Позиция педагога в профессиональной деятельности
Позиция педагога в профессиональной деятельности
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Калужский государственный педагогический университет
имени К.Э. Циолковского
Кафедра психологии
Специальность:032900 русский язык и литература
ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Калуга – 2008
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Позиция
профессионала в структуре его деятельности.
1.1. Содержательная
характеристика социально-психологического конструкта "Социальная
позиция".
1.2 Внутренняя позиция
личности как отношение.
1.3 Профессионально-личностная
позиция педагога.
ГЛАВА II. Экспериментальное
изучение профессионально-личностной позиции педагога.
2.1 Ход и методы
исследования.
2.2 Анализ и
интерпретация полученных результатов.
1.3 Пути повышения
мотивационного климата педагогического коллектива.
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение
Профессия педагога по классификации Е.А.Климова
входит в сферу «Человек – Человек», где основной составляющей профессиональной
деятельности является общение. Возникающие у педагогов в данной ситуации
трудности позволяют поставить новую психологическую проблему - особенностей
общения в конкретной профессии, которые должны быть учтены в процессе
подготовки специалиста.
Позиция, или особое место, человека во
взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, как известно, подробно
рассматривалась в отечественной психологии (Л.И.Божович, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев,
Б.Д.Парыгин, А.В. Петровский и др.) с учетом идей, высказывавшихся социальными
психологами, начиная с Дж.Г.Мида. Во многих исследованиях предметом анализа
было профессиональное общение, как педагогическое (И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик,
С.В.Кондратьева, А.А.Леоитьев, С.Л.Ромашина, В.В.Рыжов и др.), так и общение в
других близких профессиях - врача (И.А.Сомова, В.А.Ташлыков и др.),
психотерапевта (А.Ф.Копьев, В.А.Смехов), психолога - консультанта (Ю.Е.
Алешина, Л.Я.Варга. С.А.Капустин, Т.А.Флоренская) и т.д.
Однако применительно к общению вообще, и к
профессиональному общению в частности, понятие «позиция» специально не
рассматривалась. И только в некоторых работах (Л. А. Петровская, А.Б.Добрович, Ю.Н.Емельянов,
И.А.Зачесова и Н.Д.Павлова) ставился вопрос об обусловленности общения
позицией, которую занимает профессионал.
Данная дипломная работа представляет собой
теоретико-экспериментальное исследование профессиональной позиции как одной из
внутренних детерминант профессионального общения и, соответственно,
профессиональной деятельности. Исследование проводится в русле
общепсихологической проблемы взаимосвязи общения и деятельности и
психолого-педагогической проблемы становления субъекта в деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется тем, что
социальная позиция педагога в современных условиях находится в сложной и не
выгодной для них ситуации. Педагог до сих пор не занимает достойного
социального места в обществе. Необходимы пути изменения сложившейся ситуации.
В качестве ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ выступает
профессиональное общение в сфере «Человек - Человек» (на примере профессии
педагога).
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - позиционные особенности
профессионального общения педагога.
ЦЕЛЬ исследования - дать психологическую
характеристику позиционных особенностей профессионального общения педагога для
дальнейшего использования в качестве ориентиров в профессиональной подготовке.
ГИПОТЕЗА
исследования: в основе специфики профессиональной деятельности педагога лежит
сочетание мотивов — общетрудовых и педагогических. Для педагога более значимыми
будут педагогические мотивы, детерминированные самим содержанием деятельности,
стремлением достичь эффективных результатов; проблемными областями будут
рабочие условия, зарплата, продвижение по служебной лестнице (карьера).
Цель и
гипотеза определили постановку теоретических и экспериментальных ЗАДАЧ
исследования:
§
На основе системного анализа литературы по
проблеме исследования определить исходное для данной работы понятие
профессиональной позиции,
§
Усмотрение многозначности проявления
профессиональной позиции в общении и его обусловленность межличностными
отношениями.
§
Выявление специфики профессиональной позиции
педагога и эмпирическое верифицирование ее.
§
Предложение путей повышения мотивационного
климата педагогического коллектива.
В исследовании вводится понятие профессиональной
позиции, дается многоуровневая характеристика позиций в общении.
I ГЛАВА ПОЗИЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛА В СТРУКТУРЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ»
В последние годы в психолго-педагогической
литературе, посвященной вопросам подготовки специалистов, профессиональной
компетенции, все чаще появляются указания на необходимость осуществления
деятельности с определенных профессиональных позиций
Однако это понятие наполняется разным
содержанием.
Например, А.К.Маркова[32] намечает для педагога
более 30 возможных позиций: «оптимист», «предметник», «творец», «дирижер», «субъект
равноправного общения» и др. В других работах находим описание позиций, хоть и
неоптимальных, но занимаемых в реальной практике профессионалами сферы «Человек-Человек»:
«позиция сурового судьи»[39], «позиция жесткой дисциплины», «позиция обиженного
учениками»[46] и др. Очевидно, что к настоящему времени не сложилось единого
основания для их выделения. Значение термина «позиция» каждый раз можно
определить по контексту. Это в разных случаях - «роль», «отношение», «статус», «точка
зрения» и др.
