бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Позиция педагога в профессиональной деятельности бесплатно рефераты

Полученные данные позволяют составить своего рода мотивационную карту на основе двухфакторной модели с осями «значимость мотива – его реализация». В качестве ключевых критериев рассматриваются абсолютные значения этих показателей (по 5-балльной шкале). Диагностическим критерием является величина разности между значимостью мотива и его реализацией. На основе введенных критериев можно выделить следующие области:

§                   «Успешный результат» (высоко значимые мотивы с баллом 4 и выше с высокой степенью реализации, разность не превышает 1,2 балла). В этой области оказались мотивы, характеризующие труд в целом — интересная, стабильная работа, хорошие отношения с коллегами.

§                   «Область невысоких приоритетов» (значимость мотива не выше 3,5 баллов, разность не превышает 1,1 балла). Сюда входят такие мотивы, значимость которых выражена меньше и они относительно лучше реализуются. Как уже было сказано выше, это мотивы, связанные с участием в управленческой деятельности.

§                   «Область незначимых мотивов с высокой степенью реализации» (разность выражается отрицательным числом). Таких мотивов у опрошенных сотрудников не оказалось.

§                   «Проблемная область» (значимость мотивов 4,4 балла и выше, разность превышает 1,3 балла), куда отнесены высоко значимые мотивы с низшей степенью реализации. В этой области на первом месте по значимости стоит мотив «иметь хорошие условия для работы», а самый большой разрыв по критерию «важность мотива – реализация» отмечается для мотива «иметь достойную заработную плату». Кроме того, в проблемную область вошли мотивы «быть по достоинству оцененным руководством», профессиональный рост и продвижение по служебной лестнице, возможность самостоятельно распоряжаться рабочим временем (рис. 2).


Рисунок 2.

Мотивационная карта значимости и степени реализации мотивов педагогов








Пор





1.3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОГО КЛИМАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА


Проведенное исследование показало, что мотивационный климат включает в себя как благоприятные, так и негативные характеристики. Для поддержания благоприятного мотивационного климата необходимо управлять мотивацией персонала. Можно предложить пути решения данной проблемы как показано в таблице

Таблица 3

Управление мотивацией профессиональной деятельности персонала


Цели мотивации

Факторы мотивации

Формы и методы деятельности

Предполагаемые результаты

Понимание и принятие миссии и корпоративных ценностей           

Делать стоящую, интересную работу; быть лидером в профессиональном сообществе; иметь хорошие отношения с коллегами

Развитие корпоративной культуры

Согласование взаимных интересов, установка на сотрудничество, «командный дух»

Включение в систему управления

Быть информированным о результатах своей работы; участвовать в принятии решений           

Согласование с сотрудниками решений, принимаемых на рабочем месте в рабочей группе

Вовлеченность в дела университета, принятие на себя ответственности за результаты деятельности

Повышение трудовой активности

Иметь хорошие рабочие условия и социальную защищенность                   

Реализация социальных программ

Удовлетворенность условиями жизни в трудовом коллективе

Обеспечение удовлетворенности трудом 

Иметь хорошую зарплату

Совершенствование системы материального вознаграждения

Оплата труда в соответствии с индивидуальным вкладом сотрудника в результаты труда коллектива

Гибкое приспособление рабочего времени к потребностям персонала и университета

Иметь возможность самостоятельно распоряжаться рабочим временем

Введение индивидуальных графиков рабочего дня и системы учета рабочего времени              

Эффективное использование рабочего времени

Обеспечение удовлетворенности состоянием рабочего места

Иметь хорошие условия на рабочем месте                             

Оборудование рабочих мест с учетом эргономических и психологических элементов условий труда

Качественное выполнение работы

Удовлетворение потребности в самореализации в профессиональной деятельности

Иметь стабильную надежную работу, иметь возможность для профессионального роста и продвижения по служебной лестнице

