Методика написания авторефератов и подготовка аттестационных документов
Доктор педагогических наук, профессор Зайцев В. В.: Хотел бы от метить очень четкую
логику: функции, компоненты, критерии, показатели, уровни, этапы. Трудно
придраться., и модель отшлифована в лучших традициях волгоградской научной
школы. Отмечу одну коллизию. Когда будущий учитель еще только учится, тогда и
надо формировать способности к импровизации. Проходит 4—5 лет работы учителем и
над ним уже начинают довлеть шаблоны, поведенческие стереотипы, и вот это
качество — способность к импровизации — пропадает, поэтому надо развивать
уверенность в себе. Уверенный учитель смелее идет на импровизацию, она
получается у него чаще всего удачно. Работу поддерживаю, очень
структурированная, четкая, логичная.
Кандидат педагогических наук, профессор Глебов А. А.: Может быть, 20 лет назад без
импровизации учителю можно было работать. Сейчас — вряд ли. Диссертация
написана в хорошем стиле, в русле целостного подхода. Считаю, что уже в этой
редакции работу можно рекомендовать в диссертационный совет. В качестве
пожелания: при описании сущностных характеристик педагогической импровизации
нужно обратить внимание на ее внешние функции—ради профессиональной
педагогической деятельности. Поддерживаю работу.
Зудина Е. В., соискатель: Относительно замечаний рецензентов
хочу пояснить следующее. На замечание профессора И. А. Соловцовой о том, что
содержание гипотезы достаточно полно характеризует направление
исследовательского поиска, однако ее необходимо структурировать в соответствии
с задачами исследования. В нашем диссертационном исследовании гипотеза
достаточно полно характеризует направление исследовательского поиска,
содержательно охватывает все задачи исследования. Гипотеза — общее
представление исследования, и мы не сочли необходимым выдерживать пропорции
между задачами и гипотезой. На предложение рецензента профессора М. В.
Николаевой о том, что работа бы выиграла, если бы ! модель процесса подготовки
будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности
была бы проиллюстрирована наглядно. В нашей диссертационной работе модель
подготовки носит описательный характер, что не снижает, на наш взгляд, ее
эвристической ценности. Использование модели позволило по-но- | вому
организовать опытно-экспериментальную работу. На замечание о том, что в
описании формирующего эксперимента целесообразно привести примеры (этап
операционально-деятельностный) практической готовности к импровизации (в период
педагогической практики), поясняю, что нами описывались ситуации импровизации
студентов в ходе их педагогической практики, отслеживались их возможности в
этом плане. Контекст взаимодействия с детьми использовался для наблюдения
проявлений у студентов способности к педагогической импровизации.
Соискатель поблагодарила научного руководителя,
рецензентов, членов кафедры за вопросы и интересную дискуссию, заверила, что
высказанные замечания и предложения будут учтены и отражены в диссертационном
исследовании.
Слушали: заместителя заведующего кафедрой педагогики,
доктора педагогических наук, профессора Борытко Н. М. Подводя итог, он отмстил,
что в диссертации обоснованы актуальность исследования, теоретическая и
практическая значимость для педагогической науки. Работа оценивается как
завершенная и рекомендуется для представления в диссертационный совет. Поставил
вопрос о голосовании.
Постановили: утвердить следующее заключение на
диссертацию соискателя Зудиной Е. В. на тему: «Подготовка будущих учителей к
импровизации в профессионально-педагогической деятельности».
Заключение
1. Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация в российском обществе
предъявляет высокие требования к подготовке будущего учителя, его личностным и
профессиональным качествам. Это связано с тем, что динамичные преобразования,
происходящие в нашей стране во всех сферах жизни, усиливают потребность в
деятельных, предприимчивых, творчески мыслящих людях, способных самостоятельно
выдвигать и решать многообразные задачи в нестандартных условиях. Современной
школе нужен учитель, не только обладающий высокой профессиональной
компетентностью и педагогическим мышлением, но и способный творчески решать
сложнейшие педагогические задачи, оперативно принимать решения и находить
оптимальные пути их реализации. При этом необходимо ориентироваться на развитие
целостного человека, являющегося главной ценностью и целью современного
образования, опираться не только на его рациональную сферу, но и на
иррациональную (эмоции, интуицию, инсайт, способность к «схватыванию» целостной
ситуации) и формировать на этой основе способность действовать нестандартно,
принимать и реализовывать неалгоритмизированные решения — иначе говоря,
импровизировать.
