Мониторинг развития письменной связной речи в начальной школе
3) закрепить
признаки предложения, текста; уметь правильно орфографически и пунктуационно
оформлять предложение на текст; на письме; читать, конструировать предложение
из слов, а текст из грамотно построенных предложений;
4) заложить
основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и
речевое развитие ребенка.
Изучение
орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать
важность правильного языка не только в устной речи, но и на письме, показать,
что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.
Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в
письменной форме [9].
В учебный
материал заложены такие виды заданий (тема «Слово»):
Проверочное
списывание. Прочитай текст. Спиши текст правильно и красиво.
Сентябрь
По утрам
нынче холодно. Солнце долго прогревает воздух.
Но никто не
подает вида. Васильки, как летом, равняются на небо. Ромашки – на солнце.
А яблоки даже
краснеют…
Одни каштаны
от холода ежатся.
(По В. Хмельницкому)
· Составь свое предложение
по схеме и запиши.
сентябре ____
____ ____ ____.
· Составь предложения по
схемам. Запиши предложения:
а) (кто?)
(что делает?) (какой?) (что?) (где?)
б) (какой?)
(кто?) и (какая?) (кто?) (что делали?) (что?)
в) (какие?)
(что?) (что сделают?)
Тема
«Предложение»:
Составь
предложение из слов. Запиши. Помни о правилах записи предложений!
а) осен(н)ий,
круж(и, ы)т, лист(ь)я, ветер, опавшие
б) медленно,
по, тучи, п(о, а)лзут, серому, небу
в) урок, в,
чтения, кла(с, сс)е, нач(а, я)лся, нашем
· Прочитай текст и определи
границы предложений
· Запиши текст. Помни о
правилах записи предложений!
Звенит
будильник я открываю глаза за окном яркое солнечное утро на разные голоса
распевают птицы легкий ветерок гуляет по комнате у меня с утра очень хорошее
настроение!
Тема «Текст»:
· прочитай и озаглавь
текст, запиши заглавие.
Пошел дождь.
Все звери попрятались, а любопытный ежик вылез из своей норки. Он очень хотел
посчитать, сколько у дождя ног. Оказалось, что гораздо больше, чем иголок. Ежик
совсем промок и залез обратно в норку. Он сидел, сушился и думал, что хорошо
было посчитать, сколько грибов вырастет после дождя.
(По В.
Хмельницкому)
· Прочитай. Как надо
поменять местами части, чтобы получился текст? Пронумеруй части. Озаглавь текст.
Наконец стихи
были готовы, и он сказал:
– Послушайте,
братцы, какие я стихи сочинил.
Сначала стихи
про Знайку.
Незнайка
пришел домой и сразу принялся сочинять стихи.
Целый день он
ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок. Держался руками за подбородок
и что-то бормотал про себя.
· Прочитай. Расставь
предложения по порядку, чтобы получился текст. Запиши текст. Озаглавь текст.
На ней
много-много цветов. Большие цветы золотыми головками качают. Есть у нас во
дворе клумба. Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. А маленькие цветы
лепестками машут.
·
Составь
текст, используя в нем данные слова: класс, Анна, Кирилл, Элла, коллектив,
грамматика, орфограммы, иллюстрации, граммы и килограммы, сумма.
·
Озаглавь
и запиши текст
·
Проверь
себя. Найди знакомые орфограммы и подчеркни их.
Такие задания
закрепляют изученные темы: «Слово», «Предложение» и «Текст», тем самым не
только совершенствуют навык каллиграфии, орфографической зоркости, но и
развивают речь. В пособии включены упражнения не только на списывание, но и
осложненные, выборочные. Предусмотрены также упражнения, выполняя которые дети
самостоятельно записывают предложения и тексты.
Сравнительный
анализ содержания учебного материала, направленного на развитие письменной
связной речи в учебниках русского языка по программам «Школа России» и «Школа
2100».
Обратим
внимание на образовательную программу «Школа России». Одним из достоинств
данной системы является учебник-тетрадь для первого класса. При определении
содержания учебника исходным является положение о том, что обучение русскому
языку в 1-ом классе – это пропедевтический этап в системе начального курса
обучения. Здесь предусматривается работа над словом, предложением, текстом, их
функциями в общении.
Пропедевтический
этап системы ставит целью подготовить первоклассников к усвоению во 2-ом – 4-ом
классах теории языка на речевой основе, то есть создать условия для
осуществления коммуникативно-речевой направленности обучения. В первом классе
центральное место занимают упражнения, нацеленные на осознание в перспективе
взаимосвязи функций слова, предложения, текста, их своеобразия о оформления в
устной и письменной речи. Предметом постоянного внимания является лексическое
значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте,
роль текстовых синонимом. Слово как единица языка не представлено в 1-ом классе
на уровне части речи. Учебник нацелен на то, чтобы в структуре простого
двусоставного предложения первоклассники выделяли его смысловую и
грамматическую основу – главные члены (без знания терминов), учились
распространять предложения, опираясь на потребность речевого общения, обращали
внимание на связь слов в предложении в процессе создания своих предложений или
восстановления – деформированных.
