бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Позиция педагога в профессиональной деятельности бесплатно рефераты

Позиция педагога в профессиональной деятельности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

 

Калужский государственный педагогический университет

имени К.Э. Циолковского

 

Кафедра психологии

 

Специальность:032900 русский язык и литература


 

ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга – 2008

ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА I. Позиция профессионала в структуре его деятельности.

1.1. Содержательная характеристика социально-психологического конструкта "Социальная позиция".

1.2 Внутренняя позиция личности как отношение.

1.3 Профессионально-личностная позиция педагога.

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение профессионально-личностной позиции педагога.

2.1 Ход и методы исследования.

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов.

1.3 Пути повышения мотивационного климата педагогического коллектива.

БИБЛИОГРАФИЯ

Приложение


ВВЕДЕНИЕ


Профессия педагога по классификации Е.А.Климова входит в сферу «Человек – Человек», где основной составляющей профессиональной деятельности является общение. Возникающие у педагогов в данной ситуации трудности позволяют поставить новую психологическую проблему - особенностей общения в конкретной профессии, которые должны быть учтены в процессе подготовки специалиста.

Позиция, или особое место, человека во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, как известно, подробно рассматривалась в отечественной психологии (Л.И.Божович, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Б.Д.Парыгин, А.В. Петровский и др.) с учетом идей, высказывавшихся социальными психологами, начиная с Дж.Г.Мида. Во многих исследованиях предметом анализа было профессиональное общение, как педагогическое (И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, С.В.Кондратьева, А.А.Леоитьев, С.Л.Ромашина, В.В.Рыжов и др.), так и общение в других близких профессиях - врача (И.А.Сомова, В.А.Ташлыков и др.), психотерапевта (А.Ф.Копьев, В.А.Смехов), психолога - консультанта (Ю.Е. Алешина, Л.Я.Варга. С.А.Капустин, Т.А.Флоренская) и т.д.

Однако применительно к общению вообще, и к профессиональному общению в частности, понятие «позиция» специально не рассматривалась. И только в некоторых работах (Л. А. Петровская, А.Б.Добрович, Ю.Н.Емельянов, И.А.Зачесова и Н.Д.Павлова) ставился вопрос об обусловленности общения позицией, которую занимает профессионал.

Данная дипломная работа представляет собой теоретико-экспериментальное исследование профессиональной позиции как одной из внутренних детерминант профессионального общения и, соответственно, профессиональной деятельности. Исследование проводится в русле общепсихологической проблемы взаимосвязи общения и деятельности и психолого-педагогической проблемы становления субъекта в деятельности.

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется тем, что социальная позиция педагога в современных условиях находится в сложной и не выгодной для них ситуации. Педагог до сих пор не занимает достойного социального места в обществе. Необходимы пути изменения сложившейся ситуации.

В качестве ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ выступает профессиональное общение в сфере «Человек - Человек» (на примере профессии педагога).

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - позиционные особенности профессионального общения педагога.

ЦЕЛЬ исследования - дать психологическую характеристику позиционных особенностей профессионального общения педагога для дальнейшего использования в качестве ориентиров в профессиональной подготовке.

ГИПОТЕЗА исследования: в основе специфики профессиональной деятельности педагога лежит сочетание мотивов — общетрудовых и педагогических. Для педагога более значимыми будут педагогические мотивы, детерминированные самим содержанием деятельности, стремлением достичь эффективных результатов; проблемными областями будут рабочие условия, зарплата, продвижение по служебной лестнице (карьера).

 Цель и гипотеза определили постановку теоретических и экспериментальных ЗАДАЧ исследования:

§                   На основе системного анализа литературы по проблеме исследования определить исходное для данной работы понятие профессиональной позиции,

§                   Усмотрение многозначности проявления профессиональной позиции в общении и его обусловленность межличностными отношениями.

§                   Выявление специфики профессиональной позиции педагога и эмпирическое верифицирование ее.

§                   Предложение путей повышения мотивационного климата педагогического коллектива.

В исследовании вводится понятие профессиональной позиции, дается многоуровневая характеристика позиций в общении.

I ГЛАВА ПОЗИЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛА В СТРУКТУРЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ»


В последние годы в психолго-педагогической литературе, посвященной вопросам подготовки специалистов, профессиональной компетенции, все чаще появляются указания на необходимость осуществления деятельности с определенных профессиональных позиций

Однако это понятие наполняется разным содержанием.

