Мониторинг развития письменной связной речи в начальной школе
Таблица 19. Количество
и характер допущенных ошибок. (контр. класс)
№
|
Объем
текста
|
Коэффи
циент
раскры
тия темы
|
Распрастра
ненность
предложе
ний
|
Ошибки
|
Связь
между
предло
жениями
|
Последо
вательность
текста
|
Связь
между
словами
|
Употре
бление
слов
|
Граммати
ческие
|
Пункта
ци
онные
|
Замена
Значе
ния
|
Недопись
слов
|
1
|
123
|
0.94
|
8
|
1
|
1
|
-
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
2
|
144
|
0.99
|
11
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3
|
85
|
0.76
|
7
|
3
|
1
|
1
|
-
|
3
|
-
|
1
|
-
|
4
|
107
|
0.84
|
8
|
-
|
1
|
-
|
-
|
2
|
-
|
-
|
-
|
5
|
84
|
0.71
|
7
|
1
|
4
|
1
|
-
|
4
|
-
|
-
|
-
|
6
|
140
|
0.99
|
9
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
7
|
93
|
0.69
|
6
|
2
|
1
|
-
|
-
|
3
|
-
|
-
|
-
|
8
|
109
|
0.89
|
6
|
1
|
1
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
9
|
106
|
0.89
|
7
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
10
|
84
|
0.74
|
7
|
1
|
1
|
1
|
-
|
2
|
1
|
-
|
-
|
11
|
113
|
0.9
|
7
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
12
|
112
|
0.85
|
7
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
13
|
115
|
0.86
|
8
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
-
|
-
|
-
|
14
|
109
|
0.84
|
7
|
-
|
-
|
1
|
-
|
2
|
-
|
-
|
-
|
Всего (норма)
|
100 – 120
|
0,8 – 0,9
|
6 – 8
|
До 2-х
|
До 3-х
|
До 1-ой
|
До 1-ой
|
До 3-х
|
До 2-х
|
–
|
-
|
Всего в %
|
71,5
|
78,5
|
100
|
92,8
|
92,8
|
100
|
100
|
92,8
|
92,8
|
92,8
|
100
|
Рисунок 4.
Уровень развития речи Рисунок 5. Уровень развития речи
(экспер.
класс) (контр. класс)
Таблица 20 –
Изменения уровня развития письменной речи в % (экспер. класс)
|
Объем текста
|
Коэффициент раскрытия
темы
|
Ошибки
|
до
|
после
|
до
|
после
|
до
|
после
|
Высокий
|
14,3
|
35,7
|
14,3
|
21,5
|
14,3
|
35,8
|
Средний
|
57,1
|
57,1
|
50,0
|
64,2
|
64,2
|
49,9
|
Низкий
|
28,6
|
7,2
|
35,7
|
14,3
|
21,5
|
14,3
|
Таблица 21 –
Изменения уровня развития письменной речи в % (контр. класс)
|
Объем текста
|
Коэффициент раскрытия
темы
|
Ошибки
|
до
|
после
|
до
|
после
|
до
|
после
|
Высокий
|
14,3
|
35,7
|
14,4
|
28,6
|
35,7
|
49,9
|
Средний
|
57,1
|
42,8
|
42,8
|
49,9
|
28,6
|
53,9
|
Низкий
|
28,6
|
21,5
|
42,8
|
21,5
|
35,7
|
7,2
|
Уровни
развития письменной связной речи также определялись по совокупности трех
параметров объема текста, коэффициента раскрытия темы и общего количества
ошибок.
Таблица 22.