Если же ставится вопрос об освоении
профессиональных позиций в системе подготовки специалистов, то такого нечеткого
понимания становится недостаточно. Особенно значимы нюансы при рассмотрении
проблемы профессионального общения, характеризуемого «текучестью,
нестандартностью» ситуаций взаимодействия[18].
Обратившись к определениям позиции в
социально-психологической литературе, также не находим единства среди их
авторов.
Так, Г.М.Андреева
приводит следующую формулировку: «понятие «статус» или «позиция», обозначающая
место индивида в системе групповой жизни»[3].
Б.Д. Парыгин дает определение: «Позиция - это
отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из
его социального положения и предписываемых окружающей его средой»[8],[9].
В работах по междисциплинарному взаимодействию
особенности деятельности представителей разных специальностей характеризуются
через понятия ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ как системы профессиональных знаний,
ценностей, норм, приемлемых способов взаимодействия.
С другой стороны, различные варианты участия
человека в профессиональной деятельности и общении квалифицируются рядом
авторов не только как позиции, но и как РОЛИ и СТИЛИ. Понятия эти в большинстве
случаев не соотносятся друг с другом, вследствие чего студенту, осваивающему
профессию, чрезвычайно сложно ориентироваться в сложившемся многообразии
характеристик деятельности.
Поэтому для решения вопроса о целесообразности
включения в процесс подготовки специалистов освоения профессиональных позиций
необходимо подробнее рассмотреть понятие «позиция» в системе научного знания,
раскрыть его различные аспекты и выявить ею соотношение с другими понятиями,
обозначающими внутренние условия деятельности (мотив, цель, личностный смысл,
роль, стиль), которые необходимо учитывать при организации освоения студентом
профессиональной деятельности.
Систематизация уже выявленных в работах
отечественных и зарубежных ученых связей этого понятия с другими позволит
выявить внутренние взаимосвязи различных сторон позиции человека и ее
внутренние противоречия, а также наметить общую схему становления позиции и тс
се аспекты, освоение которых требует наибольшей собственной активности студента
как становящегося субъекта профессиональной деятельности.
Проведенный анализ литературы показывает
многомерность, многоплановость трактовок понятия позиции, что приводит к
необходимости структурирования трех основных подход» к ее анализу и,
соответственно, выделения трех, планов рассмотрения самой позиция, а именно:
§
позиции как положения в обществе, группе, или
социальной позиции (Г.М.Андреева. А.П.Асмолов и Т.Ю.Марялова, И.С.Кон,
А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Т.В.Сеньхо и др.);
§
позиции как отношения человека к действительности
в целом или к различным ее областям, или позиции личности (Л.И.Божович, Г.Г.Граник
и Л.А.Южцевая, Т.А.Загрузина, Л.В.Занина, С.А.Капустин, А.Ф.Копьев,
Б.Д.Парыгии, О.Л.Романова, А.С.Спиваковская, В.А.Ядов и др.);
§
позиции как места человека в непосредственном
взаимодействии, в актуальной ситуации, или ролевой позиции (А.Л.Венгер,
Н.В.Верахса, Е.А.Вовчик-Блакитная, И.Д.Глячков, Е.В.Кондратьев, А.Б.Добрович, Ю.М.Жуков,
А.И.Красило, В.Я.Ляудис, Л.А.Петровская, Л.Г.Федорова и др.).
Отметим, что в существующих характеристиках
профессиональных позиций (А.Ф.Копьев, А.К.Маркова, В.А.Ташлыков и др.) отражены
все три указанных плана,
Рассмотрим в данном параграфе социальную позицию
как положение человека в обществе, в группе.
Одна из первых характеристик позиции как
положения человека в обществе, группе принадлежит А.Н.Леонтьеву. Говоря об
особенностях психики ребенка - дошкольника, он выделяет «связывающую их общую
основу. Это та реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир
человеческих отношении, позиция, которая обусловлена объективным местом,
занимаемым им в этих отношениях»[29; 501-502].
«Итак, изменение места, занимаемого ребенком в
системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь
подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по
себе это место не определяет, конечно, развития, оно только характеризует
наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие
психики ребенка, - это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни,
иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней, А
ее развитие в свою очередь зависит от наличных жизненных условий»[29; 504-505].
Положения о том, что позиция как место в системе
общественных отношений определяет развитие деятельности, и развитие
деятельности определяет развитие психики, стали исходным пунктом для многих
последующих работ, направленных на изучение развития личности в деятельности[6;176-179],
[23] и др.
Отметим также намечаемое А.Н.Леонтьевым
различение объективного места, занимаемого человеком в общественных отношениях,
и «реальной позиции», «с которой перед ним открывается мир человеческих
отношений», то есть различение объекта и субъекта общественных отношений.
