Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении
инструмента
организации контактов с потенциальным клиентом;
способа оказания
помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные
проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним,
обращающимся с разнообразными вопросами.
6. Разработка
программ профилактической работы.
Это направление
деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия
социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на
предшествующих этапах работы.
Программы
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы
с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом
только под контролем научного консультанта — профессионального специалиста по
вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой
области, и др.).
Ведя
индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:
• обратить
внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает
решение своих проблем;
• помочь в
осознании ответственности за выбор стратегии поведения;
• содействовать
в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;
• способствовать
осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную
помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической,
медицинской помощи и др.).
Особенности
социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны,
она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок,
ценностей, опыта ребенка; с другой — объектом ее внимания выступают дети,
получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной
ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках
социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах
гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и
организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с
ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной
педагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценности
педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его
психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, — были бы
обеспечены и управленчески, и технологически.
Это означает, что
для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой
профилактической работы социальный педагог должен быть:
наделен ясными
полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся
в социально опасной ситуации;
обеспечен на
уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и
взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное
влияние на решение проблем несовершеннолетнего;
включен в
целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической
работы структур управления, учреждений, организаций;
обеспечен
научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.
Кроме того, он
должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками:
• стабильным
авторитетом и доверием в среде учащихся;
• умением
устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми,
педагогами;
• способностью
сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты,
ставшие ему известными;
• готовностью
к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни
обладали.
В своей
индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально
опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:
- Не навреди.
- Не оценивай.
- Принимай
человека таким, каков он есть.
- Соблюдай
конфиденциальность.
- Соблюдай меру
взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
- Не отнимай у
клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
- Минимум
специальных терминов.
- Соблюдай
принцип добровольности.
Оказание
индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим
проблемы с опасными для здоровья зависимостями — задача еще более сложная, чем
эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В
основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как
посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего
проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему
квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров
социальной, психологической, медицинской помощи и др.).
В нынешней
ситуации культурно-идеологической перестройки так называемые девиантные
(отклоняющиеся) формы личностного развития стали чертой возрастной психологии в
условиях воспитания, определяемого лозунгами «идеологии — нет, идеалам — да»,
«послушание не формирует идеалов», «следуя инструкции, личность не развивается»,
«свобода лишена идеологии» и т.п. В нашей стране, как и за рубежом, потребность
в человеке нового типа, принадлежащем мировой культуре и единому
информационному пространству, заставила взрослых смириться с неизбежными
рисками свободы выбора незрелой личности.
Кроме того,
свобода сама по себе — мощный источник тревожных переживаний; свойственные ей
эссенциальные расстройства адаптации легко переливаются в экзистенциальные, и
тогда социальная поддержка без психопрофилактики бывает, как правило, лишь
временным и неэффективным мероприятием.
Остается лишь
добавить, что социальная защита детства зависит и от перестройки институтов
общественного самоуправления. На наших глазах массовые формы обезличенной
поддержки власти, исчерпавшие свой исторический ресурс, заменяются разными
вариантами сотрудничества совместно проживающих людей. И хотя еще не совсем
ясно, сколько и каких полномочий государство намерено делегировать общинам,
есть все основания полагать, что роль такого рода формирований будет неизменно
возрастать.
1.
Под
общей ред. М.А. Галагузовой/Социальная педагогика: Курс лекций // Под общей
ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
2.
Василькова
Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций// Василькова Ю.В.,
Василькова Т. А. - М., 2001.
3.
Под
ред. Н. Ф. Масловой. Рабочая книга социального педагога// Под ред. Н. Ф.
Масловой. — Орел, 1995.
4.
Вульфов
В. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Вульфов В. 3. Педагогика.
— 1992. — № 5, 6.
5.
Закатова
И. Н. Социальная педагогика в школе //Закатова И. Н. – M., 1996.
6.
Под
ред. Е. И.Холоствой. Словарь-справочник по социальной работе // Под ред. Е.
И.Холоствой. - М., 1997.
7.
Пряжников
Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение// Пряжников Н. С. — М.;
Воронеж, 1996.
8.
Психологические
проблемы профориентации учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. — Челябинск, 1991.
9.
Под
ред. Э.Ф.Зеера. Психология становления педагога профессиональной школы // Под
ред. Э.Ф.Зеера. — Екатеринбург, 1996.
10.
Шевандрин
Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности// Шевандрин Н. И. — М.,
1998.
11.
Дети
с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. —
М., 1992.
12.
Сафронова
Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в
приюте// Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. –М.,
1995
13.
Проблемы,
методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных
условиях. — М., 1994.
14.
Под
ред. С. В. Березина. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской
наркомании // Под ред. С. В. Березина. — Самара, 1999.
15.
Социальная
дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. — М., 1996.
16.
Шилова
Т. А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями
в поведении// Шилова Т. А. — М., 1995.
17.
Тихомирова
Н. К. Система воспитательной работы в школе на основе программы// Тихомирова Н.
К. — М., 1996.
18.
Гинзбург
М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы
психологии// Гинзбург М. Р. — 1994. — № 3.
19.
Климов
Е. А. Психология профессионального самоопределения// Климов Е. А. — Ростов-н/Д,
1996.
20.
Газман
О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного
классного руководителя// Газман О.С., Иванов А. В. — М., 1992.
21.
Чистякова
С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и
управление// Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. — М., 1987.
22.
Под
ред. С.С.Гиля, О.В.Морозовой. Наркотики: Проблемы организации профилактической
работы в молодежной среде: Материалы, исследования, тезисы // Под ред.
С.С.Гиля, О.В.Морозовой. — Омск, 2000.
