Методическое пособие для прохождения психолого-педагогической практики
Методическое пособие для прохождения психолого-педагогической практики
Государственное
образовательное учреждение среднего профессионального образования
Педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова
Санкт-Петербурга
М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е
для прохождения психолого-педагогической практики
Студента (ки)
_________________ V курса
ГОУ СПО Педагогического колледжа №1 им. Н.А.
Некрасова Санкт-Петербурга
___________/_____________ учебного года
_______________________________________________________________________________________________________________
Заведующая практикой_________________
_____________________________________
Руководитель практики________________
____________________________________
|
|
Санкт-Петербург
2005
Уважаемые преподаватели
и студенты!
Данное методическое пособие
предназначено для студентов 5-ого курса специальностей 050709
"Преподавание в начальных классах", 050702 "Организация внеклассной
деятельности" для прохождения психолого-педагогической практики. В нём
содержится теоретический материал как фрагмент повторения и практическая часть,
где каждый студент может проявить полученные знания в области психологических
дисциплин, творчества и компетентность.
Желаем
успехов в прохождении практики!
Автор программы: Сергеева Г.Р., преподаватель психологии высшей
квалификационной категории.
Рецензент: Загашев И.О., заместитель директора по
научно-методической работе, аспирант кафедры психологии Российского
государственного университета
Технический редактор: Шеватурина Е.С., преподаватель информатики и
ТСО
«Первый и последний учитель
жизни – это сама жизнь».
Т. Уайлдер
Уважаемый выпускник!
Вот и прошли учебные годы. В руках Вы держите дневник
последней психологической практики. Очень скоро Вы станете Учителем с
отличными знаниями многих психологических дисциплин, и Вас с нетерпением ждут в
школах, лицеях, детских садах. «Психология и психолог пришли в школу и детский
сад, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту
ребёнка, педагога и родителя».[1]
Профессии учителя, психолога интересны, но требуют социальной активности. Мы
надеемся, что эта практика будет проведена Вами на высоком профессиональном
уровне, с большим интересом и методически грамотно. Хочется верить, что Вы
компетентно и критично проведёте все разделы практики, познавая учеников,
коллег и себя. Вы должны подняться на вершину профессиональной доблести.
«Ты можешь стать мудрее тремя путями:
путём опыта – это самый
горький путь;
путём подражания – это
самый лёгкий путь;
путём размышления – это
самый благородный путь».
Древняя китайская поговорка.
Задачи психологической практики:
1.
Познакомиться со
спецификой организации психологической службы в современной школе (в
современном образовательном пространстве.
2.
Презентовать свои знания,
умения, навыки в области психологии в данном образовательном учреждении.
3.
Быть помощником психолога
школы.
4.
Проявлять творчество,
индивидуальность при проведении всех мероприятий в школе.
5.
Самоутвердиться в будущей
профессии.
Организация психологической практики:
В течение двух недель Вы будете работать вместе с
психологом школы и индивидуально. Выполнять предложенные Вам задания и
фиксировать полученный материал в данном дневнике. Методическую и
психологическую помощь Вам будут оказывать психологи колледжа. По окончании
практики Вы получите дифференцированный зачёт.
Не спешите заполнять дневник, познакомьтесь с ним, он
- Ваш помощник!
Общие сведения о школе (лицее):
Школа (лицей) №_____
Район
_________________________________________________________
Тел.
__________________________________________________________
Директор школы
_______________________________________________
(Ф.И.О.)
_________________________________________________________________________________________________
Психолог школы
_______________________________________________
(Ф.И.О.)
______________________________________________________________
Социальный педагог
____________________________________________
(Ф.И.О.)
______________________________________________________________
Общий контингент
______________________________________________
(число
учащихся: нач. шк. - , средн. шк.- )
Педагогический коллектив _______________________________________
(число преподавателей)
Реализуемые программы
_________________________________________
______________________________________________________________
Взаимодействие с образовательными учреждениями города
___________
______________________________________________________________
Распорядок работы школы:
1 урок - _______
2 урок - _______
3 урок - _______
4 урок - _______
5 урок - _______
6 урок - _______
Информация о кабинете психолога:
1.
Отдельный кабинет (если
нет, то с кем из сотрудников)__________
____________________________________________________________
2.
Общий метраж
____________________________________________
3.
Время работы
_____________________________________________
4.
