|
Методическое пособие для прохождения психолого-педагогической практики
|
Безделье. Ограничения выбора. Одиночество. Регламентирование деятельности. Эмоциональная ответственность. Жесткий контроль
|
Разнообразие деятельности и контактов. Деятельность в
коллективе. Демократический стиль общения
|
Полный
порядок,
конец — делу
венец, плани-рованность
|
. 2
|
Циклоидная (эйфория — дисфория)
|
Эйфория — ги-пертимы, дисфория — неустойчивые. Скрытый тип
|
|
По фазам
|
Перегрузки, притеснения, неожиданность
|
Гибкая тактика в зависимости от фазы
|
Полный порядок, конец — делу венец (эйфория). Победитель; шут;
по-хзала (дисфория)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Неустойчивая (безволие)
|
Непоселливость,
непостоянство, зависимость от других, в(гушае-мость, пассивность в деятельности,
стремление к
праздности и
поверхностным увлечениям
|
Умение не переутомляться,
получать сильные впечатления, доверчивость, открытость, услужливость
|
Побеги из дома, делинкиснтное
повеление, аддитивное поведение
|
Бесконтрольность,
неислсна-правлснное воспитание
|
Твердое, властное руководство, строгай режим, порядок, группа с + установками
|
Флегматик, ре-поргер, тимуровец, золушка, делу — время, постоянное хобби
|
|
4
|
Лабильная (подвижность, крайняя изменчивость настроения)
|
Немотивированная смена настроения, чувствительность к чужому мнению, ранимость,
раздражительность, болезненность, зависимость состояния от настроения, вспыльчивость, слабый самоконтроль,
конфликтность
|
Общительность, добродушие,
чуткость, привязанность, увлечения — музыка, общение в компаниях
|
Аффективное поведение. Неврозы, депрессия. Демонстративные
побеги. Суицидальное поведение. Гомосексуализм
|
Отвержение близких, потери, утраты.
|
Позиция
друга —
учителя. Одобрение и эмоциональная поддержка. Эм-патия
|
Аналитик,
единственная роль, раздражение
отменяется
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Конформная (соглашательство, подчинение мнению труппы)
|
Отсутствие
личностного
отношения к миру, жизнь по правилу «как все», чрезмерная приспособляемость ценой личностных жертв, не критичность поведения, несамостоятельность , безволие
|
Преданность
группе, консерватизм,
стремление к устойчивости, уживчивость
|
Участие в групповых правонарушениях и преступлениях
|
Отрицательный пример, группа, смена коллектива
|
Позиция
опекающего,
развитие
критического мышления. Развитие рефлексивного поведения
|
Лидер, собственное мнение, оппонент, разногласия
|
6
|
Истероидная (жажда внимания, потребность удивлять, восхищать, вызывать сочувствие)
|
Завышенная
самооценка, похвальба несуществующими достижениями, неспособность переносить удары по
эгоцентризму, ненасытная жажда поклонения, стремление быть «на сцене», дружба с известными
людьми
|
Упорство, инициативность, коммуникабельность, активность,
организаторские способности,
энергичность (спринтер)
|
Демонстративное поведение, эгоцентризм, аффективное поведение
|
Публичное лишение ореола, развенчание, изоляция,
серость
|
Позиция родителя или зрителя. Игнорирование демонстративного поведения.
Предоставление «сцены»
|
|
7
|
Шизоидная (замкнутость и отгороженность)
|
Чудаковатые поступки, трудности контактов, эмоциональная холодность, общение со взрослыми, фантазирование и резонерство, малая активность
(физическая и интеллектуальная)
|
Холодный
ум, способность к нестандартному мышлению, увлеченность, способность работать в одиночку, аналитические способности
|
Побеги. Асоциальное поведение борца за справедливость. Аддитивное
поведение. Сексуальные
суициды.
Фантазии
|
Насильственное
помещение в группу. Эмоциональные контакты. Лидерство
|
Анонимное обсуждение.
