Наличие креативности у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ
Наконец,
динамика рассматриваемого состояния, как правило, отягощается вторично-дизонтогенетическими
образованиями психогенной (в т. ч. социогенной) природы, что обусловлено как
неадекватным воспитанием со стороны родителей (несогласованном,
непоследовательным, не учитывающем индивидуальных особенностей ребенка), так и постоянными
конфликтами с окружающими. Последние особенно учащаются с началом обучения
гиперактивного ребенка в школе, к условиям которой (психофизическая и учебная
нагрузка, дисциплинарные требования, обилие и широта формальных и неформальных
социальных контактов) он ни биологически, ни личностно не готов. Психогенные
невротические и патохарактерологические реакции гиперактивного ребенка на
индивидуально невыносимые условия обучения в массовой школе (обостряющиеся в период
возрастных кризов и усугубляющиеся в одних семьях дополнительной нагрузкой в виде
занятий музыкой, иностранным языком и проч., в других — безнадзорностью и асоциальным
примером референтной группы) в случае их длительного существования могут
обусловить третично-дизонтогенетические образования в виде структурирующейся в подростковом
возрасте «нажитой» или «краевой» психопатии, как результате невротического или
патохарактерологического формирования личности [54].
Симптомы
синдрома гиперактивности с расстройством внимания.
Клиническая
картина.
Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами
менялись. Долго шли споры о гиперактивности — насколько это неотъемлемый
признак заболевания. СДВГ (синдром нарушения внимания) разделен на два подтипа —
с гиперактивностью и без гиперактивности. Симптоматика почти всегда появляется
до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу — 8–10 лет: в этом
возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности,
целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз
при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение
которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических
ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на
ссору или развод родителей.
А.
Нарушения внимания включают: 1) неспособность сохранять внимание: ребенок не
может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении; 2) снижение
избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете; 3)
частые забывания того, что нужно сделать; 4) повышенная отвлекаемость,
повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного
занятия на другое; 5) еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях,
когда необходимо действовать самостоятельно. Учителя и родители жалуются, что
ребенок нигде не проявляет упорства — ни в учебе, ни в играх. Некоторые дети не
могут досмотреть до конца любимую телепередачу, даже если она длится всего
полчаса.
Б.
Импульсивность может проявляться: 1) неряшливым выполнением школьных заданий,
несмотря на усилия все делать правильно; 2) частыми выкриками с места и другими
шумными выходками во время уроков; 3) «влезаниями» в разговор или работу других
детей; 4) неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д. ;
5) частыми драками с другими детьми (причина — не дурные намерения или
жестокость, а неумение проигрывать). С возрастом проявления импульсивности
могут меняться; в начальных классах — излишняя активность в отстаивании
собственных интересов, невзирая на требования учителя (при том что противоречия
между учеником и учителем вполне естественны), крайняя нетерпеливость; в старшем
детском и подростковом возрасте — хулиганские выходки и асоциальное поведение
(кражи, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Чем ребенок
старше, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих.
В.
Гиперактивность — необязательный признак синдрома нарушения внимания с гиперактивностью.
У части детей двигательная активность, наоборот, снижена. В дошкольном и раннем
школьном возрасте гиперактивные дети непрерывно или импульсивно бегают,
ползают, карабкаются. В старшем детском и подростковом возрасте они неусидчивы,
постоянно вскакивают и опять садятся, суетливы. Двигательная активность и качественно,
и количественно отличается от возрастной нормы. С возрастом гиперактивность
часто уменьшается, иногда исчезая вовсе, хотя другие симптомы могут оставаться.
Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них,
по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе школьных
навыков
Г.
Дополнительные признаки. Перечисленные ниже симптомы, по мнению многих авторов,
тоже характерны для синдрома нарушения внимания с гиперактивностью.
-
Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев. Это могут быть
нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами,
раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном
велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным
играм, особенно с мячом).
-
Эмоциональные нарушения при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью
наблюдают часто. Эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что
проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.
-
Отношения с окружающими. Как правило, нарушены отношения и со сверстниками, и со
взрослыми. В психическом развитии дети с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью
отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей.