Понятие социальной позиции подробно
рассматривалось в социологии. И.С. Кон на основе анализа работ отечественных и
зарубежных авторов дает следующее определение: «Социальное положение (позиция)
индивида - его место в определенной конкретной социальной структуре». Поскольку
речь идет здесь о взрослых, он указывает, что «в силу сложных общественных
отношений каждый индивид занимает множество позиций» - профессиональную,
семейную, общественно-политическую и др., различающихся по своему значению,
определенности и другим признакам»[19; 253].
Также подчеркивая, что для конкретного человека «способ
и форма его жизнедеятельности обусловлены наличной системой общественных
отношений», он обращает особое внимание на то, что появлению данной системы
отношений исторически предшествовало «расчленение общественной деятельности»[19;
126-127].
Социальные психологи рассматривают позицию как
место человека в контактной группе.
Г.М.Андреева определяет понятие «статус» или «позиция»
как «место индивида в системе групповой жизни», «в структуре деятельностных
отношений группы».
В исследованиях Л.В.Петровского и его
сотрудников и последователей, разрабатывавших принцип деятель постного
опосредствования межличностных отношений в коллективе, показано, что в условиях
общественно ценной и личностно значимой совместной деятельности существующие в
любой группе позиции - официально закрепленное должностью положение, позиция «старожила»
или «новичка», «социометрической звезды» или «отверженного», «референтометрического
лидера» и др. приобретают особые черты, обусловленные деятельностью и уровнем
развития группы и др.
Г.М.Андреева предупреждает от смешения понятия
позиции (статуса) в концепциях отечественных ученых с социометрическим статусом
по Д.Морено, трактовавшему субъективное восприятие человека другими членами
группы безотносительно к объективным характеристикам его статуса.
Любая позиция как место человека в системе
общественной жизни, связана с СИСТЕМОЙ ОЖИДАНИЙ или требований. Их, согласно
Б.Д. Парыгину, «принято различать по их функциям на роли, нормы, ценности,
символы»[37;122].
Субъектом ожиданий является не индивид, а
группа. Они функционируют как «СОЦИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ», а значение согласно
А.Н.Леонтьеву, есть «отражение действительности независимо от индивидуального,
личностного отношения к ней человека»[29;290].
Более того, эти ожидания во многом определяют
мотиванионно-смысловую сферу человека, особенно если по объективным причинам он
не может изменить свою позицию в группе или сменять группу (как ребенок и
семье, дошкольник в группе детского сада, тяжело больной взрослый). В таких
случаях организация благоприятных общественных отношений, в которые может
включиться человек, организация ожиданий, предъявляемых ему контактной группой,
может быть одним из путей помощи ему в организации деятельности, изменении отношения
к действительности[5],[48], что необходимо учитывать профессионалам сферы «Человек
- Человек».
Обычно же человек имеет возможность выбрать
позицию, в том числе и профессиональную позицию. В связи с этим остановимся
подробнее на характеристике ожиданий, с ней связанных.
Один из основных компонентов системы ожиданий -
РОЛЬ. Понятие роли очень подробно разрабатывалось в отечественной науке
И. С. Кон пишет: «Лицо, занимающее определенную
позицию, выполняет определенную социальную роль. Под ролью понимается функция
нормативно заданный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную
позицию». «Например, от учителя ожидают определенной профессиональной
деятельности, с которой ассоциируются некоторые личностные качества (скажем
умение разбираться в характерах)[19;253].
Г.М.Андреева подчеркивает, что существенным
здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что
выражается термином ожидания), сколько связь социальной роли с определенными
видами деятельности личности[3].
Общие контуры социальной роли не зависит от
сознания и поведения конкретною индивида, они даются ему как нечто более или
менее обязательное, их субъектом является не индивид, а общество или какая-то
конкретная социальная группа[19;253], [3].
Роль есть динамический аспект статуса, динамизм
ее о том, что при сохранении статуса (например, статуса матери, младшего сына и
т.д.) набор функций, ему соответствующих, (предписанных личности группой) «может
сильно варьироваться в различных однотипных группах, а также в ходе развития
как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она
включена». От каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение не
только определенного перечня, но и определенного количества функций[3; 127].
Это социологический уровень анализа роли (А. Г. А смол он называет такой
уровень анализа «квазипсихологическим»)[5; 34]. Поскольку предметом социологии
является социальная структура, то роль на этом уровне анализа предстает как
безличная функция; и «независимо от того, считает ли индивид свою работу
ремеслом, призванием или даже миссией, хотя это весьма существенно для него
самого, а также для моралыю-психологической оценки его как личности,
социологически он во всех этих случаях исполняет профессиональную роль»[19;43].
А.Г.Асмолов характеризует социальную роль как
один из «социально-типических образцов поведения личности», существующий «вне
личности»[4;33].
Именно исполнение социальной роли, то есть
поведение согласно предписанным нормам, оценивается в обществе[19; 253].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|