бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Политические основы технологической подготовки школьников бесплатно рефераты

Важнейшим элементам современной научно- технической революции является, как уже было указано, переход к кибернетическим системам управления, автоматизация производственных процессов. Автоматизация меняет функции человека, выполняемые им в производстве. Трудовая деятельность человека, постепенно освобождаясь от выполнения многих двигательных операций, переходит на более высокий уровень. Все большее значение приобретают интеллектуальные, творческие способности личности. Школьное образование должно учитывать современные тенденции в развитии науки, техники, производства, показывая учащимся связь между преподаваемыми в школе основами знаний и их применением в народном хозяйстве[29, с. 17].

В курсе технологии в средней школе на высоком научном уровне излагаются многие вопросы, необходимые для осуществления задач общего и политехнического образования. Так, изучение тепловых двигателей, производства новых материалов позволяют ознакомить учащихся с основными направлениями развития энергетики, достижениями в области исследований элементарных частиц, перспективами развития некоторых областей технологии и пр.

Функциональная природа политехнических знаний делает политехническое образование частью общего и профессионального: можно говорить об усилении политехнической направленности не только общего, но и профессионального образования. Из такого подхода вытекают два следствия. Первое – политехническое образование осуществляется в школе во всей системе учебно-воспитательного процесса. И второе – содержание его определяется содержанием общего образования. Гармоничное развитие личности ученика предполагает воспитание молодого человека, способного успешно трудиться на самом современном производстве, умеющего видеть закономерности и перспективы общественного развития.

В условиях научно-технической революции меняются позиции человека в производственной деятельности. Рабочие новых специальностей сами определяют алгоритм действий, который связан с анализом сложных технических систем и требует развитого творческого мышления и самостоятельного пополнения своих знаний, что обусловлено постоянно меняющимися и все более совершенствующимися средствами труда. Указанные причины явились основанием для пересмотра требований к процессу обучения. На современном этапе в работе школы очень важно обеспечить развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей; выработать умения глубоко анализировать явления; привить навыки самостоятельной работы и стремление получать новые знания. Развитие личности ученика, его мышления и творческих способностей рассматривается как предпосылка для творческого труда в период самостоятельной работы. Поэтому перед школой наряду с формированием системы знаний стоит задача развития творческой личности ученика. Актуальной задачей для школы в настоящий момент является подготовка учащихся к жизни, труду, приобщение их к будущей профессии наряду с обеспечением высокого уровня общего и политехнического образования.

Залогом успешности и эффективности политехнического образования в процессе обучения технологии является системный подход к нему. Результатом применения системного подхода к образовательному процессу явилась концептуальная модель педагогической системы политехнического образования в процессе обучения технологии в средней школе, которая представлена на рис. 1. Разработанная концептуальная модель педагогической системы политехнического образования состоит из трех подсистем[19, с. 54]:

-                     целей и задач политехнического образования в средней общеобразовательной школе;

-                     методов и организационных форм политехнического образования;

-                     результатов политехнического образования в процессе обучения технологии.

Подсистема целей и задач – это целевой компонент системы, включающий цель и задачи политехнического образования в процессе обучения технологии в средней школе. Этот целевой компонент системы политехнического образования формируется под воздействием следующих компонентов надсистем различных уровней:

1. Научно-технические;

2. Социальные;

3. Экономические;

4. Экологические;

5. Технологические.

Целью политехнического образования является формирование всестороннего развития личности школьника и подготовка его к труду в сфере современной техники в процессе обучения технологии[19, с. 56]. Эта основная цель достигается посредством решения следующих основных задач: формирование знаний о научных основах современного производства; формирование системы политехнических умений и навыков и практическое овладение элементами, обьектами техники и технологии; развитие творческих способностей и технического мышления школьников; подготовка учащихся к труду в сфере современной техники.