Причина одиночества в этом случае другая, чем при тревожных расстройствах и шизоидном
складе личности, когда дети боятся общения. Напротив, дети с синдромом
нарушения внимания с гиперактивностью — экстраверты: они ищут друзей, но быстро
теряют их. Из-за неприязни со стороны сверстников, из-за стремления верховодить
они вынуждены общаться с самыми «покладистыми» или с младшими детьми. Трудно
складываются и отношения со взрослыми. На детей, страдающих синдромом нарушения
внимания с гиперактивностью, обычные наказания и поощрения не действуют. И родители,
и учителя жалуются, что, несмотря на все наказания, ребенок продолжает вести
себя плохо. С другой стороны, ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее
поведение — более того, поощрения должны быть очень весомыми, иначе ребенок
будет вести себя хуже. Именно «невоспитуемость» в сочетании с импульсивностью —
основной повод обращения родителей к психиатру. Вообще же синдром нарушения
внимания с гиперактивностью — нередкая причина «плохого поведения». Нелеченный
синдром нарушения внимания с гиперактивностью — частая причина исключения из
школы.
-
Парциальные задержки развития. Многие дети, страдающие синдромом нарушения
внимания с гиперактивностью, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный IQ.
Возможные причины — невнимательность, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам.
Кроме того, у детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью часто
встречаются парциальные задержки развития, в том числе — школьных навыков
(письма, счета, чтения). Их основной признак — несоответствие между реальной
успеваемостью и той, которую можно ожидать исходя из IQ. Поскольку и успеваемость,
и IQ поддаются измерению, то на их основе можно вывести численный критерий
парциальной задержки развития школьных навыков. Обычно таким критерием считают
отставание навыков от должных не менее чем на 2 года. Например, четвероклассник
с IQ = 100 (то есть, соответствующим уровню 4 класса) читает, как второклассник.
Парциальные задержки развития школьных навыков наблюдаются не только при
синдроме нарушения внимания с гиперактивностью, но сочетаются с ним очень
часто. В тех случаях, когда при обследовании исключены расстройства восприятия,
психологические и социальные преграды, низкий интеллект и плохое преподавание,
причина плохой успеваемости — скорее всего, синдром нарушения внимания с гиперактивностью
(возможно, в сочетании с парциальной задержкой развития школьных навыков). При
обследовании неуспевающего ребенка с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью
особое внимание уделяют школьным навыкам (при обычном психологическом
исследовании их обычно не проверяют).
-
Поведенческие расстройства при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью
наблюдаются часто, но не всегда; кроме того, не у всех детей с поведенческими
расстройствами имеется синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
Ученые
Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных
долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых
сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе,
которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют
развитию патологического состояния. Это очень важно помнить тем родителям,
которые считают, что их ребенок просто лентяй и ранее они воспитывали его
недостаточно жестко [64]. Одна из основных
особенностей таких детей заключается в том, что они быстро переключают внимание
с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Учителя
жалуются, что они ничего не слушают на уроках. Плохо выполняют домашние
задания, начинают отставать в учебе, несмотря на достаточно высокий интеллект.
Этому есть объяснение: центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо
справляется с новыми (увеличенными) нагрузками, как физическими, так и
психическими. Многие подолгу отвлекаются на свои собственные мысли и не в
состоянии воспринять даже короткий рассказ. Особенно трудно им дается чтение,
но обычно такие же сложности возникают с арифметикой и письмом. Вот почему
такой школьник чувствует себя, мягко говоря, неуютно в коллективе. Ведь попав в
разряд "неуспевающих", он начинает ощущать негативное отношение со стороны
учителей и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным
поведением. Несчастного ребенка часто ругают, над ним смеются, "не берут в
игру". Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная
самооценка - характерные эмоции при СДВГ - получают дополнительный стимул.
Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном
месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью
[54].
Но случается и совсем противоположное - гиперактивный маленький человек
становится лидером. И тогда коллектив, который он возглавляет, трясет и
будоражит много лет. Очень важно помнить, что такие дети, как правило, лишены
чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся
автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать, и т.
п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у
ребятишек с СДВГ снижена реакция на болевые стимулы, и большинство из них
спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы. Многие
дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью жалуются на частые
головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную
утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не
только ночью, но и днем. Наиболее ярко симптомы заболевания начинают
проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и длятся где-то до
12 лет [26].