Между тем можно утверждать, что в современной
педагогике сложились определенные теоретические предпосылки для всестороннего!
анализа и успешного решения проблемы подготовки будущих педагогов к
импровизации в профессиональной деятельности. Одновременно с теоретическими
сформировались и практические предпосылки, способствующие разработке целостной
модели подготовки будущих учителей к применению импровизации в
профессионально-педагогической деятельности. К ним относятся принятие Концепции
модернизации российского образования до 2010 г., законов РФ «Об! образовании»
1992 г., «О высшем и послевузовском профессиональ4 ном образовании» 1996 г. и
других нормативных документов, гд| обосновывается социальный запрос на учителя,
творчески, нестандартно подходящего к своей деятельности, способного решать
самые разнообразные педагогические задачи. В практике подготовки учителей все
более широко применяются методы, методики, технологии, специально направленные
на развитие нестандартного мышления, формирование опыта импровизации в
профессиональной деятельности.
2. Результаты исследования. Педагогическая импровизация представляет особый вид творческой
педагогической деятельности, осуществляющийся на основе теоретических знаний и
предшествующего опыта педагога и проявляющийся внешне как быстрое реагирование
на педагогические проблемы и задачи, возникающие в том числе и спонтанно в
процессе педагогического взаимодействия, и ведущий] к субъективно новому
творческому их решению. Готовность будущих учителей к педагогической
импровизации представляет собой важнейшее условие успешной реализации
возможностей личности педагога в профессионально-педагогической деятельности.
Основны-1 ми функциями готовности к импровизации в
профессионально-педагогической деятельности являются
мотивационно-побудительная, коммуникативная, гностическая, или познавательная,
рефлексивная. Компонентами готовности будущих учителей как цели и результата их
подготовки к импровизации в профессионально-педагогической деятельности
являются эмоционально-мотивационный, содержательно-смысловой,
операционально-творческий, личностно-рефлексивный. В процессе обучения будущих
учителей импровизации целесообразно использовать следующие педагогические
средства: рефлексивные, аналитические, имитационно-моделирующие, проективные.
Система подготовки будущих учителей к импровизации в
профессионально-педагогической деятельности предполагает выделение этапов такой
подготовки с определением для каждого целей, педагогических средств и способов
диагностирования результата. В качестве таких этапов выделяются стимулирование
мотивационной деятельности; освоение теоретических знаний;
операционально-деятельностный; концептуализация собственной деятельности в
сфере педагогической импровизации.
3. Достоверность результатов проведенного исследования. Обеспечивается целостным подходом к
решению проблемы; теоретико-методологической обоснованностью и непротиворечивостью
исходных теоретических положений, их соответствием тенденциям развития
социокультурной и педагогической реальности; корректной организацией
опытно-экспериментальной работы; устойчивой повторяемостью основных результатов
исследования; применением адекватных предмету изучения методов исследования и
обработки полученных в ходе эксперимента данных.
4. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем:
•
впервые
представлена модель подготовки будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической
деятельности, разработанная на основе концептуальных положений целостного
подхода к исследованию и моделированию педагогических феноменов;
•
уточнены и
систематизированы сущностные характеристики педагогической импровизации;
•
дополнены и
уточнены структурно-функциональные характеристики и логика процесса подготовки
учителей к педагогической импровизации;
•
конкретизированы
представления о совокупности технологических особенностей подготовки педагогов
к педагогической импровизации.
5. Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их
практического использования преподавателями психолого-педагогических и
методических дисциплин педвузов для подготовки педагога к эффективной
профессиональной деятельности на творческом уровне, при разработке
научно-методического сопровождения. Материалы исследования, предложенные в нем
спецкурс, тренинги,
педагогические ситуации, диагностический инструмента- ] рий могут быть
использованы также в системе повышения квалификации и переподготовки работников
образования.
