бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Наличие креативности у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ бесплатно рефераты

• наглядно-действенное (дошкольный возраст 5—7 лет);

•  причинное (младший школьный возраст);

•  эвристическое (с 12 лет и старше).

Рассмотрим стадию наглядно-действенного мышления. Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи.

К 5—6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный, образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно-действенным.

Очень важным для развития мышления являются задания на исследования образа представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

•  четкое и ясное представление образов предметов;

•  хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

•   способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

• способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазий являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.

Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход из рамок привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называется оригинальностью, и зависит оно от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов.

Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.

В дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии — умственном, физическом, художественном, — обычно ставят просто в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей затормаживается.

На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

•  наследственность;

•  специально организованное обучение;

•  собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности;

•  окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей изобразительной деятельности и т. п.), родителей.

Создание развивающих групп в дошкольных образовательных учреждениях для детей, имеющих предпосылки одаренности, — это необходимое звено в цепи педагогического процесса. В таких группах дети вместе с педагогом-психологом углубляют свои знания, тренируют свои умения, развивают творческие способности.

Представленная программа нацелена на развитие творческого мышления. Эта программа содержит в себе решение трех основных задач:

•  развитие творческого мышления;

•  развитие творческого воображения;

•  эмоциональне развитие мира детей пяти-семн лет, имеющих предпосылки одаренности — высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей.

Цель проведения занятий: повысить уровень креативности у детей дошкольного возраста с СДВГ.

Гипотеза: Целевые занятия по развитию креативности у детей дошкольного возраста с СДВГ будут способствовать повышению уровня креативности.

Творить ребенок способен только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данной программы является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей.

Развитию творческого мышления способствует также и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер — мышления, воображения и эмоций в программе по развитию творческого мышления — способствует гармоничному развитию творческости ребенка дошкольного возраста.

Программа осуществляется в три этапа.

1-й этап — диагностический

Цель: выявление у детей пяти-семи лет способности к творчеству.

Методика: Тест дивергентного (творческого) мышления.

Этот тест проводит педагог-психолог индивидуально с каждым ребенком. Время на одного — ребенка 15 минут.

2-й этап — развивающий

Цель: развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка.

1. Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений (по Симановскому А.Э.):

•  воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

•  угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

•   воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

• узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;

•  комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

•  находить в двух и более объектах общие и различные признаки;

•  узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

•  переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

•  составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;

•  использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;

•  располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства и делать отсюда выводы;

•  находить действия, противоположные по значению (увеличивать — уменьшать, разрезать — соединять).

Некоторые умения могут формироваться параллельно и независимо одно от другого. Задачи направленные на развитие творческого мышления объединены в 2 блока: один связан с развитием представления, другой развитием умственных действий.

2. Творческое воображение — предполагает самостоятельное создание образа вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов, используемых ребенком неосознанно:

агглютинации, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей (человек — зверь или человек — птица);

гиперболизации, парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик);

аналогии (близкая: самолет — парящая птица; непосредственная, отдаленная: космический корабль — морской корабль);

синтеза;

анализа.

3. Развитие эмоционального мира детей в программе предполагает работу в следующих направлениях:

снятие эмоционального напряжения;

развитие самосознания, повышение самооценки и уверенности в себе;

развитие умений общаться друг с другом;

адекватное ролевое развитие.

3-й этап — заключительный

Цель: выявить результативность развивающих занятий.

Методика: Тест дивергентного (творческого) мышления.

1–й этап – диагностический.

Результаты исследования с детьми дошкольного возраста с СДВГ.


Таблица 6.

Ф. И.

Бегл.

Гибк.

Оригинал.

Разраб.

Назв.

Сумма

К. М.

12б.

10б.

27б.

25б.

13б.

87б.

Б. Д.

12б.

7б.

30б.

20б.

12б.

81б.

И. А.

12б.

7б.

32б.

17б

14б.

85б.

О. М.

12б.

7б.

32б.

30б.

16б.

97б.

Ш. Е.

12б.

7б.

33б.

26б.

12б.

90б.


По результатам теста дивергентного мышления видно, что уровень способности к творчеству очень высока.

2-й этап развивающий.

Организация занятий

Каждое занятие включает в себя:

1. Ритуал приветствия — снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.

2. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)

3. Игру на повышение двигательной активности.

4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.

5. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем — сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом-психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям дается домашнее задание.

Занятия проводят 1—2 раза в неделю, время — 30 минут, в первую половину дня после основных занятий, примерно в 10.30—11.00, с шестью-восемью детьми. На каждом занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1—2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог-психолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность). На третьем — дети действуют самостоятельно. Взрослый — организатор среды.

Релаксационное дыхательное или мышечное упражнение проводят или не проводят — в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.

Взаимодействие при выполнении программы

Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, воспитателя и детей.

Работа с воспитателями включает в себя:

1.  Профилактическую цель, т.е. педагог-психолог информирует воспитателей о том, что такое одаренность, как ее можно распознать и как работать с одаренными детьми.

2.  Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию творческости. Нацеливание их на совместную с педагогом-психологом деятельность.

Работа с родителями детей, имеющих предпосылки одаренности:

1.       Организация совместной работы педагога-психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей:

ознакомление с программой,

групповая консультация.

2. Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности.

3-й этап – заключительный.

Проведение повторного, результативного теста дивергентного (творческого) мышления.

Результат проведения повторного теста с детьми дошкольного возраста с СДВГ.


Ф. И.

Бегл.

Гибк.

Оригинал.

Разраб.

Назв.

Сумма

К. М.

12б.

10б.

30б.

27б.

15б.

94б.

Б. Д.

12б.

8б.

31б.

25б.

14б.

90б.

И. А.

12б.

10б.

33б.

22б

15б.

92б.

О. М.

12б.

9б.

32б.

30б.

17б.

100б.

Ш. Е.

12б.

7б.

33б.

29б.

16б.

97б.


По результатам повторного теста видно, что уровень творческих способностей повысился, хоть и не на много.


Выводы


Задачи, поставленные в начале проведения занятий, выполнены.

Используя тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса и методику Туник Е. Е. на изучение творческого мышления, было проведено сравнение наличия креативности у детей дошкольного возраста с СДВГ и условно здоровых детей дошкольного возраста. Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что уровень креативности у детей с СДВГ выше, чем у условно здоровых детей, это подтверждает тот факт, что уровень интеллекта у детей с СДВГ достаточно высок. Достаточно спокойное поведение гиперактивных детей, наличие интереса к продолжению тестирования, позволяет сделать предположение о том, что эмоциональное нарушение, неуравновешенное сверх активное поведение таких детей можно контролировать. Гиперактивность ребенка можно направлять на творчество.

Гипотеза 1 подтвердилась.

Гипотеза 2 подтвердилась. Так как уровень креативности у детей дошкольного возраста с СДВГ, после проведения занятий повысился, значит цель, поставленная в начале проведения занятий, достигнута. Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о том, что составленные коррекционные занятия могут быть использованы психологами в качестве методического пособия в практической работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста, на повышение уровня креативности.

Сделав анализ результатов методами математической статистики, подтвердилась гепотеза о том, что дети дошкольного возраста с СДВГ имеют наиболее высокий уровень креативности в сравнении с условно здоровыми детьми дошкольного возраста.



Заключение


Работа посвящена выявлению уровня креативности у детей дошкольного возраста с СДВГ.

Задачи, поставленные в начале работы, выполнены. Цель достигнута.

Проанализировав литературу, можно сказать, что причин возникновения гиперактивного поведения у ребенка может быть несколько: психофизиологическая - незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций); социально-психологическая - неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13