23.
Под
ред. А. Г. Макеевой. Педагогическая профилактика наркомании в школе // Под ред.
А. Г. Макеевой. — М., 1999.
24.
Гуров
В. Я., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и
школа// Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. — Ставрополь, 1993.
Социальная
карта ребенка, находящегося в приюте[2]
Ф.И.О._________________________________________________
Дата
рождения_________________________________________
Домашний
адрес________________________________________
Телефон_____________________________________
Дата
поступления____________________________
Поступил____________(с братьями,
сестрами, один)
Кто направил (привел)
ребенка_______________________
Где проживает в настоящее
время_____________________
Причины и обстоятельства
поступления___________________
I. Сведения о семье ребенка
МАТЬ_______________(Ф.И.О., родная,
неродная, приемная),
Возраст,___________ семейное
положение_______________
Образование_________________________________________
Где и кем работает____________________________________
Физическое здоровье_______________
психическое___________
(инвалид) (состоит ли на учете в
диспансере)
Употребление
алкоголя_____________________ наркотиков___________
Привлекалась ли к уголовной
ответственности________________________
Лишение родительских
прав__________________________________
ОТЕЦ________________ (Ф.И.О., родной,
неродной, приемный, партнер матери),
Возраст,___________ семейное
положение_______________
Образование_________________________________________
Где и кем
работает____________________________________
Физическое здоровье_______________
психическое___________
(инвалид) (состоит ли на учете в
диспансере)
Употребление
алкоголя_____________________ наркотиков___________
Привлекалась ли к уголовной
ответственности________________________
Лишение родительских
прав__________________________________
ДРУГИЕ ДЕТИ:
1._____________________________________
2._____________________________________
ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ
СЕМЬИ:__________________________(родство с ребенком, возраст, здоровье,
алкоголизм, особенности поведения).
ЖИЛИЩНЫЕ
УСЛОВИЯ_______________________(свой дом, квартира, коммунальная, санитарное
состояние).
МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:
Примерный ежемесячный
бюджет___________________
Дополнительные социальные
пособия__________________
Получают ли пособия на
ребенка_______________________
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ОТНОШЕНИЕ К
ДЕТЯМ:
Наличие пьянок,
скандалов___________________
Характер отношений родителей между
собой________________
К детям______________,к данному
ребенку__________________
Физические наказания
детей_______________________________
Пренебрежение_______________(плохо
кормят, не одевают, не обращаются к врачу, не пускают в школу),
Сексуальное
насилие_______________________________________
Другое______________________________________
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА:
Что
посещает________________________________(№ школы, класс)
Успеваемость________________________________
Состоит ли на учете в отделении
милиции_________________(повод, с какого возраста),
Побеги из дома, бродяжничество______________(как
часто, когда в последний раз).
Как часто
болеет____________________________________
Дополнительные
сведения_____________________________
Оценка
стресс-факторов в семье
(подчеркнуть
или вписать дополнительно)
Социальные
|
Со
стороны родителей
|
Со
стороны ребенка
|
Безработица, плохое жилье,
неполная семья, многодетная семья, скученность, религиозность, социальная
изоляция
|
Психические заболевания,
алкоголизм обоих, одного, наркомания обоих, одного, проблемы брака, трудности
в воспитании, отсутствие любви к ребенку
|
Психическое заболевание,
инвалидность, врожденное заболевание, хронические заболевания, трудный
ребенок, отклонения в поведении
|
План действий
в отношении данного ребенка
1._____________________________________________________
2._____________________________________________________
Опросник при
посещении семьи ребенка, находящегося в приюте
1.
Точный
адрес, телефон
2.
Данные о
ребенке, находящемся в приюте: возраст, какое ДДУ или школу посещает, состоит
ли на учете в милиции, взаимоотношения с другими членами семьи и сверстниками.
Какие у него проблемы: трудное поведение, отклонения в состоянии здоровья и
т.д.
3.
Состав
семьи ребенка, в которой он живет: родители, степень их родства с ребенком,
бабушки, дедушки, братья, сестры, другие родственники.
4.
Данные о
родителях:
ОТЕЦ: возраст, семейное положение,
состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление
алкоголя (как часто), употребление наркотиков, уровень образования, кем и где
работает или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение
родительских прав.
МАТЬ: возраст, семейное положение,
состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление
алкоголя (как часто), употребление наркотиков, уровень образования, кем и где
работает или не работает, привлеклась ли к уголовной ответственности, лишение
родительских прав.
5.
Другие
дети: возраст каждого, состояние здоровья, посещение школьных или дошкольных
учреждений.
6.
Другие
родственники: родственные связи по отношению к данному ребенку, характерные
особенности.
7.
Жилищные
условия: живут в отдельном доме, квартира (отдельной, коммунальная), сколько
человек в одной комнате. Комнате, где находятся дети. Санитарное состояние и
санитарные условия жилища.
8.
Материальные
условия семьи: примерный ежемесячный бюджет, получают ли социальные пособия на
детей.
9.
Моральная
и психологическая обстановка в семье: наличие частых гулянок, драк, запоев
одного или обоих родителей. Отношение взрослых друг к другу: избиение, насилие.
10.
Отношение
к данному ребенку: проявление любви, заботы, пренебрежения, невнимания,
наказания (физические и другие), физическое и сексуальное насилие.
11.
Отношение
к другим детям –есть ли различия между отношением к другим детям и ребенку,
находящемуся в приюте.
12.
Социальная
помощь данной семье: имеются ли дополнительные социальные пособия, льготы, и в
связи с чем.
[1] Образцы документации см. в Приложении.
[2] Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация
детей в приюте. –М., 1995. –С. 21-23.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|