бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Политические основы технологической подготовки школьников бесплатно рефераты


2.3. Планы-конспекты уроков по разделу «Вязание на спицах», 8 класс


План-конспект №1. Тема: “Изготовление детской шапочки”.

Цели:

Образовательная: познакомить учениц с разновидностями плотного вязания, начать выполнение детской шапочки.

Воспитательная: воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность.

Развивающая: развивать эстетическое восприятие.

Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, сантиметровая лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш.

Методы:

- словесный (беседа, объяснение)

- наглядный (образцы, иллюстративный материал, технологические карты)

- практический (упражнения)

- эвристический (продумывание будущей работы)

Ход занятия:

1.                 Организационный момент

Здравствуйте ребята! На сегодняшнем занятии мы научимся вывязывать новые узоры и начнём изготовление шапочки для куклы. Нам понадобятся нитки разных цветов, спицы, сантиметровая лента, игла, крючок, ножницы, булавка.

2.                 Вводная часть

Все мы знаем, что человек использует разные нитки для шитья, вязания, плетения. И они играют важную роль в жизни человека.

3.                 Сообщение нового материала

Нитки бывают хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми, капроновыми, синтетическими и др. Их отличают между собой толщина, фактура, сила натяжения, а также сырьё, из которого их изготовляют. Разнообразны по фактуре и шерстяные нитки, которые в основном используют в вязании спицами. Их называют пряжа (педагог показывает таблицу “Разнообразия ниток”). Здесь мы видим, что нитки бывают пушистыми, плотно крученными, украшенными люрексом, буклироваными. Для изготовления шапочки для куклы нам понадобятся не очень тонкие нитки. Что облегчит вашу работу над изделием.

4.                 Практическая часть

5.                 Политехническая основа: развивать трудовые навыки, что позволяет использовать их при выборе профессии.

А теперь приступим к делу. Пользуясь образцами вязок и технологическими картами вы выберете узор для вязания и форму изделия. Я с помощью образцов не буду ограничивать ваши желания, поэтому лучше будет, если вы захотите связать шапочку непохожую на другие.

(Ученицы ориентируются в выборе будущего изделия. Намечается эскиз). Готовое изделие можно будет украсить вышивкой или обвязать крючком. Вам решать! Прежде, чем приступим к работе, давайте вспомним (педагог задаёт вопросы).

1.                 Как передаются ножницы? (кольцами вперёд)

2.                 Как они должны лежать? (сомкнутыми)

3.                 Где должны храниться иглы? (в игольнице)

Теперь я напомню вам ещё несколько правил, которых нужно придерживаться, работая в технике вязания.

1.                 Клубок должен лежать в коробочке, чтобы не загрязниться и не путаться.

2.                 Спицы должны быть не очень длинными, чтобы не мешали остальным девочкам. Концы должны быть безопасными, с защитными колпачками (кусочками резинки).

3.                 Седеть при вязании следует на стуле со спинкой, слегка наклонив голову вниз.

Теперь приступим к работе. Прежде чем начать вязать какую-либо вещь определяют плотность вязки. На прошлых занятиях вы этому уже научились. Поэтому не составит труда связать шапочку нужного размера. Сначала измерим окружность головы вашей куклы (Учащиеся с помощью сантиметровой ленты измеряют. Педагог оказывает помощь). Полученный результат увеличим в 2-3 раза. Теперь мы знаем, сколько петель набирать. Берём спицы и набираем петли (Дети набирают петли). Основой любой шапочки является резинка (Дети с помощью таблиц выбирают вид вязки “резинка”: двойная, английская и др.).

В зависимости от выбранной формы изделия и вязки дети начинают индивидуально работать. Педагог оказывает помощь всем детям в процессе работы. После получасовой работы педагог даёт возможность детям отдохнуть. Так как работа в технике вязания требует усидчивости и даёт большую нагрузку на глаза, педагог в процессе выполнения работы проводит физминутку.      

Педагог оказывает индивидуальную помощь детям.

1.                 Подведение итогов

Девочки, рабочее время вышло, давайте посмотрим каких успехов вы достигли на сегодняшнем занятии. Молодцы! Все старались. (Педагог смотрит качество и аккуратность выполнения работы. Даёт девочкам советы.)

6. Уборка рабочих мест

Уберём своё рабочее место. До свидания! (Педагог прослеживает, чтобы инструменты и материал были убраны на место).

План-конспект №2. Тема: “Изготовление детской шапочки”.

Цели:

Образовательная: завершить работу по изготовлению детской шапочки, познакомить с искусством оренбургских мастериц.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, игла, крючок, ткань для отпаривания, утюг.

