бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Наличие креативности у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ бесплатно рефераты


Результаты проведения теста с детьми дошкольного возраста с СДВГ

(2 группа)


Таблица 5.

Ф.И.

Б.

Г.

О.

Т1.

Б.

О.

Т2.

Б.

О.

Т3.

Б.

Г.

О.

Т4.

S

К.М.

4

9

10

23

3

10

13

20

60

80

11

12

20

42

158

Б.Д.

3

9

5

17

2

0

2

10

15

25

7

9

15

31

75

И.А.

7

12

10

29

2

0

2

11

45

56

5

6

20

31

118

О.М.

3

9

5

17

2

5

7

14

40

54

8

9

25

42

120

Ш.Е.

3

6

0

9

3

5

8

13

40

53

7

9

20

36

106


2.3 Анализ результатов методами математической статистики


Математическую обработку производим с помощью критерия U.

U – критерий Манна-Уитни.

Назначение критерия

Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,2  3 или n1 = 2, а n2 5.

Описание критерия.

Существует несколько способов использования критерия и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам.

Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Иногда эти значения называют различиями в расположении двух выборок.

Эмпирическое значения критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.

Подсчет ранговых сумм по выборкам группы 1 и группы 2.

Тест дивергентного (творческого) мышления (Вильямса).


Таблица 6.

Группа 1 (n=5)

Группа 2 (n=5)

Показатель уровня креативности

Ранг

Показатель уровня креативности

Ранг



97

10



90

9



87

8



85

7

83

6





81

5

74

4



73

3



71

2



69

1



Сумма

370

16

440

39


Общая сумма рангов: 16 + 39 = 55. Расчетная сумма:


S Ri =  =  = 55


Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено.

Видно, что по уровню креативности более «высоким» рядом оказывается выборка группы 2. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 39.

Сформируем гипотезы:

H0: Группа 2 не превосходит группу 1 по уровню креативности.

H1: Группа 2 превосходит группу 1 по уровню креативности.

Определяем эмпирическую величину U:


Uэмп = (5 5) +  - 39 = 1

Uэмп = 1


По Табл. II Приложения 1 [53] определяем критическое значения для соответствующих n.


Uкр =


Критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно, можно констатировать достоверные различия, если Uэмп  Uкр


Uэмп = 1

Uэмп = Uкр


Ответ: Н1 принимается. Группа 2 превосходит группу 1 по уровню креативности.

Подсчет ранговых сумм по выборкам группы 1 и группы 2.

Изучение творческого мышления по методике Туник Е. Е.


Таблица 7.

Группа 1 (n = 5)

Группа 2 (n = 5)

Показатель творческого мышления

Ранг

Показатель творческого мышления

Ранг



158

10



120

9



118

8



106

7

105

6



88

5





75

4

69

3



63

2



55

1



Сумма

380

17

577

38


Общая сумма рангов: 17 + 38 = 55. Расчетная сумма:


S Ri =  =  = 55


Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено.

Видно, что по показателю творческого мышления более «высоким» рядом оказывается выборка группы 2. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 38.

Сформируем гипотезы:

H0: Группа 2 не превосходит группу 1 по показателю творческого мышления.

H1: Группа 2 превосходит группу 1 по показателю творческого мышления.

Определяем эмпирическую величину U:


Uэмп = (5 5) +  - 39 = 1

Uэмп = 1


По Табл. II Приложения 1 [53] определяем критическое значения для соответствующих n.


Uкр =


Критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно, можно констатировать достоверные различия, если Uэмп  Uкр


Uэмп = 1

Uэмп = Uкр


Ответ: Н1 принимается. Группа 2 превосходит группу 1 по показателю творческого мышления.


2.4 Обсуждение полученных результатов


Исследования проводились индивидуально с каждым ребенком. Большинство детей отвечало с большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше. В диагностике принимало участие 10 человек.

Проанализировав тест дивергентного (творческого) мышления, получили такие результаты:

По общей сумме проведенного исследования видно, что уровень творческого мышления, в целом, у детей с СДВГ больше, чем у условно здоровых детей. Максимально возможный общий суммарный показатель за вест тест – 131. Т к. тест рассчитан на возраст детей от детского сада и до 11 класса, я считаю, что максимальный показатель творческого мышления для детей дошкольного возраста ниже общего максимального. Показатели К. М. – 87 баллов, Ш. Е. – 90 баллов, О. М. – 97 баллов показываю высокий уровень творческого мышления. По итогам теста дивергентного мышления 7 детей имеют средний уровень креативного мышления, 3 – высокий уровень.

Проанализировав методику Туник Е. Е., можно сделать следующие выводы:

Субтест 1. Использование газеты.

По этому тесту испытуемыми было дано в среднем 3,5 ответа на человека, разброс по числу ответов велик от 1 до 5.Этот тест вызвал затруднения у некоторых детей. Наиболее часто встречающиеся ответы: «Сделать шапку, самолет, завернуть в газету что-нибудь, укрыться, подстелить».

Редкие, оригинальные ответы: «Соорудить палатку, использовать в игре, для склеивания пакетов, как закладки, коллекционировать газеты».

Наибольшее количество баллов набрали дети из группы 2: И. А. (29), К. М. (23); наименьшее из группы 1: У. Р. (6).

Субтест 2. Последствия ситуации.

Этот тест вызвал у некоторых детей затруднения. В среднем было дано 2 ответа на человека. Размах составляет от 1 до 3 ответов. Было приведено 19 ответов.

Часто повторяющиеся ответы: «Люди и звери будут разговаривать, понимать друг друга. Будут ходить в гости, помогать друг другу». Оригинальные ответы: «Звери будут участвовать в олимпиадах, двигать науку вперед, смогут подать в суд на людей, создадут телевидение, будут вместе с людьми учиться».

Высокие показатели у детей с СДВГ: К.М. (3), а низкие у условно здоровых детей: У. Р. (1), Я. С. (1) и М. Д. (1).

Субтест 3. Слова.

Среднее число придуманных слов – 10, 9. Размах по числу слов от 4 до 20. Наибольшее количество баллов у К.М. (80) из группы 2, а наименьшее у У. Р. (25) из группы 1 и Б. Д. (25) из группы 2.

Субтест 4. Словесная ассоциация.

Среднее число приведенных ответов-определений к слову «книга» составляло 6,9, размах по числу ответов от 4 до 11. Было дано 69 ответов.

Ответы с наибольшей частотой: интересная, веселая, толстая, познавательная. Редкие ответы: живая, бракованная, стильная, волнующая, доисторическая.

Самые оригинальные ответы у К.М. (11) из группы 2, а самое наименьшее количество баллов у Я. С. (4) из группы 1 и И. А. (5) из группы 2.

Посчитав общее количество баллов видно, что результаты тестирования детей с СДВГ значительно превышают результаты тестирования условно здоровых детей.


2.4 Коррекционные занятия на развития креативности у детей с СДВГ


Наше время — это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Творчество — это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Во второй половине XX века были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:

•  гибкость ума — способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность перестраиваться с одной идеи на другую;

•  систематичность и последовательность, которые позволяют людям управлять процессом творчества, благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются;

•  диалектичность мышления — способность человека соединять, казалось бы, несоединимое;

•  способность рисковать и не бояться ответственности за свое решение.

Эти компоненты творчества являются свойствами взрослого человека. У детей же способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления (один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию):

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13