Мониторинг развития письменной связной речи в начальной школе
Данные
таблицы показывают, что учебники русского языка Р. Н. Бунеева имеют необходимую
базу для развитие речи обучающихся. В каждом классе (от 1-го до 4-го) в
учебниках даются разнообразные виды работ по связной речи, число которых увеличивается
в 4,5 раза от 1-го класса до 4-го. Также и изменяется содержание видов работ:
– объем
образцовых текстов (от 5,4% до 13%);
– дополнение
текстов (от 1,4% до 4%);
– анализ
прочитанного (от 5,4% до 8,2%);
– письменное
изложение (от 2% до 6%);
–
тематическое сочинение (от 0,4% до 3,8%).
В связи с
изменением уровня развития и возможностей обучающихся уменьшается процент: работы
с загадкой (от 4% до 0,8%), к 4-ому классу работа с пословицами и устный
рассказ по теме в учебнике по русскому языку встречаем в единичных случаях.
В качестве
тренировочных и постоянных по своему объему выступают:
– словарная
работа (27%);
– письмо по
памяти (1,5%);
–
редактирование текстов (12,5%);
–
озаглавливание текстов (3%);
– составление
предложений (11%);
– устный
рассказ по плану (1%).
Полностью
отсутствует в учебниках такой вид работы как устный пересказ. Следует отметить,
что отсутствие некоторых видов работ и снижение объема упражнений по развитию
речи вызвано интеграцией предметов (русский язык, литературное чтение и
риторика). Одной из целей данной системы является направленность на работу
учителя (организация совместной учебно-познавательной деятельности с переходом
к самостоятельной деятельности). Следовательно, для достижения высокого уровня
развития речи учителю необходимо учитывать интеграцию.
Так же, как и
в учебниках Т. Г. Рамзаевой, с каждым учебным годом возрастает уровень
сложности упражнений. Отличие данных учебников состоит в том, что упражнения,
направленные на развитие письменной связной речи обучающихся, направлены,
главным образом, на приобретение знаний о языковой теории, и в меньшей степени,
на развитие речи.
Для проведения
аналитической работы по выявлению уровня овладения письменной речью были
выбраны следующие критерии:
– работа над
словом;
– работа над
словосочетанием;
– работа над
текстом (согласно данным таблице 5).
Таблица 5 –
Анализ заданий учебника по работе над развитием речи
Виды упражнений:
|
№№ упражнений
|
I. Работа над словом
Усвоение новых слов
Обогащение словаря
(справка из толкового словаря)
Уточнение словаря
Группировка слов по
темам
Работа над орфографией
слов:
– обозначение мягкости
на письме
– написание большой
буквы
– написание разделительного
Ь в словах
– написание жи-ши,
ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах
– правописание гласных
в корне слова
– написание предлогов
со словами
– правописание звонких
и глухих согласных на конце слова
II. Работа над
словосочетанием и предложением:
Восстановление сочетаний
слов по смыслу
Объяснение значений
сочетаний слов
Работа над
предложением:
1) составление
предложений
– по данному слову
– на определенную тему
– по опорным словам
– по сочетаниям слов
2) Восстановление
предложения:
– по картине
– по смыслу
– по схеме
3) Работа над
пословицами, поговорками и загадками
4) Работа текста,
напечатанного
– без знаков в конце
предложения
– без точек и заглавных
букв
III. Работа над
текстом:
1. Восстановление части
текста:
– по картинкам
– по смыслу
2. Составление рассказа
– по словам одной
тематической группы
3. Придумывание продолжения
текста
|
9 (экология, экономия)
15 (сноп), упр.99 (капель)
5 (эпизод), 13 (экскаватор)
.42 (школа), 82 (зимний
лес)
49,50
4
21
17
12
126
72
97
19,63
43, 45,60,61,.82
|
Обобщая
анализ заданий учебника русского языка (автор Т.Г. Рамзаева), установим связь с
теоретическими положениями методики развития речи. Итак, словарная работа в
школе предусматривает 4 основные линии, проследим, как это отражается в
учебнике по русскому языку (автор Р.Н. Бунеев) (согласно данным таблицы 6).
Таблица 6 – Задания
в учебнике (автор Р.Н. Бунеев) по работе над словом
Основные этапы работы
над словом
|
Наличие
задания в учебнике
|
1.