Методы:

- словесный (объяснение, рассказ)

- наглядный (образцы, иллюстративный материал)

- практический (упражнения)

Предварительная работа:

Выполнение эскиза и начала изделия

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим выполнение детской шапочки. Проверьте, есть ли у вас всё необходимое для занятия. Что нам понадобится? (спицы, нитки, ножницы, крючок, игла)

1. Повторение пройденного материала

Девочки! Давайте вспомним с прошлого занятия (преподаватель задаёт вопрос):

2. Какие бывают нитки и где они используются? (хлопчатобумажные, шерстяные, капроновые, синтетические и др. Используются в вязании, вышивании, ткачестве).

3. Что отличает нитки друг от друга? (фактура, толщина, сырьё из которого их делают и т.д.) Молодцы!

4. Политехнические основы: развитие трудовых навыков в процессе вязания.


Практическая часть

Сейчас вы продолжите работать над изготовлением шапочки, а я расскажу вам обо всем известных оренбургских платках, о том, где их изготовляют. (Педагог напоминает о правилах техники безопасности.) Учащимся раздаются технологические карты, таблицы (Девочки приступают к работе. Преподаватель, оказывая помощь, приступает к рассказу).

Промысел ручного вязания оренбургских пуховых платков зародился в XVIII веке вдоль рек Урала и Ори. Суровый климат и особенности местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз. Которые обладали лёгким, тёплым, мягким пухом. Промысел родился в среде уральских казаков. Жена знаменитого географа П.И. Рычкова, приучала местное население к пуховязанию. Изготовляют платки дух видов: плотные, из серого пуха и тонкие, ажурные – из белого. “Паутинки” вызывают особый восторг своей лёгкостью и красотой узоров. Такой узорный платок весил всего 70 граммов и был размером 2х2 метра.

Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в поколение. Уникальные шали, платки, палантины с успехом демонстрируются на художественных выставках.

Вот видите и среди умельцев вязания есть мастера, работы которых очень ценятся и имеют славу.

По окончанию работы дети с помощью преподавателя отпаривают изделия.

Девочки, вы помните последовательность при отпаривании изделия? (приколоть булавками к гладильной доске, сверху наложить влажную ткань, отпарить утюгом с изнаночной стороны, дать просохнуть).

Затем изделия сшиваются и оформляются завязками, вышивкой.

1.                 Подведение итогов

Преподаватель смотрит качество и аккуратность выполненных работ. Проводится экспресс-выставка.

2.                 Уборка рабочего места

Так как работа в технике вязания даёт нагрузку на глаза и требует усидчивости, преподаватель во время занятия проводит физминутку.


План-конспект №3. Вязание мыска варежки.


Цели:

Образовательная: систематизировать знания, умения, навыки учащихся по теме “Вязание варежки на 5-и спицах”.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость.

Развивающая: развивать эстетическое восприятие.

Задачи:

·                     повторить и обобщить знания учащихся по условным обозначениям и записи узоров, технологии вязания варежки;

·                     расширить кругозор учащихся при введении исторического материала, закрепить навыки убавления петель;

·                     развивать умения вязания мысика;

·                     развивать творчество учащихся при выборе способа вязания основного полотна варежки и способа образования мыска варежки;

·                     образное и пространственное мышление, моторику рук;

·                     воспитывать чувство прекрасного, аккуратность, внимание, усидчивость.

Раздаточный материал на парте: ножницы, крючок, файлы с описанием вязания варежки.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели уроков (10 мин.).

Вопрос учащимся - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

Цель - связать мысок варежки, а также систематизировать и проверить знания о вязании варежки.

II. Порядок работы (10 мин.).

Политехнические основы: развитие навыков вязания варежки, что позволит в дальнейшем использовать их во взрослой жизни.

На уроке у каждого будет возможность получить несколько отметок за ответы и работу по вязанию. За полный правильный ответ - жетон цветной, дополнение- жетон белый.

3 жетона - отметка “5”, 2 жетона- “4”. Преимущество имеет первый, поднявший руку.

III. Вопросы по актуализации знаний (10 мин.). Прежде всего, вспомним, что мы знаем по вязанию варежки?

Учитель

1. Какие мерки необходимо знать, чтобы удалось связать варежку? 2. Основная среди этих мерок? 3. На какие этапы делится вязание варежки? 4.Сколько петель оставляем для отверстия под большой палец? 5. На какой спице оставляем отверстие под большой палец? 6. Приведите примеры различных способов вязания непохожих друг на друга варежек?

Учащиеся

1. Окружность кисти, длина от запястья до основания большого пальца, до конца мизинца, длина большого пальца. 2. Окружность кисти. 3. Вязание манжеты - резинки, основного полотна, отверстия под большой палец, основного полотна, мыска, большого пальца. 4. Число петель на спице минус 2-4. 5. Для правой варежки - на 3-й, для левой - на 2-й. 6. Манжета-резинка-1x1, 2x2, без манжеты; основное полотно - кулирная гладь, платочная вязка, узор, орнамент, полоски; 2 вида мысков - округлый, треугольный (отвечают 2-3 чел.).