Подсистема методов и организационных форм политехнического образования – это совокупность содержательного и организационно-деятельностного компонентов системы политехнических знаний и умений в процессе изучения физики в средней школе. Содержательный компонент реализуется на основе определенных принципов,методов, форм и проявляется во взаимодействии учителей и учащихся в их сотрудничестве с целью достижения конечного результата. Все составляющие этой подсистемы имеют логическую взаимосвязь. Содержание политехнического образования определяет деятельность учителя и ученика. В свою очередь, учитель, руководствуясь педагогическими принципами и методами, осуществляет процесс обучения школьников на базе составляющих компонентов политехнического образования: научно-технического; социально-мировоззренческого, психолого-педагогического;

природоохранительного; организационно-методического;

исследовательского; общетехнологического, а также прикладной и

внеучебной деятельности учащихся. Анализ содержания научно-технической революции, обобщение богатого опыта, накопленного школами стран, СНГ позволяют определить сущность политехнического образования молодежи в современных условиях. Таким образом, всесторонне развитие человека в условиях рыночный экономики означает становление его как труженика, как гражданина, как общественного деятеля, как разумного потребителя. Оно предполагает вместе с тем и воспитание высоких моральных качеств, развитие человека как высоконравственной личности.



Продолжение рисунка 1.

 

 























Рис. 1. Модель педагогической системы политехнического образования при обучения технологии в средней общеобразовательной школе

1.4. Возрастные особенности учащихся 8 классов


Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности[22, с. 90].

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.

Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом. Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых  чувств.

Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.

Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.

Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в том, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносятся яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке[23, с. 60].

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях). Но общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).

Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.

Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают их потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.

В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

При отборе содержания занятий автор руководствуется общедидактическими принципами и принципами, предложенными В. В. Краевским:

- принцип адекватности содержания уровню НТП;

- принцип соответствия содержания применяемым формам и методам обучения;

- принцип структурного единства содержания обучения на различных уровнях его осуществления.

Из общедидактических принципов вытекают критерии отбора содержания обучающих программ.

Научность. Требование научности означает, что знания, входящие в его содержание, должны создавать в сознании картину мира и побуждать учащихся к активному участию в ее преобразовании. Содержание образования должно раскрывать реальные связи явлений природы, переходя от простого к сосуществования к участию к установлению причинно-следственных явлений, от связей простых, очевидных, к более общим, сложным и глубоким. Учащиеся должны познавать явления в развитии, борьбу нового со старым. Овладевая содержанием образования, учащиеся знакомятся с важнейшими теориями, дающими научное объяснение явлений.

Требование научности определяет необходимость повышения теоретического уровня содержания учебных предметов, утверждает ведущую роль теоретических знаний при формировании умений и навыков.

Превращение науки в непосредственную производительную силу приводит к тому, что общеобразовательные предметы являются не только базой для овладения специальными знаниями. Они становятся важнейшими квалификационными требованиями для рабочих многих современных профессий, использующих эти знания непосредственно в трудовой деятельности.

Соответствие требованиям научно-технического прогресса. Это требование определяет необходимость отражения в учебных программах теоретических сведений по общетехническим дисциплинам, знаний по устройству машин и механизмов; устройству и принципу работы; вопросам их долговечности и надежности, научным основам технологических процессов. Особое значение имеет отражение в программе современных достижений науки и техники, основных направлений совершенствования производства, что достигается расширением профиля подготовки будущих рабочих в расчете на повышение их конкурентоспособности, формирование качеств личности, которые позволят им быстро переориентироваться в постоянно изменяющихся производственных условиях. Достигается это, в частности расширением профиля подготовки будущего рабочего. Так профессия слесаря по ремонту автомашины является профессией широкого профиля, т. к. она интегрирует ряд родственных по характеру видов работ, которые зачастую в производственных условиях выполняются несколькими рабочими узкой специализации. Следует отметить, что профессия широкого профиля - не механическое соединение нескольких узких специальностей. Профессии широкого профиля возникают на основе объективных требований производства на основе научно-технического прогресса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8