Системно-концентрический
принцип обучения русскому языку реализуется во 2-ом – 4-ом классах. Изучение части
«Слова. Части речи.» направлено на поэтапное формирование понятие «имя
существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение» и на развитие
умения употреблять их в речи. Во 2-м классе от общего понятие «слова» (как
названия предмета или действия предмета) учащиеся переходят к знакомству с особенностями
каждой из указанных групп слов. В 3-м классе исходным является понятие «часть
речи», на базе которого изучается имена существительные, имена прилагательные,
глаголы, проводится ознакомление с местоимениями, наречиями, числительными. При
этом каждая часть речи изучается исходя из тех признаков, которые уже на ранних
этапов позволяют сравнивать части речи между собой, устанавливают общее для
всех и характерное для каждой из них. В качестве составной части в раздел
входит и материал по лексике: синонимы и антонимы, многозначность слов,
употребление слов в прямом и переносном значение. Преемственность и
перспективные связи реализованы в разделах «Предложение». Начинается изучения
предложения во 2-м классе с наблюдений за употреблением предложений в речи.
Первоначальное представление о предложение как единицы речи формируется в
процессе создания собственных высказываний, то есть в условиях функционирования
предложения в тексте. Систематически в течение всего года проводится работа по
составлению предложений их анализу, что формирует умение выделять в предложении
главные члены и слова, связанные по смыслу. В 3-м классе знания о связи слов в
предложении расширяются, что происходит, прежде всего, в процессе изучения
словосочетаний. Не менее важным является также ознакомление с видами
предложений по цели высказывания и по интонации. В 4-м классе в связи с
изучением падежных форм имен существительных и имен прилагательных знания в
словосочетаниях несколько углубляются, практически происходит ознакомление с
типами связи слов в словосочетании: с управлением и согласованием. Новым для
обучающихся 4-го класса является изучение предложений с однородными членами.
Опираясь на
вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что усложнение учебного материала от
класса к классу происходит путем включение в систему курса новых признаков
понятий, то есть путем их дальнейшего развития.
В разделе
«Связная речь» центральное место отводится работе с текстом, овладению
обучающимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и
воспроизведение текста и создания собственных высказываний. В каждом классе
работа с текстом также как и с предложением проводится в течение 4-го года, что
обусловлено общей речевой направленностью обучения языка. Фактически на каждом
уроке осуществляется работа с текстом в устной и письменной форме; только при
этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь развивается.
Образовательная
программа «Школа 2100» [42] предусматривает овладение письменной речью,
культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения,
говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом
классе, имеются разделы «Предложение» и «Текст», «Развитие речи». Однако он не
выделен в качестве специального раздела для изучения, но является ведущим
направлением работы по русскому языку в курсе начальной школы и выражается в с
следующем:
–
количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за
лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп
слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями
из толкового словаря, словаря синонимов;
– развитие и
совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в
предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с
прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов,
их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование
словосочетаний, предложений, текстов;
– развитие связной
и письменной речи. Использование свободных диктантов, изложений и сочинений (в
том числе по сюжетным картинкам) в качестве упражнений для развития связной
речи и одновременно в качестве неспециальных орфографических и пунктуационных
упражнений;
– развитие орфоэпических
навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
В связи с
проблемой нашего исследования обращаем внимание на увеличение объема изучаемого
материала по синтаксису и пунктуации.
Таким
образом, современные программы обучения русскому языку как предмету (авторов Р.Н.
Бунеева и Т.Г. Рамзаевой) уделяют большое внимание вопросам развития речи
младших школьников. Содержание учебников Т.Г. Рамзаевой по работе над развитием
речи направлено на развитие сначала устной речи (пересказы, устное составление
рассказов), постепенно переходя к развитию письменной речи (изложения,
сочинения). Отличительной особенностью, на наш взгляд, является то, что данная программа
предполагает развитие письменной речи в процессе формирования умений писать
изложения и сочинения.
Программа
(автор Р.Н. Бунеев) имеет отличительные особенности в целях и задачах развития
детей, следовательно и в способах обучения. Следует отметить, что курс русского
языка тесно связан с курсом литературного чтения, многие задания по развития
письменной связной речи представлены в учебниках по чтению.
Таким
образом, общим в курсе русского языка по указанным программам, является
практическая направленность, значимость всех единиц языка для успешного
обобщения необходимых знаний о них и для развития языковых, грамматических и орфографических
умений и навыков, необходимых для успешного общения.
1.3 Методика
работы по развитию письменной связной речи обучающихся начальных классов
Развитие речевой
деятельности является одним из главных направлений работы в начальных классах.