Кадровые программы по обучению персонала, планированию карьеры, созданию резерва

Мобильность и гибкость в применении профессиональной квалификации

Удовлетворение потребности в уважении и признании

Быть по достоинству оцененным руководством                    

Введение системы деловой оценки персонала и трудовых достижений, совершенствование системы морального поощрения

Достижение высоких результатов труда, развитие личностного потенциала сотрудников


Результаты наших собственных и проведенных под нашим руководством исследований позволяют сделать вывод, что при всем различии методов и организационных форм непрерывного педагогического образования на всех его этапах и стадиях должны соблюдаться принципы рефлексивности, интерактивности и проективности, объединенные идеей профессионально-личностного саморазвития педагога, становления его субъектом профессиональной деятельности и поведения. Такой подход позволяет в качестве результата получить становление субъектно-авторской профессиональной позиции педагога.

Говоря о профессионально-педагогической позиции педагога, мы неизменно обнаруживаем ее деятельностно-утверждающую субъектную природу. В связи с этими положениями содержание, методы и формы подготовки педагога-воспитателя на всех стадиях его непрерывного образования, на наш взгляд, должны быть направлены на возрастание степени самостоятельности, произвольности профессионального поведения и деятельности, в конечном счете — на становление его как субъекта профессионального бытия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позиции в профессиональном общении позволило на основе анализа литературы по проблемам позиции и общения теоретически обосновать понятие профессиональной позиции как особого места человека в общей с другими людьми деятельности, выделив три плана рассмотрения позиции:

§                  как положения в обществе, группе, или социальной позиции (Г.М.Андреева. А.П.Асмолов и Т.Ю.Марялова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Т.В.Сеньхо и др.);

§                  позиции как отношения человека к действительности в целом или к различным ее областям, или позиции личности (Л.И.Божович, Г.Г.Граник и Л.А.Южцевая, Т.А.Загрузина, Л.В.Занина, С.А.Капустин, А.Ф.Копьев, Б.Д.Парыгии, О.Л.Романова, А.С.Спиваковская, В.А.Ядов и др.);

§                  позиции как места человека в непосредственном взаимодействии, в актуальной ситуации, или ролевой позиции (А.Л.Венгер, Н.В.Верахса, Е.А.Вовчик-Блакитная, И.Д.Глячков, Е.В.Кондратьев, А.Б.Добрович, Ю.М.Жуков, А.И.Красило, В.Я.Ляудис, Л.А.Петровская, Л.Г.Федорова и др.) и рассмотрев профессиональную позицию как сплав, взаимосвязь этих планов.

При рассмотрении педагогической позиции важным является связь позиции со смысловой стороной деятельности педагога, т.к. именно позиция является определяющей для построения смысла деятельности. Важным для нас является акцент на ценностное отношение субъекта к своей деятельности. Педагогическая позиция определяет тот тип взаимодействия с ребенком, который будет реализован педагогом в его деятельности.

В личностно-профессиональной позиции педагог реализует собственные базовые ценности в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.

Анализ мотивации деятельности педагогов дал возможность охарактеризовать профессиональную позицию в общении как симультанное представление позиций в масштабах целой деятельности, в ситуациях группового общения и в микроситуациях, связав тем самым взаимодействие говорящего и слушающего в пределах коммуникативного акта с многоаспектностью проявляющихся при этом позиций.

Речь шла о важности правильного воспитания подрастающего поколения педагогов, об их широком потенциале и огромных возможностях. При существующей системе организации учебного процесса в вузе студенты не являются субъектами профессиональной подготовки. Педагог воспитывает будущее поколение России, которое будет жить во все более усложняющихся условиях жизни, экономики.

Исследование полностью подтвердило нашу гипотезу. Как и предполагалось, для педагогов важными оказываются возможность иметь хорошие рабочие условия, материальная выгода (хороший заработок), продвижение по служебной лестнице, делать стоящую, интересную работу, быть по достоинству оцененным руководством - это проблемная область в мотивации педагога. Успешной областью является стабильность работы, престиж преподавательского труда и возможность самореализации.