уровни развития письменной связной речи.
|
Объем текста
|
Коэффициент раскрытия
темы
|
Общее количество ошибок
|
Высокий
|
115 - 149
|
0,9 – 1
|
0 - 2
|
Средний
|
90 - 110
|
0,7 – 0,89
|
3 – 10
|
Низкий
|
70 - 85
|
0,3 – 0,69
|
13 - 21
|
Таблица 23 -
Выполнение нормы по развитию речи (в %)
|
№
|
Объем
текста
|
Коэффи
циент
раскры
тия темы
|
Распрастра
ненность
предложе
ний
|
Ошибки
|
Связь
между
предло
жениями
|
Последо
вательность
текста
|
Связь
между
словами
|
Употре
бление
слов
|
Граммати
ческие
|
Пункта
ци
онные
|
Замена
значе
ния
|
Недопись
слов
|
экспер. класс
|
В % верно
|
71,5
|
71,5
|
100
|
100
|
92,8
|
100
|
92,8
|
85,7
|
92,8
|
85,7
|
100
|
контр. класс
|
В % верно
|
71,5
|
78,5
|
100
|
92,8
|
92,8
|
100
|
100
|
92,8
|
92,8
|
92,8
|
100
|
Таблица 24 –
Сравнительная таблица выполнения нормы по развитию речи
|
экспер.класс
|
контр.класс
|
до исследования
|
после исследования
|
до исследования
|
после исследования
|
Объем
текста
|
50
|
71,5
|
57,1
|
71,5
|
Коэффициент
раскрытия темы
|
35,7
|
71,5
|
57,1
|
78,5
|
Распространенность предложений
|
85,7
|
100
|
78,6
|
100
|
ошибки
|
Связь между предложениями
|
100
|
100
|
92,8
|
92,8
|
Последовательность текста
|
100
|
92,8
|
100
|
92,8
|
Связь между словами
|
100
|
100
|
92,8
|
100
|
Употребление слов
|
85,7
|
92,8
|
100
|
100
|
Грамматические
|
92,6
|
85,7
|
85,7
|
92,8
|
Пунктуационные
|
85,7
|
92,8
|
100
|
92,8
|
Замена значения
|
57,1
|
85,7
|
71,4
|
92,8
|
Данные
таблицы показывают, что обучающиеся экспериментального класса значительно
улучшили свои показатели в сравнении с результатами, полученными на констатирующем
этапе: по «Коэффициенту раскрытия темы» – в 2 раза (контрольный – 1,4 раза),
т.е. на 35,8% (контрольный – 21,4%). Уменьшилось ошибок, связанных с
«употреблением слов» (на 7,1%), «замена значений» (на 28,6%). Хотелось бы
обратить внимание, что именно эти показатели на констатирующем этапе
эксперимента вызывали существенные трудности у обучающихся.
Результативность
выполнения нормы по развитию речи увеличивается. Норма по объему текста и
коэффициенту раскрытия темы, как по наиболее важным критериям, значительно
возрастает. За счет увеличения нормы увеличивается и уровень развития
письменной связной речи (согласно данным таблицы 25).
Таблица 25 –
Изменение уровней развития речи обучающихся в %
|
экспер. класс
|
контр. класс
|
|
до эксперимента
|
после эксперимента
|
до эксперимента
|
после эксперимента
|
высокий
|
15
|
35
|
15
|
22
|
средний
|
58
|
43
|
50
|
50
|
низкий
|
28
|
15
|
35
|
28
|
Экспериментальный
и контрольный классы, находившиеся примерно на одном уровне развития речи: по
15% испытуемых с высоким уровнем развития речи, 58% в экспериментальном и 50% в
контрольном классах - средний уровень развития речи, 28% в экспериментальном и
35% в контрольном классах – низкий уровень развития речи, улучшают свои
результаты повышается процент испытуемых с высоким уровнем развития речи до 35%
в экспериментальном и до 21,4% в контрольном классах, снижается процент
среднего и низкого уровней до 42,8% средний уровень экспериментального класса и
остается неизменным средний уровень контрольного класса, снижается низкий
уровень до 15% в экспериментальном и до 35% в контрольном классах.
Уровень
сформированности умений письменной связной речи изменился в процессе
проведенной целенаправленной работы по учебникам русского языка с учетом
содержания предлагаемого материала, методических приемов по развитию письменной
речи, а также на основе диагностики затруднений обучающихся в выполнении
некоторых видов работ, знания индивидуальных особенностей каждого ученика
экспериментального класса. То есть при данных условиях мониторинг как система
диагностики качественных и количественных характеристик оказывает неоценимую
поддержку учителю в процессе развития личности школьника средствами обучения –
учебника (автор Т.Г. Рамзаева).