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, ролью,
которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Именно в процессе
общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания,
формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое
развитие. В тоже время программа по русскому языку для начальной школы
определяет круг речевых умений и навыков учащихся, которые формируются на
протяжении четырех лет обучения в связи с изучением фонетики, грамматики,
правописания и развития речевой деятельности.
Разнообразие
методов и приемов по развитию связной речи представлено в методической
литературе в широко и разнопланово. По работе с текстом Н.А. Ипполитова, С.А.
Котельникова, Л.А. Ходякова обращают внимание на характерные ошибки,
возникающие в работе у детей, указывает на пути их устранения, предлагается
изложение с перегруппировкой материала [18]. Авторы считают, что необходимо
целенаправленно использовать текст в качестве дидактического материала при
обучении школьников грамотному письму, а также в повышении уровня речевой культуры
учащихся [16].
В.И. Стативка
видит особенность подхода к обучению сочинению-описанию в том, что основой для
формирования умения находить «то нужное», осуществлять выбор элементов
содержания и приемов развертывания текста, нужно углублять знания школьников об
интеграции текста [53, с.21].
Н.К. Иванкина
раскрывает сущность методических приемов для формирования связной письменной
речи младших школьников [18].
Процесс
овладения письмом, восприятия речи на слух, умения правильно выразить свою
мысль в письменном виде дается детям трудно. Как сделать работу по этой теме
более продуктивной, интересной живой рассматривает В.Ф. Шашковой. Автор
предлагает использовать в работе по развитию речи опорные схемы, в результате
которой даже слабые дети успешно справляются с написанием диктантов, сочинений
и изложений.
Однообразие
видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознание
детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, по мнению
Л.Ф. Король [20] нужно использовать различные виды творческих работ. К ним
относится творческое списывание, творческий диктант, творческое изложение,
творческое сочинение. Начинать следует с упражнений репродуктивного характера,
где работа с меньшей долей самостоятельности. Каждый вид творческой работы
является ступенькой к сочинению. Творческие сочинения разные по видам (сочинения
по пословицам и опорным словам, по личным наблюдениям и впечатлениям, по
картине) позволяют учителю добиться повышения грамотности учащихся, закрепления
их знаний, развития устной и письменной речи.
Практика
работы педагогов школы показывает, что учителя проводят различные виды работ по
развитию речи учащихся. На уроках, когда пишется коллективное сочинение,
используется прием сотворчества – учитель предлагает поработать над созданием текста
всем вместе. Коллективное сочинение строится в порядке от первого предложения,
затем с учетом первого предложения составляется последующее, и так далее. При
этом своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, контролируется
развитие темы. По мере продвижения делаются записи на доске и в тетрадях
учеников. По завершению работы созданный общими усилиями текст выразительно
прочитывается. В этом случае ценность коллективного сочинения как разновидности
речевой деятельности состоит в том, что оно помогает школьнику найти форму
самовыражения: если одному трудно передать в словах то, что он увидел и
почувствовал – помогут товарищи. Для этого нужно найти один и тот же замеченный
всеми объект описания или повествования, одни и те же картины природы ли одни и
те же события жизни. Тогда в коллективное сочинение каждый ученик внесет свои
краски и чувства, свое отношение и видение [9].
Анализ
методической литературы позволяет классифицировать разнообразие методов и
приемов развития речи с учетом формируемых умений (согласно данным таблицы 1).
Таблица 1 –
Методы и приемы развития речи младших школьников
Группа методов
|
Приемы
|
Формируемые умения:
|
имитативные
|
– анализ образцовых
текстов,
– синтез собственных
языковых конструкций,
– поисковая
деятельность,
– обобщение,
– творческие работы,
–все виды пересказа
|
– связанные с пониманием,
раскрытием темы сочинения;
– подчинить свое
сочинение определенному замыслу
– собирать, накапливать
материал
– в языковой подготовке
текстов
– составлять текст
–совершенствовать написанное.
|
коммуникативные
|
-создание речевых
ситуаций,
-ролевые игры,
-словесное рисование,
-ведение дневников,
-создание сюжетов по
воображению,
-творческие попытки в
различных литературных жанрах.
|
конструирования текста
|
– словарная работа
– работа над
словосочетанием
– работа над
предложением
– логическая работа
– упражнения,
опирающиеся на теорию текста
|
|
В рамках
имитативных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез
собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность (выбор слов и других
средств языка), и обобщение, и даже творчество (пересказы и письменные
изложения с изменением и творческим дополнением, инсценирование, драматизация и
др.). Существует набор приемов, типов ученических работ обучения речи «по
образцам»: это многочисленные виды пересказа прочитанного текста, письменные
изложения разнообразных типов. При всей популярности имитативного метода он
лишь подготавливает обучающихся к другим методам развития речи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|