Например, А.К.Маркова[32] намечает для педагога более 30 возможных позиций: «оптимист», «предметник», «творец», «дирижер», «субъект равноправного общения» и др. В других работах находим описание позиций, хоть и неоптимальных, но занимаемых в реальной практике профессионалами сферы «Человек-Человек»: «позиция сурового судьи»[39], «позиция жесткой дисциплины», «позиция обиженного учениками»[46] и др. Очевидно, что к настоящему времени не сложилось единого основания для их выделения. Значение термина «позиция» каждый раз можно определить по контексту. Это в разных случаях - «роль», «отношение», «статус», «точка зрения» и др.

Если же ставится вопрос об освоении профессиональных позиций в системе подготовки специалистов, то такого нечеткого понимания становится недостаточно. Особенно значимы нюансы при рассмотрении проблемы профессионального общения, характеризуемого «текучестью, нестандартностью» ситуаций взаимодействия[18].

Обратившись к определениям позиции в социально-психологической литературе, также не находим единства среди их авторов.

Так, Г.М.Андреева приводит следующую формулировку: «понятие «статус» или «позиция», обозначающая место индивида в системе групповой жизни»[3].

Б.Д. Парыгин дает определение: «Позиция - это отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его средой»[8],[9].

В работах по междисциплинарному взаимодействию особенности деятельности представителей разных специальностей характеризуются через понятия ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ как системы профессиональных знаний, ценностей, норм, приемлемых способов взаимодействия.

С другой стороны, различные варианты участия человека в профессиональной деятельности и общении квалифицируются рядом авторов не только как позиции, но и как РОЛИ и СТИЛИ. Понятия эти в большинстве случаев не соотносятся друг с другом, вследствие чего студенту, осваивающему профессию, чрезвычайно сложно ориентироваться в сложившемся многообразии характеристик деятельности.

Поэтому для решения вопроса о целесообразности включения в процесс подготовки специалистов освоения профессиональных позиций необходимо подробнее рассмотреть понятие «позиция» в системе научного знания, раскрыть его различные аспекты и выявить ею соотношение с другими понятиями, обозначающими внутренние условия деятельности (мотив, цель, личностный смысл, роль, стиль), которые необходимо учитывать при организации освоения студентом профессиональной деятельности.

Систематизация уже выявленных в работах отечественных и зарубежных ученых связей этого понятия с другими позволит выявить внутренние взаимосвязи различных сторон позиции человека и ее внутренние противоречия, а также наметить общую схему становления позиции и тс се аспекты, освоение которых требует наибольшей собственной активности студента как становящегося субъекта профессиональной деятельности.

Проведенный анализ литературы показывает многомерность, многоплановость трактовок понятия позиции, что приводит к необходимости структурирования трех основных подход» к ее анализу и, соответственно, выделения трех, планов рассмотрения самой позиция, а именно:

§                   позиции как положения в обществе, группе, или социальной позиции (Г.М.Андреева. А.П.Асмолов и Т.Ю.Марялова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Т.В.Сеньхо и др.);

§                   позиции как отношения человека к действительности в целом или к различным ее областям, или позиции личности (Л.И.Божович, Г.Г.Граник и Л.А.Южцевая, Т.А.Загрузина, Л.В.Занина, С.А.Капустин, А.Ф.Копьев, Б.Д.Парыгии, О.Л.Романова, А.С.Спиваковская, В.А.Ядов и др.);

§                   позиции как места человека в непосредственном взаимодействии, в актуальной ситуации, или ролевой позиции (А.Л.Венгер, Н.В.Верахса, Е.А.Вовчик-Блакитная, И.Д.Глячков, Е.В.Кондратьев, А.Б.Добрович, Ю.М.Жуков, А.И.Красило, В.Я.Ляудис, Л.А.Петровская, Л.Г.Федорова и др.).

Отметим, что в существующих характеристиках профессиональных позиций (А.Ф.Копьев, А.К.Маркова, В.А.Ташлыков и др.) отражены все три указанных плана,

Рассмотрим в данном параграфе социальную позицию как положение человека в обществе, в группе.

Одна из первых характеристик позиции как положения человека в обществе, группе принадлежит А.Н.Леонтьеву. Говоря об особенностях психики ребенка - дошкольника, он выделяет «связывающую их общую основу. Это та реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношении, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях»[29; 501-502].

«Итак, изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития, оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, - это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней, А ее развитие в свою очередь зависит от наличных жизненных условий»[29; 504-505].

Положения о том, что позиция как место в системе общественных отношений определяет развитие деятельности, и развитие деятельности определяет развитие психики, стали исходным пунктом для многих последующих работ, направленных на изучение развития личности в деятельности[6;176-179], [23] и др.

Отметим также намечаемое А.Н.Леонтьевым различение объективного места, занимаемого человеком в общественных отношениях, и «реальной позиции», «с которой перед ним открывается мир человеческих отношений», то есть различение объекта и субъекта общественных отношений.