Телесно-модульные занятия. Позиция учителя, разубеждающего, опровергающего неполноценность
|
Оратор,
массо-вик-затейник, сопереживания
|
8
|
Астенонев-ротическая (повышенная утомляемость, ипохондрия)
|
Раздражительность, вялость, пугливость,
неуверенность, тревожность, склонность к неврозам, жалобы, постоянное недовольство «все плохо и все плохие»
|
Способность рассчитывать свои силы, аккуратность,
дисци-плинирован-ность,
скромность,
поклади-стость
|
Аффективное
поведение. Школьная тревожность. Ди-дактогении
|
Инвалиднзация, гипер- и гипо- опека. Конфликты
|
Посильные требования, режим, сбалансированное отношение
|
Победитель,
шут, яканье, мои
достоинства,
помощь другим,
жизнь прекрасна, я хороший, ты хороший
|
9
|
Эпилептоидная (склонность к тоскливо-злобному настроению)
|
Вязкость,
инертность,
бережное соблюдение своих правил, грубость, стремление
сорвать злость на окружающих.
Льстивость к руководителям,
деспотизм, мстительность среди
сверстников
|
Упорство
в достижении цели, пунктуальность, обязательность,
выносливость, внимание к мелочам
|
Сексуальные отклонения. Склонность к азартным играм. Воровство, алкоголизация, аффективное
поведение
|
Отсутствие
эмоционального
тепла, жестокость, ущемление эгоистических интересов
|
Опора
на бережливость,
аккуратность, способность к ручному мастерству, склонность к коммерции, тактичность
|
Добрая
улыбка, я рад тебя видеть, приятный разговор, день без замечаний,
день прощений, исполнитель желаний, ведомый, созерцатель, мудрец
|
|
10
|
Сензитивная (чрезмерная чувствительность)
|
Мнительность, пугливость,
замкнутость, склонность к самобичеванию, повышенная впечатлительность,
комплекс неполноценности, чрезмерные привязанности к родителям и друзьям
|
Острое нравственное
зрение, способность чувствовать внутреннюю суть, ориентация на
истинные чувства
|
Социальная отгороженность. Побеги в результате психических травм,
суицид, попытки реакции
компенсации и
гиперкомпен-сации
|
Эмоциональная ответственность, домашняя гиперпротекция,
повышенная моральная ответственность
|
Длительные разубеждения,
демонстрации нужности
для других, опора на интуицию, эстетические увлечения
|
Полный
покои души, приятное событие, идеальный день, идеальное окружение, киногерой, встречный пример
|
|
11
|
Психостениче-ская
(тревожная мнительность)
|
Робость, страхи, нерешительность, педантизм, повышенная чувствительность к порядку, опасения
за будущее свое и своих близких, навязчивые идеи, суеверность
|
Интересы. способность
брать на себя ответственность за дру-гих, эмоциональная привязанность к матери,
ответственность за дело
|
Невротические заболевания в будущем.
Легкая переносимость невзгод в настоящем
|
Повьшенная ответственность. ситуация выбо-ра, доминирующая гиперпро-текция,
повышенная моральная
ответственность
|
Рациональное
разубеждение. Поощрение реальной деятельности. Занятия спортом без соревнований
|
Риск — 6лаго-родное дело, решительность, внутренние го-лоса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составим психологический словарь
из наиболее часто используемых терминов,
раскрывая содержательную часть каждого из них
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
«Если сидишь –
сиди, если стоишь – стой.
Главное – не дёргайся».
Древняя китайская пословица.
Скоро защита квалификационной работы
– НИ ПУХА, НИ ПЕРА!
Перечислите:
1.
методики
___________________________
______________________________________
________________________________________________________
2.
тесты
________________________________________________
________________________________________________________
3.
эксперименты
_________________________________________
________________________________________________________
4.
наблюдения
___________________________________________
________________________________________________________
которые использовались в экспериментальной части
работы.
Подтвердилась ли Ваша гипотеза?
Да Нет
Рефлексия
1.
Какой вид деятельности
достиг более высокого
профессионального мастерства, компетентнос-
ти и почему? ____________________________
________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
2.
Самый интересный фрагмент
практики (интерпретация) _______
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
3.
Что не удалось, причины
неудач? ___________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
4.