Выводы
Итоги
проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:
1.
В
целях успешного решения задачи развития речи младших школьников необходима
систематическая работа с опорой на теоретические положения о развитии связной
речи младшего школьника, анализ содержания программы по развитию речи и
материалов учебника.
2.
Диагностика
общего и речевого развития обучающихся позволяет успешно проводить индивидуальную
и дифференцированную работу по развитию связной письменной речи на материале
учебника русского языка.
3.
Наибольшая
речевая активность четвероклассников проявляется при выполнении ими работ
творческого характера. В процессе творческих работ в условиях одного класса
происходит взаимообогащение речи учащихся.
4.
В
ходе выполнения творческих работ у учащихся вырабатываются умения выбора темы;
умение планировать предстоящее высказывание, умение выделять главное, умение
анализировать готовый материал, умение подбирать нужное слово, умение строить
предложения.
5.
Проведенная
нами работа показала, что основные резервы речевого развития заключается в:
а) эффективном
(разнообразном) использовании видов работ учебника русского языка;
б) применении
приемов обучения развитию связной письменной речи на содержательном материале
учебника русского языка;
в) диагностике
уровня сформированности качественных и количественных показателей развития
связной письменной речи обучающихся.
Наблюдения за
деятельностью обучающихся экспериментального класса показывают какое
положительное влияние оказывает целенаправленная работа с учебником на уроках
русского языка: повысился интерес к урокам русского языка; заметны для учеников
и их родителей изменения в речевом развитии; повысилась успеваемость по
предмету.
Заключение
В настоящее
время одной из важнейших задач в развитии грамотной личности является раскрытие
коммуникативной функции языка, т.е. развитие реи каждого школьника, в том числе
и связной письменной речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка,
его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой
логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно
судить об уровне его речевого развития. Речь всегда рассматривается в единстве
содержания и формы.
Методическая
работа по развитию речи реализуется посредством современных средств обучения,
среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Современный учебник
представляет собой комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие
знаний, умений и навыков обучающихся о языке, в том числе и на развитие связной
речи. Вариативные учебно-методические комплексы по русскому языку в своем
составе содержат учебники и учебные пособия по русскому языку, методические
рекомендации для учителя, контрольно-измерительные материалы. Содержательная и
целенаправленная работа учителя начальных классов по данным комплексам
оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи
обучающихся начальных классов.
Однако
учебный успех обучающихся, эффективное применение учебника в процессе обучения
связной речи без диагностико-прогностического слежения будет неэффективным. В
связи с этим был проведен мониторинг уровня развития письменной связной речи обучающихся
классов, проанализированы учебники по русскому языку на предмет наличия системы
упражнений по развитию письменной речи, проведено анкетирование учителей
начальных классов с целью выявления затруднений в методике развития речи
обучающихся.
Анализ
учебников по вариативным программам «Школа России» и «Школа 2100» показывает,
что современный учебник содержит необходимую систему работы по развитию речи
обучающихся начальных классов. Упражнения и задания, содержащиеся в учебниках,
направлены и на формирование знаний о языке, и на развитие письменной связной
речи обучающихся. Следует отметить, что в учебниках (автор Р. Н. Бунеев)
отсутствуют или сведены к минимуму некоторые виды работ по развитию речи. Это
главным образом вызвано широкой межпредметной интеграцией предметом
гуманитарного цикла (русский язык, литературное чтение, риторика).
Диагностика
общего и речевого развития обучающихся позволяет успешно проводить
индивидуальную и дифференцированную работу по развитию связной письменной речи
на материале учебника русского языка.
Наибольшая
речевая активность четвероклассников проявляется при выполнении ими работ
творческого характера. В процессе творческих работ в условиях одного класса
происходит взаимообогащение речи учащихся. В ходе выполнения творческих работ у
учащихся вырабатываются умения выбора темы; умение планировать предстоящее
высказывание, умение выделять главное, умение анализировать готовый материал,
умение подбирать нужное слово, умение строить предложения.
Изучение
влияния учебника на развитие универсальных учебных навыков в области речевого
развития является перспективой дальнейшего исследования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|