В исследовании выявлены сильные и слабые стороны профессиональной позиции педагога, составлена мотивационная карта значимости и степени реализации мотивов педагогов. Намечены пути решения сложившейся ситуации на месте проблемных моментов в позиции педагога, например, значимость развития так называемых национальных проектов, получение школами грантов.

БИБЛИОГРАФИЯ


1.                Агеев Б.С. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопр. псих. 1986, №1.с.95-101.

2.                                 Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания.// Вопр. псих. 1994, №2. с.88-89.

3.                                 Андреева Г.М. Социальная психология, М.: Наука, 1994. - 324 с,

4.                                 Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследовании. М.: МГУ, 1984. -104 с.

5.                                 Асмолов А.Г., Марилова Т.Ю, Роль смены социальной позиции в перестрой­ке мотивационно-смысловой сферы у онкологических больных.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1985, т.85, вып. 12. - с.1846-1851.

6.                Божович Л.И. Личность и ее формирований в детском возрасте. (Психологическое исследование) М.: Просвещение. 1968. - 464 с.

7.                                 Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. - 416 с.

8.                                 Глячков И.Д., Кондратьев Е.Б. Соорганизация различных профессиональных позиций в эргономическом обеспечении проектирования.// Психология и на­учно-технический прогресс. Тезисы докл. к VII съезду Общества психологов СССР, М.,1989. - с.75

9.                                 Горяинов В.И. Обучение эргономистов посредством формирования у них деятельностных позиций. // Психология и научно-технический прогресс. Тез. докл. к VII съезду Общества психологов СССР, М., 1989. - с. 106.

10.                         Граник Г.Г., Концевая Л.А. Изучение читательской позиции школьников.// Вопр. психол., 1994. №5. - с.51-59.

11.                         Добрович А.Б. Ролевая модель межличностного общения.// Уч.зап. Тартуско­го гос.ун-та.. Вып 688. Тарту, 1984. - с. 70-84.

12.                         Загрузина Т. А. Позиция руководителя и социально-психологический климат трудового коллектива.// Автореф. дисс. канд. филос. наук., Л., 1983. 16с.

13.                         Занина Л. В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образова­ния. Автореф. дисс. канд.псд.наук. Ростов-на-Дону, - 24 с.

14.                         Зимняя И.А. Гуманизация образования - императив XXI века. // Гуманизация образования - императив XXI века. Вып.1. Набережные Челны, 1996. - с.20-30,

15.           Капустин С.А. Поляризованная оценочная позиция как универсальная при­чина проблем клиентов психологической консультации.// Вестник Москов­ского ун-та. Сер. 14, Психология, 1994, № 1. - с.7-18.

16.                         Климов Е.A. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. -278 с.

17.                         Климов Е.А, Психология профессионала. - М., 1996. - 400 с,

18.                         Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1996. - 512 с.

19.                         Кон И.С. Личность и ее социальные роли. // Социология и идеология. Редак­тор-составитель Л.А. Волозик. М.: Наука, 1969, -с.248-261.

20.                         Кон И.С. "Открытие "Я'', М.: ИПЛ, 1978. – 366 с.

21.           Копьев А.Ф. О диалогическом понимании психологического контакта.// Об­щение и диалог к практике обучения, воспитания и психологической консуль­тации. Сб.научн. тр./ отв.ред. А.А.Бодалев. - М: Изд. АПН СССР. 1987. -с.50-57.

22.           Краткий психологический словарь. / Ред.-сост. Л.А.Карпенко, под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2 изд. Ростов н/Д: Феникс 1998. - 512 с.

23.           Красило А.И. Социально-психологическая позиция преподавателя в системе управления учебно-воспитательным процессом. Дисс. канд. психол, наук. М.1986.

24.                         Кричевский Р.Л. Мотивация групповой принадлежности и механизм выдви­жения в позицию лидера.// Новые исследования в психологии. №1/20. М.: Педагогика, 1979. - с.95-101.

