Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении
1. Определение
социально-педагогической проблемы:
содержания
проблемы;
внешних признаков
проблемы;
типа и уровня
проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная; индивидуальная,
групповая и др.);
характера
проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и др.).
2. Ситуационный
анализ:
общее описание
социально-педагогической ситуации:
истоки
возникновения проблемы;
организационная
структура, в рамках которой возникла проблема;
типовые реальные
(сложившиеся в данной школе) отношения и взаимодействия субъектов в изучаемой
ситуации;
описание
результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического
анализа и т.п.;
профессиональное
понимание социально-педагогической проблемы;
определение
пределов проблемы для работы социального педагога и других специалистов, форм
их взаимодействия.
3. Определение
социально-педагогической стратегии — подготовка программы и рабочего плана деятельности:
определение
объекта и предмета;
определение целей
и задач;
определение
содержания деятельности;
выработка
показателей и критериев оценки;
разработка
инструментария социально-педагогической деятельности;
описание и
обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации;
разработка
логической схемы анализа полученных данных;
определение
перспектив социально-педагогической деятельности;
разработка
рабочего плана.
4. Разработка
рекомендаций по реализации практической деятельности.
5. Описание
хода и результатов социально-педагогической деятельности:
основные выводы
по задачам, характеризующим фактическое состояние социально-педагогической
проблемы;
выводы о
готовности социального педагога к участию в решении проблемы (понимание значимости
проблемы, необходимости ее решения, желание участвовать, уверенность в своих
силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения
и прогнозы по ее разрешению);
оценка реальности
и значимости проблемы;
выводы о
возможности применения готовых (типовых) технологий разрешения
социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового
оригинального проекта;
обоснование и
планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы.
6. Разработка
социально-педагогической технологии:
уточнение по
итогам проведенных исследований социально-педагогического заказа;
детализация
проблемы:
определение
причин проблемной ситуации;
определение
действующих и нейтральных факторов;
определение
социально-педагогического и психологического фона деятельности;
разработка
концептуальных основ разрешения проблемы; разработка возможных моделей (или
путей) разрешения проблемы;
обоснование
выбора модели (или пути) решения социально-педагогической проблемы.
7. Реализация
социально-педагогического проекта.
Основные методы
социального проектирования, используемые в деятельности социального педагога:
социально-педагогическое
конструирование — мыслительное построение варианта решения проблемы
педагогическими средствами;
социально-педагогическое
моделирование — многовариантное конструирование развития
социально-педагогической системы;
социальное
проектирование — обоснованное конструирование в знаковой форме модели
социально-педагогической системы;
социально-педагогическое
планирование (способ реализации проекта) — функциональная и временная
детализация социально-педагогической деятельности по реализации проекта
(достижение сформулированных в проекте целей, определение порядка,
последовательности, сроков, темпов распределения сил и средств);
социально-педагогическое
программирование — полное всестороннее обоснование реализации проекта с
прогнозом ожидаемого эффекта, состоящее из блоков: целевого, обеспечивающего,
ресурсного, организационного и результирующего;
социально-педагогическая
технология — подготовленная к практической деятельности программа,
предусматривающая возможность достижения цели.
Основной диагностический и
практический инструментарий, находящийся на рабочем столе социального педагога:
Опросники: анкеты
и бланки интервью. Описание сферы применения опросников. Инструкции по методике
проведения опросов.
Бланки
социально-педагогического наблюдения.
Виды наблюдения:
степень включенности наблюдателя. Сфера применения наблюдения: при
автоматических действиях, при высокой напряженности действий.
Бланки анализа
документов.
Виды документов:
текстовые, иконографические, вербальные. Виды анализа документов: традиционный
(качественный) и контент-анализ (количественный). Сфера применения метода
анализа документов в практике социального педагога. Рекомендации по методике
анализа документов в социально-педагогической работе.
Социометрические
опросники для изучения социально-педагогических процессов и явлений в группе.
Обоснование сферы
применения социометрических опросов. Рекомендации по применению социометрических
опросов как метода сбора социально-педагогической информации. Основные правила
социометрии.
Социометрические
индексы
В России ежегодно
выявляются около 100 тыс. детей нуждающихся в опеке. Среди воспитанников
школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей
одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители. Чтобы ребенок
развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому
способствовали – необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со
сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда
обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут
дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности.
Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения
в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного
развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и
правонарушениям. Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них
процесс самопознания, поощрять ведение дневников, обучать этому. Дневник
способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира,
автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и
оценок окружающих. Социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков
к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними
профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.
Рекомендуется
составить план будущей жизни подростка, учитывая его профессиональные
намерения, жизненную позицию. В плане определяются ближние и дальние цели,
этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План может
решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка, обрести ему
уверенность в своем будущем.
Перед социальным
педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку
в приюте, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы общежития,
направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации
подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист,
хозяйственник.
Собрать
необходимую информацию о ребенке поможет специальная документация[1]:
Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте, социальная карта
ребенка, находящегося в приюте.
Социальный
педагог должен быть подготовлен к трудностям работы с детьми «группы риска»,
так как последние составляют большинство поступающих в приют или детдом. Он
должен знать обо всех появлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость,
драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая
трудоспособность, гиперактивность и т.д. Работа с агрессивными, вечно всем
недовольными, предпочитающими одиночество детьми может быть построена в
несколько этапов:
1.
«накопление
согласий»;
2.
поиск
нейтральный интересов и увлечений подростка, создание условий для контакта;
3.
анализ
сообщений подростка о себе, с принятием их на веру;
4.
выяснение
качеств личности, которые он не принимает;
5.
совместные
действия воспитателя и воспитанника по взаимному соглашению, построенные на
взаимодействии.
Одним из приемов
воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с
мнением как детей, так и взрослых, то есть была объективной. Объективная оценка
взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной
самооценки, у него развиваются уверенность в себе, самоуважение.
Большую роль в
социальной реабилитации воспитанников играет вовлечение их в трудовую
деятельность. Стимулом в работе может являться оплата труда. Важную
воспитательную роль в приюте играет библиотека. Работа с книгой –метод
приобщения их к знаниям. При формировании у детей приюта стремления к знаниям
используется индивидуальный подход, который предполагает:
·
соотнесение
уровня развития детей приюта с уровнем развития детей данного возраста;
·
положительную
оценку успехов;
·
учет
склонностей и возможностей ребенка;
·
занимательность
и наглядность материала в процессе обучения и воспитания;
·
помощь в
налаживании отношений со сверстниками и учителями;
·
обучение
владению словом.
Работа с детьми
«группы риска»– одно из самых важных, и в то же время наиболее сложных
направлений профессиональной деятельности социального педагога –социально-педагогическая
работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную
категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые,
педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся
(девиантным) поведением, дети группы риска и др.
Разные названия
отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою
очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения
«трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны
таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности,
проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая
точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении
этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции
«обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы.
Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры
воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).
Понятия
«дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют
социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют
данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия
ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической
дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с
учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение
правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы,
бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в
корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса
их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить,
адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки
социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с
окружающими.
Одним из самых
распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной
категории детей является понятие «дети группы риска».
Слово риск
означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного,
нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о
детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием
некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При
этом речь фактически идет о двух аспектах.
Первый аспект — это риск для общества,
который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в
советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это
понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых
могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом,
поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.
Второй аспект — и именно под этим углом
зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время — тот риск,
которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни,
здоровья, нормальных условий для полноценного развития.
Дети приобретают
столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а
под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов
риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
• медико-биологические
(состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в
психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);
• социально-экономические
(материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье,
аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и
т.д.);
• психологические
(неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности
общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
• педагогические
(несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий
обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического
развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для
положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Именно под
воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят
следующие категории детей:
• дети с
проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической
характеристики;
• дети,
оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы
обстоятельств;
• дети из
неблагополучных, асоциальных семей;
• дети из
семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи
и поддержке.
Такие дети, как
правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным
последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне
закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое
введено Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» (1999)— «ребенок, оказавшийся в социально
опасной ситуации».
Это понятие
высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую
социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной
стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в
которой он оказался, а с другой — на минимизацию его социальных,
психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения
и разрешения.
Именно такой
комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и
должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий
работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая
работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:
-выявление детей
этой категории в детской среде и организация работы с ними;
-непосредственная
индивидуальная или групповая работа с детьми.
Комплексность
проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с
детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов.
Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего
социальному педагогу общеобразовательного учреждения.
Это обусловлено
тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все
дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в
школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в
микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить
наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|