6. Соответствие диссертации научной
специальности. Диссертационное
исследование, выполненное Е. В. Зудиной, по своему содержанию отвечает
требованиям, предъявляемым к. кандидатским диссертациям пп. 6—7 паспорта
научной специальности 13.00.08 — теория и методика профессионального
образования.
7. Полнота изложения материалов
диссертации в работах, опубликованных соискателем.
Статья в журнале, входящем в список ВАК РФ
1. Зудина, Е. В. О сущности и функциях готовности будущих учителей
к импровизации в профессионально-педагогической деятельности / Е. В. Зудина //
Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. — 2007. — № 1 (19).
— С. 112—117 (0,4 п. л.). Статьи и тезисы докладов в сборниках научных трудов и
материалов научных конференций
2. Зудина, Е. В. Становление понятия
импровизации как педагогической категории / Е. В. Зудина // VII региональная конференция молодых
исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, ! 2— 15 нояб. 2002 г. :
тез. докл. — Напр. 12 «Педагогика и психология». Секция «Педагогика». —
Волгоград : Перемена, 2003. — С. 84—86 (0,3 п. л.).
3. Зудина, Е. В. Сущностная
характеристика методологической культуры будущего учителя / Е. В. Зудина //
Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона : тез.
докл. X годичного собр. Юж. отд-ния РАО и XXII регион, психол.-пед. чтений Юга
России. — Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2003. — Ч. II. — С. 174 (0,1 п. л.).
4. Зудииа, Е. В. Подготовка будущего
учителя на основе педагогической импровизации/Е. В. Зудина//VIII региональная конференция молодых
исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, 11—14 нояб. 2003 г. : тез.
докл. — Напр. 12 «Педагогика и психология». Секция «Педагогика». — Волгоград:
Перемена, 2004. — С. 81— 82 (0,2 п. л.).
5. Зудина, Е. В. Об импровизации в
профессиональной деятельности учителя / Е. В. Зудина // Развитие личности в
образовательных системах Южно-Российского региона : тез. докл. XI годичного собр. Юж. отд-ния РАО и
ХХШ психол.-пед. чтений Юга России. — Ростов н/Д-: Изд-во РГПУ, 2004. Ч. III. — С. 65 (0,1 п. л.).
6. Зудина, Е. В. Импровизация как вид
творческой педагогической деятельности /Е. В. Зудина//Развитие личности в
образовательных системах Южно-Российского региона : тез. докл. XII годичного собр. Юж. отд-ния РАО и XXIV психол.-пед. чтений Юга России. — Ростов
н/Д.: Изд-во РГПУ, 2005. Ч. 1. — С. 68—69 (0,2 п. л.).
7. Зудина, Е. В. Импровизация как
компонент творческой индивидуальности педагога / Е. В. Зудина // Вестн. Волж.
ин-та экономики, педагогики и права. Сер. 3, Педагогика и психология. — 2005. —
Вып. 3. — С. 75—84 (0,7 п. л.).
8. Зудина, Е. В. Импровизация в
педагогической деятельности: анализ понятия / Е. В. Зудина // Целостный
учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается : материалы методол.
семинара памяти проф. В. С. Ильина / науч. ред. И. К. Сергеев. — Волгоград :
Перемена, 2005. — Вып. 7. С. 63—70 (0,6 п. л.).
9. Зудина, Е. В. Подготовка будущих учителей к импровизации в
профессионально-педагогической деятельности / Е. В. Зудина // Развитие личности
в образовательных системах Южно-Российского ре
гиона : сб. науч. тр. XV
годичного собр. Юж. отд-ния РАО и XXVII Юж.-Рос.
психол.-пед. чтениях. — Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2008. —Ч. 3. - С. 233—236
(0,4 п. л.).
Учитывая актуальность, научную, теоретическую и
практическую значимость исследования, кафедра педагогики рекомендует
диссертацию Зудиной Елены Владимировны «Подготовка будущих учителей к
импровизации в профессионально-педагогической деятельности» к защите на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 — теория
и методика профессионального образования в диссертационном совете Д 212.027.02
при Волгоградском государственном педагогическом университете. Результаты
голосования за представление в диссертационный совет: «за» ~~ 34; «против» —
нет; «воздержались» — нет.