25.                         Кузьмина Н.В, Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. - 184 с.

26.                         Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - М.: Знание. 1985. -32 с.

27.                         Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М : Знание, 1979. – 48c.

28.                         Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.,1975. - 303 с.

29.           Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. - М.: МГУ, 1972. - 576 с.

30.           Литвин С.Д. Психологические закономерности формирования педагогиче­ских способностей. Автореф. дисс. канд. психол.наук, М., - 20 с.

31.                         Лотон Д. Учитель в меняющемся мире. //Перспективы, 1987, № 4. - с.34-43.

32.                         Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.:Просвещение, - 192 с.

33.                         Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуаль­ного стиля деятельности учителя.// Вопр. психол., 1987, №5 - с. 40-48.

34.                         Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика. 1986. - 256 с.

35.                         Мильруд Р.П. Психологическая структура высказываний учителя в обучаю­щей деятельности. //Вопросы психологии, 1985, №5. -с.139-144

36.                         Моделирование педагогических ситуаций. Под ред. Ю.Н.Кулюткила, Г.С.Сухобской. - М.: Педагогика, 1981. - 120 с

37.           Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. ­         352 с.

38.           Пелевина Т.В. Социально-психологическая интерпретация ролевых позиций в студенческой учетной группе // Теоретические и прикладные проблемы пси­хологии познании людьми друг друга. Тезисы докладов. - Краснодар: Кубан­ский гос. ун-т, 1975. - с. 135-136.

39.           Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: МГУ. 1989, - 216 с.

40.           Петровская Л.А. "Решетка противостояния позиции" как принцип диагностики уровня развития межличностных отношений.// Вопр. психол., 1985 №2. с.32-38

41.           Петровская Л.А. и др. Воспитателю о личностном общении. (Психология общения) - М.: Творческая педагогика, 1994. - 78с.

42.           Психология воспитания. /Под ред. В. А. Петровского. М.:Аспект Пресс, 1995. - 152 с.

43.   Психология труда и личности учителя. Сб. научн. трудов. Вып. I. / Под ред. А.И.Щербакова. - Л.,1976. - 132с.

44.   Романова О.Л. Психологическое исследование особенностей материнской по­зиции женщин, дети которых страдают церебральным параличом // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1988, вып.9. – с.109-114.

45.                         Рубинштейн С.Л. Основы обшей психология. В 2 т. Т.2 - М., 1989.

46.                         Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 1991, - 128 с.

47.                         Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. -         Н.Новгород: ННГУ, 1994. - 164 с,

48.   Сенько Т.В. Статусная психотерапия как метод коррекции положения ребен­ка в группе детского сада.// Вопросы психологии, 1989, № 1. - с.76-82.

49.           Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций. // Семья и формирование личности. Сб. научных трудов. Под ред. А.А. Бодалева. - М.: АПН СССР, 1981. - с.33-44

50.           Шмелев А.Г., Спиваковская А.С., Таги-Заде А.Л. Опыт экспериментально психологического исследования смысловой структуры родительских пози­ций.// Психолого-педагогические проблемы деятельности и обучения школь­ников по месту жительства. Сб. научн. трудов. / Отв.ред. А.С.Кондратьева, -М.: АПН СССР, 1985, - с.32-44.

51.   Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. - М.:Наука, 1975. -с.89-105.

52.   www.voppsy.ru

53.   www.umj.ru/index.php/pub/inside/445


Приложение 1.

Бланк методики 1



в очень незначительной мере (1)

в достаточно незначительной мере (2)

в небольшой, но и в немаленькой мере (3)

в достаточно большой мере (4)

в очень большой мере (5)

Денежный заработок






Стремление к продвижению по работе






Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег






Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей






Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других






Удовлетворение от самого процесса и результата работы






Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности






Приложение 2.

 Диаграмма мотивации профессиональной деятельности методика К. Замфир в модификации А. Реана)



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


 © 2010 Все права защищены.