Обогащение
словаря (усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых
значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе)
|
+
|
2.
Уточнение
словаря:
1) уточнение значений
путем включения в контекст, составление близких по значению слов;
2) усвоение лексической
сочетаемости слов во фразеологических единицах;
3) усвоение
иносказательных значений слов;
4) усвоение синонимов;
5) усвоение антонимов;
6) усвоение омонимов;
7) усвоение
многозначных слов.
|
+
–
–
–
–
+
+
|
3. Активизация словаря
(перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь
активный)
|
+
|
4. Устранение
нелитературных слов (перевод из активного словаря в пассивный)
|
+
|
В языке
различаются уровни – уровень слова (лексический), уровень словосочетания и
предложения (синтаксический) и уровень связной речи. Словосочетание в этом
смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического к
синтаксическому. Рассмотрим работу над словосочетанием и предложением (согласно
данным таблиц 7, 8).
Таблица 7 – Задания
в учебнике (автор Р.Н. Бунеев) по работе со словосочетаниями
Типы упражнений со
словосочетаниями
|
Русский язык
|
1. Постановка вопросов
к подчиненным словам в предложение, выяснение связей между словами.
|
+
|
2. Схематическое
изображение связей между словами в предложении.
|
+
|
3. Объяснение значений
встретившихся в текстах словосочетаний.
|
+
|
4. Составление
словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте или в процессе
деятельности.
|
+
|
5. Составление
словосочетаний в связи с изучением частей речи.
|
+
|
Таблица 8 – Задания
в учебнике (автор Р.Н. Бунеев) по работе с предложениями
Виды упражнений с предложением
|
Русский язык
|
1. На основе образца.
|
+
|
2. Конструктивные
упражнения:
1) восстановление
предложений из разрозненных слов, или «деформированного текста»
2) деление текста,
напечатанного без точек и заглавных букв
3) постепенное,
ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов,
сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов
4) соединение 2 и 3
простых предложений в одно сложное
5) построение
предложений заданного типа или по данной синтаксической формуле
6) выражение одной и
той же мысли в нескольких вариантах
|
+
+
+
+
+
+
|
3. Творческие
упражнения:
1) Дается тема для
составляемого предложения
2) Дается картинка –
предметная или сюжетная,
3) предложение
составляется по картине.
4) Дается 1-3 «опорных»
слова, которые должны быть употреблены в составляемом предложении
5) Дается
словосочетание или какой-либо оборот речи, обладающий особой выразительностью.
|
+
+
–
+
+
|
Все это
является подготовкой к следующему этапу – связной речи. Для нас это является
очень важным моментом, т.к. изложение и сочинение здесь является и упражнением
и результатом обучения.
На этапе
констатирующего исследования возникла необходимость выявить особенности деятельности
учителя по обеспечению развития письменной связной речи обучающихся по
вариативным учебникам. Уровень владения методами и приемами развития речи во
многом определяет уровень развития речи детей. Без систематического и
грамотного подхода практически невозможно успешное формирование грамотной речи
обучающихся. С этой целью проведено анкетирование учителей начальных классов (286
чел.) и воспитателей ДОУ (113 чел.), которое показало затруднения педагогов в работе
по развитию связной речи обучающихся.
Анкета
составлена на основе диагностических материалов В. И. Андреева (см.
приложение); выбраны критерии: решение методических задач, на основе которых
дается оценка уровня владения системой упражнений по развитию речи.
Уровень
определялся исходя из совокупности 2-х критериев (согласно данным таблицы 9).
Таблица 9 –
Определение уровня владения методикой развития речи
|
затруднения в решении методических
задач
|
ошибки при анализе
видов работ по развитию речи
|
высокий уровень
|
0 -1
|
0 – 2
|
средний уровень
|
2 – 3
|
3 – 5
|
низкий уровень
|
4 - 6
|
6 - 8
|
Таблица 10 - Затруднения
учителей начальных классов в деятельности по развитию связной речи обучающихся
(в %)
|
уровень
|
Решение поставленных
задач
|
Самооценка владения
методикой работы по развитию речи
|
Учителя начальных
классов
|
Высокий
|
25.5
|
19
|
Средний
|
54.5
|
34.3
|
Низкий
|
20
|
46.7
|
Педагоги ДОУ
|
Высокий
|
30
|
49
|
Средний
|
56
|
30
|
Низкий
|
14
|
21
|
Анализ
результатов свидетельствует об актуальности проблемы развития связной речи
учащихся в школе, о затруднениях, которые испытывают педагоги при работе над
текстами.