Ваши советы, пожелания
будущим учителям и психологам по данному виду практики _____________________________________
_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
И Т О Г О В Ы Е С В О Д Н Ы Е Т А Б Л
И Ц Ы
(заполняются исходя из проведённых
мероприятий)
Уроки психологии - 5 уроков
Таблица 1
№ п/п
|
Класс
|
Тема
|
Сроки выполнения
|
Достигнута ли цель?
|
Оценка
|
Подпись психолога, методиста
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальные консультации – не менее 3-х
Таблица 2
№ п/п
|
Объект
|
Устано-
вление
контак-
та
|
Тема,
ситуация
|
Рекомендации,
решаемые задачи
|
Время работы
|
Встречи,
по мере необходимости
|
Оценка
|
Подпись психолога, методиста
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психодиагностические исследования – не менее
3-х методик
Таблица 3
№ п/п
|
Цель
исследования
|
Объект исследования
|
Методики исследования
|
Кол-во учащихся
|
Цель - результат
|
Оценка
|
Подпись психолога, методиста
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психологическая коррекция
Таблица 4
№ п/п
|
Группа
|
Форма,
вид
|
Методы, приёмы, используемые в коррекционной работе
|
Время проведения
|
Динамика
|
Рефлексия
|
Оценка
|
Подпись
психо-
лога, мето-
диста
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Публичные выступления, тренинги
Таблица 5
Объекты
|
Тема
|
Время
|
Достигнута ли цель?
|
Сколько че-
ловек при-
сутствовали
|
Оценка
|
Подпись психолога, методиста
|
Педагогичес-
кий коллектив
|
|
|
|
|
|
|
Родители
|
|
|
|
|
|
|
Составьте СИНКВЕЙН
Психология
_____________________________________
_________________________________________________
______________________________________________________
__________________________
Упражнение «Антистрессовая релаксация»
(рекомендовано Всемирной организацией
здравоохранения)
Упражнение выполнять поэтапно:
1.
Лечь или сесть поудобнее в
тихом, слабо освещённом помещении (одежда не должна стеснять Ваших движений).
2.
Закрыть глаза, дышать
медленно и глубоко. Сделать вдох и примерно на 10 секунд задержать дыхание.
Выдыхать не торопясь, следить за расслаблением и мысленно говорить себе: «Вдох
и выдох, как прилив и отлив». Повторить эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохнуть
около 20 секунд.
3.
Волевым усилием сокращать
отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживать до 10 секунд, потом
расслабить мышцы. Таким образом пройтись по всему телу. Повторить данную
процедуру трижды, отрешиться от всего, думать о расслаблении мышц тела.
4.
Попробовать как можно
конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее от пальцев
ног, через икры, бёдра, туловище до головы. Повторять про себя: «Я
успокаиваюсь, мне приятно».
5.
Представить себе, что
ощущение расслабленности проникает во все части тела. Почувствовать, как
напряжение покидает тело. Как расслабляются плечи, шея, лицевые мускулы (рот
может быть приоткрыт). Наслаждаться испытываемым ощущением около 30 секунд.
6.
Сосчитать до 10, мысленно
говоря себе, что с каждой последующей цифрой мышцы всё более расслабляются.
7.
Наступает «пробуждение».
Сосчитать до 20. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, я
буду чувствовать себя бодрым».
Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза в
неделю.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Вы проявили себя как яркая индивидуальность. Ваше
чувство новизны, способность заниматься разнообразной деятельностью, терпение,
упорство, свобода мыслей и чувств, профессионализм, гуманность – всё это
помогло Вам выполнить эту работу.
Успехов, побед, профессионального и
личностного роста!
Итоговая
характеристика
прохождения психолого-педагогической практики
студента (ки) с ___________________ по
___________________
Кто осуществлял контроль
|
Положительные стороны работы
|
Пожелания, рекомендации
|
Психолог школы
|
|
|
Руководитель практики, методист
|
|
|
Завуч школы
|
|
|
Итоговая оценка:
М.П. Руководитель практики,
методист: __________
школы
Психолог
школы: __________
Завуч школы: __________
Литература:
1.
Вуджек Т.: Тренировка ума,
Питер, 1996
2.
Кингер Дж.: Книга о твоих
знакомых, Питер, 1997
3.
Овчарова Р.В.: Справочная
книга школьного психолога, М., 1996
4.
Овчарова Р.В.: Технологии
практического психолога образования, М., 2000
5.
Прутченков А.С.: Школа
жизни, М., 2000
6.
Семёнова Е.М.: Тренинг
эмоциональной устойчивости, М., 2002
[1] Р.В. Овчарова, Технологии практического психолога образования
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|