляемых системой образования;

 на ускоренный курс обучения;

И на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами биб­лиотек;

на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

И на участие в управлении образователь­ным учреждением (например, в совете школы или в ученическом совете);

право учеников обратиться с официаль­ной просьбой к администрации образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования дея­тельности работников учреждения, на­рушающих и ущемляющих их права. В расследовании имеют право участвовать выборные представители учеников. Ес­ли ученики не согласны с решением ад­министрации образовательного учреж­дения, они вправе через своих выбор­ных представителей обратиться за со­действием и помощью в уполномочен­ные государственные органы (напри­мер, в окружное управление образова­ния или в суд);

на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения та­кого же типа в случае прекращения дея­тельности общеобразовательного учре­ждения;

 на продолжение образования в образова­тельном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образо­вание в семье, при их положительной ат­тестации и по решению родителей (за­конных представителей).

Также права учащихся должны быть под­робно описаны и разъяснены в уставе шко­лы и в локальных актах. Познакомься с та­кими документами в твоей школе — и ты уз­наешь, какие конкретные права есть у тебя.

Есть ли у меня какие-то обязанности в школе?

Да, есть, и обычно они записаны в уставе школы. Чаше всего звучат так.

Учащиеся обязаны:

•   выполнять устав образовательного учре­ждения, добросовестно учиться;

•   бережно относиться к имуществу;

•   уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

•   выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего
распорядка к их компетенции.

А что будет, если не исполнять эти обязанно­сти или исполнять их плохо?

За нарушение устава образовательного уч­реждения наступает дисциплинарная ответ­ственность, то есть нарушителя могут нака­зать. Конкретные наказания прописаны в уставе школы и других локальных актах. На уроках и в жизни школы должен быть поря­док, который устанавливается с учетом со­блюдения действующих в школе правил. Те, кто нарушает их, могут подвергнуться нака­занию, не связанному с физическим и пси­хическим насилием. Какими могут быть на­казания (взыскания)? Вот их примерный список, но каждая школа может выработать разные методы поддержания дисциплины:

а)         замечание;

б)         выговор;

в)         возложение   обязанности   возместить

вред;

г)         возложение обязанности принести публичное извинение;

д)         исключение из школы.

Все взыскания, начиная с выговора, счита­ются достаточно серьезными. В школу при­глашаются родители ученика, чтобы он дал объяснения в их присутствии.

Факт наказания обычно как-то фиксирует­ся — это может быть простая запись в днев­нике или приказ директора о наложении взыскания.

Ученика могут обязать возместить причи­ненный вред, если он может возместить его лично, без материальных затрат со своей стороны. Если же для возмещения вреда требуются деньги (например, испорчена какая-то ценная вешь), школа может обсу­дить этот вопрос с родителями и даже обра­титься с иском о возмещении вреда в суд.

Самым серьезным наказанием за неодно­кратные грубые нарушения устава школы является исключение. Более подробно об этом смотрите специальные вопросы.

Сколько учебных дней должно быть на неде­ле - пять или шесть?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6