Выводы
Исследования
одаренности прошли пять основных этапов, соответствующих уровню психологических
знаний об одаренности, общих представлений о психическом развитии ребенка,
основаниях дифференциации (и диагностики) одаренности, проявлении одаренности в
процессе обучения и социальной жизни. По мере развития научных знаний и их
реализации в обучении и социальной жизни эти исследования и практика
становились все обширнее, а в настоящее время приобрели статус государственной
политики в наиболее развитых странах Америки, Европы и Азии.
Отношение к
одаренным детям далеко не однозначное. Оно колеблется от искреннего восхищения
и реальной поддержки до непонимания и холодного отвержения ребенка, а что еще
страшнее — равнодушия и неверия в его способности.
Каждому
ребенку нужна забота, внимание, поддержка. Одаренным же детям все это
необходимо еще в большей степени в силу их особого психического склада.
Одаренность в основном определяется
тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания,
психологическим развитием и физическими данными.
Под
креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов
создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Среди
предпосылок и оснований, характерных для проявления креативности, отечественные
психологи выделяют персептивные особенности личности, обладающие творческим
потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания,
огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений
относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность
знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от
шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию,
колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают
в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении
цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца
характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности
[44; 37]. В отечественных исследованиях креативность чаще всего заменяется
творческостью.
Исследования
психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности
и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у
ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность
дошкольника. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, мы можем утверждать,
что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к
воображению.
Особенности
возрастного этапа 6 – 7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех
сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая
возникновением сложных личностных новообразований.
Синдром
дефицита внимания/гиперактивности - дисфункция
центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного
мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания,
нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной
информации и стимулов.
Авторы
психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности
невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную
активность [56, C.103]. Чаще
гиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению с окружающими,
трудности в обучении, низкая самооценка.
Существуют различные мнения о причинах возникновения
гиперактивности:
наследственность,
здоровье матери, беременность и роды, дефицит жирных кислот в организме,
окружающая среда, дефицит питательных элементов, питание, отношение внутри
семьи.
Одаренные
дети, как и гиперативные особенны по своему развитию и восприятию окружающего
мира. В связи с эти у таких детей появляются как положительные стороны в
адаптации, так и отрицательные
2. Исследование уровня креативности у условно
здоровых детей старшего дошкольного возраста и детей с СДВГ
2.1 Организация и методы исследования
Цель
исследования: определить уровень креативности у детей старшего дошкольного
возраста.
Объект:
дети младшего дошкольного возраста МДОУ Детского сада №1 «Аленушка».5 детей –
гиперактивных, 5 детей – условно здоровых.
Предмет:
уровень креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
исследования:
1.
Внимательно
изучить методики на исследование уровня креативности.
2.
Провести
исследование по выбранным методикам с условно здоровыми детьми старшего
дошкольного возраста (1 группа).
3.
Провести
исследование по выбранным методикам с детьми старшего дошкольного возраста с
СДВГ (2 группа).
4.
Провести
коррекционные занятия на развития креативности у детей с СДВГ.
5.
Обработка
полученных данных
6.
Провести
сопоставимый анализ результатов 1 группы детей и 2 группы.
7.
Провести
анализ результатов уровня креативности у детей с СДВГ до проведения
коррекционных занятий и после проведения.
Гипотезы:
1.
Уровень креативности у детей дошкольного возраста с СДВГ выше, чем у условно
здоровых детей.
2.
Целевые занятия по развитию креативности у детей дошкольного возраста с СДВГ
будут способствовать повышению уровня креативности
Методический
инструментарий.
Необходимо
сначала выделить группу гиперактивных детей и группу детей, поведение которых
не характеризуется как гиперактивное. Для этого использовались анкеты,
разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой. Анкеты представлены в
приложениях 1, 2.
При
обработке данных анкет необходимо учитывать следующее: поведение ребенка можно
считать гиперактивным, если общее число баллов в анкете для родителей 8 и
более, в анкете для педагогов 11 и более для девочек, 15 и более для мальчиков.
В анкетировании участвовали родители и классные руководители детей.
Для
определения уровня креативности детей были проведены методики:
1.
Тест дивергентного (творческого) мышления (Вильямса).
Инструкция.
Порядок проведения.
Тестирование
проводится в групповой форме. желательно, чтобы во время тестирования дети
седели за столом или партой по одному.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|
|