Рабочее место
психолога____________________________________
____________________________________________________________
5.
Уголок
доверия____________________________________________
6.
Психологическая литература
(которая Вас заинтересовала)
___________________________________________________________
____________________________________________________________
7.
Наличие тестов
___________________________________________
____________________________________________________________
8.
Раздаточный материал,
игрушки _____________________________
____________________________________________________________
9.
План работы и отчётная
документация психолога школы ________
____________________________________________________________
Начнём работать!
Кто «Я»
(Напишите 10 качеств в
каждом разделе)
«Я»
телесное
|
«Я»
эмоциональное
|
«Я»
умственное
|
«Я»
социальное
|
|
|
|
|
Давайте составим кластер психограммы психолога:
Ваши наблюдения соотносятся с психограммой
профессии психолога?
Психограмма профессии
(психолог)
№ п/п
|
Личностные особенности, профессиональные умения
|
1.
|
Внимание, стремление понять позицию других
|
2.
|
Дружелюбие, общительность
|
3.
|
Способность стать лидером
|
4.
|
Вежливость, обходительность
|
5.
|
Руководство здравым смыслом, следование предписаниям
|
6.
|
Жизнерадостность
|
7.
|
Терпеливость, упорство
|
8.
|
Большое чувство ответственности
|
9.
|
Способность выполнять работу, полную разнообразия
|
10.
|
Энтузиазм в трудовой деятельности
|
11.
|
Тщательность действий
|
12.
|
Схватывание новых идей, самостоятельность суждений
|
13.
|
Аккуратность и последовательность в работе
|
14.
|
Способность к планированию своего будущего
|
15.
|
Способность к устным высказываниям
|
16.
|
Хорошая память
|
17.
|
Способность обучать других
|
18.
|
Умение заботиться о больных
|
19.
|
Умение заботиться о посторонних
|
Принципы организации психологической службы
Крайности
|
Золотая середина
|
Крайности
|
Ограниченная узкая спе-
циализация
Морализаторство
Застой, идеализация прошлого
Внутренняя пассив-
ность, самоизоляция
Ригидность, психологи-
ческое самодурство
Трудность эмоциональ-
ного характера
Пессимизм, отчаяние
Акцентирование на еди-
ничных принципах
|
Многообразие форм и методов работы психо-
лога
Нравственность, эколо-
гичность
Преемственность в ра-
боте
Самоактивизация твор-
ческого начала
Профессиональное сод-
ружество, гибкость, го-
товность к компромиссу
Выделение приоритетов в работе
Действенный оптимизм, разумная самоирония
Системность в работе, основанная на взаимо-
связи принципов
|
Хаос, бессистемность, поверхностность
Безнравственность
Разрушение, отрицание старого опыта
Самосгорание на работе, потеря профессиональ-
ного самоощущения
Приспособленчество, угодничество, преда-
тельство
Трудности логического характера, непоследова-
тельность. Эйфория, из-
лишняя самоуверен-
ность
Перемешивание прин-
ципов, утрата специфи-
ки службы
|
План работы психолога на неделю
День
|
Время
|
Учителя
|
Учащиеся
|
Родители
|
Понеде-
льник
|
9 – 12
12 – 14
15 – 16
18 - 19
|
Индивидуальное
консультирование
|
Психодиагностика
(обработка результа-
тов)
Психологическая
гимнастика
|
Школа
для роди-
телей, I – IV класс
|
Вторник
|
9 – 12
12 – 14
15 – 16
18 - 19
|
Психодиагностика
|
Психодиагностика
(обработка результа-
тов)
Факультатив
для де-
вочек (тренинг)
«Телефон
доверия»
(1 смена)
|
Школа
для роди-
телей, V-VIII кл.
|
Среда
|
9 – 12
12 – 14
15 - 16
|
Модульные
курсы
|
Факультатив
для мальчиков (тренинг)
Психологическая
гимнастика
|
Индивидуальные
консультации
|
Четверг
|
9 – 12
12 – 14
15 - 18
|
Педконсилиум
|
«Телефон
доверия»
(2 смена)
Школа
трёх «С»
|
Индивидуальные
консультации
|
Пятница
|
9 – 10
11 – 12
12 – 14
18 - 19
|
Консультативное
совещание с адми-
нистрацией
Психотерапия
|
|
«Телефон
доверия»
Школа
для роди-
телей, IX-XI кл.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|