Заведующий кафедрой педагогики,
Доктор педагогических наук,
Профессор Н. К. Сергеев
«22» апреля 2008 г.
Приложение 4
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ СОИСКАТЕЛЯ О ПРИНЯТИИ ДИССЕРТАЦИИ К
РАССМОТРЕНИЮ В СОВЕТ
Председателю диссертационного совета Д 212.027.02 при
ГОУ ВПо «Вол 10градский государственный педагогический университет» соискателя
ученой степени кандидата педагогических наук Зудиной Е. В.
Заявление
Прошу принять к защите мою диссертацию на тему
«Подготовка будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической
деятельности», представленную на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук по специальности 13.00.08 — теория и методика
профессионального образования.
Работа выполнена в Волгоградском государственном
педагоги* ческом университете.
Научный руководитель — член-корреспондент РАО, доктор
педагогических наук, профессор Сергеев Н. К.
Диссертация представлена к защите впервые.
Дата Подпись
Приложение 5
ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО ДИССЕРТАЦИИ
Форма
Заключение
экспертной комиссии диссертационного совета Д
212.027.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора
(кандидата) педагогических наук в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный
педагогический университет» на диссертацию (ФИО соискателя, тем а диссертации),
представленную на соискание ученой степени доктора (кандидата) педагогических
наук по специальности (шифр и название специальности).
1.Актуальность выбранной темы.
2.Достоверность выводов.
3.Научная новизна результатов
исследования.
4.Соответствие диссертации требованиям
Положения ВАК. При
этом фиксируются:
—как положительные, так и
отрицательные стороны работы;
—уровень значимости (теоретический и
практический);
—возможности использования результатов
диссертационного исследования в развитии педагогической теории и практики;
—степень завершенности работы в целом
и качество оформления;
—соответствие (или несоответствие)
основных результатов диссертации содержанию публикаций автора;
— соответствие содержания автореферата основным
идеям и выводам диссертации.
Подписи председателя и членов экспертной комиссии 45
Образец
Заключение экспертной комиссии по диссертации Зудиной
Е. В. «Подготовка бу дущих учителей к импровизации в
профессионально-педагогическое деятельности», представленной к предварительному
рассмотрению I диссертационном совете Д 212.027.02
по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Волгоградском
государственном педагогическом университете. Экспертная комиссия в составе:
председателя комиссии: члена-корреспондента РАО,
доктора
педагогических наук, профессора Серикова Владислава
Владиславовича;
членов комиссии: доктора педагогических наук,
профессора Зайцева Владимира Васильевича; кандидата педагогических наук,
профессора Глебова Александра Александ-ровича считает, что диссертация Е. В.
Зудиной «Подготовка будущих учителей к импровизации в
профессионально-педагогической деятельности» является завершенным
самостоятельным исследованием.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в
деятельности педагога очень многое зависит от его способности к педагогической
импровизации. Ведь известно, что поведение педагога зависит от его настроения и
его ученика в ситуации, которую они в данный момент проживают, и иных, зачастую
не запланированных, неожиданно возникающих обстоятельств, препятствующих либо
дающих возможность для прорыва в педагогическом плане и т. д. Именно здесь
бывает нужна удачная импровизация, новый поворот, решение. Вместе с тем в
современной теории образования недостаточно разработаны теоретические и
методические аспекты подготовки будущих учителей к импровизации в
профессионально-педагогической деятельности. В условиях множественности
педагогических парадигм не обоснована целостная модель подготовки будущего
учителя к импровизации в профессиональной деятельности, что затрудняет
соответствующую его подготовку в вузе.
Объект исследования — профессионально-педагогическая
подготовка будущих учителей в высшем учебном заведении.
Предмет исследования — процесс подготовки будущих
учителей к импровизации в профессиональной деятельности.
Цель исследования — научно обосновать и проверить в
условиях тно-экспериментальной работы модель подготовки будущих учителей к
импровизации в профессионально-педагогической деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|