Ответы анкет
учителей на вопрос «Является ли учебник русского языка основой развития речи
обучающихся?» можно разделить на три группы:
Одни считают,
что в учебнике достаточно хорошо сформирован комплекс упражнений, направленных
на развитие речи обучающихся. Постоянно используют этот материал, и практически
не используют дополнительные источники. (37%) В основном эту группу составляют
учителя ведущие классы по программам «Школа России», «Гармония».
Вторые
считают, что в учебниках продумана система упражнений по развитию речи младших
школьников, но имеют замечания к расположению материала на страницах учебника.
Используют комплекс упражнений, как и из учебника, так и из дополнительных
источников. (52%)
Третьи
считают, что учебник русского языка недостаточно оснащен материалом для
развития речи обучающихся. Постоянно используют дополнительный материал,
который и является основой системы работы по развитию речи младших школьников.
Однако все
учителя отмечают, что в учебниках недостаточно таких упражнений как анализ
прочитанного, работа с фольклором, изложение и сочинение. Особенно важным, как
отмечают учителя, является наличие изложений и сочинений, так как данные виды
работ должны соответствовать тематике проходимого материала и субъективному
опыту обучающихся.
Заключительным
этапом констатирующего исследования является мониторинг уровня развития
письменной связной речи обучающихся 4-х классов. Обследование письменной речи
проводилось в МОУ «Нужъяльская средняя общеобразовательная школа» и в МОУ
«Люльпанская средняя общеобразовательная школа». В педагогическом обследовании
принимали участие обучающиеся 4х классов (4 класс, обучающийся по программе
«Школа России» - экспериментальный класс; 4 класс, обучающийся по программе
«Школа 2100» - контрольный класс) в общем количестве 28 человек. В качестве
метода исследования письменной речи было выбрано сочинение на тему «Зимняя
сказка». Анализ сочинений проводился по следующей схеме:
1. Количество учащихся,
выполнявшие работу;
2. Объем текста (кол-во
слов);
3. Последовательность предложений;
4. Связь между
предложениями;
5. Распространенность предложений
(кол-во слов);
6. Речевые ошибки в
построении предложений;
7. Речевые ошибки в
употреблении слов;
8. Орфографические ошибки
(грамматические, пунктуационные ошибки, замены, недопись слов);
9. Коэффициент раскрытия
темы текста.
Перед началом
обследования была составлена общая характеристика обследуемых детей на
основании индивидуальных медицинских карт и наблюдений классного руководителя с
целью определения предполагаемых причин невыполнения работы и проведения
коррекционно-развитвающей работы на формирующем этапе эксперимента (согласно
данным таблиц 11 и 12).
Таблица 11 –
Общая характеристика четвероклассников экспериментального класса (Нужъяльской
ср. общеобр. шк.)
№
|
возраст
|
Наличие речевых
патологий
|
Наличие
умственной
отсталости,
ЗПР или
др. нарушений
|
Слух,
зрение
|
Успеваемость
по русскому
языку
|
Успеваемость
по остальным
предметам
|
1
|
10,7
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
Отлично
|
Хорошо
|
2
|
11,2
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
удовлетворительно
|
удовлетворительно
|
3
|
11,1
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
хорошо
|
Хорошо
|
4
|
10,9
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
удовлетворительно
|
удовлетворительно
|
5
|
11,0
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
Отлично
|
Отлично
|
6
|
11,0
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
удовлетворительно
|
удовлетворительно
|
7
|
10,5
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
Хорошо
|
Хорошо
|
8
|
10,7
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
удовлетворительно
|
удовлетворительно
|
9
|
10,6
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
Хорошо
|
Хорошо
|
10
|
11,2
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
удовлетворительно
|
удовлетворительно
|
11
|
11,1
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
Хорошо
|
Хорошо
|
12
|
10,9
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
Хорошо
|
хорошо
|
13
|
10,9
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
Хорошо
|
удовлетворительно
|
14
|
11,0
|
Нет, речь
Соответствует
Возрастной норме
|
Нет
|
N
|
хорошо
|
удовлетворительно
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|