Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении
Каждая из
выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена
своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно
разделить на две группы:
организационные
социально-педагогические технологии;
социально-педагогические
технологии индивидуальной работы.
Организационные
социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей
группы риска, диагностику их проблем, разработку программ
индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти
функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают
необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.
1. Формирование
банка данных детей и подростков группы риска.
Данная функция
выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет
организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы
несовершеннолетних.
Инициатива
создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и
осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения
правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел,
с представителями органов опеки и попечительства управления образования,
социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.
В целостный банк
данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного
учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:
·
из семей,
находящихся в социально опасном положении;
·
безнадзорных
или беспризорных;
·
занимающихся
бродяжничеством или попрошайничеством;
·
содержащихся
в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных
приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных
учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершенно-летних, нуждающихся
в социальной помощи и (или) реабилитации;
·
употребляющих
наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо
одурманивающие вещества;
·
совершивших
правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
·
совершивших
правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная
ответственность;
·
освобожденных
от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с
изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление
несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер
воспитательного воздействия;
·
не
подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с
которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в
психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
·
обвиняемых
или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры
пресечения, не связанные с заключением под стражу;
·
получивших
отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
·
состоящих
на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;
·
состоящих
на внутришкольном учете;
·
состоящих
на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
При формировании
банка данных уточняются следующие позиции:
-каковы основания
постановки на учет;
-какие структуры
работают с подростком;
-какая работа
проводится для разрешения проблемы;
-что еще можно
предпринять для разрешения данной проблемы;
-нет ли детей,
которые имеют основания, но на учет не поставлены.
На данном этапе
работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора
должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций,
призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает
принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для
служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует
проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым
осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации — эмоциональное
принятие и переживание детских проблем.
2. Диагностика
проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в
сферу деятельности социального педагога.
Данная функция
необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей
каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.
Для этого
социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями,
родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
Социальный
педагог:
изучает
индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности,
трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет
их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;
исследует условия
и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.
Социальный
педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет
психолого-педагогической диагностики.
При этом
важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое
наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и
последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и
социального педагога.
3. Разработка
и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком,
группой, общностью.
По результатам диагностики
социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает
адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного
разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные
социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания
своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся
в социально опасном положении.
Групповые
программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков,
выявленных в ходе диагностики.
Общественные
программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или
части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.
Индивидуальные,
групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением
представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств,
административных органов.
Все
разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:
• целесообразности
методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и
целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных
органов;
• прогнозируемости;
• измеряемости
ожидаемых результатов.
Проекты
индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются
социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на
обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного
учреждения.
4. Обеспечение
условий реализации программ.
Социальный
педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между
учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных
социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в
нескольких ролях. Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по
делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы,
сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных
к реализации программы сторон;
организует
реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы;
организует,
координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и
общественных программ;
отслеживает
результаты;
информирует:
комиссию по делам
несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по
реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии;
директора школы о
ходе выполнения программ;
педагогический
коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению
программ;
начальника
управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по
выполнению программ.
5. Консультирование.
Данная функция
предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении
социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный
педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы,
консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.
6.
Межведомственные связи социального педагога.
Работая в составе
социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный
педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и
другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по
делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.
Межведомственные
связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными
соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента.
Социальный
педагог совместно с социально-психологической службой в целом, администрацией
школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и
службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках
государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Социальный
педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних
в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда
представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются
ненадлежащим образом.
Реализация
функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках
организационной технологии создает каркасную, основу для применения
определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой
работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.
Социально-педагогические
технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. Они также имеют свои
составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое,
локальное назначение:
·
во-первых,
позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и
изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и
учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и
по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
·
во-вторых,
содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что
невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его
выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной
социально-педагогической ситуации;
·
в-третьих,
сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения
ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно
в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его
семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.
Содержание той
или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы
определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы,
которые наиболее характерны для детей группы риска.
Одной из таких
проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и
наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы
социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов
социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации,
общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам
опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и
социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может
обеспечить в школе:
профилактику
опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической,
токсической);
оказание
индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим
проблемы с данными зависимостями.
Социально-педагогическая
технология индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по
проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие
направления деятельности социального педагога.
1. Формирование и
исследование банка данных детей, склонных к зависимостям.
Социальный
педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный —
закрытый для постороннего доступа — банк данных детей, склонных к зависимостям,
который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из
разнообразных источников.
2. Разработка
«портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Ее цель —
конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в
данном учреждении.
Осуществляя
разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог
реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования
социальных ситуаций несовершеннолетних для определения:
типов веществ,
употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские
препараты);
опыта
употребления веществ;
источников
приобщения к веществам;
мест
распространения веществ;
очагов возможного
возникновения зависимостей;
отношения
несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим, в) к
распространению, г) к возможной помощи.
3. Исследование
источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в
образовательных учреждениях.
Данная функция —
очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью
тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних,
употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях
распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может
поступать.
Социальный
педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики,
профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный
обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества,
уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными
проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный
руководитель, психолог, родители.
4. Разработка
схем организации контактов с детьми и родителями.
Организация
положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными
клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:
в установлении
доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях
учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;
в донесении до
потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости для преодоления
возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так
и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей
конфиденциальность и тайну обращения;
в налаживании
обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением
(педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью,
нерегламентированного общения с несовершеннолетними.
В условиях
контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов
взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и
эмоциональное удовлетворение.
Основными
принципами организации контакта должны выступать:
эмоциональное и
интеллектуальное сопереживание;
заинтересованность;
содействие;
доверие.
5. Консультирование.
Консультирование
выступает в деятельности социального педагога в качестве:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|