Понятие социальной позиции подробно рассматривалось в социологии. И.С. Кон на основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов дает следующее определение: «Социальное положение (позиция) индивида - его место в определенной конкретной социальной структуре». Поскольку речь идет здесь о взрослых, он указывает, что «в силу сложных общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций» - профессиональную, семейную, общественно-политическую и др., различающихся по своему значению, определенности и другим признакам»[19; 253].

Также подчеркивая, что для конкретного человека «способ и форма его жизнедеятельности обусловлены наличной системой общественных отношений», он обращает особое внимание на то, что появлению данной системы отношений исторически предшествовало «расчленение общественной деятельности»[19; 126-127].

Социальные психологи рассматривают позицию как место человека в контактной группе.

Г.М.Андреева определяет понятие «статус» или «позиция» как «место индивида в системе групповой жизни», «в структуре деятельностных отношений группы».

В исследованиях Л.В.Петровского и его сотрудников и последователей, разрабатывавших принцип деятель постного опосредствования межличностных отношений в коллективе, показано, что в условиях общественно ценной и личностно значимой совместной деятельности существующие в любой группе позиции - официально закрепленное должностью положение, позиция «старожила» или «новичка», «социометрической звезды» или «отверженного», «референтометрического лидера» и др. приобретают особые черты, обусловленные деятельностью и уровнем развития группы и др.

Г.М.Андреева предупреждает от смешения понятия позиции (статуса) в концепциях отечественных ученых с социометрическим статусом по Д.Морено, трактовавшему субъективное восприятие человека другими членами группы безотносительно к объективным характеристикам его статуса.

Любая позиция как место человека в системе общественной жизни, связана с СИСТЕМОЙ ОЖИДАНИЙ или требований. Их, согласно Б.Д. Парыгину, «принято различать по их функциям на роли, нормы, ценности, символы»[37;122].

Субъектом ожиданий является не индивид, а группа. Они функционируют как «СОЦИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ», а значение согласно А.Н.Леонтьеву, есть «отражение действительности независимо от индивидуального, личностного отношения к ней человека»[29;290].

Более того, эти ожидания во многом определяют мотиванионно-смысловую сферу человека, особенно если по объективным причинам он не может изменить свою позицию в группе или сменять группу (как ребенок и семье, дошкольник в группе детского сада, тяжело больной взрослый). В таких случаях организация благоприятных общественных отношений, в которые может включиться человек, организация ожиданий, предъявляемых ему контактной группой, может быть одним из путей помощи ему в организации деятельности, изменении отношения к действительности[5],[48], что необходимо учитывать профессионалам сферы «Человек - Человек».

Обычно же человек имеет возможность выбрать позицию, в том числе и профессиональную позицию. В связи с этим остановимся подробнее на характеристике ожиданий, с ней связанных.

Один из основных компонентов системы ожиданий - РОЛЬ. Понятие роли очень подробно разрабатывалось в отечественной науке

И. С. Кон пишет: «Лицо, занимающее определенную позицию, выполняет определенную социальную роль. Под ролью понимается функция нормативно заданный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию». «Например, от учителя ожидают определенной профессиональной деятельности, с которой ассоциируются некоторые личностные качества (скажем умение разбираться в характерах)[19;253].

Г.М.Андреева подчеркивает, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином ожидания), сколько связь социальной роли с определенными видами деятельности личности[3].

Общие контуры социальной роли не зависит от сознания и поведения конкретною индивида, они даются ему как нечто более или менее обязательное, их субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа[19;253], [3].

Роль есть динамический аспект статуса, динамизм ее о том, что при сохранении статуса (например, статуса матери, младшего сына и т.д.) набор функций, ему соответствующих, (предписанных личности группой) «может сильно варьироваться в различных однотипных группах, а также в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена». От каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение не только определенного перечня, но и определенного количества функций[3; 127]. Это социологический уровень анализа роли (А. Г. А смол он называет такой уровень анализа «квазипсихологическим»)[5; 34]. Поскольку предметом социологии является социальная структура, то роль на этом уровне анализа предстает как безличная функция; и «независимо от того, считает ли индивид свою работу ремеслом, призванием или даже миссией, хотя это весьма существенно для него самого, а также для моралыю-психологической оценки его как личности, социологически он во всех этих случаях исполняет профессиональную роль»[19;43].

А.Г.Асмолов характеризует социальную роль как один из «социально-типических образцов поведения личности», существующий «вне личности»[4;33].

Именно исполнение социальной роли, то есть поведение согласно предписанным нормам, оценивается в обществе[19; 253].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7