IV. Сообщения учащихся (10 мин).

Примерные темы: “Первые экземпляры вязаных изделий”, “Вязание завоевывает Европу (XII-XVI вв.)”, “Особенности вязания в Российских губерниях”.

А теперь, для того, чтобы расширить кругозор, послушаем сообщения об истории развития вязания (2-3 чел. по 3 мин).

V. Проверочная работа (10 мин.).

Мы прослушали интересные сообщения по истории развития вязания как рукоделия, а теперь проверим, что вы уже знаете по вязанию на 5 спицах.

I вариант - нечётные номера, II вариант - чётные номера (эти номера указаны на вязаных образцах в коробочках с заданиями).

5 вопросов - оцениваются по 1 6ал. каждый правильный, 5 ответов – оценка “5”.

1.                 Назовите вид вязания (все названия).

2.                 Назовите вид вязания, опишите каким образом можно получить это вязание на 5-ти спицах.

3.                 Вязание каких петель изображено на рисунке (I в - изнаночные петли, II в- лицевые петли).

4.                 Как обозначается на схемах (I в - лиц. п.;II в - изн. п.).

5.                 Нарисуйте схему резинки (I в - 1x1, II в - 2x2).

После окончания работы листочки с ответами положите в коробочки с образцами и рисунками.

VI. Мы плотно поработали на первом уроке, а теперь разгадаем кроссворд. Такое повторение учебного материала вам понравится (10 мин.).

По вертикали в выделенном столбце появилось слово (трикотаж). Что же такое трикотаж, как вы думаете? (изделие, изготовленное из нитей, изогнутых в петли, проще – вязаное изделие).

Сверху вниз по горизонтали:

1.                 Другое название резинки.

2.                 Единица измерения в вязании по вертикали.

3.                 Чулочное вязание на 5-и спицах образуется при постоянном повторении петель.

4.                 Инструмент, который поможет поднять нечаянно спущенную петлю.

5.                 Пряжа, которую получают из шерсти ангорских коз.

6.                 Единица измерения в вязании по горизонтали.

7.                 Постоянно повторяя эти петли, можно получить платочную вязку на двух спицах.

8.                 Так называются шерстяные, полушерстяные и пуховые нити, используемые при вязании.

Рис 2. Кроссворд.

VII. Объяснение нового материала (10 мин.)

Учитель комментирует схему, изображенную на плакате.

Мысок

2 петли вместе лицевой

в начале 1-й, 3-й спицы, в конце 2-й, 4-й или в конце каждой спицы


VIII. Практическая работа по вязанию (20 мин.).

У каждой ученицы свой способ вязания мыска из предложенных (в помощь раздаточный материал, образцы изделий).

В это время звучит музыка (группа “Иван Купала”, ансамбль “Золотое кольцо”).

IX. Защита работ (5 мин.)

Связанные варежки приколоть на стенд. Несколько человек рассказывают о своем способе вязания варежки.

X. Из истории национальных варежек (10 мин.)

Варежки разных народов имеют характерные мотивы, связанные с местными условиями. Особенно это заметно в варежках с орнаментом.

Мотивы народов Севера нашей страны - “оленьи рога”, вяжут в черно-белой гамме. Орнамент Юга России очень многоцветен - в нем встречаются геометрические тела, изображения птиц и растений. Норвежские мотивы - снежинка и ломаные линии, как сугробы снега; цвет бежевый, голубой, серый. Ирландские мотивы - косы, жгуты, ромбы. В Западной Сибири вязали варежки с растительным или геометрическим орнаментом.

По схемам (см. рис.7), которые вам демонстрировались, можно связать варежки, как это сделала ученица сейчас уже … класса ...ФИ ученицы.

XI. Подведение итогов (5 мин.).

Сделать вывод о различных видах работы на уроках, выставить оценки за устные ответы, за практическую работу по формированию мыска (третью оценку учащиеся получают по результатам проверочной работы).

Раздаточный материал в файлах на каждой парте

1. Варежки

Рис. 3. Мерка – обхват кисти

Варежки - еще одна необходимая вещь зимой. Они оберегают руки от мороза, а также являются немаловажным элементом зимней одежды. Красиво, когда варежки одного цвета с шарфиком или шапочкой. Варежки можно связать по-разному, однотонные или цветные, с орнаментом или полосатые, толстые или тонкие, простой чулочной вязкой, или со сложным выпуклым узором. Но учиться вязать варежки, конечно, надо с самых простых - одним цветом пряжи чулочной вязкой. Для варежек потребуется 50-120 г шерстяной пряжи, набор из пяти спиц с двумя рабочими концами длиной 20-25 см и большая булавка для перевода на нее петель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


 © 2010 Все права защищены.